Глава 1. Теоретические и методологические основы управления качеством
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В современных условиях рыночной экономики в России большое внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

Качество является первоочередной задачей один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

Российские предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.

Вопросам управления качеством посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Научный интерес к проблеме качества заставляет обратиться к анализу накопленного теоретического материала.

Большой вклад в разработку применяемых в настоящее время систем управления качеством внесли отечественные ученые А.М. Длин, В.С. Мхитарян, В.И. Сиськов, зарубежные ученые Б. Бергман, Л. Ноулер, А. Фейгенбаум.

Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскому ученому Дж. Ван Этингеру. Им разработана специальная область науки квалиметрия – наука о способах измерения и квантификации показателей качества.

Ф. Кросби, являющийся одним из ведущих консультантов по качеству с мировым именем, обратил внимание на важность системы поощрения. Признание заслуг сотрудников и их стимулирование к достижению высоких результатов является составной частью современного менеджмента качества.

Источником и общего менеджмента , и менеджмента качества является система Ф.У. Тейлора, которая включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для «бракоделов», форм и методов воздействия на качество продукции.

Однако, по мнению автора, недостаточное внимание уделялось проблемам внедрения систем качества на предприятиях, способам их адаптации. Данная область стала анализироваться сравнительно недавно, такими исследователями в области качества как М.Г. Кругловым, В.Д. Мацута, К.М. Рахлиным, М.З. Свиткиным, Л.Е. Скрипко и др.

Целью данной работы является отыскание путей научно-обоснованных форм и методов управления качеством в практике деятельности российских предприятий и выработка практических рекомендаций по их применению на предприятии ООО «ЧелябТрансАвто-3».

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

– рассмотреть теоретические и методологические основы управления качеством;

– провести анализ системы управления качеством на предприятии ООО «ЧелябТрансАвто-3»;

– разработать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством ООО «ЧелябТрансАвто-3».

Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «ЧелябТрансАвто-3» в его взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами.

Предметом исследования в настоящей работе является система управления качеством и процесс управления качеством предприятия, ориентированный на повышение конкурентоспособности предприятия.

Теоретико-методологической основой исследования стали разработки, концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе. В рамках системного подхода в данной работе использовались методы сравнительного, субъектно-объектного, функционально-структурного анализа, а также теоретического моделирования.

Эмпирической базой исследования являются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, а также данные конкретного предприятия.

Предполагаемая практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что его рекомендации носят целенаправленный характер в условиях рыночной экономики и позволяют повысить эффективность управления качеством на предприятии.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами, которые решались в процессе проведения исследования. Она состоит их введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Менеджмент ресурсов

 

Для обеспечения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, реализации Политики в области качества на предприятии должны выделяться необходимые ресурсы: человеческие; инфраструктура; производственная среда; финансовые.

Определение потребности в ресурсах необходимо определять на начало года в организационно-технических мероприятиях и дополнительно по результатам корректирующих, предупреждающих действий, анализе системы менеджмента качества.

Управление ресурсами должно осуществляться руководством предприятия для повышения максимального удовлетворения требований - потребителей путем выполнения, функционированием системы менеджмента качества, постоянного повышения результативности и эффективности.

Человеческие ресурсы. Для выполнения задач и функций, возложенных на структурные подразделения предприятия, подбираются работники с соответствующим образованием, квалификацией, личными качествами, годными по состоянию здоровья, которые используют свои знания и способности для реализации целей.

Требования к компетенции и осведомленности персонала определены в должностных инструкциях и должно подтверждаться результатами аттестации.

Подготовка персонала направлена на обучение всех категорий работающих приемам и методам, необходимым для качественной работы на конкретном рабочем месте.

Подготовка и повышение квалификации персонала, в том числе и новых работников, способствует пониманию Политики в области качества, а также освоению методов и средств, обеспечивающих полноценное участие персонала в функционировании системы менеджмента качества. Подготовка кадров должна осуществляться на основе определения потребностей в подготовке кадров по категориям работающих:

– руководящий (административно-управленческий) персонал;

– технический персонал;

– руководители производственных подразделений;

– производственный персонал.

Обучение персонал в ООО «ЧелябТрансАвто-3» может осуществляться по пяти направлениям:

– подготовка новых рабочих;

– переподготовка;

– обучение вторым (смежным) профессиям;

– повышение квалификации рабочих;

– повышение квалификации руководителей и специалистов.

