1. Оценки социальной значимости науки.
2. Нормативная структура науки Р. Мертона.
3. Особенности этики инженера.
Основная цель занятия − определить социальные черты науки и рассмотреть основные положения этики учёного.
1. На сегодняшний день в историографии науки присутствует две противоположных оценки её общественной значимости. Интерналистская оценка науки (А. Койре, Р. Холл, Дж. Рэнделл, Дж. Агасси) исходит из того, что научные идеи возникают и развиваются объективно, независимо от субъекта познания. Все научные теории взаимосвязаны между собой и внутренне образуют целостную и последовательную систему, в которой нет место для случайности и личной инициативы. Экстерналисты (Р. Мертон, А. Кромби, Г. Герлак, Э. Цильзель, Дж. Нидам, С. Лили) убеждены, что на деятельность учёного накладывает отпечаток его индивидуальность и социальное окружение. Преувеличивая значимость внешних социальных факторов, экономических, религиозных, политических и т. д., экстерналисты превращают результаты научной деятельности в общественную ценность. Их не интересует само по себе научное знания, но только степень его практической применимости, способы трансляции, профессионального и широкого признания. Начиная с первых Академий наук XVII в. и заканчивая междисциплинарными сообществами учёных XX века, наука, с их точки зрения, активно вмешивалась в решение общественных проблем. Современное образование и подготовка научных кадров несёт уже прямую ответственность за социальные последствия развития науки. Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили два противоположных общественных течения — сциентизм и антисциентизм, сложившихся уже к середине XX в. Сторонники сциентизма утверждают, что «наука превыше всего» и её нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью науки можно успешно решать все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как якобы не имеющие познавательного значения и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой. В противоположность сциентизму возник антисциентизм — философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами враждебными и чуждыми подлинной сущности человека. Методологическая основа антисциентистских воззрений — абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.). Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить её место и роль в современном мире. Необходимо объективно, всесторонне относиться к науке, к научному познанию, видеть их противоречивый процесс развития. При этом следует рассматривать науку в её взаимосвязи с другими формами общественного сознания и раскрывать сложный и многообразный характер этой взаимосвязи. Характерная черта современного общественного развития — все более крепнущая связь и взаимодействие науки, техники и производства, все более глубокое превращение науки в непосредственную производительную силу общества. При этом, во-первых, в наши дни наука не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства. Во-вторых, если прежде наука развивалась как изолированный социальный институт, то сегодня она пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними. В-третьих, наука все в большей степени ориентируется не на одну только технику, но и на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего развития. В настоящее время наблюдается неуклонный рост интереса к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складывается особая дисциплина — этика науки, укрепляются представления о необходимости соответствия научных концепций моральным принципам. Сегодня все более широко в научный оборот внедряется понятие «этос науки», обозначающее совокупность моральных императивов, нравственных норм, принятых в данном научном сообществе и определяющих поведение ученого. Говоря о необходимости свободы научного искания, следует сказать, что во взаимоотношениях государства и науки власть не должна ограничивать научную мысль, но только всемерно способствовать ее плодотворному и беспрепятственному развитию.
2. Современный английский социолог науки Р. Мертон в своей книге «Нормативная структура науки» (1942 г.) обозначил главные ценности науки. Это универсализм, всеобщность, бескорыстность (незаинтересованность) и организованный скептицизм. Универсализм провозглашает, что истинность научных суждений должна быть общезначима независимо от научного авторитета, расы, возраста и т. д. выдвигающего их ученого. Наука всегда демократична в вопросах критического осмысления и проверки всех изучаемых явлений. Всеобщность научного знания предполагает, что оно должно свободно становится общим достоянием. Единоличное владение каким-либо открытием ещё не делает его научным. Только рассмотрение его в контексте мирового исторического опыта, а также достижений других профессионалов в данной области научного знания, даёт право на истинность научных суждений. Незаинтересованность − другая ценностная ориентация науки, включающая в себя отсутствие личной выгоды и бескорыстное служение науки. Признание или денежное вознаграждение не должны рассматриваться в качестве цели научной деятельности, но только её возможным следствием. Тщеславие или алчность обезображивают не только самого учёного, но и результаты его исследований. Публичное признание или карьерный рост тоже являются сомнительными стимулами объективных научных открытий. Организованный скептицизм заключается в достоверности критической оценки научных исследований как со стороны автора, так и со стороны коллег. Неподтвержденные или слепо принятые на веру данные являются причиной личной безответственности, тормозящей развитие науки. Скептицизм учёного не должен быть следствием заведомого сговора или завистливого соперничества, но только квалифицированным изучением фактов и представленных трудов. Результаты научного исследования должны быть гласными, и к их обсуждению может быть привлечено любое заинтересованное лицо. В работе 1965 г. «Амбивалентность учёного» Р. Мертон уточнил некоторые из этих этических нормативов и пришёл к выводу, что перечисленные ценности не всегда носят однозначный характер. Они зависят от самоорганизации научного сообщества, темпа научного исследования, не дающего права на преждевременное оглашение окончательных результатов, ограниченности в информации о новейших достижениях в данной области знаний и т. д. Такая неопределённость должна проясняться учёным в зависимости от конкретных условий и личной убеждённости в своей правоте, особенно в условиях массовой ортодоксии и идолопоклонничества.
