Конечной целью производства является удовлетворение потребностей – и поскольку эффективность оборудования и услуг проявляется лишь в их использовании, основной задачей производства является разработка все более экономичных материалов, надежных, долговечных и производительных машин, т.е. постоянное повышение их качества.
Задания по экономии материальных ресурсов устанавливаются в виде среднего снижения норм расхода, поэтому эффективность мероприятий по экономии оценивается в первую очередь показателями, определяющими экономию материального ресурса в натуральном выражении на единицу продукции, на единицу объема внедряемого мероприятия или на весь объем продукции.
Определение эффекта от внедряемых организационно-технических мероприятий только лишь в виде экономии материальных ресурсов в натуральном выражении оказывается недостаточным по следующим причинам.
1. Экономия материальных ресурсов, рассчитанная в натуральном выражении, может быть учтена в расчетах потребности в ресурсах на планируемый период и в балансах и планах их распределения в натуральном выражении. Для увязки же показателей экономии с другими показателями планов, выражаемыми стоимостными измерителями (себестоимость, прибыль и т.д.), необходимо и стоимостное выражение объема экономии материальных ресурсов. Это, в частности, требуется для увязки плана мероприятий по экономии с планом по новой технике и планом повышения эффективности производства.
2. Расчеты экономии материальных ресурсов в натуральном выражении не позволяют объективно сравнивать различные варианты способов производства продукции и выбирать более выгодные из них, поскольку объем экономии в натуральном выражении не учитывает полного эффекта от внедрения мероприятий. Этому также препятствует тот факт, что экономия ряда материалов, одинаковая по объему в натуральном выражении, резко отличается по размерам в стоимостном выражении ввиду различной стоимости единицы этих материалов, применяемых в различных отраслях и производствах.
Действительно, большое число мероприятий по экономии материальных ресурсов, помимо обеспечения снижения их расхода на производство продукции, позволяет получить эффект в виде увеличения надежности, долговечности и производительности машин. К таким мероприятиям, в машиностроении в частности, относятся: применение низколегированных и легированных сталей, жаропрочных и жаростойких сталей, а также сталей с применением синтетических шлаков, листовой стали с покрытиями, применение некоторых видов пластмасс и другие мероприятия.
Применение других видов материалов позволяет увеличить производительность труда (гнутые стальные профили, сталь сортовая, холоднокатаная, точные виды литья и др.).
Дополнительный эффект в виде повышения производительности труда, помимо экономии материалов, образуется и при внедрении многих мероприятий в металлургической, химической и других отраслях промышленности.
Все это вызывает необходимость определения экономической эффективности мероприятий по экономии материальных ресурсов b виде изменения полных затрат производства.
Показателем эффективности мероприятий по экономии материальных ресурсов является минимум приведенных затрат.
Эти затраты по каждому из сравниваемых вариантов представляют собой сумму текущих затрат (себестоимости) и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативом абсолютной эффективности капиталовложений:
(4.1)
где
Сt – текущие затраты (себестоимость) по каждому варианту с учетом амортизационных отчислений на реновацию:
Кt – капитальные вложения по каждому варианту;
Приведенные затраты могут быть также исчислены по следующей формуле:
(4.2)
где
Тh – нормативный срок окупаемости капитальных вложений;
Ср – себестоимость без учета амортизационных отчислений на реновацию.
Расчеты сравнительной эффективности предназначены для сопоставления и выбора вариантов мероприятий по внедрению новой и модернизированной техники, взаимозаменяемых видов материалов, применению новых и усовершенствованных видов технологических процессов.
Использование для отбора вариантов (или проверки обоснованности мероприятий по экономии) критерия в виде минимума приведенных затрат означает, что по выбранному варианту должны быть достигнуты наименьшие затраты труда при заданном объеме производства продукции.
