История России: 110 главных дат
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=43175404

«История России: 110 главных дат »:

ISBN 978‑5‑00119‑007

Аннотация

 

Можно ли знать всю тысячелетнюю историю России? Конечно же, нет! Поэтому авторы решились выделить 110 дат, которые они считают важнейшими. Но российская история – это не набор дат, событий, имен, а сложный, многотрудный путь. И эта книга – путеводитель, который расставляет на нем главные вехи.

Задача книги – пробудить интерес к прошлому нашей страны у читателей, в первую очередь молодых, мало или поверхностно с ним знакомых. Краткие, но насыщенные очерки, дополненные оригинальными иллюстрациями, позволяют сделать восприятие исторических событий живым, доступным и увлекательным.

 

Александр Артурович Сагомонян, Галина Владимировна Кошелева

История России: 110 главных дат

 

© Сагомонян А.А., Кошелева Г.В. текст, 2018

© Зудин А.В., иллюстрации, 2018

© Издательство ООО ТД «Белый город», 2018

 

Предисловие

 

«История России: 110 главных дат» – это увлекательно написанное, иллюстрированное издание, обращенное прежде всего к молодежной аудитории. Как нам представляется, это не только интересная, познавательная, но и очень нужная именно сейчас книга.

В наши дни редкий телеканал, журнал или газета обходятся без рубрики, посвященной историческим сюжетам. Впрочем, чаще всего речь идет о неких «загадках», романах известных людей, занимательных случаях из их жизни… Один за другим выходят, исторические, а чаще псевдоисторические, фильмы и сериалы. Всё это весьма занятно, но дает ли реальные представления о былых временах, понимание того, как и почему одна эпоха сменяла другую, что двигало людьми прошлого, из которого и родилось наше настоящее?

В первую очередь, нас, конечно же, заботит то, как представляет себе историю собственной страны молодое поколение. А наблюдения за современными школьниками и студентами показывают, что, к сожалению, их знания становятся только хуже. Даже выпускники хороших школ порой не знают элементарных вещей, путаются в хрестоматийных датах и именах. Некоторые из них искренне считают историю не обязательным для изучения предметом, который не пригодится для достижения успеха в жизни. А для кого‑то проблематично «собрать» в единое целое школьный курс, который растянут на несколько лет. Надо ли доказывать, что без «исторической базы» невозможно понять, что происходит в современном, окружающем нас мире, почему так, а не иначе идет развитие нашей собственной страны.

Много говорят сейчас о «клиповом» мышлении современных молодых людей. Им трудно представить себе последовательность и логику исторических событий. Иными словами – что было раньше, а что и, главное, почему стало потом.

Существуют, конечно, хорошие учебники и пособия, множество прекрасных, познавательных книг, но учебники часто слишком сложны, объемны и перенасыщены информацией. Далеко не все подростки захотят и попытаются их осилить. Большинство же выходящих трудов по истории рассчитаны на уже подготовленного, просвещенного читателя.

Эта ситуация определила задачи, которые поставили перед собой авторы данного издания. Во‑первых, они выстроили единую «ленту времени», цельную и связную картину, которую можно освоить достаточно быстро, и при этом, дойдя до середины, не забыть, с чего всё началось. Во‑вторых – выделили основные вехи, формирующие исторический путь России, ограничив их количество таким образом, чтобы книга получилась доступной и удобной для восприятия.

Надеемся, что, прочитав эту книгу, молодой человек захочет расширить свои познания, обратится к другим источникам информации, но – имея уже определенные ориентиры.

Георгий Александрович Карлов,

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ

 

Век IX–XVII век

Древняя Русь

Московское государство

 

862

Призвание Рюрика

 

