Темы рефератов по Философии технических наук.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Специфика науки как познавательной деятельности. Отношение науки к художественному, философскому, религиозно-мифологическому, обыденному познанию.

2. Структура научного знания.

3. Эмпирический и теоретический уровни науки.

4. Формирование логических норм научного мышления. Эмпирическое и теоретическое мышление.

5. Особенности предмета, средств, методов науки.

6. Наука как объективное и предметное знание.

7. Эмпирические процедуры формирования научного факта.

8. Структуры теоретического знания. Гипотетико-дедуктивные этапы формирования теории.

9. Критерии истинности научного знания.

10. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Индуктивная и дедуктивная логика научного познания.

11. Особенности субъекта научной деятельности в гуманитарных и естественно-научных дисциплинах.

12. Предпосылки возникновения экспериментального метода науки в Новое время.

13. Институциональные ценности и нормы науки.

14. Исторические формы научной рациональности (средневековье, Новое время, эпоха Просвещения, современность).

15. Мировоззрение позитивизма и научные открытия XIX − XX веков.

16. Динамика науки как процесс порождения нового знания в концепции К. Поппера.

17. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Структура научных революций (Т. Кун).

18. Формирование науки как профессиональной деятельности. Современная наука как социальный институт.

19. Технические науки: специфика и становление.

20. Формирование технической науки как социального института.

21. Научное познание и инженерия.

22. Инженерная деятельность и проектирование.

23. Социальные проблемы развития современной технической науки.

24. Нелинейность процесса роста знаний. Проблема возможных путей развития истории науки.

25. Исторические образцы математической, физической и гуманитарной науки.

26. Методология науки и проблемы познания.

27. Методологические особенности естественных и гуманитарных наук. (Аристотель, Бэкон, Дильтей, Виндельбанд, Риккерт).

28. Современные методологические программы И. Локатоса и П. Фейерабенда.

29. Наука и философия: проблемы взаимодействия.

30. Философия и наука. Основания науки. Наука, не-наука, квазинаука. Обыденное и теоретическое знание.

31. Диалектика и проблема научного метода.

32. Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности научного знания.

33. Позитивизм и его формы. Позитивистское понимание философии и науки (критический анализ).

34. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт, наука как сфера культуры.

35. Философия и научные программы античности.

36. Формирование предпосылок современной науки в эпоху Возрождения. В чем смысл и историческое значение «коперниканской революции»?

37. Социально-историческая обусловленность научного познания. Интернализм и экстернализм в философии науки.

38. Наука и практическая деятельность. Взаимосвязи науки и техники.

39. Понятия и принципы профессиональной этики в науке. Свобода и ответственность.Возникновение техноэтики.

40. Наука в средние века (Проблема веры и знания. Наука и схоластика).

41. Наука и религия: история взаимоотношений.

42. Атомизм в античности и в Новое время.

43. , Вклад в науку и философию Декарта, Ньютона, Лейбница.

44. Специфические черты науки. Критерии научности.

45. Механицизм и его значение в истории науки и философии.

46. Естествознание и техническое знание.

47. Естественно-научный эксперимент и техническое творчество.

48. Наука в современном глобальном мире: социальные и нравственные проблемы.

49. Становление и исторический путь российской науки. Ломоносовская традиция в русской науке.

50. Эпоха Просвещения и ее роль в развитии науки.

51. Естествознание и гуманитарное знание.

52. Субъект и объект научного познания в философии Канта.

53. Декарт как один из основоположников современной науки.

54. Эмпиризм и рационализм в философии науки Нового времени.

 

 

Приложение 3.

Методические рекомендации по оформлению реферата.

Объем реферата составляет 24 страницы текста формата А4, отпечатанного шрифтом типа TIMES размером 14пт с одинарным межстрочным интервалом, из них первый лист является титульным, второй лист отводится для плана и последний лист предназначен для списка литературы. Реферат не засчитывается в случае механического копирования статей или глав из учебного пособия.

Реферат состоит из следующих частей (все части должны быть выделены в тексте):

1. План.

2. Введение.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Список литературы.

Во введении дается краткое обоснование выбора темы, демонстрируется ее актуальность и важность, освещаются взгляды и мнения, споры и дискуссии по данной проблеме, определяются основные вопросы, но которым будет построено дальнейшее изложение материала. Объем введения составляет 2-3 страницы.

Основная часть состоит из нескольких вопросов, в которых раскрывается данная тема. При написании реферата должно быть использовано не менее 10-15 источников информации. Это могут быть учебные пособия, энциклопедические издания, Internet-ресурсы, журнальные статьи. Содержание изученной литературы передается своими словами. Дословная передача слов (цитата) используется в тексте реферата только при наличии ссылки на источник с указанием страницы.

В заключении подводится итог реферата Формулируются выводы автора
по задачам, поставленным во введении, оцениваются итоги рассматриваемого события (процесса) и его последствия. Объем заключения составляет 2-3 страницы.

Список литературы дается в алфавитном порядке с обязательным соблюдением необходимых знаков препинания.

 

Оценка «отлично» ставится за полное раскрытие заявленной темы реферата. Соответствие содержания изучаемой проблеме. Работа с первоисточниками.

