Наиболее распространенное направление анализа конкурентоспособности – это сравнительная оценка конкурентоспособности продукта данной фирмы. Такую оценку на практике провести наиболее легко, так как информация о потребительских свойствах и эксплуатационных характеристиках продуктов является доступной. Проводя исследование потребителей, торговых организаций, можно получить информацию о престижности торговых марок, предпочтениях потребителей, рыночной доле и т.д.
Оценка конкурентоспособности фирмы – гораздо более сложная задача. Проблемность такой оценки усугубляется невозможностью во многих случаях законными способами получить достоверную информацию о различных аспектах производственно-хозяйственной деятельности конкурентов.
Вследствие этого представляет определенный интерес методика оценки изменения конкурентоспособности фирмы во времени без учета деятельности фирм-конкурентов, которая была опубликована в журнале «Маркетинг в России и за рубежом» [23]. Безусловно, такая оценка носит ограниченный характер. Показатели конкурентоспособности в данном случае сами по себе характеризуют только динамику изменения эффективности рыночной деятельности фирмы и не содержат информацию о ее позиции на рынке относительно позиций фирм-конкурентов.
Однако и такая неполная информация позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности, проанализировать улучшение или ухудшение в целом рыночной позиции фирмы. К тому же при использовании данного подхода не требуется информация о деятельности фирм-конкурентов. Эта методика никогда не использовалась в деятельности ООО «МегаСпейс», но, учитывая исключительную важность относительной оценки конкурентоспособности в деятельности компании, я решила применить ее.
Итоговый показатель оценки конкурентоспособности фирмы (К) рассчитывается как средняя величина трех составляющих по формуле:
|
где Мс – маркетинговая составляющая конкурентоспособности фирмы;
Кф – финансовая составляющая;
П – прибыль за отчетный период.
Поскольку в деятельности ООО «МегаСпейс» производство и НИОКР отсутствуют, оценка конкурентоспособности ограничивается только маркетинговой и финансовой составляющими. Кадровая составляющая присутствует опосредовано в маркетинговой и финансовой составляющих, так как эффективность этих видов деятельности прямым образом зависит от квалификации соответствующего персонала. Оценка эффективности продаж осуществляется при расчете маркетинговой составляющей.
Оценим маркетинговую составляющую Мс
Итоговый показатель конкурентоспособности фирмы по маркетинговой составляющей (Мс), рассчитывается по формуле:
|
Мс = Кп ´ Ксб ´ Крек ,
где Кп – продуктовая конкурентоспособность;
Ксб – конкурентоспособность сбыта;
Крек – конкурентоспособность продвижения продукта на рынок, в частности, рекламной деятельности.
|
где Kn j – коэффициент конкурентоспособности j-го продукта,
п – количество продуктов фирмы.
Следует отметить, что Kn выражает среднюю величину конкурентоспособности фирмы по совокупности продуктов.
Поскольку все приводимые ниже формулы расчета годятся для оценки всех продуктов ООО «Мегаспейс», то далее для простоты индекс j опускается, а Kn рассматривается как показатель конкурентоспособности одного продукта.
Расчет Kn проводится по следующей формуле:
|
где Кпф – коэффициент значимости j-го продукта фирмы на рынке;
Кач – показатель качества j-го продукта.
Показатель Кпф рассчитывается по следующей формуле:
|
где Крд – рыночная доля;
Kv – коэффициент изменения объема продаж.
Расчет данных коэффициентов производится следующим образом:
|
где Vп – объем продаж продукта фирмой;
V∑ – общий объем продаж продукта на рынке всеми конкурентами.
Kv показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж.
При увеличении объема продаж конкурентоспособность фирмы также имеет тенденцию к увеличению. Это проявляется в росте рыночной доли за счет конкурентов.
|
Kv = Vк / Vн ,
где Vк – объем продаж на конец отчетного периода;
Vн – объем продаж на начало отчетного периода.
Показатель качества продукта определяется по формуле:
|
Кач = (Кд + Эк + Б + Ст) / 4 ,
где Кд – качество дизайна
Эк – соответствие экологическим стандартам
Б – соответствие требованиям электрической безопасности
Ст – соответствие требованиям ГОСТа
Все данные показатели оценки качества продукта измеряются в баллах от 0 до 1. Оценку проводят эксперты.
Коэффициент эффективности каналов сбыта Ксб, характеризующий усилия фирмы по доведению продукта до потребителя, рассчитывается по формуле:
|
Ксб = V / С ,
где V – суммарный объем продаж через все каналы продаж на конец отчетного периода;
С – затраты на создание и функционирование каналов продаж.