Ответственность за своевременное обучение своих работников несут руководители подразделений.

Критериями оценки результативности и эффективности подготовки кадров является обеспеченность структурных подразделений высококвалифицированными кадрами.

Инфраструктура. Для достижения соответствия установленных требований к услугам, на предприятии имеется и поддерживается в рабочем состоянии инфраструктура, которая обеспечена необходимыми ресурсами. Инфраструктура включает в себя:

– здания (ремонтно-строительный участок);

– оборудование для процессов;

– информационные ресурсы.

Порядок работ по обслуживанию оборудования представлен в табл. 6.

Таблица 6

Обслуживание оборудования

Действия О У И К
1 План-график ППР, декадный капитальный ремонт М М М М
2 Месячный план работы, заявки М М М М
3 Ежедневное планирование М М М М
4 Выполнение работ М М М М
5 Контроль выполнения работ М М М М
6 Анализ выполнения работ М М М М
7 Корректировка (приобретение запасных частей) М М М М

 

Примечание: О – обеспечивающие процессы, У – управленческие процессы, И – исполнение, К – контроль.

Производственная среда. Для обеспечения условий производства, на предприятии осуществляется контроль за состоянием производственной среды на соответствии требованиям санитарных правил и норм.

Ответственность за менеджмент ресурсов возлагается на руководителей подразделений под руководством генерального директора за:

– финансовое обеспечение – главный бухгалтер;

– инфрастуктуру, производственную среду и их обеспечение – механика, инженера по ТБ;

– информационное обеспечение – главного бухгалтера;

– обеспечение человеческими ресурсами – генерального директора.

Планирование жизненного цикла оказываемых услуг

 

Управление процессами включает в себя их планирование, создание условий для качественного исполнения техпроцессов, контроль, анализ и корректировку процессов по результатам контроля.

Планирование жизненного цикла оказываемых услуг должно включать:

– планирование разработки новых видов услуг;

– исследование рынков сбыта;

– разработка нормативной (технических условий), технологической (схемы, технологические инструкции) документации;

– обеспечение производства технологическим и измерительным оборудованием;

– контроль и испытание осваиваемых видов услуг;

– планирование деятельности по мониторингу услуг.

Виды планирования на предприятии:

– долгосрочное (организационно-технические мероприятия);

– месячное;

– оперативное.

Планы должны рассматриваться, утверждаться и контролироваться на совещаниях руководства предприятия ежедневно, ежемесячно.

На предприятии устанавливаются требования к оказываемым услугам:

– установленные заказчиком;

– законодательными или нормативными документами.

Для обеспечения выполнения заявки - требования потребителя, нормативной документации необходимо:

– анализировать заявку;

– разрешать вопросы, связанные со всеми требованиями, отличными от установленных документацией;

– задокументировать результаты анализа заявки.

Анализ заявки проводится с целью:

– получения уверенности в способности предприятия выполнять требования заявки;

– проверки правильности установления требований и их отражение в документации.

При анализе производится:

– проверка технологической осуществимости;

– проверка однозначности и полноты информации о качестве услуги, т. е. указаны ли в запросе все требования заказчика к показателям качества оказываемых услуг, также нормативная и другая необходимая документация;

– согласование условий заказа, т. е. выяснение производственных и финансовых возможностей при выполнении данного заказа;

– подготовка коммерческого предложения;

– подтверждение заказа;

– заключение договора;

– исполнение договора.

По итогам анализа делается заключение о возможности выполнения контракта. Все изменения к заявке оформляются также как сама заявка.

На предприятии необходимом разработать и установить систему обратной связи с потребителем в виде:

– анкет;

– телефонной и факсимильной связи;

– жалоб, претензий.

Анкеты от потребителя должны обрабатываются генеральным директором. Информация доводится до всех заинтересованных лиц.

Претензии поступают генеральному директору, должны расследоваться и анализироваться причины несоответствий. Анализ претензий должен доводиться до всех заинтересованных подразделений, которые производят корректирующие и предупреждающие действия.

