Страхование как один из методов риск-менеджмента в сфере мировой торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В подавляющем большинстве внешняя торговля обслуживается морским транспортом. Поэтому вопросы страхования внешнеэкономической деятельности рассматриваются через систему договоров морского страхования. В круг вопросов морского страхования входят: страхование морских судов (каско), страхование перевозимых грузов (карго) и страхование ответственности судовладельцев.

В практике страхования судов применяются различные условия, объединяющие определенную группу рисков.

• По условиям "с ответственностью за гибель и повреждение" возмещению подлежат:

а) убытки от повреждений или полной гибели судна вследствие стихийных бедствий, крушения, посадки судна на мель, столкновения судов между собой или со всякими неподвижными или плавучими предметами, включая лед, и т.д., включая небрежности или ошибки капитана, механика, других членов команды или лоцмана;

б) убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;

в) убытки от пропажи судна без вести;

г) убытки, взносы и расходы по общей аварии;

д) убытки, которые судовладелец обязан возместить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;

• Условия "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" по объему ответственности страховщика более ограничены. При этом риски убытки от полной гибели судна возмещаются полностью, а убытки от повреждений - только в тех случаях, если они явились следствием крушения судна. Подлежат возмещению также:

убытки от пропажи судна без вести;

убытки, взносы и расходы по общей аварии;

убытки, которые судовладелец обязан оплатить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;

все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, а также по уменьшению и определению его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования.

Есть и другие виды (условия) страхования ответственности при морских перевозках грузов. Например:

• "без ответственности за частную аварию";

• "с ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасению";

• "с ответственностью только за полную гибель судна".

Во всех случаях не возмещаются убытки, произошедшие вследствие умысла или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей.

Страховщик может принимать участие в мерах по спасению и сохранению застрахованного судна, давать советы и т.п.

В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование, решается при заключении сделки.

Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок, обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

• Сделка СИФ получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость (товара), страхование и фрахт.

При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, застраховать груз от морских рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю и выслать покупателю все необходимые документы об отправке.

По сделке СИФ от продавца не требуется физической передачи товара покупателю, достаточно пересылки ему всех товаросопроводительных документов по этой сделке. Имея документы, покупатель может распоряжаться дальнейшей судьбой груза до его получения.

Широкое распространение сделок СИФ в международной торговле привело к необходимости выработки специальных международных правил по их толкованию.

В результате этой работы вышел сводный справочный материал, именуемый "Инкотермс 1990", который находит широкое применение в практике международной торговли.

Правила эти необязательны к применению, но к ним все чаще прибегают участники торговых сделок во избежание неодинакового толкования одних и тех же терминов.

• Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов: стоимость и фрахт.

По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит на покупателе.

• Сделки ФОБ получили свое название от английского выражения "свободно на борту". По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель.

• Сделки ФАС - от английского выражения "свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна".

Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно и товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответственность за груз с него снимается.

Договор морского страхования грузов может быть заключен:

с ответственностью за все риски;

с ответственностью за частную аварию;

без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

• Условие "с ответственностью за все риски" является наиболее широким, но отнюдь не покрывает "все риски". Из этих условий исключаются повреждение и гибель груза от всякого рода военных действий, орудий войны, пиратских действий, конфискации, ареста или уничтожения по требованию властей (эти риски могут быть застрахованы за дополнительную плату); исключаются риски радиации, умысла и грубой неосторожности страхователя или его представителей, нарушения установленных правил.

• Условие страхования "с ответственностью за частную аварию" в отличие от первого имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. Естественно, объем ответственности страховщика здесь меньше. Из ответственности по этому условию исключаются риски, которые не покрываются условием "Все риски".

• Условие страхования "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" - по перечню страховых случаев, при которых подлежат оплате убытки, и по совокупности исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями с ответственностью за частную аварию.

Взаимное страхование ответственности судовладельцев получило широкое распространение. В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования, наиболее крупными из них считаются клубы Англии, Швеции, Норвегии, США. Один из важнейших принципов деятельности клубов состоит в том, что они не преследуют цели извлечения прибыли из своих операций, а призваны лишь защищать своих членов от понесенных убытков.

Финансовую базу клубов составляют взносы его членов, из которых формируются страховые фонды, предназначенные для оплаты возможных претензий к судовладельцам - членам клуба для покрытия расходов по ведению дела.

Как показывает международная практика, наиболее эффективной с точки зрения сохранности грузов является их транспортировка в специальных контейнерах. В связи с этим за последние два десятилетия транспортировка в контейнерах получила самое широкое распространение как во внешнеторговых, так и во внутренних перевозках грузов.

Большое распространение форм и размеров применявшихся контейнеров привело к необходимости их стандартизации, особенно в международных морских перевозках. В практику перевозок внедрены крупномасштабные 10, 20, 30 и 40-футовые контейнеры. Их тип и размеры одобрены большинством стран мира, в том числе и бывшим СССР.

Страхование контейнеров имеет определенную специфику. Оно осуществляется по специальным договорам и может быть произведено как на условиях "от всех рисков", так и на более узких условиях, покрывающих:

риск гибели контейнеров;

падающую на контейнеры долю в общей аварии;

расходы по спасению контейнеров, предотвращению и сокращению убытков.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 240.