ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНОЛОГИЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рецензенты:

Середа И.М. – доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовного пава и криминологии Иркутского института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»

Раднаева Э.Л. – кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Бурятского государственного университета, председатель Бурятского регионального отделения Российской криминологической ассоциации

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета

 

Бычкова А.М.

Криминология наркопреступности: Учебное пособие / А.М. Бычкова. – Иркутск: Издательство «», 2018. – с.

ISBN

Учебное пособие посвящено изучению одного из направлений криминологии – криминологии наркопреступности. Наркопреступность, как феномен, неразрывно связанный с наркотизацией населения, является объектом изучения многих наук – уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, социологии, политологии и др. Будучи наукой о преступности, криминология изучает наркопреступность под особым углом зрения: с позиции познания ее с помощью методов других наук, понимания ее причин и условий, предупреждения наркопреступлений.

Издание содержит материалы, предназначенные для изучения в курсе дисциплин «Борьба с незаконным оборотом наркотиков», «Уголовное право», «Криминология».

Предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических факультетов и вузов. Может быть использовано при самостоятельном изучении юридических дисциплин.

УДК

ISBN                                                                                                                 ББК

©Бычкова А.М., 2018



СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНОЛОГИЮ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ   7
1.1. Предмет и система криминологии наркопреступности 7
1.2. Исторические аспекты распространения наркопреступности 15
1.3. Обзор криминологических исследований наркопреступности 17
1.4. Предмет наркопреступлений как уголовно-правовая и криминологическая категория   21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ 29
2.1. Динамические и статистические методы криминологического изучения наркопреступности. Основные источники статистической информации о наркопреступности.     29
2.2. Социологические методы криминологического познания наркопреступности   41
2.3. Иные методы криминологических исследований наркопреступности   47
2.4. Мониторинг наркоситуации как криминологически значимый комплексный метод изучения наркопреступности   50
ГЛАВА 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРКОПРЕСТУПНОСТИ 60
3.1. Состояние и динамика наркопреступности в Российской Федерации   60
3.2. Расчет показателей наркопреступности в соответствии с критериями оценки наркоситуации на примере Иркутской области   71
3.3. Структура наркопреступности по видам наркопреступлений 71
ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТЬ НАРКОПРЕСТУПНИКА 83
4.1. Уголовно-правовая характеристика наркопреступников 83
4.2. Типология личности наркопреступников и их социально-ролевая характеристика   87
4.3. Демографическая характеристика наркопреступников 92
ГЛАВА 5. КРИМИНОГЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ 94
5.1. Причины и условия наркопреступности: теоретический подход 94
5.2. Спрос на наркотики как фактор детерминации наркопреступности 99
5.3. Предложение наркотиков как фактор детерминации наркопреступности   108
5.4. Пропаганда употребления наркотиков как фактор детерминации наркопреступности   116
ГЛАВА 6. МЕРЫ КОНТРОЛЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ 126
6.1. Организационно-правовые основы противодействия наркопреступности   126
6.2. Основные направления противодействия наркопреступности 132
6.3. Профилактика наркомании как мера предупреждения наркопреступности   139
ГЛАВА 7. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ   151
7.1. Научные подходы к прогнозированию наркопреступности 151
7.2. Тенденции и прогноз наркопреступности в Мониторинге наркоситуации   155
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 161
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 176
Приложение 178

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Наркопреступность, как феномен, неразрывно связанный с наркотизацией населения, является объектом изучения многих наук – уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, философии, экономики, социологии, политологии и др. Будучи наукой о преступности, криминология изучает наркопреступность под особым углом зрения: с позиции познания ее с помощью множества методов других наук, понимания ее причин и условий, предупреждения наркопреступлений.

Данное учебное пособие представляет собой Общую часть криминологии наркопреступности и посвящено определению предмета этой научной области знаний, методам криминологического познания данного явления, криминологической характеристике наркопреступности, личности наркопреступника, детерминирующим факторам, мерам контроля, тенденциям и прогнозу.

Изучение наркопреступности, как одного из направлений криминологии, безусловно, должно базироваться на глубоких теоретических познаниях общей части криминологии, которые кратко изложены в начале разделов данного пособия.

С учетом того, что статистические сведения, лежащие в основе познания наркопреступности, постоянно меняются, рекомендуется уделить особое внимание методам изучения наркопреступности, накопленным криминологией теоретическим знаниям и тем грандиозным возможностям, которые предоставляет интернет для современного исследователя.

Занимаясь проблемами наркотизации населения на протяжении двадцати лет, автор осознает, какой неоценимый вклад вносит российская криминология наука в познание наркотизма. Создание учебного пособия по Общей части криминологии наркопреступности стало возможным благодаря знаниям, добытым кропотливым исследовательским трудом каждого представителя российской криминологической науки.

Автор надеется, что изучение криминологии наркопреступности позволит пробудить научный интерес студентов, обучающихся юриспруденции и в дальнейшем применять полученные знания на благо нашей страны, защищая её от наркоагрессии.



НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Метод (от греч. methodos) обозначает путь к чему-либо, исследование. В научном обороте используются термины «методы», «методика» «методология». Упрощенно можно определить метод как прием, способ исследования; методику – как совокупность методов исследования, а методологию – как учение о путях, методах научного исследования чего-либо[39].

Исходя из того, что предмет криминологии – сложное и комплексное явление, многие аспекты которого касаются различных наук о человеке и обществе, методы криминологических исследований также отличаются многообразием. Как пишет проф. В.В. Лунеев, «методы криминологических исследований представляют собой большую совокупность статистических, социологических, сравнительных, исторических, системных, математических, социально-психологических, логико-правовых и иных способов и приемов изучения преступности и её закономерностей, причин преступности и конкретных преступлений, личности преступника и мотивации преступного поведения, прогнозирования преступности и её отдельных видов, эффективности предупреждения преступности и профилактики отдельных групп и видов преступлений»[40].

Наркопреступности

Социологические методы относятся к методам несплошного статистического наблюдения в специально организованных обследованиях с целью сбора криминологически значимой информации, отсутствующей в официальной отчетности. Методы изучения социальных явлений в их конкретном проявлении в конкретных условиях места и времени также называют конкретно-социологическими методами.

К этим методам, применяемым и в криминологии наркопреступности, относятся: изучение документов, опрос, интервью, анкетирование, наблюдение, эксперимент.

Изучение документов в криминологии наркопреступности предполагает изучение разнообразных отчетов, материалов уголовных дел, заявлений о преступлениях, материалов контролирующих органов, различных экспертиз по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, данных бюро судебно-медицинских экспертиз, публикаций в средствах массовой информации, паспортов регионов, анализа социально-экономической и демографической ситуации, результатов мониторинга наркоситуации, ранее проводившихся исследований наркопреступности, программ профилактики наркомании и др.

Опрос как метод получения эмпирических данных позволяет в сжатые сроки собирать сведения, отсутствующие в официальной отчетности и других материалах с помощью получения интересующей исследователя информации у репрезентативных групп изучаемых лиц. Разновидностями опроса являются:

беседа по заранее продуманному плану в форме свободного общения;

интервью, которое представляет собой беседу по строго разработанному опроснику;

анкетирование – стандартизированное заочное интервью.   

Так, в соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, для получения достоверных сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах распространения незаконного потребления наркотиков и влияющих на них факторов в субъектах Российской Федерации аппаратами антинаркотических комиссий (либо иными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенными председателем антинаркотической комиссии) организуется работа по проведению социологических исследований.

Объектом социологического исследования является общественное мнение населения субъекта Российской Федерации.

Предмет исследования - отношение населения субъекта Российской Федерации к проблемам наркотизации общества.

Цель исследования - выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании. Указанная цель предполагает решение основных задач:

1. Определение значимости проблемы немедицинского потребления наркотиков в списке социальных проблем среди населения субъекта Российской Федерации и отдельно взятого муниципального образования (городского округа, муниципального района).