Племена будущих восточных славян двинулись из Центральной Европы и к VII–VIII векам расселились по обширной территории – от Ладожского озера до Черного моря, от Карпат и до верховьев Оки. Все они – поляне, древляне, кривичи, вятичи, ильменские словене, уличи, тиверцы – жили в основном земледелием, поклонялись предкам и силам природы, приносили жертвы Перуну‑Громовержцу, Даждьбогу‑Солнцу, Велесу – богу скота, женской богине Мокоши… Во главе племен стояли вожди и старейшины, а для решения самых важных дел славяне собирались на общие сходы – вече. Земли вокруг было много, ничто не предвещало междоусобных ссор. Но, как сообщает древнейшая «Повесть временных лет», однажды раздоры всё же вспыхнули в краю ильменских словен, где с ними соседствовали угро‑финские племена (чудь и меря) и кривичи. Решили тогда местные вожди позвать князя из северной страны и обратились к нему с такими словами, пережившими века: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». И в 862 году пришел из Скандинавии конунг Рюрик с двумя своими братьями и дружиной – «русью», осел поначалу в Старой Ладоге, споры разрешил, соседей помирил, но обложил данью. Затем он перебрался в Новгород (или сам его основал), стал год за годом расширять свои владения. Отсюда «есть пошла Русская земля».

Приглашали Рюрика или он пришел сам – мы уже никогда не узнаем, но тот факт, что отряды скандинавов‑викингов, или варягов, во множестве прибывали в земли восточных славян в VIII–IX веках, установлен совершенно точно. Главные занятия викингов – это война и торговля военной добычей. Пол‑Европы стало тогда ареной их дерзких набегов… Обосновались они и в городе полян Киеве, на берегу полноводного Днепра: если верить преданию, сюда явились и стали княжить Аскольд и Дир – дружинники Рюрика. От Новгорода до Киева – полторы тысячи километров. Но «морские кочевники» викинги смогли, с помощью местных племен, проложить здесь единый водный путь – через несколько озер, рек и волоков между ними. Не удивительно, что Киев привлек пришельцев с севера: ведь отсюда без особых трудностей, на ладьях можно было добраться через Черное море до богатой Византии. А уж там выгоднее всего было сбывать то, чем разжились в славянских землях, – меха и воск, мед и рабов. Взамен же приобретать украшенное оружие, ценные ткани, серебряную посуду – всё, что прилично знатному дружиннику.

Со временем воинственные конунги возьмут под свою руку все области, лежащие вдоль великого торгового пути «из варяг в греки». И, как оказалось, – тем самым начнут создавать Древнерусское государство.

 

 

882

Взятие Киева Олегом

 

После смерти Рюрика в 879 году власть перешла к его родственнику Олегу. Этот предприимчивый и бесстрашный варяг засиживаться на севере не собирался, а сразу двинулся на овладение днепровским «плацдармом». Для этого он собрал большое войско из подвластных ему славянских и финских племен. Но, как рассказывает летопись, сражаться за Киев ему не пришлось: Аскольда и Дира он выманил хитростью и убил, после чего горожане сдались. Это произошло примерно в 882 году.

Осев в Киеве, Олег начал подчинять себе окрестные славянские племена. Подчинение это сводилось к тому, что они платили ему дань и поставляли воинов, а в остальном жили по‑прежнему. Чтобы собрать дань, конунг с дружиной объезжал подвластные земли, то есть отправлялся в «полюдье». Заодно он разбирал споры, вершил суд, налаживал отношения с местной «верхушкой». Олег строил укрепленные города и крепости для защиты от кочевников, успешно воевал с сильными южными соседями – хазарами, даже захватил их крепость Тамарху (Тьмутаракань), рядом с Крымом. Это еще больше приблизило его к заветной цели – Константинополю.

Наконец, в 907 году он совершил успешный поход на Византию. Когда греки увидели большое Олегово войско у стен своей столицы, они решили откупиться. Полученные золотые монеты и красивые ткани представлялись северным «варварам» несметным богатством. Гордый Олег прибил свой щит на вратах Царьграда (Константинополя) и поспешил в обратный путь, а через несколько лет подписал с греками выгодный торговый договор. В результате Олег заслужил прозвание Вещий (мудрый). С этих пор Византия станет для Древнерусского государства главным ориентиром: с ней торговали и с ней пытались воевать, ее величию завидовали и перенимали достижения высокой византийской культуры.

 

945

Гибель Игоря

 

Олега в 912 году сменил князь Игорь, сын Рюрика, после того, как достиг совершеннолетия. Это был суровый воин, за свое долгое правление – 33 года – он не раз усмирял восставшие племена, отбивал атаки внешних врагов и сам нападал на соседей. После его победы над племенем уличей весь путь «из варяг в греки» перешел в руки киевских князей. Дважды ходил он на Константинополь: в 941 году безуспешно, потеряв в итоге все корабли, а в 944‑м взял богатую добычу и заключил военно‑торговый договор. Игорь – первый русский князь, имя которого упоминают в своих сочинениях западноевропейцы и византийцы.

