1. Специфика науки как познавательной деятельности. Отношение науки к художественному, философскому, религиозно-мифологическому, обыденному познанию.
2. Структура научного знания.
3. Эмпирический и теоретический уровни науки.
4. Формирование логических норм научного мышления. Эмпирическое и теоретическое мышление.
5. Особенности предмета, средств, методов науки.
6. Наука как объективное и предметное знание.
7. Эмпирические процедуры формирования научного факта.
8. Структуры теоретического знания. Гипотетико-дедуктивные этапы формирования теории.
9. Критерии истинности научного знания.
10. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Индуктивная и дедуктивная логика научного познания.
11. Особенности субъекта научной деятельности в гуманитарных и естественно-научных дисциплинах.
12. Предпосылки возникновения экспериментального метода науки в Новое время.
13. Институциональные ценности и нормы науки.
14. Исторические формы научной рациональности (средневековье, Новое время, эпоха Просвещения, современность).
15. Мировоззрение позитивизма и научные открытия XIX − XX веков.
16. Динамика науки как процесс порождения нового знания в концепции К. Поппера.
17. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Структура научных революций (Т. Кун).
18. Формирование науки как профессиональной деятельности. Современная наука как социальный институт.
19. Технические науки: специфика и становление.
20. Формирование технической науки как социального института.
21. Научное познание и инженерия.
22. Инженерная деятельность и проектирование.
23. Социальные проблемы развития современной технической науки.
24. Нелинейность процесса роста знаний. Проблема возможных путей развития истории науки.
25. Исторические образцы математической, физической и гуманитарной науки.
26. Методология науки и проблемы познания.
27. Методологические особенности естественных и гуманитарных наук. (Аристотель, Бэкон, Дильтей, Виндельбанд, Риккерт).
28. Современные методологические программы И. Локатоса и П. Фейерабенда.
29. Наука и философия: проблемы взаимодействия.
30. Философия и наука. Основания науки. Наука, не-наука, квазинаука. Обыденное и теоретическое знание.
31. Диалектика и проблема научного метода.
32. Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности научного знания.
33. Позитивизм и его формы. Позитивистское понимание философии и науки (критический анализ).
34. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт, наука как сфера культуры.
35. Философия и научные программы античности.
36. Формирование предпосылок современной науки в эпоху Возрождения. В чем смысл и историческое значение «коперниканской революции»?
37. Социально-историческая обусловленность научного познания. Интернализм и экстернализм в философии науки.
38. Наука и практическая деятельность. Взаимосвязи науки и техники.
39. Понятия и принципы профессиональной этики в науке. Свобода и ответственность.Возникновение техноэтики.
40. Наука в средние века (Проблема веры и знания. Наука и схоластика).
41. Наука и религия: история взаимоотношений.
42. Атомизм в античности и в Новое время.
43. , Вклад в науку и философию Декарта, Ньютона, Лейбница.
44. Специфические черты науки. Критерии научности.
45. Механицизм и его значение в истории науки и философии.
46. Естествознание и техническое знание.
47. Естественно-научный эксперимент и техническое творчество.
48. Наука в современном глобальном мире: социальные и нравственные проблемы.
49. Становление и исторический путь российской науки. Ломоносовская традиция в русской науке.
50. Эпоха Просвещения и ее роль в развитии науки.
51. Естествознание и гуманитарное знание.
52. Субъект и объект научного познания в философии Канта.
53. Декарт как один из основоположников современной науки.
54. Эмпиризм и рационализм в философии науки Нового времени.
Приложение 3.
Методические рекомендации по оформлению реферата.
Объем реферата составляет 24 страницы текста формата А4, отпечатанного шрифтом типа TIMES размером 14пт с одинарным межстрочным интервалом, из них первый лист является титульным, второй лист отводится для плана и последний лист предназначен для списка литературы. Реферат не засчитывается в случае механического копирования статей или глав из учебного пособия.
Реферат состоит из следующих частей (все части должны быть выделены в тексте):
1. План.
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Во введении дается краткое обоснование выбора темы, демонстрируется ее актуальность и важность, освещаются взгляды и мнения, споры и дискуссии по данной проблеме, определяются основные вопросы, но которым будет построено дальнейшее изложение материала. Объем введения составляет 2-3 страницы.
Основная часть состоит из нескольких вопросов, в которых раскрывается данная тема. При написании реферата должно быть использовано не менее 10-15 источников информации. Это могут быть учебные пособия, энциклопедические издания, Internet-ресурсы, журнальные статьи. Содержание изученной литературы передается своими словами. Дословная передача слов (цитата) используется в тексте реферата только при наличии ссылки на источник с указанием страницы.
В заключении подводится итог реферата Формулируются выводы автора
по задачам, поставленным во введении, оцениваются итоги рассматриваемого события (процесса) и его последствия. Объем заключения составляет 2-3 страницы.
Список литературы дается в алфавитном порядке с обязательным соблюдением необходимых знаков препинания.
Оценка «отлично» ставится за полное раскрытие заявленной темы реферата. Соответствие содержания изучаемой проблеме. Работа с первоисточниками.