2. Проведение анализа ценностных установок населения субъекта Российской Федерации.

3. Выявление отношения населения субъекта Российской Федерации к проблеме немедицинского потребления наркотиков.

4. Анализ уровня распространения немедицинского потребления наркотиков в субъекте Российской Федерации, в т.ч. динамика числа лиц, употребляющих наркотики.

5. Выявление степени наркотизации населения в субъекте Российской Федерации.

6. Определение наиболее распространенных на территории субъекта Российской Федерации наркотиков.

7. Выявление степени доступности наркотиков.

8. Определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков.

9. Определение причин распространения немедицинского потребления наркотиков.

10. Определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения субъекта Российской Федерации.

11. Выявление основных механизмов приобщения к немедицинскому потреблению наркотиков.

12. Проведение анализа социокультурных факторов, как способствующих, так и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости.

13. Анализ эффективности ранее принятых мер противодействия незаконному распространению и потреблению наркотиков на территории Российской Федерации.

14. Выявление наиболее действенных мер по борьбе с немедицинским потреблением наркотиков.

В исследовании должна быть использована многоступенчатая типологическая выборка с применением квотных значений на последней стадии отбора респондентов. Объем выборки - не менее 0,1% населения субъекта Российской Федерации. Возраст респондентов - от 14 до 60 лет.

На первом этапе определяются районы исследования. Ключевой принцип отбора - репрезентация основных территориально-экономических зон субъекта Российской Федерации (промышленная и сельскохозяйственная). Вместе с тем, необходимо отметить, что на территориях, где ярко выражены этнические группы, необходимо учитывать и распределение населения по наиболее крупным этническим группам и территориям их дислокации.

На втором этапе производится отбор населенных пунктов с учетом соотношения городского и сельского населения с реальным статистическим распределением этих групп населения региона.

На третьем этапе учитываются половозрастной, образовательный и национальный составы населения. Определяется количество респондентов, необходимых для опроса.

Четвертый этап - само анкетирование (полевое исследование). Метод сбора первичной социологической информации - опрос населения. Вид исследования - аналитический. Способ проведения исследования - репрезентативный опрос населения. Используемые в исследовании методы - анализ линейных распределений, корреляционный анализ.

Для создания единой системы мониторинга наркоситуации, с учетом существования единых критериев оценки медицинского и правового аспектов, при проведении социологических исследований используется единая для всех субъектов Российской Федерации базовая (типовая) социологическая анкета, определенная Методикой и порядком осуществления мониторинга.

По результатам проведения социологических исследований должен быть подготовлен аналитический отчет с приложением линейного распределения ответов респондентов (в абсолютных числах и процентах) на все вопросы анкеты, с обязательным указанием точного количества опрошенных.  Результаты социологических исследований направляются в аппараты антинаркотических комиссий. [57]

Социальный эксперимент как метод криминологического изучения преступности, в криминологии наркопреступности, возможен лишь в позитивном плане, например, при разработке мер по предупреждению наркопреступлений.

Для криминологии наркопреступности представляет особый интерес «квазиэксперимент». В.В. Лунеев пишет, что квазиэксперимент не организуется специально, а протекает стихийно в реальных жизненных условиях, в которых осуществляются интересующие криминолога социальные воздействия и проявляются их правозначимые результаты. Однако смысл эксперимента сохраняется, если исследователю удается зафиксировать начальное и конечное состояние явления или процесса и точно выявить действие криминогенного или антикриминогенного фактора. 

В сфере наркооборота такие «эксперименты» ставятся в части декриминализации наркотиков. Так, начиная противоречащий международным конвенциям эксперимент по легализации марихуаны в начале 70-х гг. ХХ в. власти Голландии информировали общественность, что доступность «легких» наркотиков защитит молодежь от кокаина и героина. Сторонники либеральной политики в отношении наркотиков обосновывали свои доводы тем, что продажа каннабиса в специальных кафе избавит потребителей от необходимости общения с криминальными элементами, а также изолирует их от потребителей «тяжелых» наркотиков.

Этот эксперимент, в итоге, привел к тому, что Голландия превратилась в европейский «супермаркет» самых разнообразных наркотиков, а внутри страны было организовано культивирование сортов конопли, в которых содержание активного вещества – тетрагидроканнабинола (ТГК) доходило до 35%, что в 10 раз выше того уровня, по которому комиссия по легализации отнесла марихуану к «мягким» наркотикам[58].

Эксперименты по легализации каннабиса в США, где сторонники легализации утверждали, что такое решение в сочетании с установлением возрастных ограничений на покупку вещества позволит оградить несовершеннолетних от возможности приобрести каннабис, также доказали обратное: «наркодилеры замкнулись на несовершеннолетних, потому что несовершеннолетние не могли покупать легально»[59].

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое социологические и конкретно-социологические методы? Перечислите разновидности конкретно-социологических методов, кратко охарактеризуйте их.

2. Что представляет собой работа по проведению социологических исследований, которая осуществляется в соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах? Охарактеризуйте объект, предмет, цели, задачи, типологическую выборку и этапы проведения социологического исследования, которое проводится в рамках мониторинга наркоситуации.

3. Изучите анкету для проведения массового опроса населения (Приложение № 2 к Методике и порядку осуществления мониторинга, а также критериям оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах), проведите анкетирование в вашей учебной группе, подведите итог, проанализируйте полученные результаты, сделайте сообщение на семинарском занятии.

Зарегистрировано

Зарегистрировано

НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Наркопреступности

Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года обозначено, что основными факторами, оказывающими негативное влияние на наркоситуацию в нашей стране, являются:

а) активное распространение синтетических наркотиков, рост объемов их мирового производства, появление и распространение новых видов наркотиков;

б) масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующее незаконное перемещение через государственную границу Российской Федерации;

в) появление новых форм противоправной деятельности, связанной с использованием информационных, коммуникационных и других высоких технологий;

г) увеличение незаконного производства синтетических наркотиков на территории Российской Федерации, использование современных информационных и коммуникационных технологий для их распространения и пропаганды;

д) расширение практики использования для организации каналов контрабанды наркотиков международной почтовой связи и возможностей организаций, специализирующихся на международной доставке грузов;

е) распространение наркотиков, изготовленных из местного растительного сырья, и злоупотребление лекарственными средствами с психоактивным действием, находящимися в свободной продаже;

ж) использование при незаконном обороте наркотиков и их прекурсоров новых видов финансовых инструментов и денежных суррогатов, что создает угрозу экономической безопасности Российской Федерации.

В 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации из незаконного оборота было изъято 34,1 тонны наркотиков, что соответствует показателю 2014 года (34,4 тонны). Прекурсоров было изъято 629 кг.

В 2016 году из незаконного оборота изъято 21,4 тонны наркотиков и 108 кг прекурсоров. Основная часть изъятых из незаконного оборота наркотиков в 2016 году приходилась на наркотики каннабисной группы (70,6 % от общего количества изъятых наркотиков)[87]. Второе место в общем массиве изъятого занимают синтетические наркотики (их доля составила около 16,6%[88]). На опийную группу приходится 6,6% от общего количества изъятых из незаконного оборота наркотиков[89]. На 31,7% увеличилось количество изъятых психотропных веществ[90].

Таблица 12

Изъято наркотических средств, пcихотропных веществ и их аналогов,

сильнодействующих веществ (по оконченным производством уголовным делам), (2009-2017 годы, в гр.)

2009 35733758
2010 43751609
2011 44217511
2012 34341981
2013 33335884
2014 32747256
2015 34207775
2016 24135585
2017 23378848

Рисунок 3

 

Наиболее распространенными в незаконном обороте по-прежнему остаются наркотики каннабисной группы (марихуана, гашиш, масло каннабиса), на долю которых в 2015 году приходилось 69% от общего количества изъятых наркотиков (было изъято около 23,5 тонн наркотиков каннабисной группы, на 1% меньше, чем в 2014 году).

