Закон денежного обращения. Формы денег
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Денежное обращение не является простым повторением обращения товаров и подчиняется своему специфическому закону. Сущность его заключается в том, что на протяжении данного периода для обращения необходимая лишь определенная, объективно обусловленная масса покупательных и платежных средств. Суть этого закона может быть выражена уравнениям: Мф=Мн, где Мф – фактическая масса денег в обращении, Мн – объективно необходимая для обращения их масса. Если Мф превышает Мф – значит в обращении появились лишние деньги, и наоборот Мф меньше Мн – их недостаток.

Величина Мн включает в себя все формы денег, которые обслуживают потребности обращения, а требования закона денежного обращения на всю его сферу – наличную и безналичную.

Количество денег, в среднему необходимых для обращения на протяжении определенного времени (Мн), прямо пропорциональная массе товаров и уровню их цен и обратно пропорциональная средней скорости обращения денежной единицы.

Тем не менее, не все товары, которые реализуются, оплачиваются немедленно. Часть их продается в кредит, и для их реализации деньги в данный момент не нужны, что соответственно уменьшает величину Мн. Вместе с тем в обращении в обращении деньги обслуживают не только реализацию товаров или услуг, выполняя функцию покупательного средства, а и обеспечивают погашение разных долговых обязательств, прежде всего относительно купли товаров в кредит, выполняя функцию платежного средства.

Для этого в обращении необходимая дополнительная масса денег свыше той, которая обслуживает реализацию товаров и услуг. Однако не все долговые обязательства погашаются реальными деньгами. Если они имеют встречный характер, то могут взаимно зачислиться без участия реальных денег. Учитывая дополнительные факторы, которые действуют на денежную массу, то величину Мн можно выразить так:

Везде, где есть деньги и денежное обращение, объективно действует и этот закон – закон выравнивания Мф к уровню Мн.

В условиях золотого стандарта выравнивания Мф и Мн обеспечивало автоматически. При неровности Мф>Мн меновая стоимость золотых денег должна снизиться сравнительно с реальной стоимостью, и владельцы их, чтобы не иметь потерь, изымали лишние суммы денег из обращения и направили их в сокровища. И наоборот, за неровности Мф<Мн, когда в обращения ощущаетсяя недостаток денег, а меновая стоимость золота возрастала, владельцы сокровищ направляли золото в обращение до тех пор, пока не достигалось уравнение Мф=Мн.

Формы денег

Как уже отмечалось, деньги нужны и важны для нас независимо от того, в какой форме или в каком виде они существуют. Для каждого этапа развития общества характерна своя господствующая функциональная форма денег. В современной теории денег выделяют пять таких форм:

• товарные деньги;

• монеты;

• банкноты;

• бумажные деньги;

• электронные деньги.

В процессе эволюции денег происходит последовательная смена их функциональных форм. Каждая последующая из них становится все менее вещественной. Этот процесс называется дематериализацией денег.

С достаточной степенью условности денежную эволюцию можно связать с изменением форм ведения хозяйства. Так, при натуральном хозяйстве на ранней стадии развития обмена преобладающей формой денег являлись товарные деньги, выполнявшие функцию всеобщего эквивалента. В региональном хозяйстве в период становления феодальных государств на смену товарной форме денег приходит монета. В эпоху расцвета национальных хозяйств при капитализме в условиях свободной конкуренции доминирующей формой денег становятся банкноты. На стадии государственно-монополистического капитализма банкноты вытесняются бумажными деньгами. В условиях современной рыночной экономики появляются электронные деньги.

Для каждого типа хозяйства характерна своя преобладающая форма денег. Однако в отдельные периоды в обращении одновременно может находиться несколько различных форм денег. Причем по мере усложнения хозяйственных связей и усиления разнообразия условий рыночных сделок число денежных форм увеличивается. Так, в настоящее время банкноты являются преобладающей формой денег и обращаются одновременно с монетами, электронными деньгами, а иногда и товарными эквивалентами.

Рассмотрим теперь, каким образом происходили появление новых функциональных форм денег и отмирание старых.

На ранних этапах развития человеческого общества наиболее типичными предметами, выполнявшими роль всеобщего эквивалента, были скот, меха, зерно, соль, морские раковины, зубы акулы, пластинки из черепах и т.д. Это были так называемые вещные деньги. Интересные сведения о различных видах вещных денег приводит З.П. Евзлин: «На островах Фиджи были в ходу зубы акулы…. Кораллы еще и теперь употребляются у многих племен как украшения и как деньги…. Среди предметов украшений и других ценностей, употреблявшихся в качестве денег, нужно упомянуть еще янтарь, резные камни и слоновые клыки» [6, с. 11]. Каждый народ, как правило, имел свои собственные денежные знаки. Так, население, занимавшееся земледелием, использовало в качестве денег зерно, скотоводством – скот, а промыслом в лесах – меха. Древнейшим денежным товаром у восточных славян, как и у многих других народов, еще до формирования полноценной государственности был скот. Да и само происхождение латинского слова «pecunia» (деньги) берет свое начало от слова «pecus» (скот).