3. Когда влияние инженерной деятельности становится глобальным и её решения перестают быть узко профессиональным делом, то она становятся предметом всеобщего обсуждения. И хотя научно-техническая разработка остается делом специалистов, принятие решения по общественным проектам – прерогатива общества. Никакие ссылки на экономическую, техническую и даже государственную целесообразность не могут оправдать социального, морального, психологического, экологического ущерба, который может быть следствием реализации некоторых проектов. Их открытое обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков, конструктивная и объективная критика, социальная экспертиза, выдвижение альтернативных проектов и планов становятся важнейшим атрибутом современной жизни, неизбежным условием и следствием ее демократизации. Изначальная цель инженерной деятельности – служить человеку, удовлетворению его потребностей. Однако современная техника часто употребляется во вред человеку и даже человечеству в целом. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженер и проектировщик не предусмотрели того, что наряду с точными экономическими и четкими техническими требованиями эксплуатации должны быть соблюдены также и требования безопасного, бесшумного, удобного применения инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать враждебной человеку и даже подвергнуть опасности само его существование на Земле. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый план проблему этики и социальной ответственности инженера и проектировщика перед обществом и отдельными людьми. В качестве примера особый интерес представляют инициативы Союза немецких инженеров (СНИ), принявшего в 1991 г. директивы «Оценка техники: понятия и основания». Они демонстрируют еще один важный путь влияния на повышение чувства социальной ответственности инженеров. Интересно, что инициатива исходила со стороны самого инженерного сообщества. Директивы адресованы инженерам, ученым, проектировщикам и менеджерам, т. е. людям, которые создают и определяют новое техническое развитие. Цель этого документа − способствовать общему пониманию значения современной техники. Если техника как совокупность артефактов и может быть квалифицирована как этически нейтральная, то в директивах СНИ предлагается расширенное понимание техники: как множества ориентированных на пользу, искусственных, предметных формаций; как множества человеческих деятельностей и направлений, в которых эти предметные системы возникают; как множества человеческих деятельностей, в которых эти предметные системы используются. Директивы, таким образом, предполагают, что не все технически осуществимое должно быть обязательно создано. Таким образом, согласно вновь формулируемой теории оценки технической деятельности, техника должна удовлетворять целому ряду ценностных требований – не только технической функциональности, но и критериям экономичности, улучшения жизненного уровня, безопасности, здоровья людей, качества окружающей природной и социальной среды и т.п.
Вопросы для самоконроля.
1. Основные различия интерналистской и экстерналистской оценки науки.
2. Охарактеризуйте компоненты нормативной структуры науки Р. Мертона.
3. Какие этические нормы инженерной деятельности вам представляются наиболее существенными в современной науке и производстве?
Тестовые задания по теме № 8
1. Интерналистская оценка научной деятельности предполагает:
а) целостную и исчерпывающую систему научных доказательств;
б) Субъективный характер знаний;
в) вмешательство науки в общественную жизнь.
2. Какое положение отсутствует в нормативной структуре научного познания Р. Мертона:
а) всеобщностьрезультатов научного исследования;
б) заинтересованность ученого в результатах своей работы;
в) организованный скептицизм.
3. Какая этическая ценность инженерной деятельности является наиболее существенной на современном этапе развития техники:
а) техническая функциональность результатов работы инженера;
б) социальная ответственность инженера;
в) экономическая рентабельность технической деятельности.
Список литературы.
Основная литература
1. Багдасарьян, Н.Г. История, философия и методология науки и техники. - М.: Юрайт, 2014. – 383 с.
