Общая характеристика учебного предмета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

       На изучение курса «Обучение грамоте» выделяется:

2-й год обучения (1 класс):

– 40 часов (4 часа из обязательной части учебного плана и 1 час из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, 8 учебных недель – 1-я четверть) на обучение письму с возможной корректировкой количества часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

(курса «Русский язык»)

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

· воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка.

· соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

· проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

· принимать статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

· принимать статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

· внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

· выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

· внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

· адекватно воспринимать оценку учителя.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

· организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

· осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом.

· вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.

· определять в сотрудничестве с учителем последовательность изучения материала.

· Познавательные УУД:

· ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

· понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

· сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

· группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Предметные результаты

· отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

· писать буквы, воспроизводить на письме,

· писать слоги, слова, короткие предложения.

· узнавать графический образ букв выделять звуки из слов

· записывать предложение, ставить знаки препинания.

· правописания гласных в корне слова;

· правописания звонких и глухих согласных в корне слова.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

 

Период обучения Количество часов
1 четверть (письмо) 40 часов

 

       Возможна корректировка количества часов.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 1: Основной период. Всего часов  40

Дата Тема урока, тип урока Кол-во часов Элемент содержания Учащийся научится Учащийся сможет научиться Вид контроля Форма
  Повторение. Буквы, слоги, слова. Письмо изученных букв, слогов, слов Строчная и заглавная буквы, печатная и письменная; звуки твёрдые и мягкие; предложение; пословица

выполнять задания и упражнения на развитие ручной моторики;

соблюдать правила посадки на письме, при работе на компьютере, обращения с ручкой (карандашом);

ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний;

– соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона;

– сравнивать написанные буквы с образцом;

– выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить написанные слова со схемой-моделью;

выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э];

– перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную;

писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования;

– правильно записывать имена собственные;

– списывать без ошибок с письменного шрифта;

– читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения;

– писать под диктовку отдельные изученные буквы, односложные слова;

– грамотно оформлять на письме восклицательное предложение;

– сверять записанное предложение со схемой-моделью;

– списывать предложения, заменяя в необходимых случаях печатный шрифт на письменный;

– дополнять предложения, данные в прописи, словами по смыслу и записывать их, используя приём комментирования;

– составлять самостоятельно предложения по образцу и записывать их в прописи;

– дополнять предложение словами, закодированными в схемах-моделях;

– вставлять пропущенные буквы в слова, объяснять смысл каждого слова;

– писать под диктовку слоги, слова с изученными буквами;

образовывать форму единственного числа существительного от заданной формы множественного числа с опорой на схему-модель;

– понимать значение слов «один», «много», правильно их употреблять в речи;

– дополнять тексты, данные в прописи, своими предложениями, не нарушая смысла;

– употреблять в речи и записывать с заглавной буквы названия знакомых рек;

– наблюдать за употреблением запятой при обращении;

познакомиться с категорией числа имен существительных;

– соотносить количество букв и звуков в слове;

– писать грамотно слова с мягким знаком на конце и в середине слова;

наблюдать за оглушением звука [ж] на конце слова, подбиратьпроверочные слова по образцу, данному в прописи (чижчижи);

– правильно употреблять вопросительные слова «Кто?», «Что?» в речи, грамотно отвечать на данные вопросы;

– понимать обобщённый смысл поговорки, толковать поговорку;

– называть признаки предмета, характеризовать предмет с помощью прилагательных

– находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи;

сравнивать элементы письменных и печатных букв;

– находить недостающие детали к заданным схемам, обосновывать свой выбор;

правильно интонировать при чтении восклицательное и повествовательное предложения;

 

 

В случае, если графомоторные навыки формируются:

 

- обводить (по возможности) элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки, штриховать;

- писать графические элементы по заданному в прописи образцу

- правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами;

- чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец;

- писать элементы букв, ориентируясь на образец и дополнительную линию;

