Тема 9. Развитие познавательных способностей. Проблема оценки познавательных способностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практические методы развития познавательных способностей в истории науки. Теории позитивного мышления. Питание и мышление. Типы и принципы построения тестов и тестирования знаний в образовательных заведениях разных стран. Тесты на выявление познавательных способностей. Типы тестирования при приеме на работу в международные компании. Недостатки современных методов тестирования.

 

IV. Формы и темы самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа как метод обучения и форма организации учебного и научного процесса, используется при проведении лекционных и внеаудиторных занятий и научно-исследовательской работы. Для внеаудиторного изучения предлагаются вопросы по темам, основной материал которых не рассмотрен или рассмотрен частично на лекционных занятиях.

 

 

№ темы лекции Форма и тема самостоятельной работы студентов
   

Темы рефератов, докладов и пр.

 

1 1.     Вопросы для самостоятельной работы: Понятие рефлексии. Интроспекция и самонаблюдение. Самоанализ. Понятие феноменологической редукции.  
2 1. Вопросы для самостоятельной работы: Специфика научного мышления. Особенности философского мышления. Закономерности исторического развития мышления.   2. Темы докладов Формирование научного мировоззрения в Древней Греции Специфика философского познания Поиск научного метода в Новое время Многообразие форм познания и проблема их типологии  
3 1. Вопросы для самостоятельной работы: Формы рационального познания (формы мышления): понятие, суждение, умозаключение. Основные методы познания. Специфика эмпирического и теоретического уровней познания. Истина и проблема познания «объективной реальности»: гностицизм, скептицизм, агностицизм (трансцендентализм), интуитивизм.   2. Работа с интернет ресурсами: Найти примеры математических моделей экономических процессов. Рассмотреть степень их абстрактности. Рассмотреть метод обобщения на примере «принципа Парето» и «оптимума Парето».
  1. Материалы для конспектирования:
Исторические типы рациональности. (под ред. В.А. Лекторского). М., 1995, Том 1, Раздел 1. Теория познания (под ред. В.А.Лекторского, Т.И. Ойзермана), М., 1991, т.2, гл 17. Б.Рассел. "Человеческое познание". М.,1957. Часть 2. Глава XI. Факт, вера, истина и познание. C.178-182.  
4 1. Вопросы для самостоятельной работы: Методы логического познания: индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, моделирование.   2. Работа с интернет ресурсами: Найти примеры логических парадоксов, софизмов и силлогизмов. Примеры применения  диалектической и нечеткой логики в сфере экономики. 3. Материалы для конспектирования: Ведерников В. В. Нечетко-множественное моделирование в анализе и прогнозировании экономических явлений и процессов: исторический аспект [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. 2006. № 1 (17). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1034
5 1. Вопросы для самостоятельной работы: Исследования бессознательных процессов познания. Нативизм о природе когнитивных функций. «Компьютерная метафора» в исследовании познавательных способностей. 2. Темы докладов: Современные достижения в области психофизиологической проблемы. Сознание и бессознательное. «Компьютерная метафора» в исследовании мышления. Современные исследования функциональной асимметрии мозга 3. Работа с интернет ресурсами: Найти тесты на определение функциональной асимметрии мозга.
6 1. Вопросы для самостоятельной работы: Теория языковой относительности Сепира-Уорфа, проблема языка и мышления. Концепция языка в неопозитивизме. Проблема происхождения языка.   2. Материалы для конспектирования: Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч.1. С. 113–116; 171–179. Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию. - М. , 1984. - С.69-80. Уорф Б. Язык, мысль и реальность // Новое в лингвистике. Вып.1. М., 1960. С.135–198.
7 1. Вопросы для самостоятельной работы:                                                                                                        Особенности детского мышления. Специфика образного мышления. Образное мышление в искусстве и науке. Современные интерпретации восточных традиций. 2. Материалы для конспектирования: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс,1994. Гл. 5 Основные характеристики логики ребенка. Выготский Л.С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже - критическое исследование. http://www.detskiysad.ru/ped/piaget01.html Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993.С.158–166.
8 1. Вопросы для самостоятельной работы: Примеры эвристического мышления. Эвристические методы. Исследования «логики» научного открытия. Латеральное мышление. «Парадокс изобретателя». Разработка теории латерального мышления Эдвардом де Боно. 2. Работа с интернет ресурсами: Найти примеры латерального и эвристического мышления. Ознакомится с типами вопросов и заданий, используемых в имеющихся в интернет ресурсах тестах, оценивающими интеллектуальные способности. 3.  Материалы для конспектирования: Сухотин А. К. Парадоксы науки. М.: «Молодая гвардия», 1980. С. 73-89. http://n-t.ru/ri/sh/pn.htm
9 1.  Вопросы для самостоятельной работы: Практические методы развития познавательных способностей в истории науки. Питание и мышление. Тесты на выявление познавательных способностей. Типы тестирования при приеме на работу в международные компании. 2.  Работа с интернет ресурсами: Найти примеры тестов на определение знаний и способностей, используемых при приеме на работу в отечественных и зарубежных компаниях. 3.  Материалы для конспектирования: Декарт Р. Сочинения в 2 т.-Т. 1.- М.: Мысль, 1989. С.250-262. Пoгoжeва A. В. Питание и творческое мышление. http://www.elitarium.ru/2012/09/19/pitanie_tvorcheskoe_myshlenie.html
   