Абсолютное большинство находящихся в незаконном обороте в Российской Федерации опийных наркотиков имеют афганское происхождение. Афганские опиаты поступают на территорию Российской Федерации по «северному» маршруту через Таджикистан, Киргизию, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, по части «балканского» маршрута – через Иран, страны Закавказья (Азербайджан, Грузия) и акваторию Каспийского моря, а также по «восточному» маршруту – через Китай и Монголию.

При этом основное движение афганского наркотрафика пролегает через страны Средней Азии в направлении Российской Федерации. По некоторым данным, в наркотрафике участвуют около 100 тысяч граждан стран Центральной Азии[91].

Согласно докладу «Наркомания, преступность и повстанческое движение: угроза транзита опиума из Афганистана» Управления ООН по наркотикам и предупреждению преступности, Российская Федерация, будучи самым большим национальным героиновым рынком, потребляет более 20% героиновой продукции из Афганистана» (в два раза больше чем Китай и в три с половиной раза больше, чем Северная Америка). Львиная доля наркотиков (50 тонн в год) попадает в Россию из соседнего Казахстана. Ключевым звеном транзита героина из Афганистана в Россию является Таджикистан, а также Кыргызстан[92].

Основным фактором, провоцирующим ввоз крупных партий наркотиков через границу с Казахстаном, эксперты справедливо считаю наличие безвизового режима с этой страной и отсутствие таможенного досмотра, что связано с вхождением Казахстана в Таможенный Союз. Директор ФСКН Виктор Иванов, в связи с этим, предлагает обеспечить контроль на этом направлении путем введения общегражданских загранпаспортов, потому что именно эта форма документа предполагает легитимацию факта пересечения через границу путем постановки штампа соответствующего и введения в компьютер факта, места, способа, даты пересечения госграницы. Тогда это дает возможность всем правоохранительным службам, от ФСКН, МВД, ФСБ, таможне, до социальных служб фиксировать даты въезда и выезда в РФ[93].

В 2015 году наркотиков опийной группы, стабильно занимавших второе по распространенности место, впервые было изъято меньше, чем синтетических наркотиков. При этом их доля в общем количестве изъятых наркотиков снизилась с 14,2% до 9,4% (было изъято около 3,2 тонны опийных наркотиков - на 35% меньше, чем в 2014 году). Героина было изъято 2 тонны (на 38% меньше, чем в 2014 году), маковой соломы 1 тонна (на 28% меньше), опия всех видов 7 кг (на 85% меньше), дезоморфина 0,6 кг (на 53% меньше).

Столь значительное снижение изъятий из незаконного оборота наркотиков опийной группы Государственный антинаркотический комитет объяснял со следующими обстоятельствами.

Согласно данным УНП ООН, в 2015 году в Афганистане впервые за последние 6 лет произошло существенное снижение объемов производства опийного мака. По оценочным данным ООН, общая площадь выращенного опийного мака в Афганистане уменьшилась на 19% и составила 183 тыс. га. Урожайность опия с 1 га снизилась с 28,7 кг до 18,3 кг. В результате объем собранного опия уменьшился практически вдвое и составил порядка 3,3 тыс. тонн против 6,4 тыс. тонн в 2014 году.

Однако по данным опубликованного УНП ООН совместно с Министерством по борьбе с наркоторговлей Афганистана 15 ноября 2017 года Обзора производства опия в Афганистане за 2017 год, в 2017 году был зарегистрирован рекордный объем произведенного опия, который составил 9 тыс. т, что на 87 процентов превышает показатель за 2016 год.

Также в 2017 году значительно увеличились площади плантаций опийного мака, которые составили в 2017 году 328 тыс. га, что почти на 63 процента больше предыдущего соответствующего показателя. Это самые высокие показатели культивирования опийного мака и производства опия, которые когда-либо регистрировались в Афганистане. По данным обзора, рост производства вызван главным образом увеличением площадей культивирования опийного мака, а также повышением урожайности опия с одного гектара[94].

Продолжаются поставки кокаина через морские порты Российской Федерации из Латинской Америки (Колумбия, Эквадор) транзитом через Европу (Нидерланды, Испания, Латвия, Польша, Эстония, Финляндия). Основными организаторами поставок, как правило, выступают граждане прибалтийских государств (Литва, Латвия).

На фоне укрепляющихся прямых связей российских преступных сообществ с наркогруппировками, действующими на территории Латинской Америки и Европы, количество изъятого из незаконного оборота кокаина в 2015 году увеличилось в 7 раз по сравнению с 2014 годом (с 138,7 до 954,5 кг).

В 2015 году в Российской Федерации продолжился стремительный рост незаконного оборота синтетических наркотиков, в том числе новых психоактивных веществ.

Удельный вес изъятых из незаконного оборота синтетических наркотиков в общем количестве изъятых наркотиков в 2015 году увеличился с 12,2% до 15,8%.

Наркопреступности

В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года в редакции Указа Президента от 23 февраля 2018 г. №85 обозначены:

– система мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте;

– система защиты территории Российской Федерации от незаконного перемещения наркотиков и их прекурсоров через государственную границу Российской Федерации.

Согласно Стратегии, система мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте представляет собой комплекс мероприятий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, разработанный в рамках межведомственного взаимодействия при координирующей роли Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Система мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте призвана обеспечить:

а) перекрытие каналов незаконного ввоза наркотиков и их прекурсоров на территорию Российской Федерации;

б) уничтожение инфраструктуры, используемой для незаконного производства, транспортировки и распространения наркотиков и их прекурсоров внутри страны;

в) ликвидацию сырьевой базы незаконного наркопроизводства на территории Российской Федерации;

г) недопущение поступления наркотиков и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот;

д) пресечение преступных связей с международным наркобизнесом;

е) разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров;

ж) пресечение оборота новых видов наркотиков, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ и одурманивающих веществ.

 Стратегическими целями государственной антинаркотической политики в сфере сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте названы:

– противодействие незаконному перемещению наркотиков и их прекурсоров через государственную границу Российской Федерации;

– совершенствование правоохранительных мер по пресечению деятельности организованных преступных групп (преступных сообществ), участвующих в незаконном обороте наркотиков и их прекурсоров;

– подрыв экономических основ преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.

Система защиты территории Российской Федерации от незаконного перемещения наркотиков и их прекурсоров через государственную границу Российской Федерации включает в себя комплекс мер, направленных на:

а) укрепление режима границ через организационно-техническое и административно-правовое регулирование;

б) активизацию международного сотрудничества в целях сокращения масштабов культивирования наркосодержащих растений и производства наркотиков в Афганистане, а также масштабов ввоза синтетических наркотиков из-за рубежа и незаконного перемещения наркотиков и их прекурсоров в странах транзита;

в) повышение эффективности пограничного и таможенного контроля, в том числе путем развития сотрудничества правоохранительных органов государств - участников антинаркотической деятельности.

Согласно п. 15 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, сокращение предложения наркотиков в незаконном обороте осуществляется с использованием экономических возможностей государства, выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов, включая ресурсную поддержку государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, путем развития системы их технического оснащения.

Федеральный закон от 8 янв. 1998 г. №3 (ред. от 29 дек. 2017 г.) «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяет, что противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.

Координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России).

Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется на основе соответствующих федеральных целевых программ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» функции, полномочия, штатная численность ФСКН России, а также имущество, закрепленное за ней, переданы МВД России. В этой связи параметры ранее действовавшей Государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» включены в состав новой редакции государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».

Новая редакция государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» и план ее реализации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 385. Мероприятия данной программы будут осуществляться в соответствии с планом ее реализации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и детальным планом-графиком ее реализации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации 11 апреля 2017 г. №1/4243.

