Германия - страна поэтов и мыслителей. Германия подарила нам Гёте, Баха, Бетховена. И тем не менее эта культурная нация не обладает действительно общенациональной культурной компетенцией. Культура - дело земель, так записано в Основном законе. Земли видят себя хранителями и покровителями федерализма в области культуры в Германии. Почему, собственно говоря, вопросы культуры в Германии - это нечто такое, что нация как единое целое не может или не должна была бы регулировать? Немецкая культура как способ выражения германской нации со времен кайзера Вильгельма, те, с конца Х1Х века, подозревалась в мании величия. Катастрофа национал-социализма привела в итоге к последовательной переориентации. После Второй мировой войны углубилось понимание того, что Германия только тогда сможет вернуться в мировое сообщество, если избежит любой видимости чрезмерного национального культурного пафоса. Это в свою очередь привело к отказу от какой бы то ни было общенациональной культурной политики в Германии. Культурные учреждения разбросаны по стране сильнее, чем в большинстве других государств. Культурный федерализм пробуждает честолюбие у федеральных земель. Культурная политика - это политика создания благоприятных условий для экономики. Земля Баден-Вюртемберг открыто рекламирует себя, используя культуру как "мягкий привлекательный фактор для инвестиций". Содействие кинематографу также стало одним из федеральных инструментов управления. деньги поступают оттуда, где существует производство. Горняцкая и сталелитейная Рурская область, входящая в состав Северного Рейна-Вестфалии, с конца ХХ века успешно превращается в культурный ландшафт. Лиг с 1998 г. в Берлине существует пост госминистра по делам культуры в Ведомстве федерального канцлера. И с тех пор Германия снова воспринимает тот или иной культурный вопрос как дело всей нации.
Система содействия кинематографу на уровне федерации была реорганизована, учрежден Федеральный фонд культуры. Берлин при этом все больше становится культурным магнитом, является сегодня уникальным культурным силовым полем, плавильным тигелем культур, в чьих музеях отражается вся история человечества. Мемориал в центре города, напоминающий о холокосте, - это высеченная в камне проверка на эрелость, демонстрирующая то, как такая культурная нация как немцы обращается со своей историей. Впечатляющее доказательство того, что в новом тысячелетии общенациональная культурная политика стала необходимой. Федерализм в области культуры, предписываемый Основным законом, можно сохранить, он остается гарантом разносторонней, отвечающей высоким требованиям культурной жизни во всей Германии.
Культурная сцена в Германии многообразна: около 400 театров и 140 профессиональных оркестров насчитывается на территории между Фленсбургом и Гармиш-Партенкирхеном.600 художественных музеев со своими разнообразными коллекциями международного значения образуют уникальный музейный ландшафт. Живым характером обладает молодая немецкая живопись, хорошо знакомая и в других странах. Германия - одна из крупнейших книжных наций (80.000 новых изданий и переизданий в год).350 ежедневных газет и тысячи журналов свидетельствуют о пульсирующем медийном ландшафте. Новые успехи отмечает немецкое кино - и не только в германских кинотеатрах, но и во многих странах мира.
Внешняя культурная и образовательная политика наряду с классической дипломатией и внешнеэкономической политикой является третьим столпом германской внешней политики. Ее цель - демонстрировать образ современной Германии, содействовать процессу европейской интеграции и взаимопониманию между народами. Федеральное министерство иностранных дел лишь частично осуществляет свою культурную политику собственными силами. В большей мере оно поручает это посредническим организациям, например Институту им. Гёте или Институту международных культурных связей. Институт им. Гёте имеет 144 культурных центра в 80 странах, из них 16 - в Германии. Они предлагают курсы немецкого языка, оказывают содействие преподавателям немецкого языка за рубежом, организуют литературные чтения, театральные и киномероприятия, а также дискуссии. На занимается прежде всего культурным диалогом, организуя, например, передвижные выставки и международные симпозиумы. С 2003 г. культурные центры и общества. в первую очередь в Центральной и Восточной Европе, финансируются в рамках сотрудничества между германским Мидом и общественно-полезными фондами. Большое значение имеют немецкие школы за рубежом. Таких школ 117, в них учатся 70.000 учеников (из них 53.000 ненемецкой национальности). Школами ведают частные организации, которые содержат их в основном за счет платы за обучение и пожертвований. После терактов 11 сентября 2001 г. германский МИД инициировал специальную программу "Европейско-исламский культурный диалог", который призван содействовать улучшению взаимопонимания.