2. Горохов, В.Г. Технические науки: история и теория. История науки с философской точки зрения [электронный ресурс] / В.Г. Горохов. - М.: Логос, 2012. - 512 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233719.
3. Лебедев, С.А. Философия науки. Методическое пособие для магистров.- М.: «Юрайт», 2013. – 288 с.
4. Лешкевич, Т.Г. Философия науки. − М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
5. Рузавин, Г.И. Философия науки [электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Рузавин. - 2-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 405 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117893.
6. Мархинин, В.В. Лекции по философии науки. - М.: Логос, 2014. – 425.
7. Мамзин, А.С., Сиверцева, Е. Ю. История и философия науки: учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 360 с.
8. Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук [электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Тяпин. - М.: Логос, 2014. - 215 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234008.
Дополнительная литература
1. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки. - М.: Наука, 1980. − 448 с.
2. Гейзенберг, В. Физика и философия. - М.: Наука, 1989.− 400 с.
3. Горохов, В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XΙX - начале XX столетия. - М.: Логос, 2009. − 376 с.
4. Зуев, В.В. - К вопросу о генезисе научной теории // Вопросы философии. № 1, 2011. С. 98-106.
5. История и философия науки[электронный ресурс]: учебное пособие/ Н.В. Бряник, О.Н. Томюк, Е.П. Стародубцева, Л.Д. Ламберов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; под ред. Н.В. Бряник, О.Н. Томюк. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 289 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275721.
6. Кун, Т. Структура научных революций. - М.: АСТ, 2009. – 310 с.
7. Кохановский, В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов. Изд. 6-е. - Ростов-на Дону: Феникс, 2008. - 603с.
8. Кохановский, В. П. Философия и методология науки. - Ростов н/Д.:Феникс, 1999. − 576 с.
9. Лебедев, С. А. Основы философии науки. - М.: Академический проект, 2005. − 544 с.
10. Лебедев, С. А. Философия науки (Общий курс). Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. − 731 с.
11. Летов, О.В. Социальные исследования науки и техники // Вопросы философии. № 8, 2010. С. 115-125.
12. Лешкевич, Т. Г. Философия науки.- М.: Инфра-М, 2006. − 428 с.
13. Никифоров, А. Л. Философия науки. - М.: Идея-Пресс, 2008. − 176 с.
14. Огородников, В. П. История и философия науки. - СПб.: Питер Год, 2011.− 368 с.
15. Поппер, К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. – 605 с.
16. Розов, М. А. Философия науки в новом видении. - М.: Новый хронограф, 2012. – 440 с.
17. Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. — М.: Логос, 2001.- 416 с.
18. Микешина, Л. А. Философия науки. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. − 464 с.
19. Михайловский, А.В. Философия техники Ханса Фрайера // Вопросы философии. № 3, 2011. С. 62-73.
20. Пивоев, В.М. Философия и методология науки [электронный ресурс]: учебное пособие, 2-е изд. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 321 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210652.
21. Степин, В.С. История и философия науки. - М.: Академический Проект Трикста, 2011 − 426 с.
22. Стёпин, В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФРАН, 1994. − 274 с.
23. Стёпин, В. С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. − 744 с.
24. Торосян, В.Г. История и философия науки [электронный ресурс]: учебник - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 368 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260777.
25. Философия и методология науки / под. ред. Купцова В. И. - М.: Аспект - Пресс, 1996. −551 с.
26. Холтон, Дж. Тематический анализ науки. - М.: Прогресс Год, 1981. − 382
27. Хайдеггер, М. Вопрос о технике // Хайдеггер Время и бытие. - М.: Республика, 1993. − 447 с.
28. Хрестоматия по методологии, истории науки и техники[электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НГТУ, 2011. - 207 с. Режим доступа:http ://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228737.
29. Штанько, В.И. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. - Харьков: ХНУРЭ, 2002. − 292 с.
Тема №9.
Специфика технических наук.
1. Специфические черты технических наук.
2. Уровни технического знания.
3. Особенности построения технической теории
Основная цель занятия − выявить специфические черты и уровни технических наук, а также определить предмет философии техники.