Финансирование федеральной целевой программы, направленной на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации также вправе принимать целевые программы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Так, например, в Иркутской области мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, медико-социальной помощи населению осуществляются в рамках подпрограммы «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами, токсическими и психотропными веществами на 2014-2020 годы» государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области №447-пп от 24 октября 2013 года.

Ответственным исполнителем Подпрограммы является министерство по молодежной политике Иркутской области. Соисполнители Подпрограммы: министерство образования Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство сельского хозяйства Иркутской области, министерство спорта Иркутской области. Контроль за реализацией региональной Подпрограммы осуществляет антинаркотическая комиссия в Иркутской области.

Н.А. Фролова и Г.В. Зазулин указывают, что противодействие преступности складывается из ряда направлений, которые могут быть представлены следующим образом:

а) профилактика (предупреждение) преступности в целом как негативного социального явления, видов преступности и отдельных преступлений;

б) неотложная профилактика (предупреждение), направленная на пресечение преступлений на стадиях формирования умысла, приготовления, покушения;

в) постпреступное противодействие, т.е. воспрепятствование дальнейшей преступной деятельности лиц, уже совершивших (совершающих)  преступления мерами уголовно-правового принуждения (сфера раскрытия, расследования преступлений, привлечение виновных к уголовной ответственности и административному надзору).

Авторы приходят к выводу, что противодействие преступности в самом общем подходе включает:

– позитивное воздействие на лиц, которым грозит опасность вовлечения в преступную деятельность;

– позитивное воздействие на лиц, уже совершивших противоправные деяния, с применением уголовно-правового или иного принуждения или без такового;

– вмешательство в ситуативную сферу преступности и отдельных преступлений с целью устранения или блокирования криминогенно-детерминантных факторов. Это вмешательство распространяется и на факторы, не имеющие непосредственно криминогенного характера, но опосредованно проявляющиеся в криминогенных механизмах.

Раскроем содержание обозначенных направлений противодействия применительно к наркопреступности.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой система мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте согласно Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года?

2. Назовите стратегические цели государственной антинаркотической политики в сфере сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте.

3. Охарактеризуйте систему защиты территории Российской Федерации от незаконного перемещения наркотиков и их прекурсоров через государственную границу Российской Федерации?

4. Какие государственные органы уполномочены осуществлять противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров? На какой орган возложена координация этой деятельности?

5. На основе какого документа осуществляется организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров?

6. Назовите федеральную целевую программу, направленную на противодействие незаконному обороту наркотиков и целевую программу субъекта Российской Федерации, в котором вы проживаете.

Профилактика наркомании

РАЗВИТИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

В Мониторинге наркоситуации

Одним из определяющих факторов, оказывающих негативное влияние на наркоситуацию в Российской Федерации, Мониторинг наркоситуации за 2016 г. справедливо называет активное распространение на международном наркорынке синтетических наркотиков, а также рост объемов их производства и делает вывод о дальнейшем распространении ряда наркотиков, обусловленном удобством их транспортировки, простотой изготовления смесей, содержащих определенные вещества, и наличием устойчивого спроса на них.

Негативное влияние на наркоситуацию в стране будет оказывать дальнейшее появление и распространение новых видов психоактивных веществ (или «дизайнерских наркотиков») преимущественно китайского происхождения.

Активному наполнению внутреннего наркорынка синтетическими наркотиками и новыми видами психоактивных веществ будет способствовать расширение практики использования для организации каналов их контрабанды международной почтовой связи и возможностей фирм, специализирующихся на международной экспресс-доставке грузов.

В условиях отсутствия первичного контроля за вложениями в почтовые отправления и проверки документов отправителя, а также развитой инфраструктуры международной доставки грузов (в России указанную деятельность осуществляют 40 различных компаний) можно спрогнозировать увеличение объемов контрабанды синтетических наркотиков и новых видов психоактивных веществ посредством почтовых отправлений.

Кроме того, существуют объективные предпосылки расширения подпольного производства синтетических наркотиков непосредственно на территории Российской Федерации. Это обусловлено отсутствием необходимости в специальном оборудовании, доступностью необходимого сырья и реактивов для их изготовления, мобильностью и компактностью подпольных лабораторий[132]. Все это приводит к наращиванию, при относительно небольших объемах производства, количества подпольных лабораторий, изготовлению относительно дешевых местных синтетических наркотиков и вытеснению с рынка более дорогих импортных аналогов.

В складывающейся обстановке вероятно увеличение подпольного производства синтетических наркотиков на территории Северо-Западного, Центрального и Уральского федеральных округов. При этом высока вероятность организации экспорта изготовленных в подпольных лабораториях синтетических наркотиков, и прежде всего амфетамина, за рубеж.

По-прежнему значимой угрозой остается наркопроизводство в Афганистане. По оценкам министерства по борьбе с наркотиками ИРА, в 2016 году площади посевов опийного мака увеличились на 10 % по сравнению с предыдущим годом и составили 201 тыс. га. Зафиксировано повышение урожайности данной наркокультуры до 23,8 кг с га. На 43 % возрос объем производства опиатов, который составил 4 800 т. Ситуация усугубляется использованием новых инновационных сортов опийного мака, позволяющих собирать три урожая в год вместо двух. Растет количество действующих на севере страны подпольных лабораторий по производству героина, общее число которых оценивается в более чем 200 единиц.

(Добавим, что по данным опубликованного УНП ООН совместно с Министерством по борьбе с наркоторговлей Афганистана 15 ноября 2017 года Обзора производства опия в Афганистане за 2017 год, в 2017 году был зарегистрирован рекордный объем произведенного опия, который составил 9 тыс. т, что на 87 процентов превышает показатель за 2016 год. В 2017 году значительно увеличились и площади плантаций опийного мака, которые составили в 2017 году 328 тыс. га, что почти на 63 процента больше предыдущего соответствующего показателя. Это самые высокие показатели культивирования опийного мака и производства опия, которые когда-либо регистрировались в Афганистане. В связи с этим, прогнозируем увеличение героиновой наркоагрессии на территорию Российской Федерации, расширение рынков сбыта опиатных наркотиков и диверсификацию традиционных каналов героинового наркотрафика, следствием чего станет рост числа наркопреступлений, предметом которых является сбыт опиатных наркотиков).

Продолжится распространение на российском рынке кокаина. В условиях сохранения российского эмбарго на поставку продуктов питания из стран Евросоюза и замещения их поставками из стран Латинской Америки ситуация с поступлением на внутренний наркорынок кокаина продолжит осложняться.

Таким образом, системообразующим фактором функционирования российского наркобизнеса остается внешняя наркоагрессия.

При этом в организации незаконного оборота наркотиков все шире будут использоваться современные коммуникационные технологии, в первую очередь Интернет-технологии.

Сохранится и прогнозируемо увеличится практика распространения наркотиков с использованием «теневого сегмента» Интернета. При этом высока вероятность увеличения объемов продаж с использованием указанных технологий традиционных видов наркотиков – героина, гашиша и т.д., реализуемых в настоящее время по ранее налаженным и отработанным контрабандным схемам.

Продолжится практика использования при организации незаконного оборота наркотиков электронных платежных систем («QIWI-банк», «Яндекс. Деньги», «WebMoney», «E-port») и криптовалют (например «Биткоинов»).

При отсутствии реальных мер противодействия получит дальнейшее распространение и практика продвижения интернет-площадок по торговле наркотиками с использованием мобильных приложений, в первую очередь месседжеров («Viber», «WhatsApp» и др.).

