Функции денег Сущность денег
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модель спроса и предложения

 

Оптимальная цена, как мы видели, определяется спросом и предложением. Если продавец согласен продать по той цене, по которой найдется покупатель, то это и есть цена.

Цена – не объективная реальность, существующая сама по себе и которую можно рассчитать, а результат борьбы спроса и предложения.

Эта борьба приводит к состоянию «равновесия-неравновесия», когда экспериментальный поиск равновесного состояния происходит на основе колебаний вокруг некоторой равновесной точки. Поэтому оптимальность цены и равновесное состояние спроса и предложения более точно можно определить как допустимый диапазон возможных значений, а не единственно правильное значение.

Интересно отметить, что если на товарных рынках цена – это денежное выражение стоимости товара, то на валютном рынке пытаются определить цену самим деньгам, т.е. стараются найти «цену цене». Эта особенность вносит свою специфику в валютный рынок и механизм ценообразования на нем. Своеобразие данного рынка заключается также и в том, что цена национальной валюты зависит от состояния экономики страны и. наоборот, изменение цены на такую валюту оказывает чрезвычайно сильное влияние на экономику.

В дальнейшем при анализе FOREX мы будем часто использовать следующие простые правила:

• при увеличении спроса на валюту ее цена растет;

• при уменьшении спроса – падает;

• при увеличении предложения валюты ее цена падает;

• при уменьшении предложения – растет.

Эти правила вытекают из анализа процесса взаимодействия спроса и предложения при ценообразовании. Действительно, когда растет спрос на тот или иной товар, продавец может поднимать цены до тех пор, пока предложение и спрос не уравновесят друг друга. При увеличении предложения товара продавец вынужден понижать цены до тех пор, пока снова не возникнет состояние равновесия между спросом и предложением.

Спрос и предложение являются тем механизмом, который определяет точку равновесия рынка: оптимальную цену и оптимальный объем производства. Анализ взаимовлияния спроса и предложения не дает однозначного ответа на вопрос: что является первичным – спрос или предложение?

Действительно, наличие спроса стимулирует возникновение адекватного предложения, однако возможна ситуация, когда и предложение стимулирует спрос. Например, повышенный спрос на телевизоры позволяет производителям выпускать их больше, так как растет цена товара, что усиливает привлекательность его производства. И наоборот, изобретение кубика Рубика и его предложение в качестве товара стимулировало возникновение и увеличение спроса.

Сдвиг любой из линий их приводит к новой точке равновесия, которая характеризуется другим значением оптимальной цены и объема производства. Такой сдвиг, как мы видели, может стимулироваться как спросом, так и предложением. Подробный анализ их взаимодействия, а также графическую интерпретацию этого процесса можно найти в любой книге по макроэкономике.

За спросом стоит стремление потребителей удовлетворить свои желания и потребности. За предложением стоит стремление производителя получить прибыль, выпуская товары или предоставляя услуги, которые удовлетворяют желания потребителей.

И потребители, и производители действуют в условиях ограниченных ресурсов: первые имеют ограниченный доход, а вторые ограничены уровнем допустимых издержек. Поэтому потребитель стремится удовлетворить свои потребности по минимально возможной цене, а производитель не может опустить цену ниже издержек производства.

Следовательно, всегда происходит борьба за цены между потребителем и производителем. Кроме того, в эту борьбу вмешивается конкуренция между разными производителями, когда каждый производитель может победить другого, только снизив цены, а это возможно лишь при сокращении издержек производства. Существует и иной путь завоевания потребителей: при той же цене предложить более качественный товар. Но повышение качества товара обычно связано с увеличением издержек и косвенным образом все-таки является понижением цены. Искусство находить новые решения, позволяющие снизить производственные издержки и эффективно использовать доступные ресурсы, определяет успех бизнеса.

Заметьте также, что основную часть этих издержек составляет заработная плата, Каждый работник старается увеличить свой заработок, что позволит ему как потребителю наиболее полно удовлетворить свои желания, а производитель старается сократить издержки.

