А.И. Долгова подчеркивает, что динамические и статистические методы дают разное знание, поскольку динамические закономерности отражают закономерности развития и их применение непосредственно ведет к обнаружению причинных зависимостей преступности. Статистика же, находя и измеряя общие свойства, устанавливает общие статистические закономерности, основанные на действии закона больших чисел. Однако статистика, в чистом виде, не объясняет внутренний механизм формирования закономерностей, не вычленяет причинные зависимости[41]. Тем не менее, именно статистические методы исследования, разумеется, являются основой для применения динамических методов, в том числе, и в криминологическом изучении наркопреступности.
В.В. Лунеев небезосновательно называет юридическую статистику (особенно её подотрасли – уголовно-правовую, криминологическую, виктимологическую, административно-правовую, гражданско-правовую, моральную) основным источником криминологической информации, наряду с экономической, социальной, демографической и другими отраслями статистической науки. Они занимают особое место в развитии отечественной криминологии, являясь основными методами эмпирических криминологических исследований[42].
Уголовно-правовая статистика является одним из наиболее востребованных источников криминологически значимой информации о наркопреступности.
В.В. Лунеев указывает, что непосредственным объектом уголовно-правовой статистики являются:
1) статистика предварительного расследования, учитывающая преступность и деятельность органов предварительного следствия и дознания (количество учтенных преступлений, возбужденных уголовных дел, выявленных лиц, совершивших преступления, задержанных, арестованных и другие показатели);
2) статистика уголовного судопроизводства, охватывающая учет судимости и деятельности судов (количество рассмотренных уголовных дел, осужденных, освобожденных от уголовной ответственности и наказания, оправданных, лишенных свободы, оштрафованных и т.д.);
3) статистика исполнения приговоров, включающая учет деятельности прокуратуры по надзору за местами лишения свободы, работу судов по условно-досрочному освобождению и замене наказания более мягким, движение заключенных (учет осужденных заключенных, подследственных заключенных и т.п.)[43].
Статистика предварительного расследования ведется в соответствии с Приказом «О едином учете преступлений» от 29 декабря 2005 г.[44] Этим Приказом утверждены и введены в действие «Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов», а также статистические карточки:
– статистическая карточка на выявленное преступление (Форма №1);
– статистическая карточка о результатах расследования преступления (Форма №1.1);
– статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (Форма № 2);
– статистическая карточка о движении уголовного дела (Форма №3);
– статистическая карточка об установленной сумме материального ущерба, результатах его возмещения и изъятия предметов преступной деятельности (Форма №4);
– статистическая карточка о потерпевшем (Форма №5)
– статистическая карточка о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (Форма №6).
Каждая статистическая карточка представляет собой отдельный бумажный бланк с большим количеством полей: номер уголовного дела, название органа, который выявил преступление, квалификация преступления, предмет преступного посягательства, информация о потерпевших и так далее. Эти поля заполняются согласно шестнадцати справочникам. Например, чтобы вписать, какой именно наркотик был изъят, необходимо указать его код, взятый из Справочника №8 («Наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, одурманивающие вещества, инструменты и оборудование, прекурсоры»), в котором перечислены все наркотические средства и их присвоенные им коды для целей статистического учета). Статистические карточки заполняются следователями и дознавателями всех органов, имеющих полномочия расследования уголовных дел, и утверждаются прокурорами. Затем данные карточек переводятся в электронный вид и поступают в информационные центры МВД России.
Сведения о виде и весе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ, наркосодержащих растений (либо их частей) вносятся в соответствии со справкой об исследовании (заключением эксперта).
Если изъято более двух видов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ, наркосодержащих растений (либо их частей) или уничтожено (изъято) более одного вида наркосодержащих растений при выявлении их незаконных посевов, реквизиты соответствующих полей карточек расширяются для отражения сведений об изъятии (уничтожении) указанных средств (веществ, растений) в полном объеме.
