Москва, небольшой городок в Суздальской земле, постепенно дорастает до столицы отдельного княжества. Первым его главой в 1276 году стал сын Александра Невского Даниил. В эти лесные края не проникала ордынская конница. Поэтому всё больше людей, искавших спасения от погромов и надеявшихся на мирную жизнь, притекало «под руку» московского князя.
Сын Даниила Иван Калита столь усердно радел о благополучии своего княжества, что оно постепенно становится «первым среди равных». Путь к этому был только один: «тишина великая», покорность Орде, которая тогда находилась в апогее своего могущества. По приказу хана Иван участвует в разгроме восставшей Твери, и – получает Владимирский ярлык. Отныне князь сам, твердой рукой, собирает дань со всех русских земель (отсюда прозвище Калита – денежный мешок), отвозит ее монголам, не забывая наполнять и свою собственную казну. Его столица растет, отстраивается, но Калита смотрел дальше – он задумал сделать ее центром будущего возрождения страны. Именно поэтому он предлагает главе Церкви, митрополиту Киевскому и всея Руси, обосноваться в Москве (уже давно тот жил не в запустевшем Киеве, а во Владимире). И в 1326 году митрополит Петр прибывает к московскому князю, вместе с ним закладывает первый каменный Успенский собор на Боровицком холме. Вскоре Петр умирает, его начинают почитать как первого московского святого. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно переносит свою кафедру в Москву, которая отныне становится церковной столицей Руси.
Иван Данилович Калита сумел не только уберечь свои владения от набегов и расширить их, но возвысить свое княжество. Именно Калиту называют первым собирателем Руси. Его сыновья Семеон Гордый и Иван Красный продолжили дело отца. В северо‑восточном крае выросло два «небитых» поколения, над которыми не довлел ужас монгольского погрома. Они‑то и встанут стеной на поле Куликовом.
1368
Поход Ольгерда на Москву
Пока Московская Русь только собиралась с силами, на ее западных границах за каких‑то полвека выросло огромное государство – Великое княжество Литовское. Причем большую часть его территории составили бывшие земли Киевской Руси, а правители назывались великими князьями литовскими и русскими. Литва стремилась противостоять Орде и добилась в этом значительных успехов. Так что росла она не только за счет прямых захватов русских земель, но и благодаря их «добровольному вхождению». Русский (старорусский) язык в этой стране господствовал, как и православная вера, хотя сами правители, князья Гедиминовичи, долго оставались язычниками. В 1350–1360‑х годах литовский князь Ольгерд широко раздвинул границы своего государства, при нем оно простиралось от Балтики на севере до Причерноморья на юге и от предгорий Карпат на западе до Оки (дальнее Подмосковье) – на востоке. Он стал претендовать на большее, задумав подчинить Смоленск, Новгород, Тверь…
Непосредственным поводом к военному походу Ольгерда в 1368 году стал конфликт между ним и московским князем Дмитрием Ивановичем из‑за «буферного» Тверского княжества. Когда Москва попыталась взять его под свой контроль, тверской князь Михаил обратился за помощью к своему зятю Ольгерду. Литовский правитель решил, что уже хватит меряться силами на границах, и двинул свои полки прямо на Москву. Но московская оборона оказалась крепкой: только что отстроенный белокаменный кремль неприятелю взять не удалось. Еще два раза Михаил Тверской приводил литовцев на московские земли – в 1370 и 1372 годах, результат был тот же. Москва показала, что будет твердо отстаивать свое право и дальше собирать русские земли.
«Литовщина» 1368 года стала первой в целой серии русско‑литовских войн за киевское наследство.
1380
Мамаево побоище
При внуке Ивана Калиты, князе Дмитрии Ивановиче, произошла и первая крупная битва русского войска с Ордой. С юных лет у князя был мудрый наставник – митрополит Алексий, который помогал ему укрепиться на престоле. По совету Алексия московский князь превращает свой стольный град в неприступную крепость – строит мощный белокаменный кремль (1367). К тому же он хорошо знал: в Орде не прекращается «великая замятня» – жестокая борьба за трон. Когда власть захватил неродовитый военачальник Мамай, Дмитрий отказывается платить ему дань. Покарать Москву малыми силами ордынцам уже невозможно: в 1378 году русские разбивают посланную ими рать на реке Воже. Тогда Мамай решает предпринять разгромный поход на Русь и летом 1380 года выдвигает многотысячное войско. Дмитрий рассылает гонцов в русские княжества, однако далеко не все отзываются на его призыв. Но князю придает твердости благословение на битву, которое дал ему игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский, славившийся святостью и прозорливостью.
Знаменитое сражение произошло в день Рождества Богородицы 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, между Доном и Непрядвой‑рекой. Чтобы воодушевить воинов‑ополченцев, князь Дмитрий вместе с ними бился в рядах Большого полка, был тяжело ранен. В решающий момент, когда Мамай уже торжествовал победу, в тыл монголам ударил засадный полк, которым руководили князь Владимир Андреевич Храбрый и воевода Дмитрий Боброк Волынский. Это и решило исход битвы. Бежавших ордынцев гнали 50 верст. Но и потери русских были огромны.
Куликовская победа не привела к свержению ига, однако и не прошла даром – она укрепила веру в свои силы. А кроме того, эта победа возвысила авторитет московского князя, сделала Москву центром объединения русских земель. Дмитрия Ивановича станут называть Дмитрием Донским.
