Финансовая информация, ее состав, место и роль в корпоративном менеджменте. Модели и стандарты раскрытия корпоративной финансовой информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовая информация — это сведения финансового характера, имеющие предметное содержание и предназначенные для снятия неопределенности и принятия финансовых решений.

В современном экономическом обороте используется множество источников финансовой информации, способов ее раскрытия и интерпретации. Разнообразие финансовой информации и растущая значимость в современной хозяйственной среде обусловили ее выделение в самостоятельный вид экономической деятельности — рынок финансовой информации, где последняя (включая биржевую и корпоративную информацию) является главным объектом купли/продажи.

Большой объем информации приходится на корпоративный сегмент, ее источником является корпоративная отчетность, оказывающая существенное влияние на параметры рынка и основные макроэкономические индикаторы, стандарты раскрытия информации и финансовую культуру в стране. Являясь информационным продуктом, корпоративная отчетность связывает учетный процесс с его конечной целью — пользователями, принимающими управленческие и (или) финансовые решения.

В качестве основного источника информации для корпоративной отчетности выступает бухгалтерская отчетность.

СОСТОИТ: • из бухгалтерского баланса; • отчета о финансовых результатах • приложений к ним.

К приложениям ОТНОСЯТСЯ: • отчет об изменениях капитала; • отчет о движении денежных средств; • иные пояснения.

В современном деловом обороте корпоративная отчетность выполняет множество функций, поскольку создает условия ДЛЯ:

• финансового анализа и статистических обобщений, финансового планирования и прогнозирования на макро-, мезо- и микроуровнях;

• оценки правильности принятых ранее финансовых решений, поскольку отражает все позитивное и негативное в принятой ранее и реализованной финансовой политике;

• принятия будущих финансовых решений;

• оценки кредитоспособности и получения кредита на приемлемых условиях с целью минимизации стоимости заемных источников финансирования и снижения на этой основе финансового левериджа и затрат;

• использования в PR-менеджменте и позиционировании компаний в деловом сообществе и на финансовом рынке;

• приобретения стратегических партнеров и совершенствования стратегического менеджмента;

• улучшения деловой репутации и получения/повышения рейтинга;

• выхода на IPO и прохождения процедуры листинга;

• повышения инвестиционной привлекательности и принятия инвесторами решения о покупке-продаже ценных бумаг;

• повышения маркетинговой привлекательности и конкурентоспособности, приобретения конкурентных преимуществ;

• выбора поставщиков и оптимизации на этой основе логистики;

• приращения капитала и снижения финансовых рисков;

• оценки и роста рыночной стоимости компании и повышения цены в транзакциях, обусловленных сменой собственника;

• защиты собственности и экономических интересов юридических и физических лиц и т.д. Являясь информационным продуктом, корпоративная отчетность связывает учетный процесс с его конечной целью — пользователями, принимающими управленческие и (или) финансовые решения.

Модели и стандарты раскрытия

Англо-американская модель (Великобритания, США, Австралия, Канада и др.) основывается на динамической теории3 и ориентируется на нужды широкого круга инвесторов. Ее цель — предоставление информации для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности через определенные промежутки времени посредством определения чистого результата, что обусловливает приоритетность отчета о прибылях и убытках. Эта модель применяется в странах с высоким уровнем развития фондового рынка, регулируется преимущественно профессиональными организациями и допускает широкое применение здравого смысла и профессионального суждения.

Континентальная модель (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др.) основывается на статической теории и ориентируется на кредиторов (взаимоотношения компаний и банков). Ее цель — предоставление информации о покрытии кредиторской задолженности активами по цене возможной продажи, что обусловливает приоритетность баланса. Модель применяется в странах, где основным источником привлеченного капитала является банковский капитал, регулируется

преимущественно государственными институтами и предполагает четкое соответствие учета и отчетности установленным правилам.

Восточноевропейская модель (бывшие социалистические страны Восточной Европы) ориентируется на удовлетворение интересов государственных органов как основных пользователей финансовой информации. Модель преследует фискальную цель — контроль налогооблагаемых баз и расчета налогов. Это во многом объясняет тот факт, что среди субъектов рынка (инвесторов, кредиторов) корпоративная финансовая отчетность воспринимается как недостоверная, поскольку не удовлетворяет требованиям этих потенциальных пользователей. До настоящего времени эта модель характерна для российской системы учета и отчетности, несмотря на принятую стратегию по ее гармонизации с международными стандартами.

На основе этих моделей в исторической ретроспективе формировались национальные стандарты раскрытия финансовой информации (IFRS, US GAAP и др.). В последние десятилетия под воздействием глобализации совместными усилиями создается межнациональный стандарт — международный стандарт финансового учета (МСФО). В настоящее время более 50 ведущих стран мира перешли на МСФО, считая его более высокой ступенью в развитии учета и отчетности.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 516.