Закупки. Процесс закупок сырья и материалов включает в себя:

– планирование;

– анализ информации на соответствие установленных требований к конкретным видам продукции, документам на закупку;

– заключение договоров;

– поставки;

– организацию входного контроля;

– оценку и выбор поставщиков;

– ведение записей о поставщиках и качестве закупаемого сырья;

– работу с несоответствующей продукцией (рассмотрение спорных вопросов и претензий, гарантийный возврат продукции) и др.

Планирование объемов закупок, запасов и сроков поставок должно осуществляться на основании утвержденных норм расхода сырья с учетом данных об имеющихся остатках.

Качество сырья должен определять механик.

Механик контролирует правильность изложения требований к заказываемому сырью, которые содержатся в документах на покупку.

Оценка и выбор поставщиков осуществляется посредством анализа следующих данных:

– коммерческих предложений;

– анализа поставок сырья и материалов в прошлом (по результатам входного контроля);

– испытаний представленных поставщиком образцов и материалов, основываясь на следующих критериях: показатели качества сырья и материалов; объемы поставок (минимальная партия); сроки выполнения; сроки и условия оплаты; производитель или посредник; условия доставки; местонахождения поставщика; стоимость.

Оценку поставщиков сырья и материалов предлагается производить по трех бальной шкале по каждому критерию оценки: 3-хорошо, 2- удовлетворительно, 1-плохо. При этом предпочтение следует отдавать поставщику набравшему наибольшее количество баллов. При равном количестве баллов предпочтение отдается поставщику, набравшему набольшее количество баллов по критериям с меньшим порядковым номером. Таким образом, все поставщиком подлежат разделению на три группы:

– А – набравшие 15-21 балл;

– В – набравшие 8-15 баллов;

– С – набравшие 7 и менее баллов.

К категории «А» относятся предпочтительные и наиболее надежные поставщики, с которыми имеется опыт работы и которые удовлетворяют всем необходимым требованиям системы оценки поставщика. К категории»В» относятся поставщики которые выполняют требования предъявляемые к нему с ограничениями или некоторыми отклонениями. К категории «С» относят поставщиков работать с которыми не рекомендуется.

Механик при необходимости определяет с поставщиком условия соглашений по обеспечению качества закупаемого сырья и методам его контроля.

Организацией работы по заключению договоров на закупку занимается генеральный директор.

С целью решения спорных вопросов и претензий принимаются меры установленные законодательством. Претензии поставщикам должен предъявлять механик по согласованию с генеральным директором на основании документов, подтверждающих несоответствие поступившего сырья в течении 3-х суток с момента поступления.

Ответственность за обеспечение производства сырьем несет механик.

Предлагаемый порядок действий по закупкам и выбору поставщика приведен в табл. 7.

Производство. Управление производственными процессами направлено на обеспечение качества услуг и оказание их в сроки и объемах согласно заключенных договоров и контрактов.

Подготовка производства включает в себя:

– разработку необходимой технической документации;

Таблица 7

Управление закупками

Наименование К О У И
1 Планирование и выбор критериев М М М М
2 Сбор информации М М М М
3 Анализ информации на соответствие критериям М М М М
4 Принятие решения о покупке ГД М М М
5 Заключение договора ГД ГД ГД ГД
6 Поставки ГД М М М
7 Входной контроль М М М М
8 Проверка качества М М М М
9 Проверка на соответствие условиям договора М М М М
10 Принятие решения о дальнейшей работе с поставщиком М М М М
11 Отчет документов М М М М
12 Перечень надежных поставщиков М М М М
13 Работа с несоответствующей продукцией ГД М ГД М
14 Корректировка условий договора ГД ГД ГД ГД

 

– приобретение оборудования, сырья, материалов;

– обеспечение подразделения необходимой документацией.

Оперативно-производственное планирование возлагается на механика.

Планы формируются на основе производственной мощности, заключенных договоров (контрактов).

Управление процессами включает в себя их планирование, создание условий для качественного исполнения техпроцессов, контроль, анализ и корректировку процессов производства по результатам контроля.

Планирование технологических процессов заключается в определении требований к факторам процесса:

– оборудованию, инструменту, оснастки;

– технологической документации;

– сырью и материалам;

– производственному персоналу;

– производственной среде;

– средствам контроля и измерений.

Требования к факторам технологического процесса должны быть изложены в технологической документации соответствующего производства, которая является основным документом, регламентирующим режимы и порядок выполнения технологических операций.

Контроль за соблюдением факторов техпроцесса должна осуществляться в соответствии с технологическими инструкциями, правилами организации и ведения технологических процессов соответствующих производств.