 

 

 

Перечень литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы:

 

Основная

1. История и философия науки: учебное пособие. (под ред. Ю.В, Крянева, Л.Е. Моториной). М., 2011; МО.

2. Кузнецов В. Г. [и др.] Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник М., 2009; МО.

3. Данилова М. И., Исакова Н. В., Плотников В. В. История и методология науки. Учебно-методическое пособие по философии. КубГАУ, Краснодар, 2010.

4. Федоров П. П. Архаическое мышление: вчера, сегодня, завтра. М., 2009.

 

Дополнительная литература

1. Антология мировой философии. В 4-х тт., М.: 1969-1972.

2. Аналитическая философия: возникновение и развитие (Антология) (под ред. проф. А.Ф. Грязнова) М.: «Гнозис», 1995.

3. Балашов Л.Е. Практическая философия. М., 2001.

4. Бергсон А. Собрание сочинений. Том 1. М., 1992.

5. Васильев С.А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев, 1974.

6. Войтов А. Г. Философия. Учебное пособие аспирантам. М., 2003. – 514 с.

7. Запорожец А., Венгер Л., Зинченко В., Рузская А. Восприятие и действие. М., 1957

8. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь. М., 2001.

9. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005.

10. Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия \\ Восприятие и деятельность. М. 1976.

11. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: Учебник. СПб, 2006.

12. Коротяев А. И., Бабичев С. А. Роль генетической и умственной систем информации в

возникновении и развитии жизни на Земле, Нальчик: Эльбрус, 2009. 240 c.

13. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия XX века. М., 2001.

14. Мир философии. Книга для чтения в двух томах. М., 1991.

15. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

16. Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества \\ Интуиция, логика, творчество. М., 1987.

17. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996.

18. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

19. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? М., 2006.

V. Вопросы для зачета

1. Методология научного исследования, ее предмет и место в системе знаний

2. Рефлексия, интроспекция и самонаблюдение

3. Основные средства познания. Сенсуализм, рационализм, иррационализм

4. Эмпиризм и априоризм об истоках познания

5. Основные методы познания

6. Проблема происхождения познания и сознания

7. Закономерности исторического развития мышления

8. Особенности первобытного мышления

9. Развитие мышления у детей

10. Специфика логического мышления. Логические парадоксы

11. Мышление и мозг. Функциональная асимметрия мозга 

12. Язык и мышление. Роль языка в процессе познания

13. Проблема понимания и интерпретации: герменевтический аспект

14. Особенности творческого мышления

15. Роль воображения и интуиции в познавательной деятельности

16.  Специфика восточного мышления

17. Эвристика и эвристические методы. Латеральное мышление

18. Развитие познавательных способностей

 

VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

6 .1 Основная, дополнительная и нормативная литература

 

Основная

1. История и философия науки: учебное пособие. (под ред. Ю.В, Крянева, Л.Е. Моториной). М., 2011; МО.

