Основой успеха предприятия в условиях рыночной экономики является высокий уровень организации производства, стержнем которого служит четкое сознание и реализация каждым работником своей ответственности и своей роли в достижении предприятием качественных конечных результатов. Поэтому предлагается внедрить и сертифицировать систему качества в ООО «ЧелябТрансАвто-3» по стандартам серии ISO 9000.
Как положительный момент следует отметить тот факт, что само наличие международного сертификата системы менеджмента качества может иметь решающее значение при привлечении инвестиций, так как повышает уровень надежности и доверия к предприятию со стороны потенциальных инвесторов, значительно снижает риски при оказании инвестиционной поддержки предприятию и является своего рода гарантом для инвестиционных компаний. Работа с предприятием, имеющим международный сертификат по стандартам серии ISO 9000, считается менее рискованной за счет 2-х ключевых факторов:
– внутренней структурированности и упорядоченности деятельности предприятия, большей прозрачности системы управления;
– наличия периодического внешнего контроля со стороны независимого регистратора.
Для потенциальных инвесторов стоимость предприятия чаще всего определяется доходным методом, основанным на определении дисконтированного денежного дохода, который принесет бизнес в будущем; с помощью данного метода проверяется целесообразность инвестиционных вложений в предприятие. При оценке стоимости предприятия доходным методом наличие международного сертификата увеличивает стоимость двояким образом: за счет снижения рисков будущих доходов, а также вследствие роста объема будущих денежных потоков.
Обоснованная рыночная стоимость предприятия складывается из стоимости системы его элементов (активов) плюс системный эффект (goodwill). Гудвилл, "доброе имя" - это неосязаемые активы предприятия, включающие его имидж, деловую репутацию, взаимоотношения с клиентурой, торговые марки, местонахождение, номенклатуру оказываемых услуг и др. Эти факторы отдельно не выделяются и не оцениваются в отчетности предприятия, но создают реальные экономические выгоды.
Построение системы качества позволяет в значительной степени улучшить такие составляющие гудвилла как имидж и репутацию предприятия. В то же время сама сертифицированная система качества компании является одной из составляющих гудвилла, соответственно, получение сертификата напрямую влияет на повышение рыночной стоимости компании. По оценкам международного регистратора "Det Norske Veritas", сертификация системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000 повышает рыночную стоимость предприятия в среднем на 10%.
Руководство по качеству, разрабатываемое в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001-2001, должно включать в себя:
– Политику в области качества ООО «ЧелябТрансАвто-3» (предлагаемый вариант приведен в прил. 3);
– описание системы менеджмента качества в области качества в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО 9001-2001;
– организационную структуру предприятия;
– структуру документации системы менеджмента качества;
– организационно-функциональную структуру управления системой менеджмента качества;
– схему взаимодействия процессов.
Деятельность любого подразделения ООО «ЧелябТрансАвто-3», посредством используемых ресурсов, преобразует входы в выходы, т. е. представляет собой процесс.
Вся деятельность предприятия представляет собой взаимосвязанную цепочку этих процессов. Для того чтобы управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами, в табл. 4 предлагается их идентификация их исходя из требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001; требований законодательных актов; целей и задач предприятия на текущий период; организационной структуры предприятия.
Таблица 4
Таблица идентификации процессов, их владельцев и руководителей
Код процесса | Наименование процесса | Владелец процесса | Руководитель процесса |
У 1 | Планирование | Генеральный директор | Главный бухгалтер |
У 2 | Управление документацией | ||
У 2.1 | Управление документами СМК | Генеральный директор | Генеральный директор |
У 2.2 | Управление законодательными документами | Генеральный директор | Генеральный директор |
У 2.3 | Управление нормативными документами | Генеральный директор | Генеральный директор |
У 2.4 | Управление документами по ТБ | Генеральный директор | Инженер по ТБ |
У 2.5 | Управление технологическими документами: технологические инструкции; технологические схемы; Правила организации и ведения технологического процесса | Генеральный директор | Генеральный директор |
У 2.6 | Управление организационно-распорядительной документацией: должностная инструкция; приказы, распоряжения, служебные записки, внешняя и внутренняя переписка | Генеральный директор | Механик Гл. бухгалтер |
У 3 | Внутренний аудит | Гл. бухгалтер | Гл. бухгалтер |
У 4 | Управление услугами несоответствующего качества | Генеральный директор | Механик |
У 5 | Управление корректирующими и предупреждающими действиями | Генеральный директор | Механик |
У 6 | Метрологическое обеспечение производства | Генеральный директор | Механик |
Продолжение табл. 4
Код процесса | Наименование процесса | Владелец процесса | Руководитель процесса |
У 7 | Управление финансовыми ресурсами | Генеральный директор | Гл. бухгалтер |
У 8 | Управление человеческими ресурсами | Генеральный директор | Генеральный директор |
У 9 | Управление производственной средой | Генеральный директор | Механик |