По результатам контроля технологической дисциплины и анализа выявленных несоответствий разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия.

Анализ технологических процессов должен осуществлять механик. По результатам анализа применяются меры по корректировке технологических процессов.

В технологических инструкциях должны быть установлены параметры техпроцесса.

Качество услуг в процессе производства проверяется самим исполнителем в соответствии с требованиями технологической документации,. Окончательный контроль возлагается на механика.

Выявленные отклонения от норм доводятся до сведения всех заинтересованных подразделений и устраняются или исправляются.

Идентификация и прослеживаемость в процессе оказания услуги необходимы для того, чтобы в случае необходимости определить место и время возникновения несоответствия и определить соответствующие корректирующие и предупреждающие действия.

Статус контроля и испытаний позволяет отличить проверенную услугу от непроверенной, установить факт приемки и определить ответственного на данном этапе.

В процессе производства ведутся работы по поддержанию оборудования в работоспособном состоянии, по соблюдению технологической дисциплины.

Систематический надзор за техническим состоянием оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии включает проведение планово-предупредительных ремонтов (ШIP), декадных и капремонтов. Порядок проведения ППР включает следующие этапы:

– составление планов ремонта оборудования с указанием вида ремонта и объемов работ;

– разработку документации по эксплуатации оборудования, в которой указываются объемы и сроки выполнения работ;

– определение оптимальной периодичности техосмотров и ремонтов;

– контроль за содержанием оборудования;

– создание безопасных условий труд для ремонтного персонала.

Технологические операции должны осуществляться под надзором механика.

На предприятии должна производиться постоянная и непрерывная подготовка персонала, способствующая эффективному участию специалистов в производственном процессе.

В производственном процессе должна использоваться технологическая документация:

– ГОСТ, ТУ;

– технологические инструкции;

– производственные записи в журналах.

Порядок разработки, согласования и утверждение технологической документации, а также внесения изменений регламентированы в нормативной документации.

Рабочее место должно быть обеспечено комплектом необходимой технологической документации. Ответственность за полноту и физическое состояние комплекта возлагается на механика.

Ответственность за управление процессами, обеспечивающими требуемый уровень качества оказываемых услуг, возлагается на механика.

Подтверждением того, что технологические процессы соответствуют установленным требованиям, должны являться следующие данные:

– техническое задание;

– состояние оборудования, подтвержденное актом приемки в эксплуатацию, в т. ч. и после капитального ремонта;

– технологическая инструкция или схема;

– квалификация обслуживающего персонала, подтвержденная результатами квалификационной комиссии;

– обеспечение качественным сырьем, соответствующего требованиям нормативной документации (справка механика);

– соответствие факторов производственной среды, влияющих на технологический процесс (справка инженера по ТБ).

По результатам представленных данных генеральный директор должен составить протокол о соответствии/несоответствии технологического процесса по оказываемым услугам установленным требованиям. Периодичность оценки процессов предлагается 1 раз в год.

Контроль состояния технологического оборудования и его технологическое обслуживание предусматривает:

– проверку в процессе производства;

– проверку в период проведения ППР и декадный ремонтов;

– проверку оборудования, обслуживающим персоналом в соответствии с действующими инструкциями.

Для обеспечения результативности и эффективности процессов на предприятии должен проводится контроль технологической дисциплины производства услуг, метрологическим обеспечением, процесс проведения внутренних аудитов. Целью проведения контроля технологической дисциплины является предупреждение возникновения отклонений. Периодичность контроля технологической дисциплины предлагается не реже 1 раза в квартал.

Проверки технологической дисциплины могут быть плановыми и внеплановыми (специальные).

Контроль технологической дисциплины должен проводится комиссией, в состав которой необходимо включить: генерального директора, механика. Результатом проверки соблюдения контроля технологической дисциплины является акт установленной формы, который необходим оформить в течение 3-х дней.

Решение по устранению выявленных нарушений при контроля технологической дисциплины принимает генеральный директор. Нарушения технологической дисциплины устраняются в сроки, указанные в акте по результатам проверки. Нарушения технической документации, которые возможно устранить регулировкой, настройкой, сменой инструмента и т. п. подлежат устранению немедленно (в процессе проверки).