Как видим, равновесие спроса и предложения достигается в результате борьбы разнонаправленных стремлений потребителя и производителя. Такое равновесие нельзя рассматривать как статическое состояние, поэтому в макроэкономике его называют «состоянием равновесия-неравновесия», поскольку на рынке все время происходят колебания около некоторой идеальной равновесной точки.

Модель спроса и предложения

Можно попытаться изобразить модель ценообразования как график нормального распределения случайных величин (см. рис. 2–2). В диапазоне вершины находятся допустимые, или оптимальные, значения, а правый и левый края графика представляют собой две крайности одного явления.

Крайности практически без споров признаются всеми как недопустимые или «плохие» состояния, когда есть возможность сравнить их с идеальным состоянием. Идеальное же состояние точно определить нельзя, ибо существует достаточно широкий диапазон допустимых значений. Именно в его пределах и ведутся основные споры о том, хорошо то или иное состояние или плохо. Если принять существование диапазона идеальных значений, то становится понятным, что такие споры бессмысленны, поскольку все эти состояния являются допустимыми.

Как можно с помощью нашего графика объяснить некоторые явления (например, на валютном рынке)?

• Восприятие человеком любого явления заключается в том, что пока мы находимся на вершине графика, все значения воспринимаются как допустимые и нормальные, потому что вершина достаточно плоская и перемещения в ее пределах не дают нам сигнала о спуске или подъеме. Таким образом, колебания цен в пределах вершины не замечаются участниками рынка и не представляют им оснований чувствовать свою неправоту. То есть эти колебания воспринимаются рынком как нормальное явление. Движение вправо или влево за пределы вершины позволяет за счет все увеличивающейся крутизны спуска начинать чувствовать отклонение от оптимального диапазона. В такой ситуации возможны два варианта. Либо за этим последует коррекция, и мы вернемся на вершину, либо, если этот спуск будет замечен слишком поздно, произойдет резкое скатывание вниз.

• Максимальное отклонение вправо или влево однозначно определяется всеми как ненормальное состояние. Но если долго находиться в этих критических точках, то, в силу пологости графика в данных областях, можно ошибочно воспринимать их за вершину. Кроме того, если не будет предотвращено скатывание вниз, то подъем может оказаться долгим и мучительным.

Чтобы суметь удержаться на вершине и точно определять свое текущее положение, необходимо постоянно «раскачиваться» вдоль этой кривой. Действительно, если вы стоите в одной точке и не передвигаетесь, то вы не сможете установить, в каком месте кривой вы находитесь.

Лишь раскачивание вдоль кривой и сравнение соседних точек позволит вам определить края вершины, поскольку только левый и правый спуски кривой можно почувствовать достаточно четко из-за их крутизны. Причем, если раскачиваться на вершине, то легче удерживаться в оптимальном диапазоне за счет малых амплитуд раскачивания, тогда как на «хвостах» графика требуются большие амплитуды раскачивания, чтобы можно было почувствовать недопустимый уход из оптимального диапазона. К тому же подъем вверх всегда сложнее, чем спуск вниз, и требует больших усилий.

Эта модель полностью совпадает с житейским принципом «золотой середины». С помощью данной модели можно пытаться объяснить многие явления, даже такие как добро и зло.

Более точное следование нашей модели должно происходить на свободных рынках, где спрос и предложение определяются большим количеством участников, что, на наш взгляд, дает объективность рынку, ибо на такой рынок не могут волюнтаристски влиять отдельные индивидуумы.

Кривая спроса

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы покупать покупатели, тем выше на него спрос (то есть мы «спрашиваем», запрашиваем то, в чем нуждаемся). То есть наблюдается обратная зависимость.

Закон спроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса (demand cuive – англ.) показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

По вертикальной оси мы откладываем величину цены (Р – price), а по горизонтальной – объем приобретаемого блага (Q – quantity).

На нашем графике точка А характеризует повышение цены, а значит, уменьшение объема приобретаемого блага. Точка В-показывает понижение цены, а значит, увеличение количества приобретаемого блага.