У 10 | Управление охраной труда | Генеральный директор | Инженер по ТБ |
У 11 | Управление противопожарной безопасностью | Генеральный директор | Инженер по ТБ |
У 12 | Анализ СМК | Генеральный директор | Механик |
Б 1 | Управление продажами | ||
Б 1.1 | Маркетинговые исследования и рекламная деятельность | Генеральный директор | Генеральный директор |
Б 1.3 | Продажи и сбыт | Генеральный директор | Генеральный директор |
Б 2 | Управление разработкой новых видов услуг | Генеральный директор | Генеральный директор Механик |
Б 3 | Управление закупками | Генеральный директор | Кладовщик |
Б 4 | Производство услуг | Генеральный директор | Механик |
Б 5 | Мониторинг и измерение | ||
Б 5.1. | Входной контроль сырья | Генеральный директор | Механик |
Б 5.2 | Производственный контроль | Генеральный директор | Механик |
Б 5.3 | Контроль оказываемых услуг (окончательный) | Генеральный директор | Механик |
Б 6 | Хранение и транспортирование | Гл. бухгалтер | Кладовщик |
Б 6.1 | Процесс складирования | Гл. бухгалтер | Кладовщик |
Б 6.2 | Транспортирование | Генеральный директор | Механик |
О 1 | Управление инфраструктурой | Генеральный директор | Механик |
О 1.1 | Обслуживание зданий | Генеральный директор | Генеральный директор |
О 1.2 | Обслуживание технологического оборудования | Генеральный директор | Механик |
О 1.3 | Обеспечение и обслуживание производства энергоносителями | Генеральный директор | Механик |
О 1.4 | Обслуживание и обеспечение производства газом, теплом, водой | Генеральный директор | Механик |
О 1.5 | Информационное обслуживание | Генеральный директор | Гл. бухгалтер |
О 1.6 | Автоматизация технологических процессов | Генеральный директор | Гл. бухгалтер |
Определение состава процессов системы менеджмента качества предприятия осуществляет генеральный директор.
За каждым процессом (подпроцессом) закреплен владелец и руководитель.
Владелец процесса – должностное лицо предприятия, несущее ответственность за результативность и эффективность процесса, а также выделения ресурсов, необходимых для планирования и ведения процесса.
Руководитель процесса – должностное лицо, несущее ответственность за текущий менеджмент процесса с целью достижения запланированных результатов. Руководитель процесса обеспечивает его рабочее функционирование. Руководитель процесса подчинен владельцу процесса. Ответственность и полномочия владельцев процессов должны быть определены в «Положении о владельце процесса системы менеджмента качества». Владельцев и руководителей процессов назначает генеральный директор приказом по предприятию.
Процессы системы менеджмента качества делятся на:
– управленческие (процессы менеджмента) - У - процессы, результатами которых является повышение результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества;
– базовые - Б - процессы, связанные с обеспечением функционирования жизненного цикла услуги, результатом которых является выпуск услуг и удовлетворение требований потребителя;
– обеспечивающие (вспомогательные) - О - процессы, результатами, которых является обеспечение надежного функционирования всех процессов системы менеджмента качества.
В карте процесса, предлагаемая форма которого приведена в прил. 4, должны быть определены цели процесса входы и выходы, требования к ним, поставщики и потребители процесса, ресурсы посредством которых входы превращаются в выходы, контрольные точки, методы контроля, критерии результативности и эффективности процесса.
Предлагаемая система менеджмента качества периодически должна анализироваться и оцениваться высшим руководством предприятия для того, чтобы убедиться, что система удовлетворяет требованиям и эффективна. Одним из главных элементов анализа является подготовка отчета для анализа системы менеджмента качества. Руководство предприятия должно проводить анализ и оценку системы менеджмента качества на основании данных, представленных в виде справки по оценке системы менеджмента качества с выводами и предложениями по совершенствованию системы менеджмента качества (прил. 5).
Входные данные для анализа формируются на основе анализа следующих данных:
– результатов внешних и внутренних аудитов;
– проверок выполнения корректирующих и предупреждающих действий;
– отчетов о затратах на качество; функционирование процессов;
– соответствие продукции;
– последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны руководства;
– рекомендаций по улучшению системы менеджмента качества;
– анализа претензий;
– обратной связи с потребителем.
Данные для анализа системы менеджмента качества должны представляться ответственными лицами 2 раза в год текущего года генеральному директору.
В результате проведенного анализа высшее руководство дает оценку эффективности функционирования в ООО «ЧелябТрансАвто-3» системы менеджмента качества, принимает управленческие решения и разрабатывает рекомендации по:
– внесению изменений в Политику в области качества;
– совершенствованию организационной структуры управления предприятием;
– расширению области действия системы менеджмента качества;
– внесению изменений в Руководство по качеству;
– перераспределению ответственности по принципам системы менеджмента качества;
– повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов;
– улучшению сервиса согласно требований потребителей;
– перераспределению ресурсов обеспечения менеджмента качества.
Данные рекомендации являются выходными данными анализа системы менеджмента качества.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.