Развитие обмена привело к тому, что полноценные вещные знаки постепенно теряли свою потребительную стоимость как товар. Экономический агент, принимавший такие деньги, не собирался использовать их для непосредственных целей потребления и абстрагировался от их потребительских качеств. Он принимал вещные денежные знаки ради того, чтобы в дальнейшем обменять их на другие необходимые ему товары. Поэтому появилась возможность заменить полноценные товарные деньги на неполноценные. Неполноценные вещные денежные знаки, потеряв потребительную стоимость товара, сохранили потребительную стоимость денег – способность обмениваться на любой другой товар.

Однако не каждый товар способен играть роль всеобщего эквивалента. В процессе развития обмена определились свойства, которыми должны были обладать вещные денежные знаки, чтобы быть деньгами. К ним относились следующие: делимость, прочностью, износоустойчивость, узнаваемость, способность к длительному хранению, высокая стоимость, редкость. Совокупность перечисленных свойств и создает из товаров, обладающих ими, деньги. Такими товарами в результате длительной эволюции стали металлы. На смену вещным денежным знакам пришли металлические деньги.

Сначала металлические деньги принимали форму орудий труда. В качестве таковых выступали плуги, оружие, кованые мотыги, наконечники копий и др. С течением времени, когда добыча металла увеличилась, из него стали изготавливать не только орудия труда, но и украшения, что позволило использовать и их в качестве денег. Третьей и последней формой металлических денежных знаков стали слитки, которые широко использовались в торговле. Но применение таких денег в обращении создавало ряд неудобств, вызванных, во-первых, трудностью определения их количества, т.е. точности взвешивания и, во-вторых, сложностью определения качества, т.е. чистоты металла в слитке. Следовательно, возникали трудности при установлении стоимости слитков. Для устранения этих неудобств государство приняло на себя обязанности по удостоверению чистоты металла, а затем и его веса. Постепенно закрепилась и единая форма слитков в виде монет.

Слово «монета» происходит от названия римского храма Юноны-Монеты, в котором помещался во времена Римской республики монетный двор. Начали чеканить монеты лидийцы примерно в первой четверти VII в. до. н.э. Затем из Лидии они распространились в Грецию. Весовое содержание первых монет совпадало с отчеканенным на них номиналом, поэтому наименование весовой единицы повторялось в названии денежной – гривна, фунт. Первые монеты были полноценными, но по мере использования за счет стирания их весовое содержание постепенно уменьшалось, но они продолжали ходить по прежнему номиналу. Это натолкнуло на мысль о возможности фальсификации монет, т.е. чеканки неполноценных денег, у которых номинальная стоимость выше их весового содержания – внутренней стоимости. Чеканка неполноценных монет начала приносить государству монетный доход, который использовался для пополнения бюджета. С образованием единых национальных государств монетная чеканка стала привилегией центральной власти и получила название монетной регалии.

Появление в обращении банкнот было вызвано экономической необходимостью, так как использование монет в денежном обращении перестало отвечать потребностям развития экономики и даже начало тормозить его. Банкноты господствовали в эпоху свободной нерегулируемой конкуренции. Впервые они появились в Западной Европе, где крупные купцы (негоцианты) отдавали свои деньги на хранение первым банкирам того времени (менялам), которые взамен выдавали им банковские расписки (bancnote). Последние были близки к переводным векселям, так как в них содержалось требование к контрагенту менялы, который находился в другом городе, выдать предъявителю данной банкноты указанное в ней количество монет. Это позволило купцам переводить достаточно большие суммы денег быстро и безопасно. Расчеты между торговцами стали осуществляться посредством передачи этих расписок, т.е. фактически требование в получении определенного количества монет от менялы переуступалось другому лицу.

Первые банкноты, получив широкое распространение в торговом обороте благодаря удобству при расчетах, не часто возвращались к выпустившим их банкирам для обратного размена, что привело к образованию у последних постоянных невостребованных кассовых остатков драгоценных металлов в течение финансового года. Их наличие натолкнуло банкиров на мысль о возможности выдавать кредиты посредством выписки банкнот на эту сумму. Выпуск таких банкнот, обеспеченных лишь доверием к банкиру, приносил менялам дополнительный так называемый эмиссионный доход. Эмиссионный доход – доход от эмиссии неполноценных денежных знаков, образуемый как разница между их номинальной и реальной стоимостями. Государство, увидев в такой форме выпуска дополнительный источник пополнения своего бюджета, монополизировало эмиссию банкнот.