Крек – коэффициент рекламной деятельности:
|
где Ккк – количество телефонных звонков, писем, факсов, электронных сообщений, переговоров, визитов и т.п. за отчетный период;
Ккн – тоже за аналогичный период прошлого года;
V кк – объем продаж за отчетный период;
V кн – объем продаж на начало отчетного периода.
Оценим финансовую составляющую Кф
Финансовая составляющая рассчитывается на основании данных формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Коэффициент финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы Кф рассчитывается по формуле:
|
где Кпт – коэффициент переуступки прав требования;
Рф – рентабельность фирмы, характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств фирмы;
Пл – показатель ликвидности, характеризует способность фирмы к быстрой реализации активов;
Пфу – показатель финансовой устойчивости;
Пда – показатель деловой активности;
Пос – показатель, характеризующий основные средства;
Кнл – коэффициент налоговых льгот.
|
Кпт = (Дзд + Дзк) / Кз ,
где Дзд – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются через более чем 12 месяцев после отчетной даты (строка 230 ф. № 1);
Дзк – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (строка 240 ф. № 1);
Кз – кредиторская задолженность (строка 620 ф. № 1).
|
где Ро – общая рентабельность;
Рск – рентабельность собственного капитала.
|
Ро = Чп / Вн ,
где Чп – чистая прибыль (убыток) отчетного периода (строка 190 ф. № 2)
Вн – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей (строка 010 ф. № 2).
|
Рск = Чп / Кр ,
где Чп – чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строка 190 ф. № 2);
Кр – итог по разделу III «Капитал и резервы» (строка 490 ф. № 1).
Показатель ликвидности (Пл) определяется как:
|
где Кпл – коэффициент текущей ликвидности;
Кал – коэффициент абсолютной ликвидности.
|
где Оа – итог по разделу II «Оборотные активы» (строка 290 ф. № 1);
Дзд – дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) (строка 230 ф. № 1);
Кро – итог по разделу V «Краткосрочные обязательства» (строка 690 ф. № 1).
|
где Кфв – коэффициент краткосрочных финансовых вложений (строка 250 ф. № 1);
Дс – денежные средства (строка 260 ф. № 1);
Коб – итог по разделу V «Краткосрочные обязательства» (строка 690 ф. № 1).
Показатель финансовой устойчивости (Пфу) характеризует стабильность финансового положения фирмы и рассчитывается следующим образом:
|
где Косс – коэффициент обеспеченности собственными средствами;
Ксзс – коэффициент соотношения собственных и заемных средств.
Косс определяется как отношение разности между средней величиной собственного капитала и величиной внеоборотных активов к величине оборотных активов:
|
Косс = (Крез – Вна) / Оа ,
где Крез – итог по разделу III «Капитал и резервы» (строка 490 ф. № 1);
Вна – итог по разделу 1 «Внеоборотные активы» (строка 190 ф. № 1);
Оа – итог по разделу II «Оборотные активы» (строка 290 ф. № 1).
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств определяется так:
|
где До – итог по разделу IV «Долгосрочные обязательства» (строка 590 ф. № 1);
Кро – итог по разделу V «Краткосрочные обязательства» (строка 690 ф. № 1);
Кр – итог по разделу III «Капитал и резервы» (строка 490 ф. № 1).
Показатель деловой активности (Пда) характеризует экономическую деятельность фирмы, конкретизированную в виде продажи бытовой техники:
|
где Вр – выручка от реализации;
Ота – период оборота текущих активов;
Озз – период оборота запасов и затрат.
|
где Вро – выручка от реализации за отчетный период (строка 010, гр. 3, ф. № 2);
Врп – выручка от реализации за предыдущий период, (то же, гр. 4).
|
где Дзк – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (строка 240 ф. № 1);
Кфв – краткосрочные финансовые вложения (строка 250 ф. № 1);
Дс – денежные средства (строка 260 ф. № 1);
Т – принимаемое в расчетах значение 90, 180, 270, 360 дней соответственно отчетному периоду;
Вн – выручка нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей (строка 010 ф. № 2).
Период оборота запасов и затрат (Озз) определяется как:
|
где З – запасы (строка 210 ф. № 1);
Нд c – налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (строка 220 ф. № 1);
Сст – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020 ф. № 2).
