По имеющимся данным о качестве использования подвижного состава, можно сказать, что есть такие показатели, значения которых следовало бы увеличить, т.е. необходимо улучшить качество использования подвижного состава. Для улучшения качества использования подвижного состава необходимо применение комплекса мер.
Снижение среднесуточной производительности рабочего грузового вагона отрицательно повлияло на работу дороги. Для увеличения производительности вагонов необходимо, с одной стороны, сокращать простои, увеличивать скорость передвижения вагонов и, с другой стороны, улучшать использование его грузоподъёмности. Причём меры увеличения производительности вагонов должны соответствовать экономической эффективности работы коллективов транспорта.
Для сокращения коэффициента порожнего пробега необходимо в максимально возможной степени использовать загрузку порожних вагонов в попутном для следования порожних вагонов направлении.
Снижение средней динамической нагрузки отрицательно повлияло на работу дороги. Это привело к тому, что стало использоваться большее количество вагонов рабочего парка, отсюда больше затрат на ремонт, техническое обслуживание. Для увеличения средней динамической нагрузки и как следствие снижения затрат следует использовать вагоны с максимально допустимой нагрузкой, что позволяет выполнить перевозки с минимальным рабочим парком вагонов.
Среди показателей качества использования грузовых поездов и поездных локомотивов резкое снижение среднего веса поезда тары и снижение веса поезда нетто. В результате снизился вес поезда брутто, что отрицательно сказалось на результатах работы дороги. Необходимо дальнейшее повышение среднего веса поезда, т.к. оно является одним из основных и эффективных направлений освоения нарастающих объёмов перевозок. Рост веса поезда позволит один и тот же объём перевозок выполнить с меньшими затратами поездо- и локомотиво-километров, а, следовательно, уменьшается потребность в локомотивах и локомотивных бригадах, уменьшаются затраты на их содержание.
В результате проделанной работы был проведён анализ показателей объёма работы и использования подвижного состава железной дороги, а также анализ влияния этих показателей на результаты работы железной дороги в целом. Для разработки мероприятий для интенсификации железнодорожного транспорта, повышения эффективности его работы, улучшения планирования и управления перевозочным процессом, объективной оценке результатов деятельности его подразделений и характеристики их развития необходима достоверная, своевременная и глубоко аналитическая статистическая информация. Руководящим и организующим статистическую работу звеном на сети железных дорог является управление статистики МПС, которому в своей основной деятельности подчинены службы и отделы статистики и экономического анализа железных дорог и отделений.
Система показателей использования локомотивов имеет большое значение для проверки статистической информации во всех её звеньях, планирования работы подвижного состава и анализа его использования.
В ходе анализа с помощью системы показателей можно выявить причины изменения результативных показателей и подсчитать влияние отдельных факторов на их изменение.
В области теории железнодорожной статистики весьма актуальной является задача дальнейшего совершенствования систем статистических отчётных показателей и методологии анализа деятельности железнодорожного транспорта и его подразделений.
Заключение
После либерализации цен в 1992 году тарифы на перевозки грузов росли более высокими темпами по сравнению с темпами роста цен в ряде других отраслей промышленности из-за сокращения государственной поддержки Федерального железнодорожного транспорта и перехода на масштабное перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счёт грузовых. Вследствие этого уровень транспортных расходов зачастую стал непосильным для многих предприятий промышленности различных отраслей народного хозяйства. Ухудшается состояние основных фондов предприятий железнодорожного транспорта, остаётся сложным их финансово-экономическое положение.
Всё это требует проведения структурной реформы Федерального железнодорожного транспорта, основными целями которой являются:
- снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки;
- демонополизация и развитие конкуренции в отдельных сферах деятельности отрасли;
- устранение перекрёстного субсидирования различного вида перевозок;
- усиление государственного контроля за тарифами.
Важнейшим фактором снижения транспортных расходов является развитие конкуренции на железнодорожном транспорте. Между тем специфика российских железных дорог, ограничивающая конкуренцию, заключается в том, что из-за размеров территории и уровня развития транспортной сети для перемещения грузов на значительные расстояния железные дороги, по существу, не конкурируют с другими видами транспорта, практически невозможно и конкуренция при перевозках грузов по параллельным направлениям.
В связи с этим создание конкурентной среды возможно в основном за счёт различий в условиях доставки грузов и пассажиров, предлагаемых разными компаниями на одних и тех же железнодорожных линиях.
Реформирование отрасли намечено осуществить в три этапа. На первом в 1998-2000 гг будут созданы пассажирские компании и из системы МПС России выделены подразделения, не связанные непосредственно с осуществлением и обслуживанием перевозочного процесса.
На втором этапе в течение 4-5 лет планируется завершение мероприятий, проводимых на первом этапе, и создание механизма взаимодействия железных дорог, пассажирских компаний и компаний операторов, а также выделение из состава отрасли малодеятельных и убыточных линий.
В ходе третьего этапа должно завершиться организационное выделение инфраструктурных железных дорог и рассмотрены вопросы более глубоких институциональных преобразований.
В настоящее время необходимо активизировать усилия по реализации концепции структурной реформы Федерального железнодорожного транспорта. Потенциал мер, предусмотренных концепцией в части реформирования организационной структуры Федерального железнодорожного транспорта должен быть задействован в полном объёме в 2000 году.
Возникшие ввиду резкого обесценения национальной валюты стимулы к развитию отечественного производства в 2000 году уже не будут иметь столь значительного влияния на развитие экономики страны. Однако позитивные структурные сдвиги в отечественной промышленности могут стать хорошей основой не только для удержания, но и для завоевания новых, качественно лучших позиций.
Это значит, что в 2000 году успех экономического развития страны в целом и эффективность функционирования федерального железнодорожного транспорта в особенности будут как никогда зависеть от гибкого и оперативного регулирования на складывающие экономические обстоятельства.
Одновременно должна быть выдержана стратегическая линия на обеспечение устойчивой рентабельной работы отрасли, на предотвращение развития кризисных явлений, в особенности в отношении состояния материально-производственной базы отрасли.
Литература
1. Захаров А.Г. «Совершенствование планирования и анализа грузовых перевозок на железнодорожном транспорте», М., Транспорт, 1990 г.,
2. Котлярова Е.В. Методические указания к выполнению курсовой работы по «Экономике транспорта» для студентов специальности «Бухгалтерский учёт» - Хабаровск: ХАБИИЖТ, 1991 г.,
3. Организация грузовой и экономической работы на железнодорожном транспорте: Учебник – 4-е издание, переработанное и дополненное/ под ред. А.Т. Дерибас – М.: Транспорт, 1980 г.,
4. «Статистика железнодорожного транспорта»: Учебник – 2-е издание переработанное и дополненное/под ред. Т.И. Козлова, А.А. Поликартова – М.: Транспорт, 1990 г.,
5. «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте»: Учебник для ВУЗов/под ред. П.С. Грунтова – М: Транспорт, 1994 г.,
6. «Экономика железнодорожного транспорта»: Учебник для ВУЗов железнодорожного транспорта/ под ред. В.А. Дмитриева – М.: Транспорт, 1996 г.,
7. Д.А. Мачерет «Планирование и регулирование работы железнодорожного транспорта»/ Экономика железных дорог – 1999 г - №1 – с. 25-31.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 232.