1. К специфическим чертам технического знания следует отнести его практическую направленность. В ходе общественного прогресса человечество накопило знание двух видов − знание о свойствах предметов и процессов объективного мира и знание об использовании этих свойств с целью создания орудий труда. Не дифференцированное на заре человеческой истории знание в дальнейшем разделилось. Естествознание и обществознание отражают явления и процессы объективного мира, дают знание о нем. Техникознание нацелено на практическое использование, реализацию практических возможностей и естествознания и обществознания. Техникознание использует данные физических, химических, биологических, математических и других наук в практическом аспекте. Практическая направленность технического знания нисколько не принижает ее роли в общей сумме человеческого знания, а напротив, увеличивает значимость этой области знаний для практических потребностей общества. Критерии технического знания относятся к обеспечению конкретных производственных процессов, эффективности, надежности, долговечности артефактов, удобству их обслуживания. В содержании техникознания эмпирическое знание преобладает над теоретическим. Техническое знание по преимуществу имеет эмпирический характер. Здесь понятия образуются на основе непосредственных эмпирических данных без необходимой теоретической ориентации. Многие явления и свойства широко используются в технике, хотя не имеют теоретического объяснения. В техникознании эмпирическое объяснение тех или иных процессов часто отстает от их теоретического решения на много лет. В отличие от естествознания, для признания тех или иных технических решений часто достаточно их применений на практике. Преимущественное эмпирическое содержание технического знания не отрицает их научности. Научное знание имеет различные уровни − эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень отражает явления и процессы со стороны их внешних связей и проявлений, как они даны живому созерцанию в процессе непосредственной практики и выражены в виде особой логической формы − суждения. Конечно, теоретическое знание отражает реальность глубже и точнее. Техническое знание специфично по форме своего функционирования. С одной стороны, оно функционирует в субъективной форме − в чувственных образах и в логических формах человеческого мышления. С другой стороны, это техника как объективная и овеществленная сила знания. Благодаря противоречию между этими сторонами технического знания оно способно развиваться. К специфическим чертам технического знания следует отнести терминологическую строгость технического знания и специфические методы его фиксации. Здесь понятия образуются на основе отражения предметов и их свойств в условиях непосредственной практики или эксперимента. Поскольку они предназначены для овеществления в технических объектах, каждая неточность влечёт за собой непредвиденные последствия. Отсюда и терминологическая строгость, проявлением которой следует считать тенденцию к машинному описанию технических объектов, такие точные методы фиксации технического знания, как графики, параметры процессов и явлений, схемы, справочные таблицы, чертежи, специальные записи в программах компьютеров, спецификация узлов и деталей, технические указания. Наконец, особенностью техникознания является его разделение на проектно-конструкторское и технологическое. Проектно-конструкторское знание представляет собой знание, используемое в процессе создания технических средств, их компонентов, а также целых совокупностей технических систем. Технологическое знание − это знание о функционировании технических средств и связанных с этим изменений свойств, состояний, форм и положений обрабатываемого предмета. Такое разделение технических знаний есть первый шаг к их классификации.
2. Техническое знание представляет собой определенную систему, структура которой классифицируется по разным основаниям. В одних случаях технические знания делят по отраслям техники, выделяя производственное техническое знание, с дальнейшим его дроблением на машиностроительное, химическое, металлургическое и др.; знание техники связи, быта, науки, транспорта и т.д. В других выделяют различные уровни технического знания − эмпирический и теоретический. В-третьих − по областям технических наук. При определении структуры технического знания мы исходим из того, что эта структура, как и структура любого вида знания, должна опираться на те или иные признаки объективной действительности, в данном случае на структуру технической деятельности − сферу применения техникознания. Поскольку область наших интересов − техникознание в его отношении к общественному производству, нам представляется правомочным положить в основу определения структуры техникознания признак разделения труда. В составе совокупного работника, участвующего в технической деятельности, можно выделить труд рабочих, инженерно-технических работников и ученых. В соответствии с этим, возможно выделение трёх уровней технического знания: профессионально-техническое знание рабочих, инженерно-техническое знание и научно-техническое знание.
Рис.1. Структура технического знания.