Судьбе было угодно, чтобы погиб Игорь от рук древлян, которых покорил в самом начале своего правления. Через много лет, в 945 году, князь взял очередную дань, но не удовольствовался ею, вернулся и потребовал еще. На это древлянский князь Мал ответил: «Когда повадится волк по овцы, то перетаскает всё стадо, если не убить его». Ненасытный Игорь принял страшную казнь, а его воины были перебиты.

 

946

Реформа княгини Ольги

 

Единственный сын погибшего Игоря, Святослав, был еще ребенком, и бразды правления взяла в свои руки вдова князя – Ольга. Волевая и властная, язычница‑княгиня жестоко отомстила древлянам за смерть мужа – сожгла их главный город Искоростень и хитростью погубила старейшин. А чтобы сына ее не постигла в будущем участь отца, в 946 году она провела мудрую реформу. Данники теперь должны были сами свозить оброк (дань) в особые места – погосты; а главное – размер оброка был точно определен, и князья не могли назначать его «по своему хотению». После этого «полюдье» стало уже меньше походить на поход за добычей, а больше – на рядовой сбор налога.

В 957 году Ольга посетила Царьград. Потрясенная величием Софийского собора и красотой богослужения, она укрепляется в своем желании принять веру Христову. Крестивший ее патриарх Полиевкт сказал: «Будут тебя благословлять сыны Русские до скончания их рода». Получившая христианское имя Елена, она вернулась в Киев и построила там деревянный храм Святой Софии. Но «насаждать» христианство среди своих подданных Ольга не стала: язычество было еще слишком сильно. Даже своего сына Святослава она не сумела убедить принять христианскую веру. Тот отвечал, что дружина станет над ним смеяться, а мнение соратников было для князя‑воина превыше всего – в них была его сила.

 

965–972

Походы Святослава

 

В 957 году Ольга передала киевское княжение Святославу. Выросший среди дружинников, он всю свою жизнь провел в сражениях, заслужив прозвище восточного Александра Македонского. Наравне со своими воинами он переносил все тяготы походной жизни – спал на земле, подложив под голову седло, сам жарил себе мясо на углях. Словно барс, он передвигался со своим войском стремительно и неутомимо. Но никогда не нападал внезапно, а заранее предупреждал неприятеля: «Иду на вы!»

В 965 году Святослав разгромил южных соседей Руси – хазар, взял их города Итиль и Саркел. Затем он сражался с болгарами, заключив союз с Византией. Южный край так ему полюбился, что он решил обосноваться в Переяславце на Дунае, торговать оттуда товарами из восточнославянских земель. Но византийцам это не понравилось, против Святослава выступил император Иоанн Цимисхий – храбрый воин и искусный полководец, который с большим трудом выбил из Болгарии строптивого союзника. В 971 году, во время заключения мира, произошла их личная встреча. Греческий хронист так описал внешность Святослава: не высок и не мал, с густыми бровями и голубыми глазами. Голова бритая, только на одной ее стороне висела прядь волос, говорящая о знатности рода. Плечи очень широкие; весь он казался мрачным и суровым.

В следующем году, на пути домой Святослав погиб в схватке с кочевниками‑печенегами. Легенда гласит, что печенежский предводитель Куря приказал сделать из черепа князя кубок, оковав его золотом. Он пил из него вино, веря, что это сделает его таким же сильным и бесстрашным.

На самой же Руси 100‑летний «варяжский период» заканчивался. Чтобы укрепить рождающееся государство, его правителям требовалось быть уже не столько храбрыми воинами, сколько мудрыми устроителями.

 

988

Крещение Руси

 

Сын Святослава, Владимир, мало походил на своих безрассудно воинственных предков, хотя воевать ему, конечно, приходилось, да и жил он вначале как настоящий варвар‑язычник. Однако он сумел принять решение, которое изменило и его самого, и на века предопределило «особый путь» русского народа. В историю он вошел как Креститель Руси. В то время во всей Центральной и Восточной Европе на смену язычеству приходило христианство. Оставаться правителем языческой страны означало отрезать себя от европейского мира.