Незадолго до смены тысячелетий немецкое кино выдернул из зимней спячки взрывной фильм Тома Тиквера "Беги, Лола, беги" (1998). Пронизанная экспериментальным духом комедия о рыжей Лоле, о судьбе, любви и случайности отражает жизненные ощущения конца 90-х годов. Отчаянная гонка Лолы со временем, по Берлину, во всем мире была воспринята как метафора беспокойного духа эпохи. Благодаря этому фильму режиссер Том Тиквер и исполнительница главной роли Франка Потенте добились прорыва на международном уровне. В немецком кино начинается период подъема. Впервые после эпохи великого Райнера Вернера Фасбиидера (1982) заграница вновь с интересом смотрит на немецкое кино, пользующееся международным успехом: "Оскар" для "Нигде В Африке" (Каролине Лиик, 2002), "Золотой медведь" на Берлинале для "Головой об стену" (Фатих Акин, 2004). Однако в отличие от фасбиндеровских времен интерес проявляется не к какой-то определенной школе создателей авторского кино, а к различным режиссерам с собственным почерком. Такие старые мастера, как Вим Вендерс, Фолькер Шлёндорф и Вернер Херцог по-прежнему участвуют в процессе, однако фурор вызывают сегодня другие.
Немецкое кино идет на подъем благодаря жанру, который не пользовался прежде хорошей славой, - благодаря комедии. Трагикомедия "Гудбай, Ленин" (Вольфганг Беккер, 2003) с успехом идет почти в 70 странах, так как она рассказывает и о крахе социализма. В свою очередь комедия Ханса Вайнгартнера "Воспитатели" (2004) в радикальной форме поднимает темы противников глобализации. Немецкие комедии пользуются успехом, поскольку в рассказываемых ими "национальных" историях затрагиваются универсальные темы. Однако материал для своих историй создатели фильмов черпают из происходящего в собственной стране. С захватывающей дух силой Фатих Акин, гамбуржец турецкого происхождения, рассказывает о жизни турок в Германии. В своей увенчанной лаврами драме "Головой об стену" (2004) он жестко и точно, но без слезливости выносит на экран любовную историю турчанки и турка, проживающих в Германии. Об аутентичности, о незамутненном взгляде на жизнь идет также речь в социально - реалистических фильмах-исследованиях Андреаса Дрезена. В своих фильмах он фиксирует с помощью переносной камеры будни Восточной Германии. Интерес к переломам в жизни общества выводит из оцепенения и ретроспективный взгляд на болезненные аспекты в истории Германии. Историческая драма "Закат" (2004) Оливера Хиршбигеля нарушает табу и показывает Гитлера не как чудовище, а как человека. В "Софи Шолль" (2005) Юлия Иенч создает грандиозный образ героини, борца Сопротивления и получает за это Германскую кинопремию. Подъем немецкого кино опирается на многие факторы. Итак, впереди у германского кинематографа хорошие перспективы.
Богатство германского медийного ландшафта дополняют радио и телевидение. Родившись в 20-е годы (радио) или в 50-е годы (телевидение) в качестве публично правовых программ, в конце 80-х они образовали пестрый спектр дуальной системы, состоящей из публично-правовых и частных телерадиокомпаний. Сегодня между собой конкурируют около 300 радиостанций, имеющих в основном местный или региональных характер. Наряду с около 60 публично-правовыми радиокомпаниями существуют почти 240 коммерческих. В целом в своей истории радио пережило изменение своих функций. С появлением телевидения оно стало скорее параллельным СМИ, однако по показателям пользования им радио стоит выше телевидения, которому немцы посвящают в среднем чуть больше З часов в день.
Телевидение подразделяется на публично-правовое и частное, надрегиональное и региональное, полнопрограммное и тематическое. Публично-правовое телевидение транслирует 12 общенациональных, 8 региональных программ - которые принимаются в основном по кабелю или через спутниковую антенну - и З транснациональных программы ("Немецкая волна") как телерадиокомпания, вещающая на заграницу; "арте", германо-французский канал; германо-австрийский культурный канал). Благодаря такому числу телекомпаний, общему обороту, превышающему 5 млрд. евро и складывающемуся из сборов за пользование телевизором и из поступлений от рекламы, а также из других доходов, и очень высокой доле на рынке германское публично-правовое телевидение является одним из крупнейших институтов среди аналогичных учреждений в других странах.