Специальная проверка контроля технологической дисциплины (внеплановая) проводится комиссией по решению руководства предприятия при выявлении значительных нарушений или получения рекламаций от потребителей. По окончании проверки составляется акт.

Ответственность за соблюдение технологической дисциплины, обеспечение рабочих мест необходимой нормативной и технической документации, обеспечение рабочих мест необходимыми средствами контроля, оснасткой, инструментом возлагается на механика.

Метрологическое обеспечение. Метрологическое обеспечение производства - это деятельность, направленная на достижение и поддержание единства измерений, при котором результаты испытаний и измерений выражаются в единицах, допускаемых к применению, и погрешности измерений определяются с заданной вероятностью.

Цель метрологического обеспечения производства - гарантировать обеспечение требуемой достоверности результатов испытаний. Деятельность по обеспечению единства измерений регламентируется законом РФ, государственными стандартами, методическими указаниями и правилами по метрологии.

Перечень средств измерения, используемых в конкретных технологических процессах производства, контроля и испытаний, необходимо определить в технологических схемах, инструкциях. Выбор средств измерения должен проводиться с учетом требуемой точности, диапазона измерений и условий эксплуатации. Идентификационными признаками средств измерений являются:

– номер средства измерения;

– дата поверки (проверки);

– дата следующей поверки

– поверитель.

В перечне средств измерения указывается:

– наименование и тип средства измерения;

– заводской (инвентарный) номер;

– год выпуска;

– место нахождение;

– пределы измерений (градуировка).

Все средства измерения, находящиеся в эксплуатации и на хранении, подлежат учету, ремонту, поверке в Челябинском ЦСМ или другой организации, имеющей лицензию. На каждую единицу средства измерения существует следующая документация:

– технический паспорт;

– техническое описание или инструкция по эксплуатации;

– методика поверки, калибровки и аттестации;

– графики периодической поверки, составленные по видам измерений.

 

Заключение

 

В настоящее время положение с качеством во всех сферах экономики России исключительно тяжелое, разрыв в качестве продукции России и ведущих промышленно развитых стран катастрофически увеличивается. Если мы не хотим оказаться на обочине дороги, по которой все цивилизованные страны движутся к прогрессу и процветанию, нам необходимо искать пути преодоления отставания в области качества и в течение ближайших десяти лет максимально приблизиться к уровню качества продукции стран с высокоразвитой экономикой.

Это позволит России выйти на мировой рынок с технически сложной, наукоемкой продукцией, а не с нефтью, газом, лесом, другим сырьем и продуктами их первичной переработки, присоединиться к Европейскому союзу и Всемирной торговой организации.

Во всем мире качество продукции превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций и государств в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха.

Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.

Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает, прежде всего, отделение хороших изделий от плохих. Естественно, что качество изделия не повышается за счет выбраковки некачественных. Современные фирмы сосредотачивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией «регулирование качества».

Проблема обеспечения стабильно высокого качества производимой продукции – комплексная. Ее нельзя решить проведением отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного и одновременного осуществления технических, организационных, экономических, правовых и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.

Для преодоления отставания в области качества предстоит в ближайшие годы не только довести техническое оснащение отечественных организаций, технологию и культуру производства до уровня ведущих промышленно развитых стран, но и решить задачи подготовки профессиональных работников по качеству (специалистов в области качества, менеджеров систем качества, аудиторов качества) и массового обучения работников всех уровней – рабочих, специалистов и руководителей организаций – методам современного менеджмента качества.

В связи с этим, особое внимание в данном исследовании уделяется этапам внедрения системы качества на промышленных предприятиях, выявлению причин, препятствующих эффективному внедрению и анализу психологических барьеров при внедрении системы качества.

Анализ системы управления качеством на предприятии ООО «ЧелябТрансАвто-3» позволил выявить слабые места, объем и причины выработки продукции с несоответствиями, затраты на предупредительные мероприятия и контроль в процессе производства.

1. Затраты на услуги несоответствующего качества (внутренние и внешние) могут достигать 80% от общих затрат на качество.

2. Руководство предприятия, несмотря на большие объемы услуг несоответствующего качества не выделяют указанные затраты и не учитывают их.

3. Предпринимаемые предупреждающие действия, в том числе для обеспечения стабильности технологических показателей, носят скорее эпизодический и относительный характер.

