Международные аспекты ФМ. Финансовые риски в этой сфере
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, финансовыми и интеллектуальными ресурсами называется внешнеэкономической деятельностью.

Формы внешнеэкономической деятельности:

1) Внешняя торговля,

в том числе:

товарами,

интеллектуальной собственностью,

услугами,

информацией;

2) Международное инвестиционное сотрудничество;

3) Международная производственная кооперация;

4) Валютные и финансово-кредитные операции.

Основным видом внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля, причём по законодательству РФ практически любое предприятие может самостоятельно выходить на внешний рынок.

Разумеется, выбор товара для внешней торговли должен сочетаться с изучением перспектив сбыта данной продукции. Это – изначальное условие ФМ.

Затем выбирается зарубежный партнёр по сделкам. При этом важно получить предварительно из независимых источников информацию о степени его добросовестности при исполнении обязательств и о том, каково положение партнёра на соответствующем рынке: является ли он самостоятельным производителем, потребителем или только посредником.

Конечно, важно знать финансовое положение будущего партнёра.

Только затем можно организовать переговоры о намерениях.

Результатом переговоров может стать контракт о совместной деятельности.

Организуя управление своей внешнеэкономической деятельностью, предприниматели могут опираться в ней на помощь (содействие) Представительств РФ, аккредитованных в разных странах, а также на содействие Федеральной службы РФ по валютному и экспортному регулированию.

Для развития внешнеэкономической деятельности предприятиям могут быть выделены бюджетные средства.

Отдельные предприятия могут объединяться в ассоциации и союзы для совместного ведения внешнеэкономической деятельности в отраслевом или территориальном масштабах.

Финансовый менеджмент осуществляется более эффективно, если есть возможность привлекать иностранные инвестиции в виде новейшей по мировым стандартам техники и технологии.

Однако здесь необходимо знать те требования, которые предъявляют зарубежные партнёры к российским предпринимателям.

Об этом достаточно подробно писали руководители известной фирмы "Эрнст энд Янг". Вот, примерно, их видение совместного бизнеса.

Прежде чем идти на первичные переговоры с потенциальным зарубежным инвестором, российскому предпринимателю надо определить (рассчитать) и оценить прибыльность предполагаемого инвестиционного проекта, так как инвесторам нужны гарантии того, что проект действительно жизнеспособен и заслуживает детального совместного рассмотрения.

В бизнес-плане проекта необходимо дать общий обзор деятельности существующего предприятия, привести основные события его истории, описать реализуемую стратегию.

Инвестора будут интересовать размеры и формы уже используемых инвестиций и тот дополнительный объём вложений, который необходим для данного конкретного проекта.

Тут же инвестора будет интересовать, на какой рынок рассчитана проектная продукция, её основные виды и финансовый прогноз результативности проекта.

Следующий вопрос, который может задать инвестор, это вопрос об организационной структуре предприятия (объединения предприятий и филиалов), сохраняемой или обновляемой для целей осуществления инвестиционного проекта.

Далее могут быть вопросы:

- есть ли и сохранятся ли неосновные виды деятельности, в том числе социального назначения;

- нужно ли увеличивать существующие производственные мощности предприятия;

- какова система снабжения предприятия материально-сырьевыми ресурсами;

- существующая и планируемая система сбыта продукции;

- характеристика систем транспортировки и хранения сырья, материалов и готовой продукции;

- степень квалифицированности управленческих кадров предприятия;

- состав и квалификация рабочих кадров;

- наличие и формы финансового контроля за деятельностью предприятия;

- уровень удельных трудовых затрат на единицу проектной продукции в сопоставлении с международными стандартами;

- наличие и характеристика предприятий, могущих составить конкуренцию проектной продукции;

- существующая система контроля качества продукции и степень её соответствия мировым стандартам;

- степень автоматизации и компьютеризации процессов управления предприятием;

- проблемы охраны окружающей среды – существующие и предполагаемые в связи с реализацией рассматриваемого инвестиционного проекта; величина расходов на эти цели.

При организации финансового управления с участием зарубежных партнёров следует иметь в виду, что государственные органы России проводят регистрацию предприятий с иностранными инвестициями. В этой процедуре задействованы Госкомстат, государственная налоговая служба и другие органы.