Модель спроса и предложения

 

Оптимальная цена, как мы видели, определяется спросом и предложением. Если продавец согласен продать по той цене, по которой найдется покупатель, то это и есть цена.

Цена – не объективная реальность, существующая сама по себе и которую можно рассчитать, а результат борьбы спроса и предложения.

Эта борьба приводит к состоянию «равновесия-неравновесия», когда экспериментальный поиск равновесного состояния происходит на основе колебаний вокруг некоторой равновесной точки. Поэтому оптимальность цены и равновесное состояние спроса и предложения более точно можно определить как допустимый диапазон возможных значений, а не единственно правильное значение.

Интересно отметить, что если на товарных рынках цена – это денежное выражение стоимости товара, то на валютном рынке пытаются определить цену самим деньгам, т.е. стараются найти «цену цене». Эта особенность вносит свою специфику в валютный рынок и механизм ценообразования на нем. Своеобразие данного рынка заключается также и в том, что цена национальной валюты зависит от состояния экономики страны и. наоборот, изменение цены на такую валюту оказывает чрезвычайно сильное влияние на экономику.

В дальнейшем при анализе FOREX мы будем часто использовать следующие простые правила:

• при увеличении спроса на валюту ее цена растет;

• при уменьшении спроса – падает;

• при увеличении предложения валюты ее цена падает;

• при уменьшении предложения – растет.

Эти правила вытекают из анализа процесса взаимодействия спроса и предложения при ценообразовании. Действительно, когда растет спрос на тот или иной товар, продавец может поднимать цены до тех пор, пока предложение и спрос не уравновесят друг друга. При увеличении предложения товара продавец вынужден понижать цены до тех пор, пока снова не возникнет состояние равновесия между спросом и предложением.

Спрос и предложение являются тем механизмом, который определяет точку равновесия рынка: оптимальную цену и оптимальный объем производства. Анализ взаимовлияния спроса и предложения не дает однозначного ответа на вопрос: что является первичным – спрос или предложение?

Действительно, наличие спроса стимулирует возникновение адекватного предложения, однако возможна ситуация, когда и предложение стимулирует спрос. Например, повышенный спрос на телевизоры позволяет производителям выпускать их больше, так как растет цена товара, что усиливает привлекательность его производства. И наоборот, изобретение кубика Рубика и его предложение в качестве товара стимулировало возникновение и увеличение спроса.

Сдвиг любой из линий их приводит к новой точке равновесия, которая характеризуется другим значением оптимальной цены и объема производства. Такой сдвиг, как мы видели, может стимулироваться как спросом, так и предложением. Подробный анализ их взаимодействия, а также графическую интерпретацию этого процесса можно найти в любой книге по макроэкономике.

За спросом стоит стремление потребителей удовлетворить свои желания и потребности. За предложением стоит стремление производителя получить прибыль, выпуская товары или предоставляя услуги, которые удовлетворяют желания потребителей.

И потребители, и производители действуют в условиях ограниченных ресурсов: первые имеют ограниченный доход, а вторые ограничены уровнем допустимых издержек. Поэтому потребитель стремится удовлетворить свои потребности по минимально возможной цене, а производитель не может опустить цену ниже издержек производства.

Следовательно, всегда происходит борьба за цены между потребителем и производителем. Кроме того, в эту борьбу вмешивается конкуренция между разными производителями, когда каждый производитель может победить другого, только снизив цены, а это возможно лишь при сокращении издержек производства. Существует и иной путь завоевания потребителей: при той же цене предложить более качественный товар. Но повышение качества товара обычно связано с увеличением издержек и косвенным образом все-таки является понижением цены. Искусство находить новые решения, позволяющие снизить производственные издержки и эффективно использовать доступные ресурсы, определяет успех бизнеса.

Заметьте также, что основную часть этих издержек составляет заработная плата, Каждый работник старается увеличить свой заработок, что позволит ему как потребителю наиболее полно удовлетворить свои желания, а производитель старается сократить издержки.

Как видим, равновесие спроса и предложения достигается в результате борьбы разнонаправленных стремлений потребителя и производителя. Такое равновесие нельзя рассматривать как статическое состояние, поэтому в макроэкономике его называют «состоянием равновесия-неравновесия», поскольку на рынке все время происходят колебания около некоторой идеальной равновесной точки.