В 2000 году Министерство культуры Франции располагало бюджетом в 16,039 млрд. франков 45 млрд. евро), что составляет 0,98% государственного бюджета. Финансирования на культуру возросли до 75 млрд. франков (11,43 млрд. евро), и обеспечиваются на половину за счет государства, а половину за счет территориальных коллективов. Французские семьи тратят, в среднем, 6 700 франков (1 02,4 1 евро) в год на культуру, свободное время, спорт и игры, что составляет 3,5% от бюджета семьи.
В 1998 году было издано 47 168 наименований книг, 24 514 из них были новыми изданиями, а 22 654 - переизданиями, в 1998 году 311 издательских дома продали 415 млн. экземпляров книг. Товарооборот издателей в 1998 году составил 16. млрд. франков (2,44 млрд. евро) Ежедневно 36% французов читают 1 ежедневную газету.7 общенациональных периодических изданий и 160 региональных (ежедневных или еженедельных Общий годовой тираж 9 млрд. экз. Среди первой сотни имеют тираж более 1 млн. экз, а 8 периодических изданий более 500 000 экз. На одну тысячу жителей приходится 1 354 экземпляра периодических изданий Французы считаются самой читающей иллюстрированные журналы нацией.
Телевидение остается главным развлечением французов, они проводят у телевизора в среднем З часа 15 минут ежедневно широкий выбор аудиовизуальных программ насчитывает 130 телевизионных каналов:
4 государственных общенациональных канала: Франс 2, Франс 3, АРIЕ (франко-германский канал культуры) и Пятый (образовательный канал).
3 частных общенациональных канала: ТФ 1,. М б и Канал плюс (платный канал, аудиовизуальная аудитория которого насчитывает во Франции 6,6 млн., человек, а за ее пределами - 6,9 млн.).
более 20 каналов кабельного вещания общенациональных и региональных (35% семей подключены к кабельной сети), 7,1% семей являются абонентами программ кабельного телевидения.
огромный выбор каналов спутникового телевидения.
Рад компания Радио Франс объединяет государственные программы общего вещания: Франс Интер, Франс Инфо (круглосуточный канал новостей), Франс Культюр, Радио Бле.
Частный сектор представлен радиостанциями: РТЛ (самая слушаемая радиостанция во Франции), Европа и Радио Монте Карло, станциями общего вещания и целой гаммой музыкальных, тематических, ассоциативных и региональных радиостанций, передающих на различных частотах.
Радио Франсе Китернасиональ (РФИ) (имеет 30 миллионную аудиторию во всем мире), РМС - радиостанция, передающая па страны Ближнего и Среднего Востока и Меди 1, ведущая вещание на страны Магриба, - эти радиостанции являются элементом радиовещания га зарубежную аудиторию.
Компьютер рассматривается прежде всего как инструмент профессиональной деятельности, используемый 46% французов, однако он все больше и больше завоевывает семьи, которые оснащены им на 23% Новая форма доступа к знаниям, Матернет быстро завоевал симпатии французов, 4 млн. которых пользуются услугами Матернета в школе, на работе или дома За несколько лет произошло резкое и значительное развитие сети Интернета во Франции: каждое учреждение, ежедневное издание, административная струи и предприятия имеют свои Интернет-сайты, которые освещают широкий тематический спектр проблем (спорт, образование, услуги, кино,.). Наиболее популярными являются гостевые сайты, сайты провайдеров услуг Интернета (как, например, Ванадсо группы компаний Франс Телексы) и служебные сайты. Франция, которая изобрела кинематограф к 1895, остается очень динамичной в этой области. В 1998 году было создано 148 фильмов (Франция занимает второе место в мире по уровню и инвестициям в кинематограф).