Функция спроса

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок определенной продукции в определенный момент времени. Подобная кривая – график, простейшая экономическая модель, как Вы помните. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде уравнение кривой спроса мы можем определить по формуле:

 

 

где Q – величина спроса (quantity of demand) или величины приобретаемого товара;

Р – цена (price).

f – показатель функциональной зависимости величины спроса от цены (function)

То есть если проговорить это уравнение словами, получится:

Величина спроса (или объем приобретаемого потребителями блага) зависит от размера цены на это благо.

Функция спроса (demand function – англ.) – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них, как Вы уже поняли из определения величины спроса, является цена на единицу блага в данный момент. Но существуют и так называемые неценовые факторы, из-за влияния которых меняется вид кривой спроса.

Сдвиги кривой спроса

Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Иными словами – это «движение» по кривой спроса (см. рисунок ниже). Однако на спрос влияют не только цены, но и иные факторы:

увеличение (или сокращение) доходов потребителя;

изменение вкусов и предпочтений;

ценовые и дефицитные ожидания;

колебание расходов на рекламу;

изменение цен товаров-заменителей или дополняющих товаров;

рост (или уменьшение) количества покупателей и пр.

Спрос является функцией всех этих факторов (то есть зависит от них):

 

 

где Q – спрос; Р – цена; I – доход (income); Z – вкусы; W – ожидания (waiting); Psub – цена на товары-заменители (substitute); Pcom – цена на дополняющие товары (complement); N – количество покупателей; В-прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, то есть при тех же ценах количество покупок может увеличиваться или уменьшаться.

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D1. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D2.

Рост цены товара, который замещает данный товар, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на молочный шоколад производства одной фирмы может переключить часть спроса на похожий шоколад другой фирмы, вследствие чего цена его тоже начнет расти. Итак, рост цен на продукт одной фирмы привел к росту спроса на похожий товар другой фирмы. То есть при условии товаров-заменителей между ценой на один из них существует прямая зависимость. И, наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него, например, рост цены на компьютер приводит к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж компьютеров будет падение спроса на дополняющие товары: например, мониторы, падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы то, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

В нашем примере рост цен на компьютеры привел к падению спроса на мониторы.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя – покупатель 1 и покупатель 2, индивидуальные функции спроса которых D1 и D 2 . Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения кривых спроса обоих покупателей.

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и, наоборот. Чем ниже Цена, тем выше величина. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию спроса.

Предложение.

Кривая предложения

Что ж, мы с Вами поговорили о поведении потребителя на рынке и о характеризующей это поведение функции спроса. Потребитель – один экономический агент сделки. А с другой стороны – продавец (или производитель) товара, который предлагает товар по определенной цене. То есть теперь мы подробно изучим предложение.

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения (law of supply). Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически:

Например, точка А характеризует ситуацию, когда при понижении цены производитель будет предлагать меньше товара, а точка В-наоборот, при повышении цены – больше предлагается товара. Принято откладывать цену по вертикальной оси, а зависимую переменную – объем продажи (предложение) по горизонтальной оси.

Кривая предложения (supply curve) показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

То есть фактически кривая предложения характеризует зависимость величины предложения (объема продаваемых благ) от цены. Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.

В общем виде функция предложения имеет вид:

 

Qs = f(P)

 

где Qs – величина предложения (quantity of supply) или объем продаваемого товара; Р – цена.

Сдвиг кривой предложения

Как мы уже выяснили, важнейшим фактором, влияющим на величину предложения, является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения. В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:

цены факторов производства (ресурсов);

технология;

ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

размер налогов и субсидий;

количество продавцов и пр.

Величина предложения является функцией всех этих факторов:

 

 

Где Рг – цены ресурсов, К – характер применяемой технологии, Т – налоги и субсидии, N – количество продавцов, В-прочие факторы.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S 1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S положение S 2 (см. рисунок выше).

Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.

Сдвиг кривой предложения влево или; вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию предложения.

Спрос и предложение. Динамические модели предложения

Давайте же рассмотрим взаимодействие потребителей и производителей на рынке. Изобразим это в виде модели пересечения графиков спроса и предложения.