Такое деление определяется не природой техникознания, а его функционированием в обществе с конкретно-исторической системой разделения труда. Первый уровень технического знания − профессионально-техническое знание. Это знания, полученные на базе производственного опыта, производственной деятельности рабочих и их профессионально-технического образования, используемые для оптимизации функционирования техники, рационализации и изобретательства. Являясь областью деятельности рабочих и крестьян, осуществляющих производство средств жизни общества, профессионально-техническое знание рабочих по своему содержанию представляет собой преимущественно эмпирическое знание. Большую роль здесь играет индивидуальное мастерство работника, его сноровка, нахождение решения методом проб и ошибок и даже определенная производственная интуиция. Конечно ныне профессионально-технического знания как обобщенного производственного опыта в «чистом» виде не существует. Производственно-технические знания рабочих включают в себя не только определенные элементы инженерного знания, но часто и технических наук. В этом своем содержании они являются необходимым условием развития и функционирования современной техники, требующей развитых форм труда. В условиях машинного производства в труде рабочего исполнительскую функцию выполняет машина. В этом случае физический труд человека отступает на задний план а на передний выступают рациональные действия работника по управлению работой машины. Параллельно с превращением производства в технологическое применение науки сам процесс труда все в большей степени основывается на использовании научных данных. От рабочего требуется обладание определенными профессионально-техническими и научными знаниями и умение применить их при решении конкретных производственных вопросов. На этапе автоматизации производства рабочему требуется еще более высокий уровень знаний. Такими знаниями являются знания о способах и приемах обработки предмета труда, функционировании технических средств, оптимальном режиме их работы, контроле и способах устранения сбоев в автоматической системе машин, их быстром ремонте и наладке. Определяемое уровнем развития техники и технологии, выполняемой работой, профессионально-техническое знание рабочих формируется как система образовательных и политехнических знаний в связи с производственным опытом. Эти знания применяются при решении конкретных проблеем, возникающих в ходе функционирования и развития технологической основы производства. Второй уровень технического знания − инженерно-техническое знание. Это знание о законах проектирования, конструирования и функционирования технических объектов и практическом использовании законов природы и общества в этом процессе. Поскольку крупное машинное производство основывается на сознательном техническом использовании науки, с появлением производства между ученым и рабочим встает инженер, являющийся проводником применения научно-технических знаний к непосредственному технологическому процессу. Таким образом, источники инженерно-технического знания можно разделить на две группы. Первые образуются на основе познания техники как материальных объектов, проектно-конструкторской документации и производственного опыта. Вторые являются результатом познания законов природы как естественно-научной основы техники и итогом научного познания технических устройств и технологических процессов. Используя научные и технические источники, инженерно-техническое знание обогащается производственным опытом. Это стимулирует дальнейшее развитие техники и технологии, поскольку система машин развивается вместе с накоплением общественных знаний. Специфика инженерно-технического знания состоит не только в том, что оно сплавляет в единое целое научно-техническое знание и производственный опыт, но и в том, что оно синтезирует собственно технические и социальные знания. Социальное знание в инженерном знании нужно рассматривать как определенную сферу, в которой раскрываются сведения о целях применения техники, ее социальном назначении, глубоко гуманном характере инженерной деятельности. Само инженерно-техническое мышление специфично. Вначале инженер от технических источников знания переходит к научным и, прежде всего, к научно-техническим знаниям. Поскольку эти знания в определенной системе фиксируют уже прошедший этап, их порой явно недостаточно для создания новой, более совершенной техники. Для решения этой задачи инженеру необходимы новые естественно-научные и научно-технические знания, еще не применявшиеся в этих конкретных целях в процессе технической практики. Имеющиеся у инженера знания к началу работы над новой задачей являются лишь остовом нужных ему знаний. К ним относятся специальное образование, имеющийся у инженера производственный опыт и его конструкторская практика. Помимо своих профессионально-технических функций инженер выполняет ряд других, в том числе социальных, функций. Эти функции в первом приближении могут быть определены так: прогнозирование развития техники и технологии на предприятии и непосредственно на производственном участке, где работает инженер; организация производства и управление технологическим процессом; разработка и осуществление перспективных планов повышения качества продукции; техническая (конструкторская и технологическая) подготовка производства новых видов продукции; инженерная переработка решений, принимаемых руководителями предприятий; подготовка организационно-технических данных для проектирования и конструирования; организация труда рабочих, его нормирование, оплата и стимулирование; контроль за качеством продукции, соблюдение стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, техники безопасности; инженерный контроль за эксплуатацией производственных машинных систем управления; участие в управлении производством; организаторская и воспитательная работа с различными категориями работников. Третий уровень технического знания - научно-техническое знание. Научно-техническое знание нельзя отождествлять с техническим знанием. Научно-технические знания являются лишь одним из видов технического знания, возникшем на определенной ступени развития человеческого знания и материального производства. На ранних стадиях общественного развития человеческие знания еще не расчленялись на знания о свойствах природных тел и знания о способах их овеществления с целью создания технических средств. Разделение труда на умственный и физический привело к более глубокой дифференциации общественного труда, в частности, к разделению на две сферы самого умственного труда. Одна сфера развивалась на фоне материального производства как средство его функционирования и развития. Она концентрировала в себе жизненный опыт и составила донаучное знание. Другая сфера духовного производства породила абстрактно-теоретическое или научное знание, которое обслуживало самые разнообразные формы деятельности и быта людей (научно-техническое знание). Научно-техническое знание − это знание об искусственно созданных средствах деятельности людей, отвечающее всем признакам научности. Его специфика заключается в том, что оно призвано обслуживать техническую деятельность человека, нацеленного на производство и применение технических средств. Часто научно-техническое знание рассматривают лишь как результат процесса научного познания в области технических наук. Однако технические науки, хотя и включают эти знание в свой состав, не сводятся к ним, так как для формирования технических наук важно наличие профессиональной деятельности по производству и применению вещественных знаний на практике.