Оценка «хорошо» ставится за полное раскрытие заявленной темы реферата, но с небольшими неточностями.

Оценка «удовлетворительно» ставится за неполное раскрытие темы реферата и неточностями.

Оценка «неудовлетворительно» ставится за несоответствие темы содержанию реферат

Приложение 4.

Вопросы к зачету по дисциплине «Философия технических наук».

1. Исторические теории возникновения науки и основные стадии её исторической эволюции.

2. Исторические характеристики трёх моделей науки: классической, неклассической, постнеклассической.

3. Специфика науки как познавательной деятельности. Отношение науки к художественному, философскому, религиозно-мифологическому, обыденному познанию.

4. Структура научного знания.

5. Эмпирический и теоретический уровни науки.

6. Формирование логических норм научного мышления. Эмпирическое и теоретическое мышление.

7. Особенности предмета, средств, методов науки.

8. Наука как объективное и предметное знание.

9. Эмпирические процедуры формирования научного факта.

10. Структуры теоретического знания. Гипотетико-дедуктивные этапы формирования теории.

11. Критерии истинности научного знания.

12. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Индуктивная и дедуктивная логика научного познания.

13. Особенности субъекта научной деятельности в гуманитарных и естественно-научных дисциплинах.

14. Предпосылки возникновения экспериментального метода науки в Новое время.

15. Институциональные ценности и нормы науки.

16. Исторические формы научной рациональности (средневековье, Новое время, эпоха Просвещения, современность).

17. Мировоззрение позитивизма и научные открытия XIX − XX веков.

18. Динамика науки как процесс порождения нового знания в концепции К. Поппера.

19. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Структура научных революций (Т. Кун).

20. Формирование науки как профессиональной деятельности. Современная наука как социальный институт.

21. Технические науки: специфика и становление.

22. Формирование технической науки как социального института.

23. Научное познание и инженерия.

24. Инженерная деятельность и проектирование.

25. Социальные проблемы развития современной технической науки.

26. Нелинейность процесса роста знаний. Проблема возможных путей развития истории науки.

27. Исторические образцы математической, физической и гуманитарной науки.

28. Методология науки и проблемы познания.

29. Методологические особенности естественных и гуманитарных наук. (Аристотель, Бэкон, Дильтей, Виндельбанд, Риккерт).

30. Современные методологические программы И. Локатоса и П. Фейерабенда.

31. Наука и философия: проблемы взаимодействия.

32. Философия и наука. Основания науки. Наука, не-наука, квазинаука. Обыденное и теоретическое знание.

33. Диалектика и проблема научного метода.

34. Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности научного знания.

35. Позитивизм и его формы. Позитивистское понимание философии и науки (критический анализ).

36. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт, наука как сфера культуры.

37. Философия и научные программы античности.

38. Формирование предпосылок современной науки в эпоху Возрождения. В чем смысл и историческое значение «коперниканской революции»?

39. Социально-историческая обусловленность научного познания. Интернализм и экстернализм в философии науки.

40. Наука и практическая деятельность. Взаимосвязи науки и техники.

41. Понятия и принципы профессиональной этики в науке. Свобода и ответственность. Возникновение техноэтики.

42. Наука в средние века (Проблема веры и знания. Наука и схоластика).

43. Наука и религия: история взаимоотношений.

44. Атомизм в античности и в Новое время.

45. , Вклад в науку и философию Декарта, Ньютона, Лейбница.

46. Специфические черты науки. Критерии научности.

47. Механицизм и его значение в истории науки и философии.

48. Естествознание и техническое знание.

49. Естественно-научный эксперимент и техническое творчество.

50. Наука в современном глобальном мире: социальные и нравственные проблемы.

51. Становление и исторический путь российской науки. Ломоносовская традиция в русской науке.

52. Эпоха Просвещения и ее роль в развитии науки.

53. Естествознание и гуманитарное знание.

54. Субъект и объект научного познания в философии Канта.

55. Декарт как один из основоположников современной науки.

56. Эмпиризм и рационализм в философии науки Нового времени.

57. Наука и техническое образование в России. Модернизация образования и проблемы технического образования.

58. Наука и техника на рубеже XX и XXI в.в. и глобальные проблемы человечества.

59. Технологический детерминизм. Технократизм и сциентизм.

60. Научные и научно-технические революции, их социальные последствия.


СОДЕРЖАНИЕ.

 

Тема № 1. Предмет изучения философии науки.

Тема №2. Философия техники.

Тема № 3. История формирования науки и техники.

Тема № 4. Типологии исторического развития науки.

Тема № 5. Три модели научной картины мира.

Тема № 6. Структура научного знания.

Тема № 7. Методология научного познания.

Тема № 8. Наука как социальный институт.

Тема № 9. Специфика технических наук.

Тема № 10. Инженерная деятельность и проектирование.

Приложение 1. Глоссарий по дисциплине «Философия технических наук».

Приложение 2. Темы рефератов по дисциплине «Философия технических наук».

Приложение 3. Методические рекомендации по написанию реферата.

Приложение 4. Вопросы к зачету по дисциплине «Философия технических наук».

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 232.