Соответствуют ли конституционным предписаниям действия Президента РФ?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответ:

Действия президента не соответствуют конституционным предписаниям, так как согласно условиям задачи гос. дума не выражала повторного недоверия Правительству.

Статья 117 Конституции Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ обратился к президенту РФ с предложением отменить Указ Президента РФ о назначении первого заместителя председателя правительства РФ, поскольку Конституция РФ (ст. 110) и Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» (ст. 6) не предусматривают наличия в составе Правительства РФ подобной должности.

Правомерны ли требования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Ответ:

Требования Совета Федерации неправомерны. Действительно, в Конституции и в ФКЗ «О Правительстве РФ» ничего не сказано о Первом заместителе Председателя Правительства, однако существует Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", который включает в себя Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. В этом перечне есть такая должность как Первый заместитель Председателя Правительства.

Кроме того, и Конституция РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ» содержат информацию о такой должности как «заместитель Председателя Правительства РФ», указ Президента лишь выделил из одной группы должностей (заместители Председателя Правительства РФ) еще одну должность.

На сегодняшний день Первым заместителем Председателя Правительства является Шувалов Игорь Иванович. Такая должность существует уже давно и успешно функционирует по сей день, оснований в отмене приказа нет, так как указ Президента всего лишь дополнил ряд должностей, указанных в Конституции. Должность заместителя, дополненная словом «первый», наделяет заместителя дополнительными полномочиями своеобразного «кризис-менеджера».

 

Президент РФ возвратил принятый Государственной думой Федерального Собрания РФ и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания РФ федеральный закон без рассмотрения его по существу, поскольку, по его мнению, в данном случае была нарушена конституционная процедура принятия закона. В частности, это выразилось в том, что при голосовании за законопроект во втором чтении одна из поправок, внесенных субъектом законодательной инициативы, не попала в сводную таблицу поправок и не была поставлена на голосование.

Является ли данное нарушение основанием для возвращения Президентом РФ федерального закона без рассмотрения, предусмотрена ли российским законодательством такая процедура?

Ответ:

Данный вопрос неоднозначен и требует обращения не только к конституции РФ но и к постановлению КС и правового обычая.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. определено, что отклонение федерального закона Президентом Российской Федерации, предусмотренное частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации, означает принятое в течение четырнадцати дней с момента получения закона решение Президента Российской Федерации об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа; Президент Российской Федерации не вправе не подписать отклоненный им ранее федеральный закон после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции и обязан обнародовать этот закон.

Вместе с тем, не является отклонением федерального закона в смысле части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации возвращение Президентом Российской Федерации федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения палатой установленных Конституцией Российской Федерации требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур (абзац второй пункта 3 резолютивной части Постановления).

Такой вывод Конституционного Суда создает прецедент, на основе которого глава государства наделяется правом определять фактический порядок принятия федерального закона согласно установленным Конституцией РФ процедурам. Однако это не вполне согласуется с определенной Конституцией ролью Президента в законодательном процессе.

 

В рамках предусмотренной ст. 111 Конституции России процедуры Президент РФ внес в Государственную Думы Федерального Собрания РФ кандидатуру Петрова В.В. для рассмотрения и дачи согласия при назначении на должность Председателя Правительства РФ, однако Государственная Дума Федерального Собрания РФ отклонила представленную кандидатуру. Президент РФ повторно внес кандидатуру Петрова В.В., Государственная Дума Федерального Собрания РФ вновь отклонила представленную кандидатуру. Президент РФ и в третий раз для рассмотрения и дачи согласия внес кандидатуру Петрова В.В.

С точки зрения конституционного законодательства и судебной практики оцените правомочность действий Президента РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ?

Ответ:

Председатель Правительства РФ назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

После трёхкратного отклонения представленных кандидатур председателя правительства Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Государственная Дума не может быть распущена на этом основании только в последние шесть месяцев нахождения Президента в должности и во время действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры импичмента.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 N 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации"

Положение части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента Российской Федерации предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение - с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией Российской Федерации или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.

После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации - независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, - Государственная Дума подлежит роспуску.

Таким образом, действия Президента в рамках ст. 111 Конституции РФ абсолютно правомерны.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации приняла решение о переносе начала времени голосования на отдельных избирательных участках на 3 (три) часа ранее, чем в целом по территории избирательного округа, ссылаясь на то, что на территории данных избирательных участков расположено место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы).

Дата: 2019-07-30, просмотров: 416.