В сведениях о лице, совершившем преступление, в частности, указывается:
– совершил ли преступление в состоянии опьянения, наркотического возбуждения, в группе;
– в случае совершения преступления в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, являлся ли хроническим алкоголиком, потребителем наркотических средств, психотропных веществ или токсикоманом;
– состоял ли на учете в наркологическом диспансере;
– связано ли преступление с незаконным оборотом наркотиков;
– является ли лицом, ранее совершавшим преступление, в том числе, связанное с незаконным оборотом наркотиков/судимым за такое преступление и др.
Основным источником, характеризующим состояние незаконного оборота наркотиков в России, является также форма статистической отчетности «1-НОН», выпускаемая с определенной периодичностью (квартал, полугодие, девять месяцев, год) ГИЦ МВД России[45].
В открытом доступе статистическая информация о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ публикуется на сайте МВД России[46] в разделе «Состояние преступности» (доступны для ознакомления как актуальные, так и архивные данные).
Данные о наркопреступности наглядно представлены и на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ[47]. На этом ресурсе аккумулируется информация о показателях по зарегистрированным преступлениям, связанных с незаконным оборотом наркотиков и выявленным лицам, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Статистика уголовного судопроизводства, включая дела о наркопреступлениях, также основывается на учетно-статистических документах в форме карточек, которые заполняются в соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 №161[48].
Данные судебной статистики по наркопреступлениям (обобщенные по ст. 228 – 234.1 УК РФ) размещаются на сайте Судебного Департамента при Верховном Суде РФ[49]. Например, «сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей», включают, среди прочего, информацию о количестве дел, рассмотренных по существу, числе осужденных и оправданных лиц, числе невменяемых лиц, к которым применены принудительные меры и т.д.
Статистические данные Федеральной службы исполнения наказаний содержат сведения о числе лиц, осужденных за преступления, связанные с наркотиками и количестве изъятых наркотиков в учреждениях уголовно-исполнительной системы[50].
В виде самостоятельной подотрасли выделяется криминологическая статистика, которая, по словам В.В. Лунеева, «будучи тесно связанной с уголовно-правовой статистикой, рассматривается как часть криминологии, изучающая количественные характеристики преступности, ее причин, личности преступника и профилактической деятельности»[51]. Указанные характеристики находятся как в рамках, так и за рамками уголовно-правовой статистики, особенно такие, как латентная преступность, причинная обусловленность преступности и отдельных преступлений, процесс формирования личности преступника и мотивации преступного поведения, статистика о жертвах преступлений, деятельность субъектов профилактики, которые не относятся к правоохранительным органам.
Образцом криминологической статистики являются, например, сведения, полученные исследователями Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге на основе данных регистрации преступности[52]. В период, когда за борьбу с незаконным оборотом наркотиков отвечали МВД и ФСКН, в целях получения уточненной картины работы этих правоохранительных органов по видам и размерам изъятых наркотиков, сотрудники Института проанализировали 535 тысяч преступлений (2013–2014 годы) по статьям 228–234 УК РФ. Из массива данных удалось извлечь информацию об изъятых наркотиках для 68% преступлений. Остальные 32% (примерно 170 тыс.) преступлений с неизвестным типом изъятого наркотика в анализе не учитывались. Расчет массы и стоимости типов изъятых наркотиков по ведомствам позволил криминологам сделать следующие выводы:
1. В 80% всех наркопреступлений наиболее значимыми (то есть самыми крупными в стоимостном выражении) изъятыми наркотиками являлись каннабиноиды, героин и амфетамины. Каннабиноиды изымались чаще всего. Специфика работы ФСКН проявлялась в том, что эта служба изымала подавляющую часть всех анаболических стероидов и сибутрамина.