4. Информация об услугах несоответствующего качества в большинстве случаев должным образом не учитывалась и не анализировалась, что вело к искажению характера и распределения затрат на обеспечение качества.

5. Анализ характера несоответствий и причин их возникновения в большинстве случаев сводился к уличению и материальному наказанию виновных. Это в свою очередь не только не стимулировало предупреждения возникновения несоответствий путем выявления их на ранних стадиях процесса, но и подталкивало персонал к сокрытию самого факта наличия нарушения.

6. В процессе формирования заказов и реализации услуг, были случаи, когда заведомо известные неявные несоответствия не устранялись, а в утаивались во избежание наложения штрафов и снижения премий.

7. Неустойчивое положение с рынками сбыта вынудило руководство предприятия закрывать глаза на объемы и характер возвратов и претензий со стороны заказчиков.

Выделены две главные причины несоответствия:

– слабый уровень планирования маршрутов, выполнения заявок, неосведомленность о местонахождении, состоянии автотранспорта, грузов.

– недостаток знаний персонала.

С целью совершенствования управления качеством и устранения вышеуказанных негативных факторов в ООО «ЧелябТрансАвто-3» предлагается:

– внедрить и сертифицировать систему качества по стандартам серии ISO 9000, основные принципы и положения которой рассмотрены в третьей главе;

– систему мониторинга и управления транспортом AutoTracker.

Все это, по мнению автора, поможет с меньшими проблемами усовершенствовать систему качества на промышленном предприятии.

Индекс доходности проекта – 2,838. Среднегодовая рентабельность проекта равна 94,58%. Срок окупаемости проекта 0,49 года.



Литература

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая и третья: с изм. и доп. на 15.09.03 г. – М.: Кодекс, 2003.

2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Российская газета. 1998. 17 февраля.

3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования": утв. постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 333-ст). – М.: Издательство стандартов, 2001.

4. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9004-2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности": принят постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 334-ст. – М.: Издательство стандартов, 2002.

5. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь": принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 332-ст. – М.: Издательство стандартов, 2003.

6. Белокоровин Э.А., Маслов Д.В. Малый бизнес: пути развития. – Архангельск: М'арт, 2003.

7. Введение в философию / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. – М.: Политиздат, 1990.

8. Волович В. И. Надежность информации в социологическом исследовании: Проблемы методологии и методики. – Киев: Политиздат, 1974.

9. Всеобщее управление качеством Total quality management (TQM) / Под ред. О. П. Глудкина. – М.: Лаб. базовых знаний и др., 2001.

10. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: Ч. 1. Объективная логика. – СПб.: Наука, 1997.

11. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – М., 1974.

12. Европейский фонд управления качеством // Европейское качество. 2003. №4. С. 5-8.

13. Ефанов А.Н. Проблемы оценки качества транспортных услуг при перевозке пассажиров // Финансы и инвестиции. 2001. №3. С. 176-177.

14. Захаров М.Г. Система качества – это инструмент самосохранения предприятия в условиях кризиса // Стандарты и качество. 2003. №2. С. 34-35.

15. Захаров М.Г. Система качества – это инструмент самосохранения предприятия в условиях кризиса // Стандарты и качество. 2003. №2. С. 34-35.

16. Конти Т. Система заинтересованных сторон: стратегическая ценность // Методы менеджмента качества. 2003. №1. С. 4.

17. Кузьмин В. П. Категория меры в марксистской диалектике. – М., 1966.

18. Лааге У. Система управления качеством: российская перспектива // Перsонал-Микс. 2006. №6. С. 19-22

19. Лапидус В. А. Диалог консультанта с руководителем компании: О всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 г. – Н. Новгород: Приоритет, 2005.

20. Лапидус В.А. Концепция системы QS-9000. В чем успех системы? // Надежность и контроль качества. 1998. №1.

21. Лапидус В.А. Концепция системы QS-9000. В чем успех системы? // Надежность и контроль качества. 1998. №1.

22. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. – М.: Высшая школа, 2005.

23. Международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы (новая версия и процессный подход) // Сборник материалов 13-ой международной конференции. – Нижний Новгород: Приоритет, 2006.

24. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. – СПб.: Питер, 2005.

25. Окрепилов В. В. Управление качеством. – М.: Экономика, 2003.

26. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Пер. с англ. М. А. Майоровой и др. – М.: Дело, 2004.