Согласно легенде, князь Владимир делал непростой выбор из нескольких религий, не обошел вниманием ислам и иудаизм. Но в итоге склонился к греческому православию, уже давно известному на Руси. Тем более что богослужение предполагалось вести на славянском языке – постарались братья‑просветители Кирилл и Мефодий.

Но Владимир задумал еще и породниться с византийскими императорами – за помощь в подавлении военного мятежа князь попросил у императора Василия II выдать за него сестру, принцессу Анну. Захватив богатый византийский город в Крыму – Херсонес (Корсунь) и крестившись в херсонесском храме, князь добился, чтобы к нему прислали Анну, и он с ней там же обвенчался. По возвращении в Киев Владимир устроил массовое крещение его жителей прямо в речных водах. Накануне языческие идолы, стоявшие на высоком берегу Днепра, были сброшены и изрублены под стоны и рыдания потрясенных людей. В Новгороде, куда князь послал своих дружинников Добрыню и Путяту, произошло настоящее сражение с противниками крещения. «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем»…

Новая религия непросто утверждалась на русских землях, потребовалось не одно поколение, чтобы она проникла во все отдаленные уголки, а для тех, кого крестили по велению властей, стала подлинной верой. Но еще долго отголоски древнего язычества были живы, часто переплетаясь с христианскими обрядами… Христианство утверждало, что всякая власть от Бога, и значит – укрепляло государство. Оно объединяло разрозненные племена в единый народ. Из Византии – центра цивилизации тогдашнего мира – пришли на Русь книжная культура, школы и монастыри, икона и церковное зодчество…

На Руси была создана митрополия, подчинявшаяся Константинопольскому патриарху. Кроме священников «царевна» Анна привезла с собой зодчих, художников, мастеров‑строителей. Они возвели в Киеве первый каменный собор – Пресвятой Богородицы, прозванный Десятинной церковью, так как князь отдал ей десятую часть своих доходов.

Сам же Владимир после крещения удивительно изменился. Если раньше он был жестоким правителем, замаравшим свои руки убийством брата, многоженцем и любителем пиров, то теперь стал богобоязненным, гуманным и мудрым. За щедрость и доброту народ прозвал его Красно Солнышко.

 

 

1015

Убийство Бориса и Глеба

 

Пожалуй, наиболее часто упоминаемое в русских летописях событие – это междоусобная борьба князей друг с другом: один князь оспаривает у другого киевский престол, брат идет войной на брата, в борьбу вступают всё новые родичи… Древнерусское государство было еще незрелым, порядок передачи верховной власти не устоялся. Хотя, по обычаю, наследником правителя считался его старший сын, но на деле с уходом киевского князя в мир иной начиналась жестокая борьба за власть. Первая княжеская усобица произошла после смерти Святослава: сначала один его сын убил другого, а затем сам был зарезан слугами Владимира. После смерти самого Владимира всё повторилось… И первыми русскими святыми стали безвинно погибшие в этой междоусобной распре младшие его сыновья – Борис и Глеб.

Владимир Святославич направлял своих сыновей наместниками в главные города, центры племенных земель, так что все русские земли находились под властью одной династии – Рюриковичей. Но и сами княжичи привыкали быть правителями, их амбиции росли. После смерти Владимира в 1015 году власть в Киеве взял его старший сын Святополк, у которого имелось еще 11 братьев. Вначале новый князь решил, что наиболее опасен для него Борис, любимец отца. Однако тот и не помышлял идти против старшего брата – даже когда узнал, что Святополк подослал к нему убийц. Как христианин, он смиренно принял мученическую смерть. Затем так же погиб младший брат Глеб. Братья были не первыми и не последними жертвами усобиц, но именно они стали почитаться как святые заступники русской земли. Так Церковь пыталась предупредить властителей от страшных бед и грехов, которые несла с собой княжеская рознь.

Борьба братьев в тот раз не закончилась. В нее включился Ярослав, сидевший в Новгороде: он, в конце концов, разбил коварного Святополка, еще при жизни прозванного Окаянным.

 

1016

Дата: 2019-11-01, просмотров: 227.