В Мамаевом побоище полегли почти все воины‑москвичи. И когда через два года новый ордынский правитель, хан Тохтамыш, пошел на Москву, сил для обороны было немного. Город был взят хитростью и сожжен.
1425–1427
«Троица» Андрея Рублева
В жестокое, полное бедствий время работал на Руси гениальный иконописец Андрей Рублев. Его творения считаются вершиной не только русского, но и мирового искусства. Конечно, для верующих людей иконы и фрески Рублева – это, прежде всего, почитаемые святыни, образы «горнего» мира.
О самом мастере мы знаем очень мало, родился он предположительно около 1360 года, а умер в 1430‑м. Был монахом московского Андроникова монастыря, расписывал «со товарищи» собор во Владимире, создавал иконостасы в Москве и Звенигороде. Главная же его работа, самая известная, «Троица» была написана для собора Троице‑Сергиевой лавры уже на закате жизни. На ней мы видим трех ангелов, ведущих безмолвную беседу. Это образ Божественного согласия, единения и любви, явленный раздираемому враждой миру. Три фигуры образуют круг – символ вечности и совершенства. Не для того, чтобы судить слабых и грешных людей, пришли ангелы на землю, но в утешение им, поэтому нет в их ликах суровости, «грозы», но лишь всеведущая печаль и сострадание…
В средневековой Руси иконы Рублева считались эталоном. Так, Стоглавый церковный собор, созванный в 1551 году, постановил: «Писать иконописцам иконы с древних переводов, как греческие иконописцы писали и как писал Ондрей Рублев».
В 1988 году инок‑иконописец Андрей Рублев был канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобных святых.
1448
Автокефалия русской Церкви
В середине XV века Русская церковь становится автокефальной – фактически независимой от Константинопольского патриархата. Это стало следствием целой цепи важных исторических событий.
Турки‑османы завладели к этому времени почти всей Византийской империей и нацелились на ее столицу – Константинополь. Император Византии, бессильный противостоять воинственным захватчикам, ждал спасения от христианской Европы. И папа Римский обещал организовать крестовый поход на помощь «Второму Риму», но только в обмен на объединение под своим главенством двух ветвей христианства – православной и католической (раскол церквей произошел еще в 1054 году). Император уступает, и Константинопольский патриарх соглашается подчиниться папе. В июне 1439 года на Вселенском соборе была принята Флорентийская уния – договор об объединении церквей.
От имени Русской Церкви этот договор подписал недавно назначенный митрополит грек Исидор, один из главных сторонников унии. Но когда он прибыл после собора в Москву и стал славить папу Римского, князь Василий II назвал его «латинским прелестником» и отступником, заточил в монастырь, откуда тот вскоре бежал. По сути всё это означало разрыв с униатским Константинополем. И через несколько лет, в 1448 году, собор русских епископов в Москве принял решение: самостоятельно избрать нового митрополита Киевского и всея Руси. Им стал рязанский епископ Иона. Вскоре он уже будет именоваться митрополитом Московским.
А Римский понтифик своего обещания грекам не сдержал, новый крестовый поход не состоялся. В 1453 году Константинополь был захвачен турками и Византийская империя пала.
1462
Начало правления Ивана III
Ивана III называют первым российским самодержцем и отцом‑основателем единого русского государства, Иваном Великим. Его правление продолжалось 43 года и составило целую эпоху в русской истории. При нем территория страны увеличилась в несколько раз, она освободилась от ордынской зависимости, а правитель ее закрепил за собой гордый титул Государя всея Руси.
Детство и юность княжича Ивана пришлись на годы междоусобной войны, которая продолжалась четверть века. Соперничество княжеских кланов принесло страшные беды стране, отец Ивана, Василий II, был тогда ослеплен – стал Темным, сам Иван едва избежал гибели. Но зато слепой отец очень рано сделал Ивана своим соправителем, а стало быть, единственным и бесспорным наследником. И после смерти Василия его сын – первым из московских князей – не поехал за ярлыком в Орду, а самостоятельно утвердился на престоле.
Иван III сразу же начал настойчиво и непреклонно, всеми способами собирать Русь воедино – присоединять к Москве княжества, уделы, земли и города. И дело пошло необычайно успешно. После ужасов феодальной войны все желали мира и порядка; и простые люди, и знать повсеместно стремились «под руку» великого князя. Но приходилось Ивану применять и силу – особенно упорно сопротивлялся Великий Новгород, державшийся за свою независимость, а то и поглядывавший в сторону Литвы. Владения богатой торговой республики были весьма обширны, а соседи ее амбициозны. И Господин Великий Новгород оказался заложником в вековом споре о том, кто станет крупнейшей региональной державой – Великое княжество Литовское или Московия. Иван действовал решительно: он предпринял два военных похода, после которых независимая Новгородская республика перестала существовать (1478). Подчинилась московской силе и Тверь (1485). Наконец, Иван задумывается о присоединении земель Литовской Руси. Ее правители сделали окончательный выбор в пользу католичества и союза с Польшей; казавшийся одно время вполне реальным проект создания «всея Руси» со столицей в Вильно был оставлен. Притесняемая православная знать стала переходить к московскому двору. В результате двух войн с Литвой Московское государство к концу правления Ивана III получило обширную территорию на юго‑западе.
Как точно заметил Карл Маркс, «изумленная Европа была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах».
1472
Дата: 2019-11-01, просмотров: 292.