27. Паниотто В. И. Качество социологической информации: Методы оценки и процедуры обеспечения. – Киев: Наук. думка, 1986.

28. Ревенков А.Н. Внедрение стандартов ИСО серии 9000 как фактор обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке // Стандарты и качество. 2001. №6. С. 46-48.

29. Российский бизнес под знаком качества // Методы менеджмента качества. 2003. №10. С. 4-8.

30. Руководство для организаций-участников конкурса 2004 года // Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества. – М.: Госстандарт России, 2003.

31. Управление качеством / Под ред. Ильенковой С. Д. – М.: ЮНИТИ, 2002.

32. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2003.

33. Философский энциклопедический словарь / Ред. -сост. Е. Ф. Губский и др. – М.: ИНФРА-М, 2002.

34. Фуколова Ю., Шелухин И., Белов А. Все лучшее - себе // Секрет фирмы. 2002. №1.

35. Харрингтон Д. Х. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1990.

36. Цвигун И. В. Генезис понятия “качество” // Вестник Иркутской государственной экономической академии. 1998. №14. С. 71.

37. Цвигун И. В. Генезис понятия “качество” // Вестник Иркутской государственной экономической академии. 1998. №14. С. 72.

38. Цвигун И. В. Генезис понятия “качество” // Вестник Иркутской государственной экономической академии. 1998. №14. С. 74.

39. Шубенкова Е. В. Особенности корпоративной культуры в условиях тотального менеджмента качества // Управление персоналом. 2004. №3. С. 51-55.

40. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.


Приложение

Политика руководства ООО «ЧелябТрансАвто-3» в области качества

 

Качество услуг и процессов системы менеджмента качества мы рассматриваем, как главное усилие для увеличения объемов продаж, завоевания и расширения рынков сбыта, основу получения прибыли, улучшения экономического положения и развития предприятия в интересах коллектива предприятия, потребителей, поставщиков.

Качество – услуг, наших человеческих отношений и организации развития управления предприятием – основной принцип нашей работы.

Мы все – команда единомышленников.

Основные цели:

– максимальное удовлетворение спроса потребителей.

– завоевание и поддержание репутации транспортного предприятия высокого сервиса;

– создание новых видов услуг в соответствии с ожидаемыми потребностями.

Основой успеха нашей деятельности являются следующие ценности:

НАШИ ЛЮДИ – источник нашей силы, интеллектуального богатства, корпоративной культуры.

НАШИ УСЛУГИ – конечный результат коллективного труда, источник развития и процветания предприятия.

Достигается:

– вовлечением каждого работника в процесс постоянного улучшения качества как реализуемой услуги, так и своей работы;

– созданием эффективной системы мотивирования персонала;

– организацией процесса постоянного обучения, повышения квалификации и общей культуры;

– созданием в коллективах атмосферы доверия, уважения и взаимопомощи.

Высшее руководство берет на себя:

– ответственность за организацию и управление работой, связанной с функционированием и улучшением системы менеджмента качества;

– обязательство руководствоваться Политикой качества, уважать названные ценности и призывает к этому весь коллектив предприятия.


Приложение

 

УТВЕРЖДАЮ

Владелец процесса

_____________________________

ООО «ЧелябТрансАвто-3»

_____________________________

«___» ________________ 200__ г.

 

КАРТА ПРОЦЕССА

Код процесса п. ИСО 2001 Наименование процесса
     

Определение процесса

Цель процесса

 

 

Входы процесса

Выходы процесса

 

 

Требования к входам

Требования к выходам

 

 

Поставщики процесса

Потребители процесса

 

 

Основные ресурсы

 

Контролируемы параметры процесса

Методы измерения процесса

 

 

Показатели результативности процесса

Показатели эффективности процесса

 

Руководитель процесса ____________________ _______________ __________

                                                                                                                                  Должность                                                              Подпись                                          Ф.И.О.

 

Приложение

 

СПРАВКА

оценки СМК в ООО «ЧелябТрансАвто-3»

за ____________ г.

 

Ответственный представитель ________________ _____________ __________

                                                                                                                                                    Должность                                                  Подпись                                    Ф.И.О.