Госрегулирование внешнеэкономической деятельности выполняет следующие функции:

а) фискальная (обеспечение пополнения доходной части бюджета);

б) защитная (предохранение внутреннего рынка России от чрезмерной конкуренции);

в) регулирующая (оказание влияния на формирование структуры производства, поощрение развития одних отраслей и сдерживание других).

Во внешнеэкономической сфере существует порядок лицензирования этой деятельности и квотирования размеров товарооборота.

При анализе выгодности и заманчивости вести внешнеэкономическую деятельность нельзя забывать о наличии рисковых факторов, усложняющих ведение бизнеса в международном масштабе. Среди этих факторов:

1. Разница курсов национальных валют. Гораздо проще оформлять и регулировать финансовые отношения в одной, более стабильной валюте (например, в долларах США). Хуже может сложиться ситуация, если работать в двух стабильных валютах (например, в долларах США и евро). Отрицательным фактором здесь является разная покупательная способность этих валют.

Поэтому фирмы, работающие в разных валютах, должны очень внимательно следить за состоянием соотношения и колебанием курсов валют.

2. Каждая страна имеет свои политические и экономические особенности – например, различия в законодательных требованиях (особенно в налоговом законодательстве). Поэтому надо просчитать, в какой стране выгоднее оформить сделку, чтобы сэкономить на налогах (это называется налоговым менеджментом).

Может быть сложность с регистрацией сделки, которая может оказаться, вдруг, противозаконной. Могут быть сложности с судебным разбирательством конфликтных ситуаций из-за особенностей гражданско-правового законодательства в той или иной стране.

3. Сложившиеся культурные традиции разных стран тоже могут повлиять на эффективность бизнеса с учётом восприятия в обществе приёмов и методов работы иностранного предпринимателя:

может быть непонятна цель фирмы;

может проявиться неадекватное отношение к риску у членов международного совета директоров совместной фирмы;

могут показаться неуместными приёмы и методы управления финансовым персоналом международной фирмы;

может быть неправильно оценена политика финансового руководителя по свёртыванию финансовых операций, не имеющих сеюминутной выгоды.

4. Не во всех странах безраздельно действуют исключительно рыночные законы и отношения. Можно столкнуться с достаточно сильным государственным регулированием экономики, когда международной фирме придётся вести прямые переговоры с правительством по вопросам, связанным с уточнением условий предпринимательской деятельности в этой конкретной стране (а это - уже фактор политической внешней среды, элемент политического риска). Поэтому в таких странах традиционная финансовая модель бизнеса может быть подвергнута необходимой корректировке.

5. Руководство страны присутствия международной фирмы может вводить ограничения на пользование фирмой ресурсами этой страны, а при случае – даже экспроприировать (насильно национализировать) активы фирмы без какого-лидо возмещения. Этот политический риск становится, к сожалению, всё более частым в практике международного бизнеса. Защитой от такого риска является диверсификация видов бизнеса в каждой стране: тогда некоторые виды его будут понятны и благоприятны для отдельных стран, и данный бизнес сможет беспрепятственно развиваться в них.

При прогнозировании и оценке финансовых рисков, связанных с предпринимательством в международном масштабе, можно использовать такую схему:

1) первоочередное рассмотрение наиболее вероятных рисков;

2) определение возможного ущерба при наступлении (реализации) разных рисков;

3) разработка необходимых предупредительных мер против рисков и затрат на это;

4) сравнение этих затрат с вероятным ущербом для определения возможности отказа от защиты против риска;

5) принятие окончательного решения о целесообразности противорисковых мер.

Но в целом внешнеэкономическая деятельность фирм (при широком развитии филиалов в разных странах) является эффективной формой диверсификации бизнеса с уменьшением уровня "систематического" (общерыночного) риска, когда малая результативность бизнеса в экономически слабой стране компенсируется большей эффективностью в крепких (экономически развитых) странах. Общая степень риска

(следовательно, и угроза банкротства) у многонациональных (транснациональных) фирм всегда меньше (в длительной перспективе), чем если бы фирма работала только в своей стране.

К тому же, у транснациональных фирм более низкие затраты капитала по сравнению с мононациональными фирмами.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.