3. Основой любой научной теории являются теоретические объекты, модели, схемы. Теоретические схемы представляют собой совокупность абстрактных объектов, ориентированных на применение соответствующего математического аппарата. В технических науках теоретические схемы выражаются графически. Примером их могут быть электрические и магнитные силовые линии, введенные М.Фарадеем в качестве схемы электромагнитных взаимодействий. Г. Герц использовал и развил далее эту теоретическую схему Фарадея для осуществления и описания своих знаменитых опытов. Например, он построил изображения так называемого процесса «отшнуровывания» силовых линий вибратора, что стало решающим для решения проблемы передачи электромагнитных волн на расстояние и появления радиотехники, и анализировал распределение сил для различных моментов времени. Герц назвал такое изображение «наглядной картиной распределения силовых линий». Представители научного сообщества всегда имеют подобное идеализированное представление объекта исследования и постоянно мысленно оперируют с ним. В технической же теории такого рода графические изображения играют еще более существенную роль. Теоретические схемы выражают особое видение мира под определенным углом зрения, заданным в данной теории. Эти схемы отражают интересующие данную теорию свойства и стороны реальных объектов, а также их экспериментальное приложение. Например, в электротехнике такими объектами технической теории выступают емкости, индуктивности, сопротивления. Показателен пример работы Генриха Герца, экспериментально доказавшим существование электромагнитных волн. Используемые Герцем теоретические понятия имели четкое математическое выражение (поляризация, смещение, количество электричества, сила тока, период, амплитуда, длина волны и т.д.). Однако он постоянно имел в виду и соотнесенность математического описания с опытом. Так, в основных уравнениях электродинамики Герц перешел от использования потенциалов, служивших для теоретического описания, к напряженностям, которые были экспериментально измеримыми. Производя опыты, он постоянно обращался к математическим расчетам - например, к расчету периода колебаний по формуле Томсона. Использование для описания электродинамических процессов теоретических схем оптики и акустики позволило Герцу не только применить ряд таких понятий, как угол падения, показатель преломления, фокальная линия и т.п., но и осуществить над электромагнитными колебаниями ряд классических оптических опытов (по регистрации прямолинейного распространения, интерференции и преломления электромагнитных волн и т.п.). Эти эксперименты подтвердили адекватность выбранной теоретической схемы и доказали ее универсальность для разных типов физических явлений. Заимствованная из оптики и акустики, теоретическая схема естественного процесса распространения электромагнитных волн позволила транслировать и соответствующую математическую схему, а именно - геометрическое изображение стоячей волны, которое дает возможность четко определять узловые точки, пучности, период, фазу и длину волны. В соответствии с этой схемой Герц производил необходимые экспериментальные измерения (фазы и амплитуды электромагнитных колебаний при отражении, показателя преломления асфальтовой призмы и т.д.). Таким образом, абстрактные объекты, входящие в состав теоретических схем математизированных теорий представляют собой результат идеализации и схематизации экспериментальных объектов или более широко - любых объектов предметно-орудийной (в том числе инженерной) деятельности. Понятие диполя, вибратора, резонатора и соответствующие им схематические изображения, введенные Герцем, были необходимы для представления в теории реальных экспериментов. В настоящее время для получения электромагнитных волн и измерения их параметров используются соответствующие радиотехнические устройства, и следовательно, понятия и схемы, их описывающие, служат той же цели, поскольку по отношению к электродинамике эти устройства выполняют функцию экспериментальной техники. Однако, помимо всего прочего, эти устройства являются объектом конкретной инженерной деятельности, а их абстрактные схематические описания по отношению к теоретическим исследованиям в радиотехнике выполняют функцию теоретических моделей. Особенность технических наук заключается в том, что инженерная деятельность, как правило, заменяет эксперимент. Именно в инженерной деятельности проверяется адекватность теоретических выводов технической теории и черпается новый эмпирический материал. В технической теории любые механизмы могут быть представлены как состоящие из иерархически организованных цепей, звеньев, пар и