 

Входные данные

Оценка

Уд. Неуд. Примечание
1. Результаты внешних и внутренних аудитов      
2. Проверок выполнения корректирующих и предупреждающих действий      
3. Отчетов затрат на качество      
4. Функционирование процессов      
5. Соответствие услуг      
6. Последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны руководства      
7. Рекомендации по совершенствованию СМК      
8. Анализ претензий      
9. Обратная связь с потребителем      

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система менеджмента качества эффективна ____________________________

Предложения по улучшению СМК:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Генеральный директор

ООО «ЧелябТрансАвто-3» ________________ _____________ _____________

                                                                                                                                              Должность                                                  Подпись                                    Ф.И.О.

 

Приложение

 

СПРАВКА

о результатах оценивания процесса

__________________________________________________________________

код, наименование процесса

за ___________ г.

 

№ п/п Показатели Оценка (уд. / неуд.) Примечание (при неуд. оценке указываются причины)
1 Соблюдение требований к входам __________________________________ __________________________________ __________________________________      
2 Обеспечение процесса ресурсами: материальными трудовыми финансовыми технологическими    
3 Компетентность исполнителей процесса    
4 Соответствие значений контролируемых параметров установленным    
5 Результативность процесса __________________________________ __________________________________ __________________________________      
6 Улучшающие мероприятия __________________________________ __________________________________ __________________________________      
7 Ведение записей по процессу    

 

Владелец процесса ________________ _____________ _____________

                                                                                                          Должность                                            Подпись                                                Ф.И.О.

 

Руководитель процесса ________________ _____________ _____________

                                                                                                                            Должность                                                  Подпись                                          Ф.И.О.

 


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации: С учетом Федерального закона от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ. По состоянию на 10 апреля 2006 года. М.: Гросс-медиа, 2006.

[2] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Российская газета. 1998. 17 февраля.


Введение

 

В современных условиях рыночной экономики в России большое внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

Качество является первоочередной задачей один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

Российские предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.

Вопросам управления качеством посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Научный интерес к проблеме качества заставляет обратиться к анализу накопленного теоретического материала.

Большой вклад в разработку применяемых в настоящее время систем управления качеством внесли отечественные ученые А.М. Длин, В.С. Мхитарян, В.И. Сиськов, зарубежные ученые Б. Бергман, Л. Ноулер, А. Фейгенбаум.

Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскому ученому Дж. Ван Этингеру. Им разработана специальная область науки квалиметрия – наука о способах измерения и квантификации показателей качества.

Ф. Кросби, являющийся одним из ведущих консультантов по качеству с мировым именем, обратил внимание на важность системы поощрения. Признание заслуг сотрудников и их стимулирование к достижению высоких результатов является составной частью современного менеджмента качества.

Источником и общего менеджмента , и менеджмента качества является система Ф.У. Тейлора, которая включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для «бракоделов», форм и методов воздействия на качество продукции.

Однако, по мнению автора, недостаточное внимание уделялось проблемам внедрения систем качества на предприятиях, способам их адаптации. Данная область стала анализироваться сравнительно недавно, такими исследователями в области качества как М.Г. Кругловым, В.Д. Мацута, К.М. Рахлиным, М.З. Свиткиным, Л.Е. Скрипко и др.

Целью данной работы является отыскание путей научно-обоснованных форм и методов управления качеством в практике деятельности российских предприятий и выработка практических рекомендаций по их применению на предприятии ООО «ЧелябТрансАвто-3».

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

– рассмотреть теоретические и методологические основы управления качеством;

– провести анализ системы управления качеством на предприятии ООО «ЧелябТрансАвто-3»;

– разработать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством ООО «ЧелябТрансАвто-3».

Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «ЧелябТрансАвто-3» в его взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами.

Предметом исследования в настоящей работе является система управления качеством и процесс управления качеством предприятия, ориентированный на повышение конкурентоспособности предприятия.

Теоретико-методологической основой исследования стали разработки, концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе. В рамках системного подхода в данной работе использовались методы сравнительного, субъектно-объектного, функционально-структурного анализа, а также теоретического моделирования.

Эмпирической базой исследования являются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, а также данные конкретного предприятия.

Предполагаемая практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что его рекомендации носят целенаправленный характер в условиях рыночной экономики и позволяют повысить эффективность управления качеством на предприятии.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами, которые решались в процессе проведения исследования. Она состоит их введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Глава 1. Теоретические и методологические основы управления качеством

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 199.