Модель спроса и предложения

Можно попытаться изобразить модель ценообразования как график нормального распределения случайных величин (см. рис. 2–2). В диапазоне вершины находятся допустимые, или оптимальные, значения, а правый и левый края графика представляют собой две крайности одного явления.

Крайности практически без споров признаются всеми как недопустимые или «плохие» состояния, когда есть возможность сравнить их с идеальным состоянием. Идеальное же состояние точно определить нельзя, ибо существует достаточно широкий диапазон допустимых значений. Именно в его пределах и ведутся основные споры о том, хорошо то или иное состояние или плохо. Если принять существование диапазона идеальных значений, то становится понятным, что такие споры бессмысленны, поскольку все эти состояния являются допустимыми.

Как можно с помощью нашего графика объяснить некоторые явления (например, на валютном рынке)?

• Восприятие человеком любого явления заключается в том, что пока мы находимся на вершине графика, все значения воспринимаются как допустимые и нормальные, потому что вершина достаточно плоская и перемещения в ее пределах не дают нам сигнала о спуске или подъеме. Таким образом, колебания цен в пределах вершины не замечаются участниками рынка и не представляют им оснований чувствовать свою неправоту. То есть эти колебания воспринимаются рынком как нормальное явление. Движение вправо или влево за пределы вершины позволяет за счет все увеличивающейся крутизны спуска начинать чувствовать отклонение от оптимального диапазона. В такой ситуации возможны два варианта. Либо за этим последует коррекция, и мы вернемся на вершину, либо, если этот спуск будет замечен слишком поздно, произойдет резкое скатывание вниз.

• Максимальное отклонение вправо или влево однозначно определяется всеми как ненормальное состояние. Но если долго находиться в этих критических точках, то, в силу пологости графика в данных областях, можно ошибочно воспринимать их за вершину. Кроме того, если не будет предотвращено скатывание вниз, то подъем может оказаться долгим и мучительным.

Чтобы суметь удержаться на вершине и точно определять свое текущее положение, необходимо постоянно «раскачиваться» вдоль этой кривой. Действительно, если вы стоите в одной точке и не передвигаетесь, то вы не сможете установить, в каком месте кривой вы находитесь.

Лишь раскачивание вдоль кривой и сравнение соседних точек позволит вам определить края вершины, поскольку только левый и правый спуски кривой можно почувствовать достаточно четко из-за их крутизны. Причем, если раскачиваться на вершине, то легче удерживаться в оптимальном диапазоне за счет малых амплитуд раскачивания, тогда как на «хвостах» графика требуются большие амплитуды раскачивания, чтобы можно было почувствовать недопустимый уход из оптимального диапазона. К тому же подъем вверх всегда сложнее, чем спуск вниз, и требует больших усилий.

Эта модель полностью совпадает с житейским принципом «золотой середины». С помощью данной модели можно пытаться объяснить многие явления, даже такие как добро и зло.

Более точное следование нашей модели должно происходить на свободных рынках, где спрос и предложение определяются большим количеством участников, что, на наш взгляд, дает объективность рынку, ибо на такой рынок не могут волюнтаристски влиять отдельные индивидуумы.

Кривая спроса

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы покупать покупатели, тем выше на него спрос (то есть мы «спрашиваем», запрашиваем то, в чем нуждаемся). То есть наблюдается обратная зависимость.

Закон спроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса (demand cuive – англ.) показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

По вертикальной оси мы откладываем величину цены (Р – price), а по горизонтальной – объем приобретаемого блага (Q – quantity).

На нашем графике точка А характеризует повышение цены, а значит, уменьшение объема приобретаемого блага. Точка В-показывает понижение цены, а значит, увеличение количества приобретаемого блага.

Функция спроса

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок определенной продукции в определенный момент времени. Подобная кривая – график, простейшая экономическая модель, как Вы помните. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде уравнение кривой спроса мы можем определить по формуле:

 

 

где Q – величина спроса (quantity of demand) или величины приобретаемого товара;

Р – цена (price).

f – показатель функциональной зависимости величины спроса от цены (function)

То есть если проговорить это уравнение словами, получится:

Величина спроса (или объем приобретаемого потребителями блага) зависит от размера цены на это благо.

Функция спроса (demand function – англ.) – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них, как Вы уже поняли из определения величины спроса, является цена на единицу блага в данный момент. Но существуют и так называемые неценовые факторы, из-за влияния которых меняется вид кривой спроса.