элементов. Специфика технической теории состоит в том, что она ориентирована на конструирование строгих технических систем. Каждый элемент в системе выполняет определенную функцию. Совокупность такого рода свойств, рассмотренных обособлено от тех нежелательных свойств, которые привносит с собой элемент в систему, и определяют блоки (или функциональные элементы) таких схем. Как правило, они выражают обобщенные математические операции, а функциональные связи, или отношения, между ними - определенные математические зависимости. Функциональные схемы, например, в теории электрических цепей представляют собой графическую форму математического описания состояния электрической цепи. Каждому функциональному элементу такой схемы соответствует определенное математическое соотношение, - скажем, между силой тока и напряжением на некотором участке цепи или вполне определенная математическая операция (дифференцирование, интегрирование и т.п.). Порядок расположения и характеристики функциональных элементов адекватны электрической схеме. В классической технической науке функциональные схемы всегда привязаны к определенному типу физического процесса, т.е. к определенному режиму функционирования технического устройства, и всегда могут быть отождествлены с какой-либо математической схемой или уравнением. Однако они могут быть и не замкнуты на конкретный математический аппарат. В этом случае они выражаются в виде простой декомпозиции взаимосвязанных функций, направленных на выполнение общей цели, предписанной данной технической системе. С помощью такой функциональной схемы строится алгоритм функционирования системы и выбирается ее конфигурация (внутренняя структура). Поточная схема, или схема функционирования, описывает естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие её элементы в единое целое. Блоки таких схем отражают различные действия, выполняемые над естественным процессом элементами технической системы в ходе ее функционирования. Такие схемы строятся исходя из естественнонаучных (например, физических) представлений. Теория электрических цепей, к примеру, имеет дело не с огромным разнообразием конструктивных элементов электротехнической системы, отличающихся своими характеристиками, принципом действия, конструктивным оформлением и т.д., а со сравнительно небольшим количеством идеальных элементов и их соединений, представляющих эти идеальные элементы на теоретическом уровне. К таким элементам относятся емкость, индуктивность, сопротивление, источники тока и напряжения. Для применения математического аппарата требуется дальнейшая идеализация: каждый из перечисленных выше элементов может быть рассмотрен как активный (идеальные источники тока или напряжения) или пассивный (комплексное - линейное омическое и нелинейные индуктивное и емкостное - сопротивления) двухполюсник, т.е. участок цепи с двумя полюсами, к которым приложена разность потенциалов и через которую течет электрический ток. Все элементы электрической цепи должны быть приведены к указанному виду. Причем в зависимости от режима функционирования технической системы одна и та же схема может принять различный вид. Режим функционирования технической системы определяется прежде всего тем, какой естественный (в данном случае физический) процесс через нее протекает, т.е. какой электрический ток (постоянный или переменный, периодический или непериодический и т.д.) течет через цепь. В зависимости от этого и элементы цепи на схеме функционирования меняют вид: например, индуктивность представляется идеальным омическим сопротивлением при постоянном токе, при переменном токе низкой частоты - последовательно соединенными идеальными омическим сопротивлением и индуктивностью (индуктивным сопротивлением), а при переменном токе высокой частоты ее поточная схема дополняется параллельно присоединяемым идеальным элементом емкости (емкостным сопротивлением). Для каждого вида естественного (физического) процесса применяется наиболее адекватный ему математический аппарат, призванный обеспечить эффективный анализ поточной схемы технической системы в данном режиме ее функционирования. Заметим, что для разных режимов функционирования технической системы может быть построено несколько поточных и функциональных схем. Поточные схемы в общем случае отображают не обязательно только физические процессы (электрические, механические, гидравлические и т.д.), но и вообще любые естественные процессы.
Вопросы для самоконтроля.
1. Назовите основные отличия технических наук от естественных и гуманитарных.
2. Охарактеризуйте каждый уровень технического знания.
3. Перечислите составляющие технической теории.
Тестовые задания по теме № 9.