Применительно к отдельным предприятиям общая экономическая эффективность определяется коэффициентом эффективности затрат (Е), представляющим собой отношение прибыли (как разницы между отпускной ценой годового выпуска продукции и его себестоимостью) к обеспечившим ее капитальным вложениям, включающим затраты на изготовление или приобретение нового оборудования, осуществление механизации и автоматизации, повышение технологической оснащенности при внедрении новых процессов и т.п.:
(4.3)
О степени экономической целесообразности отдельных мероприятии иногда судят и по так называемому сроку окупаемости затрат (Т); этот показатель представляет собой обратную величину коэффициента эффективности:
(4.4)
Если коэффициент эффективности затрат дает представление о размерах прибыли, которая может быть получена на каждую 1 грн. произведенных при реализации конкретного мероприятия капиталовложений, то срок окупаемости определяет период, в течение которого эта прибыль достигнет размера затраченных средств.
При выборе оптимального варианта из двух технически равноценных должно быть соблюдено следующее условие:
Е1 > Е2 (4.5)
Этим определяется экономическая целесообразность реализации более дорогого варианта.
Разница в приведенных затратах, подсчитанная для базового и планируемого варианта производства продукции, определяет величину годового экономического эффекта (ЭГ), который может быть получен от внедрения мероприятия:
ЭГ = (З1 – З2)А2 (4.6)
На практике бывают случаи, когда необходимо экономическое сопоставление двух или нескольких вариантов технических решений, реализация которых не связана с изменением суммы потребных капитальных расходов, но обусловливает изменение расходов производства.
К числу таких случаев может быть отнесена замена одного материала другим или изменение технологии изготовления отдельных частей машины без изменений в составе оборудования.
Такого рода задачи решаются путём сопоставления так называемой технологической себестоимости.
Задача сводится к тому, чтобы найти численное значение себестоимости для каждого из вариантов при определенном, заранее заданном объеме годового производства и выбрать тот, у которого производственные затраты минимальные, или установить такой размер годового выпуска, при котором технологическая себестоимость для того и другого варианта была бы одинакова и выявить для каждого из них предпочтительную область применения (размер годовой программы).
Технологическая себестоимость (Cf) определяется по формуле:
Cf = a´qГ + b (4.7)
где:
а - прямые затраты производства на одно изделие;
qГ - годовая программа выпуска;
b - годовые расходы производства, которые различны для сопоставляемых вариантов и не могут быть определены прямым счетом на одно изделие.
В прямые затраты производства (а) входят стоимость расходуемого основного материала или стоимость заготовки (MQ), заработная плата основная и дополнительная (с отчислениями на соцстрах) основных производственных рабочих, участвующих в изготовлении данного изделия (ЗQ), и расход на содержание и эксплуатацию оборудования (РQ), приходящийся на одно изделие:
a = MQ + ЗQ + PQ (4.8)
Стоимость расходуемого материала определяется произведением его массы (нормы расхода) на цену 1 кг.
Расходы на оплату труда основных производственных рабочих определяются исходя из норм штучно-калькуляционного времени (НШК), затрачиваемого на изготовление одного изделия и часовой заработной платы рабочих (ЗЧ):
ЗО = НШК ´ ЗЧ (4.9)
В случае, если технологическая себестоимость определяется для многооперационного процесса, в котором участвует несколько рабочих с разной оплатой труда и разной степенью занятости, такой расчет должен быть проведен дифференцированно по всем операциям.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования представляют собой произведение нормы штучно-калькуляционного времени (НШК) и себестоимости часа работы машины (или машин), участвующей в изготовлении детали (СМЧ):
ЗРСЭО = НШК ´ СМЧ (4.10)
В годовые издержки производства (b) при укрупненных расчетах включаются только годовые затраты на изготовление и эксплуатацию технологической оснастки (СОС).
Учет временного лага между осуществлением расходов и получением результатов осуществляют путем приведения расходов к одному моменту времени с помощью коэффициентов приведения (формулы 4.11, 4.12):
(4.11)
(4.12)
где:
, – коэффициенты приведения, соответственно, к концу периода (строительства, освоения или расчетного) и к началу периода;
– конечный год приведения;
t – номер текущего года осуществления расходов;
– коэффициент приведения разновременных расходов (ставка дисконтирования).
