Основные показатели финансовых прогнозов и методы их расчёта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прогноз – это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или иной форме суждения о возможном состоянии организации (фирмы) в будущий период времени.

Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов).

Основных показателей финансовых прогнозов четыре:

а) прогноз объема продаж;

б) прогноз переменных затрат;

в) прогноз необходимых инвестиций в основной и оборотный капитал;

г) расчет потребности в заёмном капитале.

Первый показатель определяют маркетологи, остальные – финансисты.

1-й метод прогнозирования – это составление бизнес-планов по каждому виду деятельности и в целом по развитию предприятия.

2-й метод – упрощенный, имеет две модификации (разновидности):

метод процента от продаж;

метод формулы.

Все вычисления по второму методу делаются на основе трех предположений (допущений):

а) переменные затраты, текущие активы и текущие обстоятельства (пассивы) при увеличении объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов (т.е. ТА и ТП в плановом периоде будут составлять прежний процент от выручки);

б) процент увеличения стоимости основных средств, необходимых для увеличения производства, учитывает наличие недогруженных ОС на начало периода прогнозирования, а также их износ;

в) соотношение долгосрочного заёмного капитала (ДЗК) и акционерного капитала (АК) считается в прогнозе неизменными, а распределение чистой прибыли на потребление и накопление считается в прогнозе постоянным.

Спрогнозировав объем продаж по годам расчетного периода, а затем чистую выручку от продаж, можно определить ожидаемые по прогнозу собственные активы и величину необходимого заёмного капитала.

Прогнозирование по методу процента от продаж заключается в составлении прогностического баланса на базе реального текущего баланса и показателей предполагаемого развития.

 

Схема баланса следующая:

  Отчетный (текущий) баланс Прогностический баланс
Актив   (С прогнозом изменений)
Текущие активы (ТА)
Основные активы (собственный капитал)
Итого А: Сумма = 6,0 Сумма = 7,2
Пассив   (С прогнозом изменений)
Текущие обязательства (ТП)  
Долгосрочные обязательства (ДЗК)  
Уставный капитал (УК)  
Нераспределенная прибыль  
Итого П: Сумма = 6,0 Сумма = 7,12

 

Таким образом, потребность в дополнительном внешнем финансировании = 7,2 - 7,12 = 0,08 млн. руб.

Прогнозирование методом формулы выполняется по следующей формуле:

ПДВФ = ∆СК + Аотч * ИПВР – Потч * ИПВР + ЧП – Д, где:

ПДВФ - потребность в дополнительном внешнем финансировании (млн. руб);

∆СК - прогнозируемый прирост собственного капитала;

ИПВР - индекс (темп) прироста выручки от реализации;

Аотч и Потч - соотвественно величины Активов и пассивов по текущему (отчетному, исходному) балансу;

ЧП - прогнозируемая чистая прибыль;

Д - сумма прогнозируемых выплат дивидендов по акциям.

Примеры двух модификаций прогнозных расчетов см. в учебнике по курсу финансового менеджмента под редакцией Стояновой.

Существует несколько типов процедуры прогнозирования.

1. Прогнозирование, основанное на "творческом видении будущего" специалистом-прогнозистом, который в этом случае использует свои субъективные знания и интуицию.

Несмотря на подчас высокую степень утопичности таких прогнозов, они могут быть полезным дополнением к сухому количественному прогнозу.

2. Поисковое прогнозирование. Это способ прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование в этом случае начинается от состояния на сегодняшний день и, опираясь на имеющуюся информацию, постепенное формирование прогноза будущего положения системы.

Поисковое прогнозирование может быть в двух вариантах:

а) традиционное, или экстраполятивное;

б) новаторское – альтернативное.

Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее на основе оценки прошлых (фактических) показателей деятельности организации и тенденций их развития (трендов).

Этот тип прогнозирования применяется очень часто.

Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменением, и вследствие этого:

- развитие фирмы происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто;

- существует несколько вариантов будущего состояния фирмы с разной степенью финансового равновесия.

Этот тип прогнозирования реализуется в форме сценариев развития фирмы.

3. Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование. В этом случае сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем, исходя из этих целей, рассматриваются и оцениваются разные варианты развития фирмы.

Такой метод прогнозирования применяется обычно тогда, когда нет необходимых фактических данных по прошедшему периоду функционирования организации (фирмы).

 

30. Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование

 

В теории финансового менеджмента укрепился принцип интерференции (взаимопроникновение) методов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования и управления в финансовой среде. Это связано с тем, что:

во-первых, реализация любой долгосрочной программы развития неизбежно связана с процессом инвестирования капитала, что вызывает нарастание риска не оправдать вложения (по разным причинам);

во-вторых, возрастает и риск потери ликвидности баланса предприятия, поскольку из-за отвлечения капитала в инвестиции возникают проблемы с текущим финансированием деятельности, в том числе в части управления запасами и дебиторской задолженностью.

В связи с этим приходится менять структуру источников финансирования, регулировать общую кредитную политику в части краткосрочных кредитов и займов для пополнения оборотных средств и других нужд.