1. К особенностям технического знания можно отнести:
а) создание теоретических моделей технических систем;
б) практическое использование результатов инженерной деятельности;
в) использование методов математических и естественных наук.
2. Какой уровень технического знания связан с реализацией результатов проектно-конструкторской деятельности:
а) научно-технический;
б) профессионально-технический;
в) инженерно-технический.
Список литературы.
Основная литература
1. Багдасарьян, Н.Г. История, философия и методология науки и техники. - М.: Юрайт, 2014. – 383 с.
2. Горохов, В.Г. Технические науки: история и теория. История науки с философской точки зрения [электронный ресурс] / В.Г. Горохов. - М.: Логос, 2012. - 512 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233719.
3. Лебедев, С.А. Философия науки. Методическое пособие для магистров.- М.: «Юрайт», 2013. – 288 с.
4. Лешкевич, Т.Г. Философия науки. − М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
5. Рузавин, Г.И. Философия науки [электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Рузавин. - 2-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 405 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117893.
6. Мархинин, В.В. Лекции по философии науки. - М.: Логос, 2014. – 425.
7. Мамзин, А.С., Сиверцева, Е. Ю. История и философия науки: учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 360 с.
8. Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук [электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Тяпин. - М.: Логос, 2014. - 215 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234008.
Дополнительная литература
1. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки. - М.: Наука, 1980. − 448 с.
2. Гейзенберг, В. Физика и философия. - М.: Наука, 1989.− 400 с.
3. Горохов, В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XΙX - начале XX столетия. - М.: Логос, 2009. − 376 с.
4. Зуев, В.В. - К вопросу о генезисе научной теории// Вопросы философии. № 1, 2011. С. 98-106.
5. История и философия науки[электронный ресурс]: учебное пособие/ Н.В. Бряник, О.Н. Томюк, Е.П. Стародубцева, Л.Д. Ламберов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; под ред. Н.В. Бряник, О.Н. Томюк. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 289 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275721.
6. Кун, Т. Структура научных революций. - М.: АСТ, 2009. – 310 с.
7. Кохановский, В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов. Изд. 6-е. - Ростов-на Дону: Феникс, 2008. - 603с.
8. Кохановский, В.П. Философия и методология науки. - Ростов н/Д.:Феникс, 1999. − 576 с.
9. Лебедев, С.А. Основы философии науки. - М.: Академический проект, 2005. − 544 с.
10. Лебедев, С.А. Философия науки (Общий курс). Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. − 731 с.
11. Летов, О.В. Социальные исследования науки и техники// Вопросы философии. № 8, 2010. С. 115-125.
12. Лешкевич, Т. Г. Философия науки.- М.: Инфра-М, 2006. − 428 с.
13. Никифоров, А.Л. Философия науки. - М.: Идея-Пресс, 2008. − 176 с.
14. Огородников, В.П. История и философия науки. - СПб.: Питер Год, 2011.− 368 с.
15. Поппер, К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. – 605 с.
16. Розов, М.А. Философия науки в новом видении. - М.: Новый хронограф, 2012. – 440 с.
17. Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. — М.: Логос, 2001.- 416 с.
18. Микешина, Л. А. Философия науки. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. − 464 с.
19. Михайловский, А.В. Философия техники Ханса Фрайера// Вопросы философии. № 3, 2011. С. 62-73.
20. Пивоев, В.М. Философия и методология науки[электронный ресурс]: учебное пособие, 2-е изд. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 321 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210652.
21. Степин, В.С. История и философия науки. - М.: Академический Проект Трикста, 2011 − 426 с.
22. Стёпин, В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФРАН, 1994. − 274 с.
23. Стёпин, В. С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. − 744 с.
24. Торосян, В.Г. История и философия науки[электронный ресурс]: учебник - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 368 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260777.
25. Философия и методология науки/ под. ред. Купцова В. И. - М.: Аспект - Пресс, 1996. −551 с.
26. Холтон, Дж. Тематический анализ науки. - М.: Прогресс Год, 1981. − 382
27. Хайдеггер, М. Вопрос о технике// Хайдеггер Время и бытие. - М.: Республика, 1993. − 447 с.
28. Хрестоматия по методологии, истории науки и техники[электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НГТУ, 2011. - 207 с. Режим доступа:http ://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228737.
29. Штанько, В.И. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. - Харьков: ХНУРЭ, 2002. − 292 с.
Тема № 10.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 186.