Для понимания функции предложения большое значение имеет фактор времени (то есть мы с Вами сейчас изучим предложение в виде динамической модели). Обычно различают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В краткосрочном периоде все факторы производства постоянны (то есть их количество и состояние не меняется – просто ничего не успевает измениться), в среднесрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).

В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рисунок 1).

В условиях среднесрочного периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рисунок 2).

В условиях длительного (долгосрочного) периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рисунок 3).

Равновесие на рынке

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют сопоставлению цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса предложения. Как мы с Вами уже говорили: рано или поздно потребители и продавцы в условиях рыночной экономики «договариваются» об определенной цене продажи-покупки. И устанавливается удовлетворяющая обе стороны – рыночная или равновесная цена. До следующего изменения условий, влияющих на спрос или предложение, или на оба явления вместе. Но условия равновесия в рыночной экономике рассмотрим уже на следующем занятии. А на этом поясним ситуации, когда равновесие на рынке недостижимо и рыночную равновесную цену невозможно определить.

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (см. рисунок ниже), а объем предложения не соответствовать объему спроса:

В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

Согласие продавцов и покупателей на рынке о покупке-продаже определенного количества товара за определенную цену будет определять равновесие на рынке. Однако может быть никогда не достигнуто, если цена предложения существенно превышает возможные цены спроса, или объем спроса существенно ниже объема производства: блага для производителей.

Виды налогов

 

Налоги их сущность и виды.

Главной статьей бюджетных доходов являются налоги. Кроме налогов бюджет пополняют различные сборы: пошлины, акцизы, лицензии. Кроме этого для пополнения доходной части бюджета государство и местные органы власти могут выпускать облигации, продавать государственное имущество. Идеальное исполнение государственного бюджета это полное покрытие государственных расходов доходами и образование остатка средств. Такое состояние бюджета называется профицитом. Если доходов не хватает, то говорят о дефиците бюджета. Прибегая, в целях покрытия бюджетных расходов, к займам, государство накаливает долг, называемый государственным долгом. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а так же на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы называется обслуживанием долга. Инструментом финансовой политики государства являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, выплачиваемые центральным и местным властям, и местным органам власти юридическими и физическими лицами и поступают в соответствующие бюджеты.

С помощью налогов государство регулирует экономическую жизнь страны, они являются экономической базой содержания непроизводственных сфер, государственного аппарата, армии. Совокупность взимаемых налогов и других обязательных платежей, а так же формы и методы их построения образуют налоговую систему. Налоги бывают двух видов:

на доходы и имущество (они взимаются с конкретных физических или юридических лиц, поэтому называются прямыми);

налоги на товары и услуги (например НДС, акцизы, называются косвенными).

Величина налоговой суммы (налоговое бремя) зависит от: налоговой базы (величина с которой взимается налог); налоговой ставки (размера в которой взимается налог). Полное или частичное освобождение от налогов называется налоговой льготой.

Отношение государства и налогоплательщиков к взимаемым налогам различно, государство в целях увеличения поступлений в бюджет стремится повысить налоговые ставки, плательщики же, напротив, стремятся платить меньше или вообще не платить. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок называется кривой Лоффера. Существует значение налоговой ставки, при котором поступления от налоговых сборов в бюджет достигают максимума. Дальнейшее увеличение налоговых ставок приводит к снижению доходов бюджета, т. к. налогоплательщики будут скрывать доходы или переходить в теневую экономику.

Требования, предъявляемые к рабочей силе в рыночной экономике

 

Рынок труда, как и рынки капиталов, продуктов, ценных бумаг и т.Д., Является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся вместе ведут переговоры, коллективные либо личные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми владеет организм, живая личность человека», является продуктом, а производственные дела базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где её ценой является заработная плата.

В тот период домонополистического капитализма ублажение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные деяния не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и свойства. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.

С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические дела, претерпел значительные конфигурации и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма» [1]. Они стали включать в себя не лишь зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.Е. Отпуск), разные социальные выплаты и т.п.

Поменялось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило завышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и быстрым развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.

Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившее в росту безработицы, стало в известной мере регулируемым действием, интегрированным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние не лишь на социально-экономические, но и на политические процессы. Так, беспрецедентный рост безработицы в Германии в годы наикрупнейшего мирового экономического кризиса 1929–1933 г.Г., Когда каждый третий трудящийся оказывался безработным, сыграл свою роль в становлении фашистской диктатуры.

Функции денег Сущность денег

 

Функции денег – это та работа, которую они выполняют. Современные деньги осуществляют четыре основные функции:

· мера стоимости;

· средство обращения;

· средство платежа;

· средство накопления;

· мировой денежный запас (мировые деньги).

Деньги как мера стоимости используются для измерения и соизмерения стоимостей различных товаров. Стоимость, выраженная в деньгах, есть цена. Продажа товара означает, что он обменивается на определенную сумму денег в соответствии с установленной ценой. Для этой функции важное значение имеет масштаб цен, который устанавливается государством. Первоначально он рассматривался как весовое количество металла, принятое в стране за денежную единицу (например, 1 дол. США содержал 0,888 г. золота). Сегодня такое определение масштаба не имеет экономического смысла, так как деньги потеряли связь с золотом. Современный масштаб цен – это национальная денежная единица и ее деление на более мелкие кратные части. Выполняя функцию меры стоимости, деньги измеряют стоимость товаров так же, как при помощи килограммов измеряется вес, метров – длина. Как мера стоимости деньги однородны, что очень важно для различных экономических расчетов. Для реализации данной функции нет необходимости иметь деньги в наличии, достаточно мысленно их представлять. Поэтому функцию меры стоимости деньги выполняют идеально.

Выполняя функцию средства обращения, деньги обслуживают сделки купли-продажи между различными экономическими субъектами, принимаются для оплаты товаров и услуг. При обмене товаров они выступают посредником, который признается всеми экономическими агентами безусловно. Выполнение деньгами этой функции позволяет преодолеть временные и пространственные ограничения, свойственные натуральному обмену. Появляется возможность обменивать товары, производимые в разных, часто отдаленных друг от друга местностях, а также с разрывом во времени.

Деньги часто применяются не для товарных сделок, а при совершении платежей, которые не предполагают получения какого-либо эквивалента или проведения обмена, например при уплате налогов, получении и погашении кредитов, выплате пенсий и пособий. В данных случаях они используются как средство платежа.

Последняя функция денег – средство накопления – свидетельствует о возможности их применения не только для измерения стоимости и оплаты, но и для сбережения. Часть полученных доходов хозяйствующие субъекты не тратят на текущее потребление, а в денежной форме накапливают с целью использования в будущем. Функция накопления проявляется в способности денег к сохранению богатства. Деньги имеют относительно более устойчивую стоимость по сравнению с другими товарами. В силу этого их следует рассматривать как актив без риска в отличие от ценных бумаг или других товаров, которые в любой момент могут потерять свою стоимость. Деньги обладают свойством абсолютной ликвидности, сохраняющим моментальную покупательную способность, что характеризует их как лучшее средство накопления.

Функцию средства накопления деньги выполняют только после выхода из сферы обращения, остановившись в движении для своего владельца. Если это происходит с полноценными деньгами, то можно говорить, что они реализуют функцию образования сокровищ. Если же из обращения выходят неполноценные деньги, то они выполняют эту функцию номинально, обеспечивая накопления и сбережения.

Функция средства накопления имела важное регулирующее значение в условиях существования полноценных денег. При переполнении ими каналов обращения лишние уходили из него, образуя сокровища, и тем самым происходило стихийное регулирование денежной массы. При использовании неполноценных денег этого не наблюдается. Последние не имеют альтернативных вариантов применения, и их стоимость непостоянна. Поэтому в наличной форме такие деньги невыгодно сберегать достаточно длительное время. Безналичные сбережения позволяют в определенной степени защитить сохраняемые средства от обесценения.

