У франко-германского примирения не было бы шансов на успех если бы, параллельно с политическим сближением не было бы сближения, народов, гражданских обществ и умов благодаря лучшему познанию двух культур. С этой целью договор о дружбе и сотрудничестве породил единственные в своем роде организмы сотрудничества.
Французско-немецкое бюро молодежи позволило встретиться, начиная с 1963 года, семи миллионам молодых французов и немцев, что являет собой беспрецедентный пример сближения молодого поколения двух стран, чья символическая ценность переходит европейские границы. Рожденный в конце 80-х годов, культурный канал ДКТЕ является единственным в мире общим для двух стран телевизионным каналом, прообразом будущего культурного европейского телевидения, с которым, кстати, молдавское телевидение заключило недавно соглашение о сотрудничестве. Созданный в 1997 году французский Университет выдает признанные в обеих странах дипломы посредством университетских соглашений Это культурное и воспитательное сотрудничество способствует и благоприятствует все более тесным обменам между нашими обществами во всех сферах деятельности: экономике, культуре, научных исследованиях и т.д. Французско-германское примирение, каким бы оно невероятным не казалось в 1945 году, сегодня является реальностью: никто больше не может себе представить, что возможен конфликт между этими странами.
В силу исторических причин экономически единая Европа представляет собой совокупность национальных культур и вероисповеданий. Поскольку в первые десятилетия развития европейская интеграция имела отчетливую отраслевую и экономическую направленность, сообщество не занималось вопросами культуры, и они не упоминались в основополагающих документах / 38/. Впервые положения о культурном сотрудничестве появились в Маастрихтском договоре, где им был посвящен специальный раздел (раздел 12, бывший 9). С этого момента культурная политика официально стала одним из направлений деятельности Союза и начала рассматриваться как фактор экономической и социальной интеграции в Европе. В ст.51 (бывшей ст.128) Маастрихтского договора говорится, что ЕС "содействует расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигал на первый план общее культурное наследие>.
Первые инициативы в области культуры относятся к началу 80-х годов. В 1983 г. На сессии Европейского Совета в Штутгарте была принята торжественная декларация, в которой провозглашалась идея "формирования европейского сознания" и содержался призыв к государствам-членам усилить культурные связи, определив области, где они могли проводить совместные мероприятия под эгидой сообщества. В том же году начал действовать проект "Эмблематию", предусматривавший реставрацию важнейших памятников архитектуры и уникальных ландшафтов при финансовом содействии ЕЭС.
В 90-е годы культурная политика ЕС включала 4 основных направления: искусство, литературу, сохранение культурного наследия и специальные акции.
Процесс культурного сотрудничества на сегодняшний день получает новый импульс. Наряду с экономикой, туризмом, образованием культура становится инструментом, призванным сплотить жителей европейских городов, помочь им интегрироваться в непростую современную жизнь.
Культурное сотрудничество или "культурная дипломатию" является одним из компонентов политики Франции с начала 16 века. Тогда выполнять почетную роль дипломата назначались только деятели культуры и искусств (кардинал де Берни, Поль Клодель). В 1848 году министр иностранных дел впервые обозначил важность осуществления культурной политики, основная цель которой состоит в организации образовательных учреждений за рубежом. С 1945 по 2000 года можно отметить З фазы развития этой политики. С 1945 по 60-е года доминирующим звеном стала культура и образование. Второй период (70-80-е года) ознаменовал успех науки на международной арене. Завершающей фазой стало развитие отношений с франкоязычными странами и колониями.
Несмотря на некоторые трудности, франко-германское культурное сотрудничество можно назвать образцовым. Бюджет отдела культурных отношений французского министерства иностранных дел отчислял половину средств на функционирование французских культурных институтов в Германии. За полвека, истекшие со времен Второй мировой войны в обеих странах создана огромная культурная сеть: в 1990 году было 7 институтов Гете во Франции и 24 французских культурных центра. Эти институты сумели организовать множество обменов в культурных областях, способствуя лучшему пониманию культуры партнера. Однако можно выразить и обеспокоенность состоянием дел в отдельных областях. Это, прежде всего, недостаточное знание языков и пробелы в изучении истории.
В 1997 году был создан франко-немецкий университет за счет финансирования со стороны правительств Франции и Германии. Образовательная программа включает 90 курсов: архитектура, право, экономика, наука, математика. В конце обучения выдаются 2 диплома на обоих языках. Летние европейские университеты со стандартными программами открылись в 2002 году для более чем 5000 студентов. Источник поддержки франкоговорящих для адаптации и развития технологий информации и коммуникации в образовании был создан при содействии Министерства иностранных дел. В каждой столице теперь можно найти филиал этого центра, занимающегося разработкой новых образовательных источников.