К сказанному в Мониторинге за 2016 год добавим, основной электронной площадкой для осуществления торговли наркотиков через интернет в дальнейшем, с большой вероятностью станет мессенджер «Telegram». 13 апреля 2018 г. Таганский районный суд удовлетворил иск Роскомнадзора с требованием заблокировать в России «Telegram», на основании того, что руководство мессенджера не предоставило ФСБ ключи для расшифровки данных, которые бы позволили спецслужбе получить доступ к переписке пользователей (руководство «Telegram» настаивает, что требование ФСБ технически невыполнимо).

С 16 апреля 2018 г. Роскомнадзор пытается ограничить доступ к мессенджеру, но безуспешно: у большинства пользователей «Telegram» работает без каких-либо средств обхода блокировок.

В связи с этим, полагаем, что наркорынок уже оценил перспективы безопасной пропаганды наркотиков и их распространения посредством использования «Telegram». Бессилие российских властей в отношении блокировки «Telegram» утвердило наркосбытчиков во мнении, что этот мессенджер является самым надежным средством сохранения анонимности, которая служит важной гарантией избегания ответственности за совершение наркопреступлений.

Мониторинг 2016 г. прогнозирует, что негативным образом на развитие наркоситуации в стране будет сказываться и развитие ситуации в миграционной сфере. Установление режима безвизовых поездок и введение упрощенных межгосударственных процедур в рамках единого экономического пространства, а также введение процедуры получения патента на работу на территории России для граждан государств-участников СНГ и упрощение процедуры миграционного учета для данной категории граждан будет способствовать увеличению потоков иностранных граждан из наркоопасных регионов, включая страны Центрально-Азиатского региона, и как следствие, увеличению как транзитных, так и внутренних наркопотоков.

Указанное обстоятельство может повлечь изменения в структуре организации и сбыта опийных наркотиков на территории Российской Федерации посредством закрепления в указанном сегменте наркорынка этнических ОПГ (таджикские, узбекские, киргизские) и вытеснения из сферы мелкооптового и розничного сбыта представителей славянского населения и цыганских диаспор.

Дальнейшее развитие получит тенденция вовлечения граждан Украины в совершение наркопреступлений. При этом наиболее прогнозируемым сегментом их незаконной деятельности останется производство и распространение синтетических наркотиков.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие определяющие факторы, оказывающие негативное влияние на наркоситуацию в Российской Федерации называет Мониторинг наркоситуации за 2016 г.?

2. Какое явление, предположительно, будет способствовать активному наполнению внутреннего наркорынка синтетическими наркотиками и новыми видами психоактивных веществ?

3. Каким образом на динамике развития наркопреступности в России скажется увеличение площадей культивирования опийного мака и рост производства опиатных наркотиков в Афганистане?

4. Какой прогноз содержит Мониторинг относительно распространение кокаина на российском рынке и на чем основан этот прогноз?

5. Какое влияние на динамику развития наркопреступности окажут современные коммуникационные технологии?

6. Как будет сказываться на развитии наркопреступности ситуация в миграционной сфере?


 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Государственной власти

1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года" (заключена в г. Нью-Йорке 30 марта 1961 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. №8. С.15–50.

2. Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21 февраля 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами", Вып. XXXV. М., 1981. С. 416-434.

3. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20 дек. 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII.- М., 1994. С. 133–157.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июля 1996 г. №63-ФЗ (ред. 23 апр. 2018 г.) // Российская газета. 1996. 18-25 июня.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. №195-ФЗ (ред. от 23 апр. 2018 г.) // Российская газета. 2001. 31 дек.

6. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 янв. 1998 г. №3-ФЗ (ред. от 29 дек. 2017 г.) // Российская газета. 1998. 15 янв.

7. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Федеральный закон от 6 апр. 2011 г. №64-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) // Российская газета. 2011. 8 апр.

8. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ // Российская газета. 2011. 23 ноября.

9. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июля 2016 г. №182-ФЗ // Российская газета. 2016. 28 июля.

10. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности: Федеральный закон от 6 июля 2016 г. №374-ФЗ // Российская газета. 2016. 8 июля.

11. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. №690 (ред. от 23 февраля 2018 г.) // Российская газета. 2010. 15 июня.

12. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 // Собрание законодательства РФ. 2012. №23. Ст. 2994.

13. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. №156 (ред. от 21 дек. 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2016. Ст. 2071.

14. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. №681 (ред. от 29 июля 2017 г.) // Российская газета. 1998. 17 июля.

15. Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 1 окт. 2012 г. №1002 (ред. от 29 июля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2012. №41. Ст. 5624.

16. Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры: Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. №934 (ред. от 12 июля 2017 г.) // Российская газета. 2010. 10 дек.

17. О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту: Постановление Правительства РФ от 23 янв. 2006 г. №31 (ред. от 15 окт. 2014 г.) // СЗ РФ. 2006. №5. Ст. 552.

18. О едином учете преступлений: Приказ Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 // Российская газета. 2006. 15 янв.

19. Об утверждении формы статистической отчетности «1-НОН» : Приказ МВД России от 17 апреля 2004 г. №247 Электронный ресурс. URL: http://docs.cntd.ru/document/901905431

20. Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования: Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. №658 // Российская газета. 2014. 20 авг.

21. О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ: Приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. №581н // Российская газета. 2014. 30 дек.

22. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»: Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2013 г. №294-р // СПС «КонсультантПлюс».

23. Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах : Утверждены п. 1.3 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 15 февраля 2017 г. № 32 (с изменениями и дополнениями от 11 декабря 2017 г.). URL: https://гак.мвд.рф/komitet/pravo/metodika

24. Доклад Государственного антинаркотического комитета о наркоситуации в Российской Федерации в 2016 году (выдержка). – М., 2017. URL: https://media.mvd.ru/files/embed/1262499

Монографии, комментарии, учебники и учебные пособия, научно-популярная литература

1. Афанасьева О.Р. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный) / О.Р. Афанасьева, В.С. Болотин, Е.В. Грибанов, В.И. Шиян, А.Д. Щербаков, М.А. Беляев, А.А. Вяземская, Э.Ю. Бадальянц // СПС КонсультантПлюс. 2017.

2. Арямов А.А., Голиченко М.М. Антинаркотическая политика: учебное пособие / А. А. Арямов, М. М. Голиченко. – Москва: Юстиция, 2016. 148 с.

3. Бабаян, Э. А., Гаевский А., Бардин Е. В. Правовые аспекты оборота наркотических, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров: В 2‑х ч. Ч. 1. – М.: 2002. 250 с.

4. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 2-е изд., исп. и доп. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. 528 с.

5. Гирько С.И., Воронин М.Ю., Драган Г.Н. Комментарий к Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный) / С.И. Гирько, М.Ю. Воронин, Г.Н. Драган. – М.: Деловой двор, 2010. 320 с.

6. Зазулин Г.В. Антинаркотическая политика в России: Проблемы становления (2000-2013 годы) / Г.В. Зазулин. – СПб: Издательство «Юрилический Центр-пресс», 2013. 326 с.

7. Зазулин Г.В. Наркоэпидемия. Политика. Менеджмент / Г.В. Зазулин. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 288 с.

8. Криминология / под ред. Кузнецовой Н.Ф., Миньковского Г.М. –М., 1994. 415 с.

9. Криминология : учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма : Инфра-М, 2010. 800 с.

10. Криминология. Особенная часть: Учеб. пособие / Под. общ. ред. В.Я. Рыбальской. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. 307 с.

11. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общ. ред. д.ю.н., профессора А.И. Долговой. – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 784 с.

12. Криминология: Учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др.; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. 528 с.

13.  Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный) / В.А. Кузьмин, Е.В. Китрова, М.А. Беляев, Н.А Захарова // СПС КонсультантПлюс. 2013.

14. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии : учебник для магистров. В 2 т. Т.I. Общая часть / В.В. Лунеев. – М.: Издательство Юрайт, 2012. 1003 с.

15. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии : учебник для магистров. В 2 т. Т.II. Особенная часть / В.В. Лунеев. – М.: Издательство Юрайт, 2011. 872 с.

16. Ройзман Е. Город без наркотиков / Евгений Ройзман. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2014. 448 с.

17. Ролик А.И. Наркопреступления: проблемы законотворчества и правоприменения / А.И. Ролик. – Владивосток: Изд. дом Дальневосточного федерального ун-та, 2013. 396 с.

18. Ролик А.И. Общероссийская и региональная наркопреступность: проблемы противодействия и предупреждения / А.И. Ролик. – Хабаровск, 2010. 230 с.

19. Ролик А.И., Романова Л.И., Федоров А.В. Современная наркопреступность: криминологические, уголовно-политические и уголовно-правовые аспекты / А.И. Ролик, Л.И. Романова, А.В. Федоров. – Владивосток, 2009. 333 с.

20. Спасенников Б.А., Спасенников С.Б. Состояние опьянения и его уголовно-правовое значение (теория, уголовно-правовое регулирование, практика)6 монография. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 144 с.

21. Тонков Е.В. Государственно- правовая политика противодействия наркотизации российского общества. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. – 287 с.

22. Фролова Н.А. Правовая политика российского государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками: вопросы теории и практики / Н.А. Фролова. – М.: ООО «Леминс», 2008. 472 с.

23. Фролова Н.А., Зазулин Г.В. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт / Н.А. Фролова, Г.В. Зазулин. – М.: Орибита-М, 2003. 272 с.

24. Харабет К.В. Противодействие наркотизму и наркопреступности в Вооруженных Силах Российской Федерации (социально-правовое и криминологическое исследование) / К. В. Харабет. – Москва: Юрлитинформ, 2018. 346 с. 

25. Шалагин А.Е. Незаконный оборот наркотиков – угроза национальной безопасности / А. Е. Шалагин. – Москва : Юрлитинформ, 2015. 242 с.

26. Щербаков А.Д. Наркотики в России и США: уголовно-правовой аспект / А. Д. Щербаков. - Москва: Юрлитинформ, 2016. 224 с.

Научные статьи

1. Анисифорова (Бучнева) М.В. Опыт стран Восточной Азии в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками / М.В. Анисифорова (Бучнева) // Административное право и процесс. 2016. №11. С. 67-69.

2. Боголюбова Т.А. Незаконное потребление наркотиков и их незаконный оборот: соотношение понятий (размышления по поводу статьи А.В. Федорова «Наркокриминология как одно из направлений криминологии») // Наркоконтроль. – 2013. – №3. – С. 2 - 5.

3. Бычкова А. М. Новые потенциально опасные психоактивные вещества: неадекватность правового реагирования на вызовы наркорынка / А. М. Бычкова // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2016. – Т. 26, № 3. – С. 484–492.

4. Бычкова А. М. Проблемы использования антинаркотического потенциала СМИ в современных условиях / А. М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики. – 2016. – Т. 5, № 2. – С. 324–339.

5. Бычкова А. М. Судебный прецедент как способ противодействия распространению новых потенциально опасных психоактивных веществ / А. М. Бычкова // Baikal Research Journal. – 2016. – Т. 7, № 5.

6. Бычкова А.М. Меры административного и уголовно-правового характера в отношении наркопотребителей: анализ изменений российского законодательства / А.М. Бычкова // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы : сб. науч. тр. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. С.18-24.

7. Бычкова А.М. О совершенствовании мер противодействия обороту новых потенциально опасных психоактивных веществ / А.М. Бычкова // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 26-27 мая 2016 г. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2016. С. 32-40.

8. Бычкова А.М., Горонинов А.С., Хаджаева А.Х. Государственная политика в области противодействия легализации наркотиков каннабисной группы (по материалам анкетирования студентов) / А.М. Бычкова, А.С. Горонинов, А.Х. Хаджаева // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 4–5 апр. 2015 г. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. C. 25-33.

9. Бычкова А.М., М. Н. Галстян М.Н. О необходимости совершенствования законодательства о раннем выявлении незаконного потребления наркотиков / А.М. Бычкова, М.Н. Галстян // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изме- нения геополитической ситуации : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 28 апр. 2017 г. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. С. 34-40.

10. Бычкова А.М., Мандыбура Д.П. Особенности правового регулирования незаконного оборота аналогов наркотических средств и психотропных веществ / А.М. Бычкова, Д.П. Мандыбура // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы : сб. науч. тр. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. С.24-29.

11. Воронин М.Ю. К вопросу о соотношении государственной антинаркотической политики и уголовной политики в области контроля за оборотом наркотиков / М.Ю. Воронин // Современный юрист. 2013. №2(3). С. 68-76.

12. Гаджиев В.Э.-оглы. Особенности профилактической работы по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков / В.Э.-оглы Гаджиев // Российский следователь. 2018. №2. С. 53-56.

13. Готчина Л.В. Криминологическая характеристика российской наркопреступности: структура, динамика и прогноз / Л.В. Готчина // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - Т. 11, № 4. - С. 767–775.

14. Готчина Л.В. Международное законодательство в сфере предупреждения наркопреступлений, совершаемых несовершеннолетними, молодежью и в отношении их / Л.В. Готчина // Lex russica. 2014. №5. С. 594-606.

15. Ережипалиев Д.И. Профилактика потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних / Д.И. Ережипалиев // Адвокат. 2015. №6. С. 37-45.

16. Жданова Е.В. Анализ некоторых реформ международной наркополитики и неизменности курса российской антинаркотической политики / Е.В. Жданова // Административное право и процесс. 2016. №9. С. 39-42.

17. Жилина Н.Ю. Влияние стран Афро-азиатского региона на развитие незаконного оборота психоактивных веществ / Н.Ю. Жилина // Криминологический журнал БГУЭП. 2011. №2. С. 25-28.

18. Земцова С.И. Предмет доказывания при расследовании преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемых с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) / С.И. Земцова // Современное право. 2015. №4. С. 126-133.

19. Иванов В.П. О мобилизации и концентрации сил на борьбу с наркопреступностью и обеспечение антинаркотической безопасности России / В.П. Иванов // Наркология. 2014. №2. С. 11-15.

20. Ким Е.П., Федоренко Т.А. Проблемы демографии и миграции как детерминанты развития наркопреступности в Дальневосточном федеральном округе / Е.П. Ким, Т.А. Федоренко // Криминологический журнал БГУЭП. 2013. №2. С. 7-21.

21. Кожевников К.М. Борьба с наркотиками: взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти / К.М. Кожевников // Законность. 2013. №8. С. 8-12.

22. Комиссарова Я.В., Шитов А.А. К вопросу о личности типичного преступника, осуществляющего контрабанду наркотических средств и психотропных веществ / Я.В. Комиссаров, А.А. Шитов // Российский следователь. 2017. №7. С. 7-10.

23. Кононов Ю.Н. Профилактика наркопотребления как метод борьбы с наркопреступностью / Ю.Н. Кононов // Российский следователь. 2017. N 22. С. 48-50.

24. Коробеев А.И., Лобач Д.В. Мексиканская организованная наркопреступность в XXI веке: состояние, структура, тенденции развития / А.И. Коробеев, Д.В. Лобач // // Криминологический журнал БГУЭП. 2014. №2. С. 177-185.

25. Корчагин О.Н. Электронный кошелек наркомафии: как решать проблему / О.Н. Корчагин // Современное право. 2016. №5. С. 104-109.

26. Крюкова Н.И. Криминологические показатели преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, их основные тенденции и закономерности / Н.И. Крюкова // Российский следователь. 2015. №17. С. 34-37.

27. Морозов Н.А. Наркопреступность в Японии: анализ и стратегия борьбы / Н.А. Морозов // Наркоконтроль. 2011. №3. С.7-10.