Показатель, характеризующий основные средства (Пос) рассчитывается по следующей формуле:
|
где Сосд – динамика стоимости основных средств;
Дос – доля основных средств в активах;
Ко – коэффициент обновления;
Кв – коэффициент выбытия основных средств;
Киос – коэффициент износа основных средств.
|
Сосд = Сосо / Сосп ,
где Сосо – стоимость основных средств на конец отчетного периода (строка 120 гр. 4 ф. № 1);
Сосп – тоже на конец предыдущего периода (тоже, гр. 3).
|
Дос = Ос / Б ,
где Ос – основные средства (строка 120 ф. № 1);
Б – баланс (строка 300 ф. № 1).
|
где Осо – первоначальная стоимость поступивших за отчетный период основных средств (строка 371 гр. 4 ф. № 5);
Осп – первоначальная стоимость основных средств за предыдущий период (строка 371 гр. 6 ф. № 5).
|
где Осоп – стоимость основных средств, выбывших за отчетный период (строка 371 гр. 5 ф. № 5);
Осно – стоимость основных средств на начало отчетного периода (строка 371 гр. 3 ф. № 5).
|
где Иос – износ основных средств (строка 394 гр. 4 ф. № 5);
Ос – первоначальная стоимость основных средств (с. 370 гр. 6 ф. № 5).
Последний показатель финансовой составляющей – коэффициент налоговых льгот (Кнл) рассчитывается следующим образом:
|
где Снп – сумма налогов, выплаченная фирмой после введения налоговых льгот, а также налоговых возмещений при упрощенной системе налогообложения за отчетный период;
Снд – сумма налогов, выплаченная фирмой за последний соответствующий отчетный период до введения налоговых льгот и возмещений; данные для расчета коэффициента налоговых льгот берутся из соответствующих налоговых деклараций, заполняемых фирмой ежеквартально и ежегодно.
Кнл характеризует налоговые льготы, получаемые фирмой в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Однако на ООО «Мегаспейс» не применяется упрощенная система налогообложения и никакими налоговыми льготами оно не обладает, поэтому коэффициент Кнл при расчете финансовой составляющей конкурентоспособности принимается равным 1.
Согласно приведенным формулам, рассчитаем показатель конкурентоспособности ООО «МегаСпейс», используя данные бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках за 2004 – 2006 года (см. Приложение А, Б).
Динамика показателей маркетинговой составляющей конкурентоспособности фирмы ООО «МегаСпейс» рассчитана по формулам (3.3) – (3.10). Обобщающие результаты внесены в табл. 3.1.
Таблица 3.1 – Результаты оценки маркетинговой составляющей
Год | Кп | Ксб | Крек | Мс |
2006 | 0,4 | 1,85 | 2,13 | 1,58 |
2005 | 0,01 | 1,15 | 0,9 | 0,01 |
2004 | 0,11 | 0,69 | 0,9 | 0,07 |
Динамика показателей финансовой составляющей конкурентоспособности ООО «МегаСпейс» за период 2004 – 2006 гг. рассчитана по формулам (3.11) – (3.31) (см. табл. 3.2).
Таблица 3.2 – Результаты оценки финансовой составляющей
Год | Кпт | Рф | Пл | Пфу | Пда | Пос | Кф |
2006 | 0,08 | 0,05 | 0,08 | 3,57 | 0,65 | 2,7 | 0,0027 |
2005 | 0,27 | 0,24 | 1,1 | 0,97 | 5,2 | 3,8 | 1,37 |
2004 | 0,42 | 0,01 | 0,93 | 0,64 | 0,46 | 0,3 | 0,0003 |
Динамика прибыли фирмы за период 2004 – 2006 гг. взята из отчетных данных (форма № 2 приложения к балансу) и внесена в табл. 3.3.
Таблица 3.3 – Динамика прибыли, тыс. р.
Год | Прибыль (тыс. р.) |
2006 | 2810 |
2005 | 2518 |
2004 | 1747 |
Динамика показателей, характеризующих конкурентоспособность фирмы ООО «МегаСпейс» в целом, рассчитана по формуле (3.1). Результаты за 2004 – 2006 гг. внесены в табл. 3.4.
Таблица 3.4 – Результаты оценки конкурентоспособности фирмы
Год | Мс | Кф | К |
2006 | 1,58 | 0,0037 | 0,000002080 |
2005 | 0,01 | 0,0027 | 0,000000011 |
2004 | 0,07 | 0,0003 | 0,000000012 |
На основе представленных расчетов и полученных результатов видно, что значительно улучшилась деятельность фирмы в сфере маркетинга, особенно в 2006 г. При этом финансовое положение ООО «МегаСпейс» не проявляет такого внушительного роста. В целом конкурентоспособность рассматриваемого предприятия имеет отчетливую тенденцию к росту. Однако это противоречит выводам сделанным выше, что еще раз подтверждает тот факт, что без серьезного изучения деятельности конкурентов, серьезной и перспективной стратегии не построишь.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.