Оценка «хорошо» ставится за полное раскрытие заявленной темы реферата, но с небольшими неточностями.
Оценка «удовлетворительно» ставится за неполное раскрытие темы реферата и неточностями.
Оценка «неудовлетворительно» ставится за несоответствие темы содержанию реферат
Приложение 4.
Вопросы к зачету по дисциплине «Философия технических наук».
1. Исторические теории возникновения науки и основные стадии её исторической эволюции.
2. Исторические характеристики трёх моделей науки: классической, неклассической, постнеклассической.
3. Специфика науки как познавательной деятельности. Отношение науки к художественному, философскому, религиозно-мифологическому, обыденному познанию.
4. Структура научного знания.
5. Эмпирический и теоретический уровни науки.
6. Формирование логических норм научного мышления. Эмпирическое и теоретическое мышление.
7. Особенности предмета, средств, методов науки.
8. Наука как объективное и предметное знание.
9. Эмпирические процедуры формирования научного факта.
10. Структуры теоретического знания. Гипотетико-дедуктивные этапы формирования теории.
11. Критерии истинности научного знания.
12. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Индуктивная и дедуктивная логика научного познания.
13. Особенности субъекта научной деятельности в гуманитарных и естественно-научных дисциплинах.
14. Предпосылки возникновения экспериментального метода науки в Новое время.
15. Институциональные ценности и нормы науки.
16. Исторические формы научной рациональности (средневековье, Новое время, эпоха Просвещения, современность).
17. Мировоззрение позитивизма и научные открытия XIX − XX веков.
18. Динамика науки как процесс порождения нового знания в концепции К. Поппера.
19. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Структура научных революций (Т. Кун).
20. Формирование науки как профессиональной деятельности. Современная наука как социальный институт.
21. Технические науки: специфика и становление.
22. Формирование технической науки как социального института.
23. Научное познание и инженерия.
24. Инженерная деятельность и проектирование.
25. Социальные проблемы развития современной технической науки.
26. Нелинейность процесса роста знаний. Проблема возможных путей развития истории науки.
27. Исторические образцы математической, физической и гуманитарной науки.
28. Методология науки и проблемы познания.
29. Методологические особенности естественных и гуманитарных наук. (Аристотель, Бэкон, Дильтей, Виндельбанд, Риккерт).
30. Современные методологические программы И. Локатоса и П. Фейерабенда.
31. Наука и философия: проблемы взаимодействия.
32. Философия и наука. Основания науки. Наука, не-наука, квазинаука. Обыденное и теоретическое знание.
33. Диалектика и проблема научного метода.
34. Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности научного знания.
35. Позитивизм и его формы. Позитивистское понимание философии и науки (критический анализ).
36. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт, наука как сфера культуры.
37. Философия и научные программы античности.
38. Формирование предпосылок современной науки в эпоху Возрождения. В чем смысл и историческое значение «коперниканской революции»?
39. Социально-историческая обусловленность научного познания. Интернализм и экстернализм в философии науки.
40. Наука и практическая деятельность. Взаимосвязи науки и техники.
41. Понятия и принципы профессиональной этики в науке. Свобода и ответственность. Возникновение техноэтики.
42. Наука в средние века (Проблема веры и знания. Наука и схоластика).
43. Наука и религия: история взаимоотношений.
44. Атомизм в античности и в Новое время.
45. , Вклад в науку и философию Декарта, Ньютона, Лейбница.
46. Специфические черты науки. Критерии научности.
47. Механицизм и его значение в истории науки и философии.
48. Естествознание и техническое знание.
49. Естественно-научный эксперимент и техническое творчество.
50. Наука в современном глобальном мире: социальные и нравственные проблемы.
51. Становление и исторический путь российской науки. Ломоносовская традиция в русской науке.
52. Эпоха Просвещения и ее роль в развитии науки.
53. Естествознание и гуманитарное знание.
54. Субъект и объект научного познания в философии Канта.
55. Декарт как один из основоположников современной науки.
56. Эмпиризм и рационализм в философии науки Нового времени.
57. Наука и техническое образование в России. Модернизация образования и проблемы технического образования.
58. Наука и техника на рубеже XX и XXI в.в. и глобальные проблемы человечества.
59. Технологический детерминизм. Технократизм и сциентизм.
60. Научные и научно-технические революции, их социальные последствия.
СОДЕРЖАНИЕ.
Тема № 1. Предмет изучения философии науки.
Тема №2. Философия техники.
Тема № 3. История формирования науки и техники.
Тема № 4. Типологии исторического развития науки.
Тема № 5. Три модели научной картины мира.
Тема № 6. Структура научного знания.
Тема № 7. Методология научного познания.
Тема № 8. Наука как социальный институт.
Тема № 9. Специфика технических наук.
Тема № 10. Инженерная деятельность и проектирование.
Приложение 1. Глоссарий по дисциплине «Философия технических наук».
Приложение 2. Темы рефератов по дисциплине «Философия технических наук».
Приложение 3. Методические рекомендации по написанию реферата.
Приложение 4. Вопросы к зачету по дисциплине «Философия технических наук».
Дата: 2019-07-30, просмотров: 261.