2. ФСКН изымала партии наркотиков, масса которых в среднем в 2–3 раза больше, чем МВД. В случае наиболее часто изымаемого наркотика – натуральных каннабиноидов – медианная масса изъятого для МВД – 20 грамм, а для ФСКН – 39 грамм, в случае героина медианный вес изъятого для МВД – 1 грамм, а для ФСКН – 2 грамма. Самые крупные партии фиксировались для мака (49 грамм). Самое большое отличие в массе изъятого наркотика (19 для ФСКН против 5 грамм для МВД) наблюдалось для анаболических стероидов. Распределение показателя массы изъятых наркотиков для МВД было более равномерным, чем для ФСКН, т. е. МВД изымала примерно одинаковые порции наркотиков. В активе ФСКН были очень крупные партии изъятых наркотиков, однако основной вал (более половины всех преступлений) состоял из партий, в которых масса самого крупного наркотика составляла несколько грамм.
3. Исследователями была отмечена сильная региональная вариация в работе ведомств: в одних регионах по общему количеству зарегистрированных наркопреступлений доминировала ФСКН (например, Ингушетия, Карелия), в других – МВД (Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область). В среднем, чем больше население региона, тем больше преступлений в нём регистрировалось сотрудниками МВД. Основной вывод проведенного исследования состоял в том, что в массе выявляемых наркотиков между МВД и ФСКН есть различие. Будучи значительным в относительном выражении (2–3 раза), оно незначительно в абсолютном: медианная масса изымаемых натуральных каннабиноидов в одном преступлении, выявляемом МВД, – 20 грамм и 39 грамм – в преступлении, выявляемом ФСКН, героина – 1 грамм у МВД по сравнению с 2–3 граммами у ФСКН[53].
На основе проведенного исследования его авторами была разработана «Карта наркопреступлений РФ» (подпроект Атласа правосудия, исследовавший генеральную совокупность наркопреступлений России в 2014 г.). Данные карты в интерактивной форме демонстрировали:
– какой наркотик лидирует по частоте изъятий в том или ином регионе;
– позволяли оценить частоту изъятий по таким видам наркотиков как каннабиноиды, кокаин, героин, амфетамины, синтетические каннабиноиды, опиаты, мак и его производные, дезоморфин, экстази, анаболические стероиды, субатрамин и прочие;
– количество наркопреступлений на 1000 человек (в том числе отдельно в разрезе преступлений, зарегистрированных ФСКН и МВД);
– медианную стоимость наркотиков, изъятых МВД и медианную стоимость наркотиков, изъятых ФСКН;
– процент преступлений, зарегистрированных ФСКН, которые не превосходили по стоимости изъятого наркотика преступления, зарегистрированные МВД[54].
Криминологическая статистика наркопреступности тесно связана с моральной (девиантологической[55]) статистикой, которую составляют сведения о таких «фоновых» явлениях, связанных с наркопреступностью как наркомания, токсикомания, пьянство и алкоголизм, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних, проституция, самоубийства и др.
Административно-правовая статистика включает сведения о административных правонарушениях по видам, причиненному ущербу, характеру административных взысканий, органам административной юрисдикции, административному судопроизводству. Криминология наркопреступности остро нуждается и в такой статистике, так как совершение административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, как правило, является предпосылкой к совершению наркопреступлений и её анализ может способствовать решению ряда криминологических задач, связанных, среди прочего, с предупреждением наркопреступности и её прогнозом.
Так, форма статистической отчетности «1-НОН», утв. Приказом МВД РФ от 17 апреля 2004 г. №247 включает сведения:
– о выявленных органами внутренних дел административных правонарушениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, сильнодействующими веществами (раздел 4);
– о результатах работы органов внутренних дел по выявлению и уничтожению незаконных посевов наркотикосодержащих растений (раздел 5);
– о результатах работы органов внутренних дел по выявлению и уничтожению зон произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений (раздел 6);
– о результатах работы органов внутренних дел по выявлению мест незаконного изготовления наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (раздел 7).