Общая процедура стратегического, долгосрочного и краткосрочного планирования может быть представлена следующим образом:

Стратегическая часть планирования:

прогнозирование основных рубежей на пути выполнения предприятием своей экономической миссии;

обоснование наиболее приемлемой организационно-правовой формы предприятия;

определение основных направлений маркетинговых исследований в своём сегменте рынка;

определение приоритетов в товарной и производственной стратегии;

разработка основных принципов гибкой ценовой политики предприятия;

формирование финансово-инвестиционной стратегии;

разработка принципов стратегии риск-менеджмента в своей сфере;

Долгосрочное планирование;

планирование создания, последовательного расширения и совершенствования материально-технической базы предприятия и технологических процессов;

планирование мер по обеспечению высокого качества и укреплению конкурентоспособности выпускаемой продукции;

планирование организационно-финансового обеспечения эффективных показателей себестоимости и рентабельности всех видов диверсифицированной деятельности предприятия;

планирование развития инфраструктуры предприятия.

Среднесрочное планирование:

разработка принципов и порядка среднесрочного мониторинга состояния товарного рынка и цен;

разработка принципов и порядка стандартизации деятельности предприятия и сертификации его продукции;

определение эффективных методов реализации кредитно-финансовой политики предприятия;

планирование деятельности предприятия на рынке ценных бумаг.

Краткосрочное планирование:

разработка эффективной учётной политики предприятия и системы экономических нормативов для составления бюджетов и оценки результатов деятельности предприятия в целом и его подразделений;

разработка краткосрочных прогнозов конъюнктуры своего товарного рынка;

планирование эффективного содержания и обновления действующих основных производственных и непроизводственных фондов предприятия;

Текущее и оперативное финансовое планирование:

вариантная проработка и выбор наиболее приемлемого бюджета предприятия на следующий год в соответствии со стратегическими целями и краткосрочными задачами;

формирование квартальных и месячных планов, а также недельно-суточных графиков работы подразделений предприятия;

составление ресурсных бюджетов и заданий для подразделений предприятия;

текущее и оперативное планирование работы с дебиторами, кредиторами и акционерами (если предприятие является акционерным обществом);

планирование оперативной работы по управлению запасами и портфелем ценных бумаг, в том числе валютными ресурсами;

планирование текущей и оперативной организационно-аналитической работы в подразделениях предприятия.

Некоторые рекомендации по возможному содержанию планируемых мероприятий.

Выбирая миссию предприятия, необходимо стремиться к новизне намечаемого бизнеса, чтобы иметь ощутимые отличия данного предприятия от других в регионе. Только после этого следует определять стратегию и тактику становления и развития своего дела. Тут же следует укрупнённо определить масштабы вероятных финансовых потребностей.

Следует помнить, что наиболее эффективной организационно-правовой формой предприятия в настоящее время считается акционерное общество.

При разработке маркетинговой стратегии следует планировать исследование таких показателей, как:

а) ожидаемое развитие своего региона и отраслей экономики в нём;

б) существующий уровень производства товаров, аналогичных намечаемым к выпуску данным предприятием;

в) категории потребителей намечаемой продукции;

г) наличие и особенности работы предприятий-конкурентов на данном товарном рынке.

Ценовую политику рекомендуется формировать для достижения следующих целей:

1) максимизация рентабельности продаж (то есть отношения прибыли от реализации к полной себестоимости продукции);

2) максимизация рентабельности использования всех активов предприятия (Прибыль, делённая на Активы);

3) обеспечение постоянного роста объёмов выпуска и продажи товарной продукции.

Необходимо всегда помнить, что цены продаж зависят от спроса на продукцию, и это во многом зависит от её качества.

Финансовая стратегия должна быть разработана по следующим основным направлениям:

а) предварительный финансовый анализ ожидаемой по прогнозу финансовой эффективности всех намечаемых видов деятельности;

б) разработка рациональной (оптимальной) налоговой политики;

в) формирование принципов эффективного управления собственным, привлечённым и заёмным капиталом.

При разработке инвестиционной стратегии в целях постоянного развития и совершенствования материально-технической и технологической базы предприятия целесообразно предусмотреть:

1) планомерное использование достижений научно-технического прогресса;

2) отбор и реализацию наиболее эффективных и долгосрочных по своей полезной жизни инвестиционных проектов;

3) умелое построение взаимоотношений предприятия с органами власти и управления с целью получения необходимой государственной поддержки планов и проектов предприятия;

4) ориентир на передовые, эффективные методы формирования и использования инвестиционного капитала, в первую очередь акционерного капитала и лизинга.

В части риск-менеджмента финансовая стратегия должна предусматривать:

а) постоянный мониторинг изменений рыночной ситуации и своевременную (при необходимости) корректировку стратегии развития предприятия;

б) разностороннюю оценку факторов, негативно влияющих на реализацию стратегического развития предприятия;

в) умелое применение известных методов управления предпринимательскими и чисто финансовыми рисками.