30 ноября 1999 года в Париже было сделано заявление о сотрудничестве в сфере образования. Были сформированы двусторонние группы, положившие на стол экспертной комиссии первые аналитические данные в ноябре 2000 года. Во главу угла сотрудничества в сфере профессионального образования была поставлена ликвидация безработицы среди молодежи и обеспечение профессиональной интеграции молодых людей. С этой целью были проведены контроль и оценка национальных программ. Экспертные группы сделали ряд предложений по внесению дополнений и изменений в национальные программы. Обе стороны признали профессиональное образование в своих странах достаточным для того, чтобы молодые люди, получившие дипломы, могли работать как в одной, так и в другой стране. В плане дальнейшего сотрудничества были разработаны необходимые совместные шаги. Выводы, сделанные рабочей группой:
Признать необходимость в обмене программ по развитию и совершенствованию профессионального образования.
Устранить препятствия для мобильной рабочей силы.
Расширить обмен информацией, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Разработать статус франко-германского практиканта.
Ввести в законодательство обеих стран положения, касающиеся получения образования за рубежом.
Содействовать языковой подготовке в рамках профессионального образования.
В последние годы растет спрос на высококвалифицированную рабочую силу. Профессиональное образование Германии очень востребовано за рубежом. В связи с этими тенденциями все больший размах приобретает международный обмен специалистами в сфере профессионального образования.
Сотрудничество между Германией и Францией преследует следующие цели:
усовершенствование программ переподготовки и повышения квалификации;
расширение обмена специалистами соответствующего профиля;
разработка совместных франко-германских образовательных курсов, направленных на создание школы мастерства в пространстве Заарланд, Лотарингия Люксембург;
улучшение языковых познаний.
В 1954 г. было подписано культурное соглашение между Федеральной Республикой Германии и Республикой Франции, что послужило началом создания плотной сети обмена преподавателями и учениками средних школ. Подтверждением этого соглашения стало создание в 1963 г. франко-немецкого Бюро по делам молодежи.
С 1997 г. началось создание "двунациональных"университетских сообществ, предусматривающих обучение в двух университетах - французском и в университете страны-партнера. Это позволяет получить либо диплом первоначального университета, либо двойной диплом, либо совместный диплом. Университетские "двунациональные" сообщества подразумевают разнообразные формы. Так, в рамках межправительственных соглашений созданы франко-немецкий (1997) и франко-итальянский (1998) университеты. Плодотворно работают общества и программы сотрудничества, предназначенные для внедрения интегрированных курсов или исследовательских проектов. На сегодняшний день их пять: франко-нидерландское общество университетского сотрудничества; франко-немецко-русское (научные исследования и подготовка докторантов); франко-португальская программа университетского сотрудничества; франко-греческая программа подготовки магистров; франко-английская университетская сеть Тга и Франция.
Франко-немецкий Университет был создан в 199? г. в результате межправительственного (Веймарского) соглашения и начал свою работу в сентябре 1999 г. Бюджет университета, который находится в Sarrebruck, представляет собой паритетное финансирование двумя странами - Францией и Германией. В партнерстве с французскими и немецкими образовательными сообществами П Е А. проводит научные исследования и подготовку докторантов, имеет 90 курсов, программа которых едина для Франции и Германии. Сюда входят архитектура, юриспруденция, экономика и управление, гуманитарные и общественные науки, математические (в том числе информатика), инженерные дисциплины, позволяющие получить два национальных диплома (двойной диплом). U. F.А. намерен выработать единый франко-немецкий диплом. В настоящее время во Франко-немецком университете обучаются 3 000 студентов.
Уже в начале учебного 2007 года французские и немецкие старшеклассники откроют для себя новую и новейшую историю благодаря одному и тому же учебнику. Этот проект еще более укрепляет мир и сотрудничество Франции и Германии в рамках единой Европы.
Франко-германский учебник по истории будет издан издательством "Натан" в Париже и "Эрнст Клетт" в Штутгарте. Его выход становится вехой в работе по углублению отношений между обеими странами и, в частности, в области конкретно го и каждодневного строительства Европы и упрочнения чувства принадлежности к единому содружеству.