В криминологических исследованиях наркопреступности имеют значение также данные экономической, демографической и социальной статистики, так как динамика наркопреступности, несомненно, коррелирует с социально-экономическими и демографическими процессами. Информация об этом способствует глубокому пониманию причин наркопреступности, изучению личности наркопреступников, формированию комплексной стратегии контроля наркопреступности и предупреждения наркопреступлений.
В целях реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту, повышения эффективности взаимодействия в этой сфере федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также осуществления Государственным антинаркотическим комитетом и антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации создан Единый банк данных[56].
Единый банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную систему, которая содержит сформированную в виде информационных ресурсов информацию, касающуюся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией, и предназначена для осуществления мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и совместного использования Государственным антинаркотическим комитетом и антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Контрольные вопросы и задания
1. Чем отличаются знания о наркопреступности, которые дают динамические и статистические методы?
2. Что является непосредственным объектом уголовно-правовой статистики?
3. Какие данные о наркопреступности отражаются в уголовно-правовой статистике в соответствии с Приказом «О едином учете преступлений» от 29 декабря 2005 г.?
4. Какие данные о незаконном обороте наркотиков отражаются в административно-правовой и уголовно-правовой статистике в соответствии с Приказом МВД России от 17 апреля 2004 г. №247 «Об утверждении формы статистической отчетности “1-НОН ”»?
5. На сайте МВД России (https://мвд.рф), воспользовавшись алгоритмом поиска: «Главная → Деятельность → Статистика и аналитика → Состояние преступности» найдите актуальные данные о наркопреступности и архивные данные за предыдущий год.
6. На портале правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации (http://crimestat.ru), найдите раздел «Показатели преступности в России», подготовьте сообщение о том, с какими данными о наркопреступности позволяет ознакомится этот раздел.
7. На портале правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации (http://crimestat.ru) найдите раздел «Преступность в регионах», выберите субъект Российской Федерации, в котором вы проживаете, подготовьте сообщение о составе сведений о наркопреступности, которые демонстрирует сайт crimestat.ru при нажатии на вкладку «Таблица» и при нажатии на вкладку «Диаграмма» (выберите показатель «Зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков»). Из раздела «Паспорт показателя» выпишите название показателя, период действия, форму статистического наблюдения, источник (формулу расчета) и описание показателя.
8. Изучите данные судебной статистики по наркопреступлениям (обобщенные по ст. 228 – 234.1 УК РФ), размещенные на сайте Судебного Департамента при Верховном Суде РФ (http://www.cdep.ru). Подготовьте сообщение о составе данных сведений и показателях судебной статистики по наркопреступлениям за предыдущий год.
9. Воспользовавшись сайтом Федеральной службы исполнения наказаний (http://fsin.su/), изучите актуальные статистические данные о числе лиц, осужденных за преступления, связанные с наркотиками и количестве изъятых наркотиков в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
10. Какие данные, в отличие от уголовно-правовой статистики, позволяет получить криминологическая статистика?
11. Какие данные о наркопреступности, относящиеся к криминологической статистике, были получены исследователями Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге на основе данных регистрации преступности? С какими данными позволяла ознакомиться разработанная учеными «Карта наркопреступлений РФ»?
12. Как связана криминологическая статистика наркопреступности тесно связана с моральной (девиантологической) статистикой?
13. Что такое «Единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту»? На основании какого нормативного правового акта осуществляется ведение Единого банка данных?
14. Посетите официальный сайт администрации города Зимы (http://www.zimadm.ru). Воспользуйтесь алгоритмом поиска «Главная > Социальная сфера > Молодежная политика > Антинаркотическая комиссия... > Наркоситуация в г. Зиме > Единый банк данных > 2017 год > Единый банк данных за 2017 год» и изучите состав сведений Единого банка города Зимы за 2017 г. Размещена ли данная информация на официальном сайте муниципального образования, в котором вы проживаете?
Дата: 2019-07-30, просмотров: 301.