- соблюдать наклон, указанное направление движения руки,

  Строчная буква ю Строчная буква, печатная и письменная; предложение; слого-звуковой анализ слов
  Заглавная буква Ю Строчная и заглавная буквы, печатная и письменная; предложение; слого-звуковой анализ слов
  Письмо слов с буквами Юю Звуки-смыслоразличители (лук – люк); слого-звуковой анализ слов. Личные местоимения я – они. Слова, обозначающие один предмет и много предметов
  Строчная буква ц Строчная буква, печатная и письменная; предложение; слого-звуковой анализ слов; восклицательное и повествовательное предложения; ед. и мн. число существительных
  Заглавная буква Ц Строчная и заглавная, буквы, печатная и письменная; предложение; слого – звуковой анализ слов; слова, обозначающие один предмет и много предметов; пословица
  Письмо слогов и слов с буквами Цц и другими изученными буквами Правописание гласных после ц; письменный ответ на вопрос; списывание с печатного и письменного шрифта; составление рассказа с опорой на прилагательные
  Строчная буква э Строчная буква, печатная и письменная; предложение; слого-звуковой анализ слов; указательные местоимения; правописание сочетания ЖИ; списывание с печатного и письменного шрифта; работа над деформированным предложением
  Заглавная буква Э     День здоровья Заглавная буква Э Заглавная буква, печатная и письменная; предложение, заглавная буква в именах собственных; тире
      Строчная буква щ   Строчная буква щ Сочетания ча-ща Печатная, письменная буквы щ, слого-звуковой анализ слов; правописание сочетаний ЩА и ЩУ
  Заглавная буква Щ Печатная, письменная буквы щ, строчная и заглавная; слого-звуковой анализ слов; правописание сочетаний ЩА и ЩУ
  Строчная и заглавная буквы Фф Строчная и заглавная буквы, печатная и письменная; предложение; слого – звуковой анализ слов
  Строчные буквы ь и ъ Слого-звуковой анализ слов; строчные буквы Ь и Ъ; функции букв Ь,Ъ; предложение
  Письмо изученных букв, слогов, слов   Письмо слов с сочетанием жи-ши     Письмо слов с сочетанием чу-щу   День здоровья Письмо слов с сочетанием чу-щу Письмо прописных букв     Списывание с печатного текста     Запись и составление предложений.   Письмо слов под диктовку.     Закрепление изученного. Письмо слов под диктовку     Письмо слов с сочетанием жи-ши     Письмо слов с сочетанием ча-ща   Письмо слов с сочетанием Письмо слов с сочетанием чу-щу Составление предложений к картинкам   Письмо изученных букв, слогов, слов   Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов с данным звуком; предложение; заглавная буква в именах собственных, клички животных   Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов с данным звуком; предложение; заглавная буква в именах собственных, клички животных


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

            

1. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение.

2. Прописи. 1 класс. В 4 частях. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. - М.: Просвещение.

3. Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных школ. – М., Просвещение.

4. Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Азбука» и «Прописи» В. Г. Горецкого и др. – Волгоград.

5. DVD. Обучение грамоте. 1 класс. Игнатьева Т. В. 

6. Интерактивные демонстрационные таблицы к учебнику Горецкого В. Г. и др.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Заключительный этап:

 

Получат знания:

– о структуре родной речи, о единицах русского языка – звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определённых последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

– о графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;

– о формах каждой буквы как пространственно-количественную совокупность составляющих ее элементов.

Научатся:

– читать печатный и письменный текст в соответствии с нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

– пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

– озаглавливать прослушанный текст;

– выполнять правила записи/печатания предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, нч с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Получат возможность:

– анализировать устную и письменную речь на основе сформированных образных представлений о структурных единицах русского языка, моделировать их с помощью соответствующих символов; применять приёмы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

– применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твёрдости – мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].

 


II. РУССКИЙ ЯЗЫК


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели образовательно-коррекционной работы

Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

       Для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в специальной школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих потенциально сохранный интеллект, возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. В периоде начального обучения обеспечивается щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом класса, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами). 

Специфической особенностью данного контингента является необходимость целенаправленного формирования пространственных представлений и зрительно-моторной координации для успешного достижения предметных результатов.

Рабочая программа имеет целью открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению и способствует решению следующих задач:

– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

– овладение умениями правильно писать/печатать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного ин­тереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 254.