Такое событие происходит впервые в истории образования по обе стороны Рейна, где в прошлом скорее воспитывалось патриотическое чувство. "Мы были свидетелями столетий, во время которых историография была ферментом напряженности, но в настоящее время мы получили уникальную возможность сделать ее цементом нашего союза", - сказал бывший министр народного образования Франции Франсуа Фийон во время встречи в марте 2005 г. в Берлине с Петером Мюллером, главой Саарской области, ответственным за культурные отношения с Францией, а также с Джоанной Ванка, президентом Постоянной конференции министров образования 16 земель Германии /
Проект совместного учебника по истории был представлен Парламентом молодежи 23 января 2003 г. в Берлине, во время празднования 40-й годовщины Елисейского договора, лежащего в основе мирного сосуществования Франции и Германии. Парламент молодежи состоит из 500 французских и немецких школьников и студентов, представивших рекомендации по реформе франко-германского мирного договора 1963 года.
Первый том, составленный "совместно", опубликован в марте 2006 г., по нему учатся все выпускные классы. Учебник коснется новейшей истории с 1945 года до наших дней. Выход двух других книг намечен на учебный год 2008-2009, они предназначены для первого и второго классов и касаются соответственно периодов от античности до романтизма и с ХIХ века до 1945 г. все три тома будут изданы в двух версиях, на французском и немецком языках, но с абсолютно одинаковым содержанием и оформлением.
Школьный учебник говорит не только об истории Франции и Германии и отношениях между двумя странами. "Только каждая пятая глава будет посвящена исключительно этим темам, - уточняют представители обоих издательств ("Натан" и "Клетт"). - Наше намерение состояло не в стирании разницы, но, наоборот, в объяснении учащимся самых различных и даже противоположных перспектив и интерпретаций и представление их как особого богатства", - объясняет ответственная за подготовку учебника в издательстве "Натан" Дельфин Дурле. "Совершенно очевидно, что существует разница между точками зрения французских и германских историков, но в глубине реального противоречия не существует", - отмечает Гийом Ле Кинтрек, иллюстрирующий эти слова примером оккупации Рура по окончании Первой мировой войны, обычно описываемой "более жестким образом немцами, чем французскими историками". для этого историка, возглавляющего группу авторов, как и для его немецкого коллеги Петера Гайса, разница взглядов заключается скорее в выборе самих тем и той важности, которую им придают по обе стороны Рейна. Например, в германской историографии важны религиозные вопросы, а во французском светском образовании они не выходят на первый план. С другой стороны, конец колониальной системы и Алжирская война практически неизвестны немецким школьникам, а разделение и объединение Германии - французским.
Что касается оформления, то обе группы решили выпустить учебник, в котором 30% будет занимать текст, а остальное место - многочисленные иллюстрации, документы и упражнения, над которыми будут работать преподаватели. Было выбрано французское предложение. В Германии учебники обычно выглядят строже.
Франко учебник может стать примером и для других стран, которые также хотят встать на путь мирного сосуществования.
Франко-германское сотрудничество также расширяется и в интернете. Fгаnсе Аlеmаgne - сайт, который открылся 23 января 2007 года в присутствии делегированного министра Франции по европейским делам Катрин Колонна и ее немецкого коллеги Гюнтера Глозера в день празднования франко-германской дружбы, отмечающего подписание Елисейского договора (1963). двуязычный сайт, управляемый министерствами иностранных дел обеих стран, посвящен новостям франко-германского сотрудничества. Здесь представлены итоги сотрудничества между правительствами Франции и Германии, но он также открыт представителям гражданского общества. Абонемент на новостную сводку, дискуссионный форум, "перекрестный взгляд" - сайт представляет собой практичное и занимательное пространство обмена мнениями, позволяющее гражданам обоих государств получать информацию, общаться и находить ориентиры в самых разных областях франко-германского сотрудничества.
Заключение
Создание объединенной Европы в рамках Европейских Сообществ - Европейского Союза, безусловно, является одним из самых интересных и важных событий в современной истории. Европейскую интеграцию можно рассматривать в качестве удачного примера нахождения национальными правительствами своей новой роли в рамках новой квазифедеральной системы - системы, которая изначально строилась снизу, посредством передачи полномочий с национального уровня на транснациональный уровень.
Процесс интеграции на европейском континенте развивается уже полвека. Это немалый срок для любого объединения регионального масштаба. Для Европейского же Союза эти пятьдесят лет были тем более значимы, что за это время он совершил путь от наиболее простых и менее эффективных форм сотрудничества ко все более высокой степени интеграции. Эта эволюция прошла под знаком увеличения сферы компетенции ЕС и расширения полномочий его органов. За выгодами, получаемыми сегодня государствами от европейской интеграции, стоит хоть и не всегда желаемый, но сознательный и намеренный отказ стран-членов ЕС от части своего суверенитета в пользу наднациональных структур. Практика показала, что передача полномочий хоть зачастую и воспринималась государствами болезненно, но в конечном итоге была вполне оправданной.