Разработку среднесрочных и краткосрочных финансовых планов целесообразно начинать с анализа и оценки фактических тенденций (трендов) реализации стратегических и долгосрочных планов. На этой основе следует прогнозировать возможное развитие предприятия в ближайшие годы с учётом ожидаемых изменений внешнего окружения бизнеса предприятия. Из этого будут вытекать планы объёмов продаж продукции и затрат на её производство и реализацию.

Зная статьи общих затрат по предприятию, можно планировать движение денежных потоков, в том числе наличных средств.

Можно формировать баланс активов и пассивов, учитывая при этом:

приобретение или выбытие основных средств;

изменение стоимости материальных запасов;

объёмы и движение заёмных средств;

возможный выпуск акций и других ценных бумаг.

При краткосрочном планировании следует заранее просчитывать будущую платёжеспособность и кредитоспособность предприятия с целью поддержания его имиджа и привлекательности для инвесторов.

Рекомендуется периодически делать расчёт коэффициента покрытия финансовых потребностей предприятия собственным и заёмным капиталом. При этом определяется необходимая сумма долгосрочного заёмного капитала по следующей формуле:

ДЗК = ∑Инв + ∑ДФП – СК, где:

ДЗК – необходимый долгосрочный заёмный капитал, который, как известно, приравнивается к собственному;

∑Инв - сумма необходимых предприятию инвестиций для развития;

∑ДФП – сумма дополнительных финансовых потребностей предприятия для поддержания нормального функционирования;

СК – имеющийся в распоряжении предприятия собственный капитал.

Коэффициент текущего (краткосрочного) покрытия финансовых потребностей предприятия определяется как ДЗК + СК / ∑Инв + ∑ДФП. Норматив: К = 1.

Для текущего и оперативного финансового планирования в финансовом отделе предприятия рекомендуется иметь:

1) план предстоящих маркетинговых исследований по новым видам товаров, работ и услуг (то есть по продукции, приоритетной в будущей деятельности); планы инновационных процессов;

2) текущие и краткосрочные прогнозные сведения о состоянии основных производственных фондов и технологий (технологических процессов);

3) текущие и оперативные планы финансово-стоимостного анализа и мероприятий по повышению качества своей продукции (особенно по продукции массового спроса);

4) показатели конкурентной среды и конкурентоспособности продукции данного предприятия – в настоящий момент и в прогнозе на перспективу; показатели краткосрочного прогноза состояния и развития рынков сбыта и рыночных цен;

5) формы аналитических таблиц для оперативного контроля текущей себестоимости и рентабельности всех видов деятельности предприятия в сравнении с запланированными показателями;

6) данные краткосрочного прогноза состояния финансовых рынков;

7) финансовые документы, связанные с формированием и выполнением планов продаж в соответствии с прогнозом денежных потоков в целом;

8) документы о состоянии и движении дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;

9) документы, связанные с анализом возможных финансовых рисков;

10) материалы, обосновывающие утверждаемые функциональные бюджеты подразделений предприятия;

О функциональном бюджетировании.

Бюджетирование предприятия в целом и его подразделений - это, по существу, планирование (а точнее, лимитирование) расходов, связанных с самим производством и его организацией. Эта форма финансового управления имеет целый ряд достоинств:

а) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений с регулярным недельным или декадным контролем даёт более точные показатели размеров и структуры затрат, чем система обычного бухгалтерского учёта по итогам деятельности;

б) бюджетирование позволяет точнее производить налоговое планирование (включая платежи во внебюджетные фонды);

в) в рамках утверждённых месячных бюджетов структурным подразделениям предприятия может быть предоставлена бОльшая самостоятельность в расходовании полученной ими экономии по бюджету фонда оплаты труда (ФОТ), и это позволяет повысить материальную заинтересованность работников в выполнении плановых нормативов по труду;

г) минимизация количества контролируемых параметров бюджетов позволяет сократить непроизводительное расходование рабочего времени специалистов экономических служб предприятия;

д) бюджетное планирование на предприятии с неблагополучным балансом позволяет осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов и ускорить выход предприятия из финансового кризиса.

Основные виды и характеристика бюджетов (локальных по каждому подразделению и сводных по предприятию в целом):

бюджет ФОТ: с ним связаны платежи во внебюджетные фонды, а также часть налоговых отчислений;

бюджет материальных затрат и потребляемой энергии: отражает основную часть сторонних (внешних) платежей предприятия;

бюджет амортизации ОПФ: в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия, и кроме того, амортизационные отчисления могут быть использованы в качестве оборотных средств предприятия;

бюджет прочих расходов: позволяет экономить наименее важные финансовые расходы;

бюджет погашения кредитов и займов: позволяет упорядочить операции по погашению этих заёмных средств и производить их в строгом соответствии с утверждённым планом-графиком;

налоговый бюджет: планируется только в целом по предприятию, так как он включает в себя все составляющие части общей прибыли, в том числе по непроизводственным операциям.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 220.