Сдвиги кривой спроса

Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Иными словами – это «движение» по кривой спроса (см. рисунок ниже). Однако на спрос влияют не только цены, но и иные факторы:

увеличение (или сокращение) доходов потребителя;

изменение вкусов и предпочтений;

ценовые и дефицитные ожидания;

колебание расходов на рекламу;

изменение цен товаров-заменителей или дополняющих товаров;

рост (или уменьшение) количества покупателей и пр.

Спрос является функцией всех этих факторов (то есть зависит от них):

 

 

где Q – спрос; Р – цена; I – доход (income); Z – вкусы; W – ожидания (waiting); Psub – цена на товары-заменители (substitute); Pcom – цена на дополняющие товары (complement); N – количество покупателей; В-прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, то есть при тех же ценах количество покупок может увеличиваться или уменьшаться.

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D1. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D2.

Рост цены товара, который замещает данный товар, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на молочный шоколад производства одной фирмы может переключить часть спроса на похожий шоколад другой фирмы, вследствие чего цена его тоже начнет расти. Итак, рост цен на продукт одной фирмы привел к росту спроса на похожий товар другой фирмы. То есть при условии товаров-заменителей между ценой на один из них существует прямая зависимость. И, наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него, например, рост цены на компьютер приводит к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж компьютеров будет падение спроса на дополняющие товары: например, мониторы, падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы то, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

В нашем примере рост цен на компьютеры привел к падению спроса на мониторы.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя – покупатель 1 и покупатель 2, индивидуальные функции спроса которых D1 и D 2 . Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения кривых спроса обоих покупателей.

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и, наоборот. Чем ниже Цена, тем выше величина. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию спроса.

Предложение.

Кривая предложения

Что ж, мы с Вами поговорили о поведении потребителя на рынке и о характеризующей это поведение функции спроса. Потребитель – один экономический агент сделки. А с другой стороны – продавец (или производитель) товара, который предлагает товар по определенной цене. То есть теперь мы подробно изучим предложение.

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения (law of supply). Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически:

Например, точка А характеризует ситуацию, когда при понижении цены производитель будет предлагать меньше товара, а точка В-наоборот, при повышении цены – больше предлагается товара. Принято откладывать цену по вертикальной оси, а зависимую переменную – объем продажи (предложение) по горизонтальной оси.

Кривая предложения (supply curve) показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

То есть фактически кривая предложения характеризует зависимость величины предложения (объема продаваемых благ) от цены. Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.

В общем виде функция предложения имеет вид:

 

Qs = f(P)

 

где Qs – величина предложения (quantity of supply) или объем продаваемого товара; Р – цена.

Сдвиг кривой предложения

Как мы уже выяснили, важнейшим фактором, влияющим на величину предложения, является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения. В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:

цены факторов производства (ресурсов);

технология;

ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

размер налогов и субсидий;

количество продавцов и пр.

Величина предложения является функцией всех этих факторов:

 

 

Где Рг – цены ресурсов, К – характер применяемой технологии, Т – налоги и субсидии, N – количество продавцов, В-прочие факторы.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S 1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S положение S 2 (см. рисунок выше).

Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.

Сдвиг кривой предложения влево или; вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию предложения.

Спрос и предложение. Динамические модели предложения

Давайте же рассмотрим взаимодействие потребителей и производителей на рынке. Изобразим это в виде модели пересечения графиков спроса и предложения.

Для понимания функции предложения большое значение имеет фактор времени (то есть мы с Вами сейчас изучим предложение в виде динамической модели). Обычно различают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В краткосрочном периоде все факторы производства постоянны (то есть их количество и состояние не меняется – просто ничего не успевает измениться), в среднесрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).

В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рисунок 1).

В условиях среднесрочного периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рисунок 2).

В условиях длительного (долгосрочного) периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рисунок 3).

Равновесие на рынке

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют сопоставлению цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса предложения. Как мы с Вами уже говорили: рано или поздно потребители и продавцы в условиях рыночной экономики «договариваются» об определенной цене продажи-покупки. И устанавливается удовлетворяющая обе стороны – рыночная или равновесная цена. До следующего изменения условий, влияющих на спрос или предложение, или на оба явления вместе. Но условия равновесия в рыночной экономике рассмотрим уже на следующем занятии. А на этом поясним ситуации, когда равновесие на рынке недостижимо и рыночную равновесную цену невозможно определить.

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (см. рисунок ниже), а объем предложения не соответствовать объему спроса:

В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

Согласие продавцов и покупателей на рынке о покупке-продаже определенного количества товара за определенную цену будет определять равновесие на рынке. Однако может быть никогда не достигнуто, если цена предложения существенно превышает возможные цены спроса, или объем спроса существенно ниже объема производства: блага для производителей.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 177.