28. Небратенко Г.Г., Безручко Е.В. Использование граффити для совершения преступлений экстремистской направленности, а также преступлений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов / Г.Г. Небратенко, Е.В. Безручко // Российский следователь. 2016. №18. С. 26-29.

29. Номоконов В.А. Дальневосточная криминологическая школа: проблемы причинности, наркотизма и организованной преступности / В.А. Номоконов // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2009. С. 79-88.

30. Номоконов В.А. Некоторые проблемы оптимизации антикриминальной политики / В.А. Номоконов // Криминологический журнал БГУЭП. 2012. №3. С. 36-42.

31. Ролик А.И. Государственная антинаркотическая политика России и противодействие незаконному обороту наркотиков в Дальневосточном федеральном округе // Наркоконтроль. 2010. №4. С. 2-7.

32. Ролик А.И. Наркопреступность в России и Азиатско-тихоокеанском регионе: глобальные угрозы и стратегия борьбы / А.И. Ролик // Криминологический журнал БГУЭП. 2012. №4. С. 89-95.

33. Ролик А.И. Предмет наркопреступлений: подходы к его определению / А.И. Ролик // Lex russica. 2016. №12. С. 148-166.

34. Скачко А.В. Современные реалии противодействия контрабандному поступлению наркотиков, их соответствие направлениям стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года / А.В. Сачко // Российский следователь. 2016. №1. С. 52-55.

35. Судакова Т. М. Социальная обусловленность и некоторые правовые проблемы противодействия преступному обороту новых видов наркотиков / Т. М. Судакова // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2016. – Т. 26, № 4. – С. 643–651.

36. Судакова Т.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков через призму реализации антинаркотической стратегии / Т.М. Судакова, М.А. Сутурин // Всероссийский криминологический журнал. – 2016. – Т. 10, № 3. – С. 499–510.

37. Суходолов А.П., Бычкова А.М. Борьба с незаконным оборотом наркотиков: экономические, криминологические и правовые аспекты / А.П. Суходолов, А.М. Бычкова // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2016. - Т. 10, № 2. - С. 211–223.

38. Тепляшин П.В. Состояние наркопреступности в Российской Федерации: основные криминологические показатели и тенденции / П.В. Тепляшин // Lex russica. 2017. №10. С. 147–157.

39. Торговченков В.И., Иванов С.А. Особенности предупреждения бесконтактных способов сбыта наркотических веществ в Российской Федерации / В.И. Торговченков, С.А. Иванов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. №12. С. 84-88.

40. Федоров А.В. Взаимосвязь незаконного потребления наркотиков и их незаконного оборота // Наркоконтроль. 2013. №3. С. 5-13.

41. Федоров А.В. Наркокриминология как одно из направлений криминологии / А.В. Федоров // Наркоконтроль. – 2013. – № 1. С. 4-27.

42. Федоров А.В. Сбор статистических данных о наркоситуации в мире (к публикации резюме всемирного доклада о наркотиках за 2009 и 2010 годы) / А.В. Федоров // Наркоконтроль. 2010. №3. С. 19-21.

43. Шестаков Д.А. Почему бы не ликвидировать наркобизнес? Теоретико-криминологический подход / Д.А. Шестаков // Криминологический журнал БГУЭП. 2010. №1. С. 30–34.

44. Шипицына С.Е., Петрова А.А. Эконометрическое моделирование и прогнозирование незаконного оборота наркотических средств в целях противодействия распространению наркомании в регионах РФ / С.Е. Шипицына, А.А. Петрова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. №1. С. 176–188.

Диссертации и авторефераты

1. Боголюбова Т.А. Наркотизм: основы частной криминологической теории : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.08 / Т.А. Боголюбова. – М.: ВНИИ проблем укреплен. закон. и правопорядка прокуратуры СССР, 1991. 32 с.

2. Буркова Е.А. Наркобизнес: понятие, состояние, возможности противодействия : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Е.А. Буркова. – Саратов, 2009. 268 с.

3. Васильев П.А. Наркотизм в Петрограде-Ленинграде в 1917 - 1929 гг.: социальная проблема и поиски ее решения: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / П.А. Васильев. – СПб, 2013. 153 с.

4. Вяземская А.А. Незаконный оборот наркотиков по уголовному законодательству Российской Федерации (ст. 230-233 УК) и Нидерландов : сравнительно-правовое исследование : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / А.Н. Вяземская. – Москва, 2015. 26 с.

5. Голощапов Е.В. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в местах лишения свободы : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Е.В. Голощапов. – Екатеринбург, 2012. 23 с.

6. Горкин А.В. Основы управления деятельностью органов внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков: Дис. … канд. юрид. наук / А.В. Горкин. – М., 1991. С. 52.

7. Готчина Л.В. Молодежный наркотизм в современной России: криминологический анализ и профилактика : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.08 / Л.В. Готчина. – СП-б., 2011. 455 с.

8. Дзагнидзе Н.А. Каннабисный конфликт и перспективы его урегулирования : Дисс. на соискание степени магистра конфликтологии 040300 – Конфликтология / Н.А. Дзагнидзе. – СПб., 2007. URL: http://phdru.com/dissertation/webresourse/

9. Жабский В.А. Наркотизм несовершеннолетних: Правовой и криминологический аспекты: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / В.А. Жабский. – Ростов-на-Дону, 1999. 167 с.

10. Кобзева И.В. Профилактика наркотизма несовершеннолетних в образовательных учреждениях : Криминологический и правовой аспекты : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / И.В. Кобзева. – Рязань, 2003. 25 с.

11. Криминальный наркотизм в Российской Федерации и особенности его проявления в Дальневосточном регионе : Криминологические и уголовно-правовые аспекты : диссертация ... доктора юридических наук в форме науч. докл. : 12.00.08 / Романова Л.А. – Владивосток, 2001. 63 с.

12. Курындина А.Н. Личность лица, совершающего преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / А.Н. Курындина. –Тюмень, 2009 28 с.

13. Неустроев Е.А. Вовлечение женщин в криминальный наркотизм : криминологическая характеристика, причины, меры предупреждения : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Е.А. Неустроев. – Чебоксары, 2007. 273 с.

14. Павловская Н.В. Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков: криминологические и уголовно-правовые аспекты : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Н.В. Павловская. – Москва, 2013. 27 с.

15. Прохорова М.Л. Наркотизм : Социально-психологические, криминологические, уголовно-правовые аспекты : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.08 / М.Л. Прохорова. – Саратов, 2001. 407 с.

16. Судакова Т.М. Криминологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних, употребляющих отдельные виды психоактивных веществ : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Т.М. Судакова. – Иркутск, 2002. 190 с.

17. Ужахов А.С. Криминологическая характеристика и профилактика незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов : по материалам Северо-Кавказского и Южного Федеральных округов : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / А.С. Ужахов. – Рязань, 2012. 24 с.

18. Хисамутдинов Ф.Р. Наркотизм среди несовершеннолетних: криминолого-виктимологический анализ: На материалах Республики Татарстан: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.08 / Ф.Р. Хисамутдинов. – Нижний Новгород, 2002. 205 с.