Независимо от конкретной формы деньги всегда должны выполнять все свои функции. В то же время каждой форме соответствует своя доминирующая функция, а остальные являются подчиненными по отношению к ней. Так, в период обращения товарных денег доминирующей функцией было средство образования сокровищ. Преобладающая функция монет – средство обращения, банкноты в основном выполняют функцию меры стоимости. Бумажные и современные электронные деньги функционируют как средство платежа.

Обычно на территории какого-либо государства все четыре функции выполняет одна валюта – национальная. Иногда в периоды экономических кризисов, сопровождающихся сильной инфляцией, некоторые функции денег переходят к валютам других стран. Например, в России в начале 1990-х гг. в условиях сильнейшего обесценения рубля почти все функции денег параллельно обеспечивались российским рублем и американским долларом. Сегодня, поскольку рубль является единственным законным средством платежа на территории РФ, доллар (или другие стабильные валюты) может выполнять функции меры стоимости (установление цен в условных единицах) и средства накопления (долларовые накопления россиян, по некоторым оценкам, достигают нескольких миллиардов).\

Сущность денег

Деньги – это очень многогранная и сложная категория. Поэтому дать их всеобъемлющее определение достаточно трудно. И связано это прежде всего с отсутствием единого взгляда на их сущность. Мы будем рассматривать деньги как особое экономическое благо, безусловно и свободно принимаемое для оплаты всех товаров и услуг и измеряющее их стоимость. Данное определение позволяет включать в понятие денег не только бумажные купюры и монеты, которые мы используем ежедневно, но и все другие их формы (в первую очередь безналичные).

Разные формы денег обладают несколькими общими свойствами:

• всеобщей непосредственной обмениваемостью на товары и услуги;

• измерением стоимости;

• сохранением стоимости.

Деньги как особый тип экономического блага обладают реальной и представительной стоимостью.

Реальная, или внутренняя, стоимость денег – это рыночная стоимость того денежного материала, который пошел на их создание, ее величина определяется издержками производства денег.

Представительная стоимость денег отражает экономическую силу субъекта, который выпускает (эмитирует) деньги, его возможность поддерживать их постоянную покупательную способность, т.е. способность денежной единицы обмениваться на определенное количество товаров и услуг. Представительная стоимость зависит от субъективно-психологических факторов и определяется доверием населения к деньгам, которое проявляется в молчаливом согласии людей принимать их по нарицательной стоимости в качестве инструмента обмена. В процессе эволюции денег комбинация реальной и представительной стоимостей не остается постоянной, она все время меняется, причем в пользу последней. Увеличение в деньгах доли представительной стоимости называется процессом рационализации.

Таким образом, деньги можно также определить как единство реальной и представительной стоимостей, а процесс их эволюции – как процесс постоянного изменения комбинации этих двух видов стоимости денег.

Деньги имеют и номинальную стоимость, т.е. нарицательную стоимость, которая указана на денежных знаках. Если номинальная стоимость совпадает с реальной, то деньги называются полноценными.

Такие деньги впервые появились в древних государствах Средиземноморья – Лидии и Эгине – в VII в. до н.э. В большинстве европейских стран они находились в обращении вплоть до конца XIX в. Естественно, что полноценные деньги дороги в использовании, поэтому постепенно они были вытеснены из обращения более дешевыми и удобными – неполноценными. Номинальная стоимость последних значительно выше внутренней, кроме того при их выпуске государство (центральный банк) получает эмиссионный доход в виде разницы между номинальной стоимостью выпущенных денег и затратами, связанными с их изготовлением. Например, в современной России стоимость производства монеты номиналом в 5 руб. обходится государству в 67 коп., 2 руб. – 79 коп., 1 руб. – 35 коп. Выпускаемые в обращение бумажные деньги – банкноты (или в отдельных странах казначейские билеты) также не могут рассматриваться как полноценные, поскольку их номинальная стоимость значительно выше затрат на их изготовление, т.е. их внутренней стоимости. Встречаются также случаи, когда реальная стоимость превышает номинальную. Так, в советское время в обращении находились одно-, двух-, трех- и пятикопеечные монеты, издержки на чеканку которых превышали их номинал.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 224.