2. Кузнецов В. Г. [и др.] Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник М., 2009; МО.

3. Данилова М. И., Исакова Н. В., Плотников В. В. История и методология науки. Учебно-методическое пособие по философии. КубГАУ, Краснодар, 2010.

4. Федоров П. П. Архаическое мышление: вчера, сегодня, завтра. М., 2009.

 

Дополнительная литература

  1. Антология мировой философии. В 4-х тт., М.: 1969-1972.
  2. Аналитическая философия: возникновение и развитие (Антология) (под ред. проф. А. Ф. Грязнова) М.: «Гнозис», 1995.
  3. Балашов Л. Е. Практическая философия. М., 2001.
  4. Бергсон А. Собрание сочинений. Том 1. М., 1992.

5. Васильев С. А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев, 1974.

6. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996.

7. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М, 1984.

8. Запорожец А., Венгер Л., Зинченко В., Рузская А. Восприятие и действие. М., 1957

  1. Ивин А. А. Современная философия науки. М., 2005.

10. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., УРСС. 2009.

11. Миронов В. В., Иванов А. В. Онтология и теория познания. М., 2005.

12. Леонтьев А. Н. О путях исследования восприятия \\ Восприятие и деятельность. М. 1976.

  1. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия: Учебник. СПб, 2006.
  2. Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арсланов В. Г. Философия XX века. М., 2001.
  3. Мир философии. Книга для чтения в двух томах. М., 1991.
  4. Микешина Л .А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
  5. Пономарев Я. А. Основные звенья психологического механизма творчества \\ Интуиция, логика, творчество. М., 1987.
  6. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996.
  7. Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.
  8. Сухотин А. К. Парадоксы науки. М.: «Молодая гвардия», 1980.
  9. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? М., 2006.

 

 

6.2 Перечень учебно-методической документации по дисциплине

 

  1. Данилова М.И. Философские основы естествознания. Учебно-методические материалы для магистров. КубГАУ, Краснодар, 2010.
  2. Данилова М.И., Ембулаева Л.С., Исакова Н.В., Скляр В.В. Программа и планы по философии науки для аспирантов и соискателей. КубГАУ, Краснодар, 2009.
  3. Данилова М.И., Исакова Н.В., Плотников В.В. История и методология науки. Учебно-методическое пособие по философии. КубГАУ, Краснодар, 2010.
  4. Данилова М.И., Маматилашвили В.Д. Философские проблемы экономики и хозяйственной этики. КубГАУ, Краснодар, 2010.
  5. Ембулаева Л.С. Сборник методических рекомендаций для организации самостоятельной работы студентов в рамках рейтинговой системы. КубГАУ, Краснодар, 2010.
  6. Комоедов Ю.В. Основные направления современной философии. Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов. КубГАУ, Краснодар (в элек. варианте).
  7. Кузьменко Н.Н. Сборник вопросов, задач, проверяющих и обучающих программ для самостоятельной работы студентов по философии. КубГАУ, Краснодар, 2005.

 

6.3 Перечень рекомендуемых информационных ресурсов:

 

1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

2. Философский портал http://www.philosophy.ru

3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

4. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

5. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/

6. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

8. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

9. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/

10. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) http://www.iep.utm.edu/

11. Новая философская энциклопедия http://iph.ras.ru/enc.htm

12. Сайт научной и учебно-методической литературы библиотеки кафедры философии КубГАУ http://kubsau.ru/chairs/philosophy/public.php

VII. Заочная форма обучения

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА для заочного отделения

«ФИЛОСОФИЯ» (ЛЕКЦИИ)

1 Методология научного исследования, ее предмет и место в системе знаний 2 часа
2 Проблема происхождения познания и сознания. Исторические формы познания 2 часа
3 Язык и мышление. Роль языка в процессе познания 2 часа
4 Эвристика и эвристические методы. Латеральное мышление. 2 часа

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И

Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.