С учетом коэффициентов приведения расчетные значения капитальных ежегодных и приведенных расходов определяют по формулам:
капитальные расходы:
(4.13)
ежегодные текущие расходы:
(4.14)
Приведенные расходы с учетом дисконтирования на момент времени рассчитываются по формуле (4.15):
(4.15)
где:
, – соответственно значения капитальных и ежегодных (текущих) расходов в году t;
– коэффициент абсолютной эффективности капиталовложений.
Абсолютная эффективность капиталовложений определяется из формулы:
(4.16)
где:
p – прибыль от реализации продукции за счёт данных капиталовложений;
К – капиталовложения, обеспечивающие получение прибыли.
Выделяют следующие условия выбора решений:
1) Строительство объекта требует более одного года, а в процессе строительства производственный эффект не используют даже частично. По завершении строительства полностью реализуется как производственный эффект, так и технико-экономические показатели.
Расчетная формула для выбора решения в этом случае имеет вид:
(4.17)
где:
– время приведения соответствует году окончания строительства;
– ежегодные расходы нормальной эксплуатации.
2) Сооружение объекта требует длительных сроков, в течение которых возможна эксплуатация той или иной части его производственных мощностей.
Расчетная формула для выбора решения в этом случае имеет вид:
(4.18)
где:
– год освоения полной мощности и расчётных технико-экономических показателей.
Основное правило, которым следует руководствоваться при проведении сравнительных технико-экономических расчетов, связанных с определением экономической эффективности мероприятий по экономии, сводится к тому, что такие расчеты должны проводиться по всем изменяющимся статьям.
Обязательным условием правильного осуществления сопоставительных технико-экономических расчетов является обеспечение единства в сравниваемых вариантах номенклатуры затрат, образующих капиталовложения, времени их производства (равно как и времени получения от них эффекта), методов исчисления стоимостных показателей, объема и состава продукции, ее качества и цен.
По каждому из путей снижения себестоимости продукции ИПЦ «Полимер» проведена прогнозная оценка экономии от внедрения соответствующего мероприятия, рассчитываемая по формулам (4.6 – 4.18) и приведенная в табл. 4.19.
Там же приведен общий размер экономии от предложенных мероприятий в размере 75,95 тыс. грн.
Таблица 4.19
Прогнозная оценка экономии от внедрения соответствующего мероприятия
Мероприятие | Значение | База, тыс. грн | Размер экономии, тыс. грн. | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1) реконструктивного характера: |
|
|
| |
реконструкция формообразующих оправок | 0,04 | 340 | 13,6 | |
2) режимного характера: |
|
|
| |
а) выбор наивыгоднейшего состава работающего оборудования ; | 0,02 | 240 | 4,8 | |
б) установление наивыгоднейшего распределения нагрузки между работающими энергопотребляющими агрегатами; | 0,01 | 120 | 1,2 | |
3) по снижению потерь: |
|
|
| |
а) энергии расходуемой на собственные нужды ; | 0,003 | 360 | 1,08 | |
б) материалов, масел и др.; | 0,025 | 230 | 5,75 | |
4) по рациональному использованию: |
|
|
| |
тепла уходящих газов; | 0,45 | 34 | 15,3 | |
5) организационно-технического характера: |
|
|
| |
а) механизация и автоматизация производственных процессов и ремонтных работ; | 0,008 | 250 | 2 | |
б) расширение зон обслуживания; | 0,15 | 120 | 18 | |
в) широкое распространение соревнования и обмена передовым опытом; | 0,02 | 58 | 1,16 | |
г) укрупнение и объединение мелких административно-управленческих отделов ИПЦ; | 0,25 | 20 | 5 | |
д) централизация работ по планированию; | 0,045 | 20 | 0,9 | |
е) внедрение внутрицехового хозрасчета, в том числе для ремонтного персонала, и др.; | 0,06 | 20 | 1,2 | |
6) по снижению ремонтных расходов: |
|
|
| |
а) снижение расходов на аварийные ремонтно-восстановительные работы | 0,075 | 34 | 2,55 | |
б) строгое соблюдение графиков ремонтов основного и вспомогательного оборудования | 0,005 | 50 | 0,25 | |
в) приобретение материалов и запчастей по ценам не выше рыночных, зафиксированных на товарных биржах; | 0,003 | 170 | 0,51 | |
г) усиление контроля за вторичным использованием материалов и запчастей в ремонте; | 0,003 | 50 | 0,15 | |
д) постоянный контроль за объемами и качеством выполненных работ по ремонту оборудования. | 0,05 | 50 | 2,5 | |
ИТОГО |
|
| 75,95 |
ВЫВОДЫ
В условиях рыночной экономики роль и значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:- в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве;- в появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;- в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства;- в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;- в снижении себестоимости в продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.Успех борьбы за снижение себестоимости обеспечивает, в первую очередь, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате либо рост выработки, снижающий долю условно-постоянных расходов в себестоимости единицы продукции.Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а, следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов.Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращениипотерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон України «Про господарські товариства» // Галицькі контракти.- 1996.- №42.- С. 40 - 48.
