Экономическая теория характеризует ресурс как взаимодействие природы социального и духовного потенциалов в процессе производства. Исходя из состава ресурсов, их можно разделить на четыре группы:
природные ресурсы
материальные ресурсы
трудовые ресурсы
финансовые ресурсы
К природным ресурсам относятся: естественно имеющиеся в природе ископаемые, земля, земельные угодия, вода, воздух. К материальным ресурсам относятся все созданные руками человека средства производства. Трудовые ресурсы это экономически активные, трудоспособные люди. Финансовые ресурсы это совокупность всех видов и средств финансовых активов, которыми располагает общество, и которые могут быть выделены для организации производства. К ресурсам принято относить природные и социальные силы, которые могут быть вовлеченные в процесс производства.
Природные и социальные силы уже вовлеченные в процесс производства – называются производственными факторами.
Традиционно все производственные факторы делят на:
землю
труд
капитал
предпринимательскую способность
Земля, как фактор производства, обозначает все используемые в процессе природные богатства, полезные ископаемые, пахотная земля, леса, и так далее. Она не является результатом человеческой деятельности. Капитал, как фактор производства товаров и услуг, сюда относят не только физический капитал, но и денежный и человеческий капитал. Труд, как фактор, производства представлен интеллектуальной или физической деятельностью, направленной на изготовление товаров или оказание услуг.
Предпринимательская способность – это особый вид человеческого капитала представленного деятельностью по координации и комбинированию всех основных факторов производства.
Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход. Капитал приносит процент, труд – заработную плату, земля – ренту, предпринимательская способность – прибыль.
Виды налогов
Налоги их сущность и виды.
Главной статьей бюджетных доходов являются налоги. Кроме налогов бюджет пополняют различные сборы: пошлины, акцизы, лицензии. Кроме этого для пополнения доходной части бюджета государство и местные органы власти могут выпускать облигации, продавать государственное имущество. Идеальное исполнение государственного бюджета это полное покрытие государственных расходов доходами и образование остатка средств. Такое состояние бюджета называется профицитом. Если доходов не хватает, то говорят о дефиците бюджета. Прибегая, в целях покрытия бюджетных расходов, к займам, государство накаливает долг, называемый государственным долгом. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а так же на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы называется обслуживанием долга. Инструментом финансовой политики государства являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, выплачиваемые центральным и местным властям, и местным органам власти юридическими и физическими лицами и поступают в соответствующие бюджеты.
С помощью налогов государство регулирует экономическую жизнь страны, они являются экономической базой содержания непроизводственных сфер, государственного аппарата, армии. Совокупность взимаемых налогов и других обязательных платежей, а так же формы и методы их построения образуют налоговую систему. Налоги бывают двух видов:
на доходы и имущество (они взимаются с конкретных физических или юридических лиц, поэтому называются прямыми);
налоги на товары и услуги (например НДС, акцизы, называются косвенными).
Величина налоговой суммы (налоговое бремя) зависит от: налоговой базы (величина с которой взимается налог); налоговой ставки (размера в которой взимается налог). Полное или частичное освобождение от налогов называется налоговой льготой.
Отношение государства и налогоплательщиков к взимаемым налогам различно, государство в целях увеличения поступлений в бюджет стремится повысить налоговые ставки, плательщики же, напротив, стремятся платить меньше или вообще не платить. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок называется кривой Лоффера. Существует значение налоговой ставки, при котором поступления от налоговых сборов в бюджет достигают максимума. Дальнейшее увеличение налоговых ставок приводит к снижению доходов бюджета, т. к. налогоплательщики будут скрывать доходы или переходить в теневую экономику.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 182.