Цена: понятие функции. Системы цен
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Обмен товарами может осуществляться только как обмен эквивалентами. Это означает, что в основе обмена товаров лежит величина их стоимости, которая и определяется либо меновые пропорции натурального обмена, либо количество денег измеряющее стоимость товара, или его цену.

Из сферы производства товары попадают в сферу обращения, где начинают действовать рыночные факторы, они вызывают отклонение цены вверх или вниз – устанавливается рыночная цена. В свою очередь рыночная цена воздействует на спрос и предложение товара, а значит на поведение покупателей и продавцов.

Однако цены регулируют не только индивидуальные покупки и продажи товаров, но и экономические процессы в целом. В данном случае все цены, взятые вместе, действуют как единый ценовой механизм. В ценовом механизме различают две части:

сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения

ценообразование, как способ установления формирования новых цен и изменению действующих

К установлению цен имеется два подхода: рыночный и затратный (производственный). При рыночном подходе, факторами, воздействующими на формирование цены, являются спрос и предложение товара – конъюнктура рынка. При затратном подходе в основу установления цены кладутся издержки производства. Под понятием цена понимается множество разновидностей цен, взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен образуют систему цен. Система цен состоит как из отдельных цен, так и из ценовых групп.

По степени и способу урегулирования цены разделяются на следующие группы:

жесткофиксированные (назначаемые)

регулируемые (изменяемые)

договорные цены

свободные (рыночные)

По виду торговли и характеру реализуемого товара цены делятся на:

оптовые

розничные

закупочные

тарифы

По времени действия выделяют:

твердые

текущие

сезонные

скользящие

Экономическая сущность цен проявляется через их функции:

учетная функция

распределительная

балансирования спроса и предложения

стимулирующая

Учетная функция отражает объективно необходимые затраты на выпуск и реализацию той или иной продукции. Распределительная функция состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, социальными группами населения. Функция балансирования спроса и предложения осуществляет связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение развития научно-технического прогресса, улучшение качества продукции, увеличение его выпуска.

Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тен-денций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена – сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

– индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т.д.);

– маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т.д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена – это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена – важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена – инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена – это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена – мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена – это орудие конкурентной борьбы.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 158.