Успех европейской интеграции, позволившей на основе баланса интересов укрепить мир в Европе, обеспечить благополучие и социальную справедливость, превратил Европейский Союз в политическую модель, которой восхищаются во всем мире.
В мире насчитывается около 30 интеграционных систем, но высшей стадии интеграции - образования экономического союза с единой экономической и валют ной политикой - в настоящее время достигла только одна группировка - Европейский Союз. Одним из инициаторов его создания была ФРГ. На Германию, Францию, Италию и Англию приходится 50% населения и 70% БВП Евросоюза. На сегодняшний день Германия, ввиду своей экономической мощи, является бесспорным лидером в ЕС. Экономика Германии составляет более 30% экономики Еврозоны, в то время как экономика Франции - около 20%. Для большинства стран Евросоюза Германия является ведущим торговым партнером и основным инвестором, а Франция и Англия - важнейшие инвесторы в Германии (по доле прямых инвестиций).
Франция и Германия связаны друг с другом чрезвычайно плотной сетью торговых и инвестиционных отношений. Обе страны являются друг для друга крупнейшими торговыми партнерами: на Францию приходится 10% германского экспорта и 8,7% германского импорта; еще больше доля Германии во французском экспорте (14,3%) и импорте (15,9%; все данные за 2005 год) / На германские фирмы приходится 12,7% всех совокупных прямых инвестиций во Франции, по этому показателю Германия занимает четвертое место. Б свою очередь Франция является третьим по значению инвестором в Германии (14,1%).2700 немецких и 1400 французских фирм и филиалов присутствуют соответственно в соседней стране.
Германия сумела добиться национального экономического успеха благодаря использованию таких факторов экономического роста, как достижения научно - технического про высокое качество "человеческого капитала", активное участие в мировых хозяйственных связях, разумная внутренняя экономическая политика. Германия в достатке или даже в избытке обеспечена другими факторами производства - рабочей силой соответствующей квалификации, денежными капиталами. Явный избыток имеется, прежде всего, на рынке труда, ибо норма безработицы (отношение числа официально зарегистрированных безработных к численности самодеятельного населения) составляет 10-12%, что создает известную социальную напряженность в обществе.
ФРГ - постиндустриальная, высокоразвитая страна, с открытой экономикой интенсивного типа. Роль Германии как "локомотива" европейской интеграции обеспечивается не только и не столько политическими средствами, сколько ее экономической мощью. Не обладая большими запасами полезных ископаемых, страна сумела достичь экономических успехов за счет использования высокого качества человеческого капитала, достижений научно-технического прогресса и других ресурсов, что позволяет говорить об инновациях как ключевом факторе развития германской экономики.
На современном этапе она удерживает позиции одного из лидеров мировой экономики и ведущей державы Европейского Союза, занимая 2-е место в мире по объему экспорта и импорта, 3-е по размеру. В одно из ведущих мест в рейтингах международной конкурентоспособности.
В целях обеспечения высоких производственных показателей и достижения оптимального размера предприятий в последнее время значительно расширились операции по реструктуризации и слиянию-приобретению предприятий. В результате проводимой политики Франции удалось сохранить в Европе роль лидера в таких областях как авиастроение, атомная промышленность, телефонное оборудование и связь, существенно повысить конкурентоспособность в области черной металлургии, улучшить качество в машиностроении и автомобильной промышленности. Кроме того, существенные выгоды от европейской интеграции получило французское сельское хозяйство, В результате проведения общей сельскохозяйственной политики странами БС Франция стала 4-й в мире по производству зерновых и мяса.
В ХХI век Франция вступила, обладая одной из самых мощных экономик. Она производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю четвертое место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. По уровню БВП на душу населения и удельному весу в мировом промышленном производстве Франция в 2001 г. занимала 5-е место в мире, по доле в мировом экспорте - 4-е. При этом французская экономика представляет собой "экономику услуг", доля которых в ВВП в 2002 г. составила 71%. Этот показатель соответствует аналогичным показателям по США и Великобритании и превышает немецкий. На доли же промышленности и сельского хозяйства во Франции приходится 26% и 3%, соответственно.
Франция и Германия твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу.