2. Закон України «Про власність» // Галицькі контракти.— 1996.— № 37.-С. 59 - 64.
3. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ.— М.: Экономика, 1989.- 520 с.
4. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие,— М.: Финансы и статистика, 2002.— 296 с.
5. Балабанова Л. В., Сардак О. В. Цінова політика торговельного підприємства в умовах маркетингової орієнтації: Навчальний посібник.— К.: Професіонал, 2004.- 154 с..
6. Бровко Е. М. Стратегическое планирование маркетинга для предприятий - объектов инвестирования // Тез. докл. на Всеукр. научно-практ. конф. молодых ученых «Економіка підприємства: проблеми теорії та практики».— Днепропетровськ: Наука і освіта, 2003.
7. Вишневский В. П., Стешенко С. Г. Оценка влияния налогов на хозяйственную деятельность промышленного предприятия с помощью методов экономико-математического моделирования.— Донецк: НЭП НАН Украины, 1998.
8. Внукова Н. М., Смоляк В. А. Базова методика оцінки економічного ризику підприємств // Фінанси України.- 2002,- № 10.- С. 22 - 25.
9. Высоцкий Г. Г., Бровко Е. М. Инновационный процесе на предприятии// Економіка: проблеми теорії та практики: 36. наук, пр.- Дніпропетровськ, 2002.- Вип. 160.- С. 8 - 13.
10. Ефремов В. С. Стратегическое планирование в бизнес-системах.- М.: Изд-во «Финпресс», 2001.- 240 с.
11. Корюшкин В. А. Экономический маркетинг. Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2000.- 48 с..
12. Кретов И. И. Маркетинг на предприятии.— М.: Финстатинформ, 1994.- 252 с.
13.Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А., Ратновский А. А. Универсальный бизнес-словарь.- М.: Инфра-М, 1997.— 640 с..
14.Пономаренко В. С. Стратегічне управління підприємством. — X.: Основа, 1999.- 620 с.
15.Пономаренко В. С, Тридід О. М., Кизим М. О. Стратегія розвитку підприємства в умовах кризи.— X.: ВД «ІНЖЕК», 2003.— 328 с.
16.Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран.— М., 1993.— 896 с.
17.Росситер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров: Пер. с англ. / Под ред. Л. А. Волковой.— СПб.: Изд-во Питер, 2000.— 656 с.
18. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия: Методическое пособие.— М.: ИНФРА-М, 1995.— 224 с.
19.Тимонин А. М., Бровко Е. М., Бузинова А В. Разработка маркетинговой стратегии развития объединения предприятий // Економіка розвитку- 2004.- № 1(29).- С. 74 - 78.
20. Тимонін О. М., Бровко К. М. Стимулювання інноваційного процесу на підприємствах // Фінанси України.—2002.— № 10.— С 53-55.
21.Экономика предприятия / Под ред. П. А. Орлова.— X.: РИО ХГЭУ, 2000.- 402 с.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 219.