19. Щурова А.С. Незаконный оборот наркотических средств и их аналогов с использованием компьютерных технологий (сети Интернет) : уголовно-правовое и криминологическое исследование : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / А.С. Щурова. – Санкт-Петербург, 2017. 26 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. PROGNOZ BI UNIVERSITY [сайт]. URL: https://university.prognoz.ru

2. Антинаркотическая комиссия Иркутской области: [сайт]. URL: http://irkobl.ru/sites/ank

3. Всемирные доклады о наркотиках Управления Организации Объединенных наций по наркотикам и преступности (с 1997 по 2016 г.) [сайт]. URL: https://www.unodc.org/wdr2017/en/previous-reports.html

4. Всемирный доклад о наркотиках Управления Организации Объединенных наций по наркотикам и преступности (World drug report 2017) [сайт]. URL: https://www.unodc.org/wdr2017/en/topics.html

5. Всероссийский криминологический журнал: [сайт]. URL: http://cj.bgu.ru

6. Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.genproc.gov.ru

7. Главное управление МВД России по Иркутской области: [сайт]. URL: https://38.мвд.рф

8. Государственный антинаркотический комитет Российской Федерации: [сайт]. URL: https://гак.мвд.рф

9. Доклады Международного комитета по контролю над наркотиками. URL: http://www.incb.org/incb/en/publications/annual-reports/annual-report.html

10. Интерактивная карта наркопреступлений и изъятых наркотиков в регионах и районах Российской Федерации. URL: http://atlasjustice.com/drugmap/district.html

11. Информационно-публицистический ресурс сайт «Нет наркотикам!». URL: http://www.narkotiki.ru/

12. Международный комитет по контролю над наркотиками [сайт]. URL: http://www.incb.org/incb/index.html?ref=menutop

13. Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. URL: https://мвд.рф

14. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации: [сайт]. URL: http://crimestat.ru

15. Прибайкалье против наркотиков: [сайт]. URL: http://narkostop.irkutsk.ru

16. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.cdep.ru

17. Управление Организации Объединенных наций по наркотикам и преступности [сайт]. URL: https://www.unodc.org/wdr2017/en/topics.html

18. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru

19.  Федеральная служба исполнения наказаний: [сайт]. URL: http://fsin.su

20. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: [сайт]. URL: http://rkn.gov.ru

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец анкеты для проведения массового опроса населения[133]

Здравствуйте! Мы проводим всероссийское исследование, посвященное изучению привычек и убеждений граждан России. В исследовании участвуют жители всех субъектов Российской Федерации, проживающие в городских и сельских населенных пунктах. Мы просим Вас высказать свое мнение по ряду вопросов. Анкета анонимная, Вам не нужно указывать фамилию. Все данные будут использованы только в обобщенном виде для научных целей.

Обведите в кружок цифру около варианта ответа, который выражает Ваше мнение, или напишите свой вариант.

Пожалуйста, ответьте на ВСЕ вопросы, которые относятся к Вашему стилю жизни. Ваше мнение очень важно для нас!

Для начала просим Вас рассказать немного о себе.

Ваш возраст?

1. 14-17 лет;

2. 18-29 лет;

3. 30-39 лет;

4. 40-49 лет;

5. 50-60 лет.

3. Ваше образование в настоящее время:

1 . Основное общее образование;

2. Среднее общее образование;

3. Среднее профессиональное образование;

4. Высшее образование - бакалавриат;

5. Высшее образование - специалист, магистратура;

6. Высшее образование - подготовка кадров высшей категории.

Рецензенты:

Середа И.М. – доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовного пава и криминологии Иркутского института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»

Раднаева Э.Л. – кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Бурятского государственного университета, председатель Бурятского регионального отделения Российской криминологической ассоциации

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета

 

Бычкова А.М.

Криминология наркопреступности: Учебное пособие / А.М. Бычкова. – Иркутск: Издательство «», 2018. – с.

ISBN

Учебное пособие посвящено изучению одного из направлений криминологии – криминологии наркопреступности. Наркопреступность, как феномен, неразрывно связанный с наркотизацией населения, является объектом изучения многих наук – уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, социологии, политологии и др. Будучи наукой о преступности, криминология изучает наркопреступность под особым углом зрения: с позиции познания ее с помощью методов других наук, понимания ее причин и условий, предупреждения наркопреступлений.

Издание содержит материалы, предназначенные для изучения в курсе дисциплин «Борьба с незаконным оборотом наркотиков», «Уголовное право», «Криминология».

Предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических факультетов и вузов. Может быть использовано при самостоятельном изучении юридических дисциплин.

УДК

ISBN                                                                                                                 ББК

©Бычкова А.М., 2018



СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНОЛОГИЮ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ   7
1.1. Предмет и система криминологии наркопреступности 7
1.2. Исторические аспекты распространения наркопреступности 15
1.3. Обзор криминологических исследований наркопреступности 17
1.4. Предмет наркопреступлений как уголовно-правовая и криминологическая категория   21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ 29
2.1. Динамические и статистические методы криминологического изучения наркопреступности. Основные источники статистической информации о наркопреступности.     29
2.2. Социологические методы криминологического познания наркопреступности   41
2.3. Иные методы криминологических исследований наркопреступности   47
2.4. Мониторинг наркоситуации как криминологически значимый комплексный метод изучения наркопреступности   50
ГЛАВА 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРКОПРЕСТУПНОСТИ 60
3.1. Состояние и динамика наркопреступности в Российской Федерации   60
3.2. Расчет показателей наркопреступности в соответствии с критериями оценки наркоситуации на примере Иркутской области   71
3.3. Структура наркопреступности по видам наркопреступлений 71
ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТЬ НАРКОПРЕСТУПНИКА 83
4.1. Уголовно-правовая характеристика наркопреступников 83
4.2. Типология личности наркопреступников и их социально-ролевая характеристика   87
4.3. Демографическая характеристика наркопреступников 92
ГЛАВА 5. КРИМИНОГЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ 94
5.1. Причины и условия наркопреступности: теоретический подход 94
5.2. Спрос на наркотики как фактор детерминации наркопреступности 99
5.3. Предложение наркотиков как фактор детерминации наркопреступности   108
5.4. Пропаганда употребления наркотиков как фактор детерминации наркопреступности   116
ГЛАВА 6. МЕРЫ КОНТРОЛЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ 126
6.1. Организационно-правовые основы противодействия наркопреступности   126
6.2. Основные направления противодействия наркопреступности 132
6.3. Профилактика наркомании как мера предупреждения наркопреступности   139
ГЛАВА 7. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ   151
7.1. Научные подходы к прогнозированию наркопреступности 151
7.2. Тенденции и прогноз наркопреступности в Мониторинге наркоситуации   155
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 161
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 176
Приложение 178

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Наркопреступность, как феномен, неразрывно связанный с наркотизацией населения, является объектом изучения многих наук – уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, философии, экономики, социологии, политологии и др. Будучи наукой о преступности, криминология изучает наркопреступность под особым углом зрения: с позиции познания ее с помощью множества методов других наук, понимания ее причин и условий, предупреждения наркопреступлений.

Данное учебное пособие представляет собой Общую часть криминологии наркопреступности и посвящено определению предмета этой научной области знаний, методам криминологического познания данного явления, криминологической характеристике наркопреступности, личности наркопреступника, детерминирующим факторам, мерам контроля, тенденциям и прогнозу.

Изучение наркопреступности, как одного из направлений криминологии, безусловно, должно базироваться на глубоких теоретических познаниях общей части криминологии, которые кратко изложены в начале разделов данного пособия.

С учетом того, что статистические сведения, лежащие в основе познания наркопреступности, постоянно меняются, рекомендуется уделить особое внимание методам изучения наркопреступности, накопленным криминологией теоретическим знаниям и тем грандиозным возможностям, которые предоставляет интернет для современного исследователя.

Занимаясь проблемами наркотизации населения на протяжении двадцати лет, автор осознает, какой неоценимый вклад вносит российская криминология наука в познание наркотизма. Создание учебного пособия по Общей части криминологии наркопреступности стало возможным благодаря знаниям, добытым кропотливым исследовательским трудом каждого представителя российской криминологической науки.

Автор надеется, что изучение криминологии наркопреступности позволит пробудить научный интерес студентов, обучающихся юриспруденции и в дальнейшем применять полученные знания на благо нашей страны, защищая её от наркоагрессии.



ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНОЛОГИЮ

НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Дата: 2019-07-30, просмотров: 228.