Вместе с тем, французские кинематографисты снимают все больше фильмов совместно с партнерами по Европейскому Союзу. Несмотря на силы конкуренцию со стороны телевидения, в 1998 году 170 млн. зрителей (рекордная цифра за последние 13 лет) посетили 4600 традиционных залов кинотеатров, а также современных мультиплекс залов, которые во многом способствовали росту посещаемости кинотеатров
Во Франции насчитывается 11 300 драматических артистов и танцоров, 16 200 музыкальных артистов и певцов, 8 700 артистов варьете, организуется 250 музыкальных, лирических и танцевальных фестивалей.
Вместе с тем, возрастает роль любительских коллективов благодаря существенному улучшению преподавания этих двух дисциплин, в последние годы (только в музыкальной области насчитывается 4 300 специальных учебных заведений).
Около 50 000 театральных представлений в год (в национальных театрах, национальных драматических центрах, на национальных сценах и в частных театрах привлекли внимание 8 млн. постоянных зрителей. Кроме известных театральных сцен Парижа и его окрестностей, существуют сцены провинциальных городов и театральные фестивали, как, например, фестиваль в АВИ за последнее время образовалось около тысячи независимых театральных групп.
Около 1 200 музеев посещают десятки тысяч посетителей в год. Только музеи Лувра, Версаля и музея д’Орсэ принимают о 15 млн., посетителей в год. Большинство городов в провинции имеют один ила несколько музеев. Кроме того, 1 500 памятников открыты для посещений (имеющих 8 млн., посетителей в год), среди которых самой посещаемой остается Эйфелева башня (6 млн., посетителей в год).38 000 сооружений охраняются Министерством культуры как исторические памятники.
В последнее время растет популярность занятиями спортом Насчитывается примерно 10 млн. спортсменов, которым присвоены разряды спортивными федерациями: наибольшее число разрядников в футболе и теннисе. дзюдо, игра в шары, бадминтон и гольф становятся все более популярными в последние годы. Становятся все более популярны и виды спорта, такие как горный велосипед, туристические прогулки, восхождение на вершин.
Задачей Недели науки является информация о последних открытиях и их влиянии на жизнь общества. В рамках праздника, имеющего отношение к чтению и книгам, Праздника чтения, организуются встречи с писателями, творческими мастерскими, проводятся конкурсы новелл, а также происходит знакомство с мастерством писателей и деятелей искусства. Интернет знакомит публику с преимуществам информационного общества.
Всеобщее увлечение музыкой охватывает самые разные вкусы. Властями поощряются все музыкальные формы от классических до наиболее популярных, таких как рок варьете рай или рэп. Государство поддерживает как Центр музыки барокко в Версале, так и Национальный центр народной песни и эстрады, Национальный джазовый оркестр и Центр информации о роке.
В области сложной музыки приобрели своих почитателей новые произведения Оливье Мессияа, Гиьера Булеза, Янниса Ксенакиса и Анри Дютийе. Творческая деятельность современных композиторов осуществляется под эгидой координаторов института акустики и музыки.
В последние годы также была оказана государственная поддержка музыкальным театрам. Открытая в 1988 г. Опера на площади Бастилии оснащена самым современным оборудованием и может принимать в своем большом зале 2700 слушателей. В “Опера-комик ставятся оперные спектакли французских композиторов, а “Шагле”, бывший храм оперетты, предоставляет сцену сольным выступлениям. концертам и оперным постановкам, в то время как Пале-Гарнье (“Граид Опера’) больше искусству хореографии. В провинции можно отметить деятельность Французского музыкального театра в Компьене, который утверждает себя как важный центр сохранения французского вокального наследия. Оперные театры Лиона Тулузы, Руана, Нанта и др. неизменно предлагают публике постановки высокого уровня.
В 1995 г. к отмечал свое столетие: 28 декабря 1895 г. в “Гран кафе на Больших бульварах Парижа состоялся первый платный киносеанс, организованный братьями Люмьер, которые запечатлели на пленке первые движущиеся кадры “Выход рабочих с завода Люмьер’. Эта дата считается днем рождения кинематографа и в течение года отмечалась по всей стране. Будучи колыбелью “седьмого искусства’, Франция остается одной из го земель обетованных и дала миру ряд легендарных кинематографистов. В их числе Жорж Мельес гениальный предтеча поколения поэтического реализма 30-х гг. (Жан Ренуар, Марс Карне, Жак Превер), затем представители “новой волны” 60-х гг. (Франсуа Трюффо, Жан Люк Годар, Клод Шаброль, Лун Маль, Эрик Ромер). Французская традиция авторского кино обогатилась блистательными достижениями кинопромышленности (фирмы “Гиате, “Гомон’) и прославленными во всем мире звездами, такими как уже вчера Брижит Бардо, Ин Монтан или Ален Делон, а сегодня - Жерар Депардье, Изабель Аджачи или Жюльет Бинош.