На каждом этапе европейского строительства Франция и Германия играли главенствующие роли. На сегодняшний день привычными стали франко-германские встречи на высшем уровне, а также контакты для выработки единой позиции и совместной подготовки предложений в области европейского строительства, что привело к расширению связей между всеми эшелонами власти обеих стран, поднимая двусторонние отношения на уникальный в мировой практике уровень взаимодействия.
Во Франции весной 2007 года прошли выборы в Президенты, на которых победил кандидат правых сил Никола Саркози. От нового французского правительства ожидают более сильных импульсов по дальнейшему развитию ЕС. При этом оно должно параллельно с гермаяо4ранцузским сотрудничеством, столь успешным в прошлом, вовлечь также других членов ЕС в общую политику, чтобы разработать новое видение будущего для Европы.
Не менее тонкой и важной является тема германо-французских подходов к Конституции. В пользу каких подходов ни высказалась бы Франция, важно будет то, как она это сделает - прежде всего в плане согласования позиций с Германией.
С января 2007 года Германия председательствует в Совете ЕС, а также в так называемой ((большой восьмерке". Но шести месяцев германского председательства не хватит для того, чтобы завершить возможные конструктивные германо-французские стратегии - ни в плане принятия Европейской Конституции, ни в плане реализации геостратегических концепций в "бермудском треугольнике", состоящем из энергетической политики, политики расширения ЕС и политики соседства. В то же время германское председательство вполне может послужить трамплином для Франции - особенно в вопросе принятия Конституции. Германия может лишь наметить здесь пути к решению проблем. У Франции же появится возможность, переступив через собственное "нет", внести свежую струю в конституционную дискуссию. Решающее значение здесь имеет то, с каким настроем Франция пойдет к своему председательству в ЕС во второй половине 2008 года: робко или сдержанно? Или же с тем же воодушевлением, с каким Франсуа Миттеран в 1984 году на саммите ЕС в Фонтенбло вывел Европу из кризиса? 1982 год был решающим для европейской политики Франции и ее позиций в Европе. Вопрос стоял так: либо модернизация экономики с помощью политики "сильного фравка" и сохранение позиций в Европейской валютной системе и в Европе, либо выход из ЕЭС и политика, которую некоторые эксперты пикантно называли "социализмом в отдельно взятой стране".
Франция тогда выбрала Европу, открытость и модернизацию, обеспечив тем самым Европе десятилетие бурного развития. 2008 год, когда наряду с вопросом институциональной реформы будут решаться важнейшие финансовые вопросы ЕС, снова может стать таким решающим годом, чтобы ЕС затем, после 2009 года, вступил в новое, динамичное европейское десятилетие с новой, более компактной Комиссией, новым Парламентом, новыми правилами и новыми финансами.
В силу исторических причин экономически единая Европа представляет со бой совокупность национальных культур и вероисповеданий. Поскольку в первые десятилетия развития европейская интеграция имела общую отраслевую и экономическую направленность, сообщество не занималось вопросами культуры, и они не упоминались в основополагающих документа. Впервые положения о культур ном сотрудничестве появились в Маастрихтском договоре, где им был посвящен специальный раздел (раздел 12, бывший 9). С этого момента культурная политика официально стала одним из направлений деятельности Союза и начала рассматриваться как фактор экономической и социальной интеграции в Европе. В ст.51 (бывшей ст.128) Маастрихтского договора говорится, что ЕС "содействует расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие".
Начало культурного сотрудничества - 22 октября 1963 года, когда президент Франции Шарль де Голль и канцлер Германии Конрад Аденауэр подписали в Елисейском дворце Парижа договор о немецко-французской дружбе. Это событие явилось переломным моментом от логики ревнивого соперничества к утверждению культурной общности, служащей фундаментом для строительства единой Европы. В рамках договора был создан Франко-германский университет, совместные культурный и молодежный советы, в 80-е годы появился франко-немецкий телевизионный канал АКТЕ, а начиная с 2003 года, проводится программа совместных культурных мероприятий в других странах.
Германо-французское взаимопонимание в течение пяти десятилетий благодаря силе своей конструктивной диалектики продвигало вперед европейскую интеграцию - будь то при помощи выработки общего видения Европы, проведения общих проектов или силы убеждения их политических лидеров. Однако Европейский Союз находится сейчас на переломном пункте своего дальнейшего развития, не имея выработанного обеими странами общего видения будущего. Такое видение является не вопросом возможностей, а вопросом желания. Им удалось написать общую книгу по истории, теперь следует продолжить писать общую историю.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.