Ответ:
Не обязан. Статья 56 УК РФ п.3 3. Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий;
Статья 98 Конституции РФ 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
6. Группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в количестве 91 человека после ратификации этой палатой договора между Россией и Украиной направила в Конституционный суд РФ запрос о соответствии Конституции РФ данного договора. Однако Совет Федерации Федерального Собрания РФ, не дожидаясь решения Конституционного Суда РФ, принял решение об одобрении федерального закона о ратификации данного договора.
Законно ли действовал Совет Федерации Федерального Собрания РФ? Вправе ли Конституционный Суд РФ рассматривать данный запрос?
Ответ:
Конституционный Суд РФ наделен правом осуществлять предварительный конституционный контроль только в отношении международных договоров, не вступивших в силу. Признание международного договора частью внутренней правовой системы, начало его действия связано с процедурой ратификации, которая определена Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Международные договоры вступают в силу после их ратификации Государственной Думой и последующего одобрения Советом Федерации. Для ратификации международных договоров предусмотрен особый порядок принятия федеральных законов. В силу ФЗ о международных договорах РФ законопроект должен вноситься в Государственную Думу Президентом РФ либо Правительством в форме предложения о ратификации международного договора.
Международный договор может стать предметом конституционного контроля до рассмотрения проекта закона о ратификации Государственной Думой либо после принятия закона нижней палатой, но до одобрения его Советом Федерации (согласно ст. 106 Конституции принятый Государственной Думой закон о ратификации международного договора подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации), а также после принятия закона парламентом, но до подписания его Президентом.
Перечень субъектов, правомочных обращаться в Конституционный Суд РФ по поводу конституционности не вступившего в силу международного договора, дан в основном нормативном акте страны. В перечень входят Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Обратим внимание, что круг субъектов обращения по данной категории дел аналогичен кругу субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними. Однако опыт инициирования споров о конституционности международных договоров показывает, что единственным субъектом обращения сегодня остаются депутаты Государственной Думы РФ. Именно депутаты, а не сама Государственная Дума.
Таким образом, Конституционный суд вправе рассматривать данный вопрос до подписания Федерального закона о ратификации Президентом, поэтому в действия Совета Федерации не усматривается ничего противозаконного.
Государственная Дума Федерального Собрания РФ выразила недоверие Правительству РФ и предложила Президенту РФ объявить об отставке Правительства РФ. Однако Президент РФ не стал отправлять в отставку Правительство РФ, а распустил Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 305.