В 1997 г. французы посетили кинотеатр 148 млн. раз. Выручка от кинозалов со ставила 5,14 млрд. франков (0,85 млрд. долл.).57% французов побывали в кино по меньшей мере один раз в год, а 39% - один раз в месяц. Посещаемость кинотеатров, таким образом, снова растет, достигнув уровня 8О гг. Однако в долгосрочном плане имеет место тенденция к сокращению посещаемости кинотеатров вследствие конкуренции со стороны телевидения и видео,
Французское кино продолжает пользоваться международным признанием. Ему помогла всесторонняя система поддержки съемок, производства и проката фильмов под эгидой центра кинематографии который перераспределяет средства от продажи билетов, видеокассет и от показа фильмов по телевидению. Практика авансирования под выручку от прок2та фильмов отличительная особенность этой системы поддержки, позволяет также поощрять новые таланты и находить дополнительные средства для крупномасштабных проектов наряду с обычными ассигнованиями на производство фильмов. Эта политика выражается в количественных показателях. Во Франции насчитывается 4400 кинотеатров, и по их числу страна занимает второе место в Европе после России. Многие из них получили возможность заняться модернизацией. Уменьшение выручки кинотеатров было связано со снижением посещаемости что вызывало тревогу вплоть до конца 70-х гг., однако эта тенденция была успешно приостановлена в следующем десятилетии. Ежегодное производство полнометражных фильмов составляет порядка 100 картин, из которых чуть меньше трети - высшей категории. Таким образом, Франция по производству фильмов вышла на третье место в мире после Индии к Соединенных Штатов, Наконец, следует отметить уникальную для Европы ситуацию: в 1997 г. около 35% посещений кинотеатров приходилось на французские фильмы, что свидетельствует о высокой со французской кинопродукции конкуренции со стороны американских фильмов, которые уже почти монополизировали многие заграничные рынки.
О творческой жизнеспособности французского кино можно судить по плеяде выдающихся режиссеров, чьи произведения отмечены, таких как Бертран Гавр (Пусть начнется праздник, Воскресенье за городом, Стереть с доски, ‘Л-627, “Жизнь и ничего больше, “Капитан Конан"), Морис 1/(“За нашу любовь”, “Лулу”, “Под солнцем Сатаны", "Ван Гог"), Бертрая Блие "Вечернее платье", “Сто тысяч долларов на солнце”. “Мой мужчина), Андре Тешине (Свидание, "Мое любимое время года", "дикие тростинки") или Жан-Жак Бейнскс ("Дива", "Темверагура утром 37,2°", "ИП-5"). Массовый кинематограф высокого качества также отмечен талантливыми именами такими как Жав-Поль Рапию ("де Бержерак", "Гусар на крыше") и Клод Берри фильмы которых встретили у публики восторженный прием. Французское к традиционно славится комедийными фильмами, в которых проявили себя такие мастера, как Жозиан Баласко, Мишель Блан, Кристиан Клавье, Жерар Жюньо, Тьерри Лермит. Этому жанру суждено было пережить новый взлет в 1993 г., когда был поставлен фильм "Пришельцы", успех которого сравним разве что с кинофильмами 6О гг. Некоторые кинорежиссеры получили мировую известность, например Жан-Как Авно ("Медведь", "Имя розы", "Любовник" "Семь лет в Тибете") и Люк Бессон ("Великая синева", "Никита" "Леон", "Пятый элемент"). Стало заявлять о себе и новое поколение кинематографистов: Оливье Ассейя, Лео Каракс, Эрик Рошан, Кристиап Венсая и др. Кинематографическая смена готовится и в Европейском фонде звукоизобразительных профессий - учебном заведении, рас во дворце Токио в Париже.
Таким образом, мы видим, что культурная жизнь Франции и Германии представлена многочисленными театрами и музеями; широчайшую известность в Мире получили французское и немецкое изобразительное искусство, литература и разнообразная музыкальная культура.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.