ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие для магистров
Очного и заочного обучения
Краснодар
2013
УДК 165 (076)
ББК 87.4
С91
Рецензент:
М. И. Данилова – д-р филос. наук, зав. кафедрой философии КубГАУ
Суховерхов А. В.
С91 Методология научного исследования: учеб.-метод. пособие / А. В. Суховерхов. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 42 с.
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначено для магистров очного и заочного обучения по направлению подготовки 080100.68 «Экономика».
УДК 165 (076)
ББК 87.4
© Суховерхов А. В., 2013
© ФГБОУ ВПО «Кубанский
государственный аграрный
университет», 2013
Оглавление
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 4
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ.. 6
III. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 7
V. Вопросы для зачета.. 13
VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины... 13
6.1 Основная, дополнительная и нормативная литература. 13
VII. Заочная форма обучения.. 15
Темы контрольных работ. 16
VIII. Материалы для самостоятельной работы... 18
8.1 Примерный тест по философии познания. 18
8.2 Фрагменты текстов первоисточников для самостоятельного изучения. 22
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.. 35
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Учебно-методическое пособие составлено на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров 080100.68 «Экономика» утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2010 г. № 543 и рабочего учебного плана, утвержденного ученым советом университета от 26.03.2012г. № 6.
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – дать необходимые знания по основным проблемам и достижениям в философии познания и их практическим применениям.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- предмет философии познания;
- место философии познания в системе наук;
- историю развития идей в области философии познания, основные современные тенденции и направления в исследовании познания;
- основные области применения философии познания;
Уметь:
- методологически грамотно проводить эмпирические и теоретические исследования, выработанные в ходе развития философской мысли;
- практически применять философские знания в области избранной специальности и связанных с ней творческих подходов в решении профессиональных задач;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных фактов и явлений, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии социальных тенденций.
Владеть:
- методами научно-исследовательской работы.
- целостным и системным представлением о принципах и законных мышления;
- навыками восприятия, интерпретации и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Иметь представление:
- о сущности познания, уровнях познания, культурных и индивидуальных особенностях познания;
- о ключевых проблемах и достижениях современных исследований в области теории познания и их практического применения.
Виды и задачи профессиональной деятельности по дисциплине:
- обеспечить формирование у магистров потребности повышения уровня своей профессиональной подготовки путем постоянного обновления полученных знаний, способностей совершенствованию своего профессионального мастерства;
- формирование философского, теоретически выраженного мировоззрения;
- развитие интереса к фундаментальным знаниям;
- стимулирование потребности к философским оценкам событий и фактов действительности.
Задачами по дисциплине является:
- дать представление о предмете философии познания и значении философского знания в современной культуре;
- изучить структуру предмета философии познания, познакомить с категориальным и понятийным аппаратом данной области знания;
- раскрыть существо основных проблем современной философии познания;
- определить специфику и закономерности развития представлений о познании;
- содействовать подготовке научных работ и публикаций.
Данная дисциплина является базовой частью общенаучного гуманитарного, социального и экономического учебного цикла М.1 ООП.
В качестве исходных знаний, умений и компетенций студента необходимо освоение курсов «Философия» и «Логика».
Дисциплина не является предшествующей для других специальных философских дисциплин магистратуры.
2. Примерные требования к формируемым компетенциям
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК):
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
№ |
П/п
Название раздела
дисциплины
Объем часов
III. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Основная
1. История и философия науки: учебное пособие. (под ред. Ю.В, Крянева, Л.Е. Моториной). М., 2011; МО.
2. Кузнецов В. Г. [и др.] Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник М., 2009; МО.
3. Данилова М. И., Исакова Н. В., Плотников В. В. История и методология науки. Учебно-методическое пособие по философии. КубГАУ, Краснодар, 2010.
4. Федоров П. П. Архаическое мышление: вчера, сегодня, завтра. М., 2009.
Дополнительная литература
1. Антология мировой философии. В 4-х тт., М.: 1969-1972.
2. Аналитическая философия: возникновение и развитие (Антология) (под ред. проф. А.Ф. Грязнова) М.: «Гнозис», 1995.
3. Балашов Л.Е. Практическая философия. М., 2001.
4. Бергсон А. Собрание сочинений. Том 1. М., 1992.
5. Васильев С.А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев, 1974.
6. Войтов А. Г. Философия. Учебное пособие аспирантам. М., 2003. – 514 с.
7. Запорожец А., Венгер Л., Зинченко В., Рузская А. Восприятие и действие. М., 1957
8. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь. М., 2001.
9. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005.
10. Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия \\ Восприятие и деятельность. М. 1976.
11. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: Учебник. СПб, 2006.
12. Коротяев А. И., Бабичев С. А. Роль генетической и умственной систем информации в
возникновении и развитии жизни на Земле, Нальчик: Эльбрус, 2009. 240 c.
13. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия XX века. М., 2001.
14. Мир философии. Книга для чтения в двух томах. М., 1991.
15. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
16. Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества \\ Интуиция, логика, творчество. М., 1987.
17. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996.
18. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.
19. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? М., 2006.
V. Вопросы для зачета
1. Методология научного исследования, ее предмет и место в системе знаний
2. Рефлексия, интроспекция и самонаблюдение
3. Основные средства познания. Сенсуализм, рационализм, иррационализм
4. Эмпиризм и априоризм об истоках познания
5. Основные методы познания
6. Проблема происхождения познания и сознания
7. Закономерности исторического развития мышления
8. Особенности первобытного мышления
9. Развитие мышления у детей
10. Специфика логического мышления. Логические парадоксы
11. Мышление и мозг. Функциональная асимметрия мозга
12. Язык и мышление. Роль языка в процессе познания
13. Проблема понимания и интерпретации: герменевтический аспект
14. Особенности творческого мышления
15. Роль воображения и интуиции в познавательной деятельности
16. Специфика восточного мышления
17. Эвристика и эвристические методы. Латеральное мышление
18. Развитие познавательных способностей
VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6 .1 Основная, дополнительная и нормативная литература
Основная
1. История и философия науки: учебное пособие. (под ред. Ю.В, Крянева, Л.Е. Моториной). М., 2011; МО.
2. Кузнецов В. Г. [и др.] Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник М., 2009; МО.
3. Данилова М. И., Исакова Н. В., Плотников В. В. История и методология науки. Учебно-методическое пособие по философии. КубГАУ, Краснодар, 2010.
4. Федоров П. П. Архаическое мышление: вчера, сегодня, завтра. М., 2009.
Дополнительная литература
5. Васильев С. А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев, 1974.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996.
7. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М, 1984.
8. Запорожец А., Венгер Л., Зинченко В., Рузская А. Восприятие и действие. М., 1957
10. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., УРСС. 2009.
11. Миронов В. В., Иванов А. В. Онтология и теория познания. М., 2005.
12. Леонтьев А. Н. О путях исследования восприятия \\ Восприятие и деятельность. М. 1976.
6.2 Перечень учебно-методической документации по дисциплине
6.3 Перечень рекомендуемых информационных ресурсов:
1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/
2. Философский портал http://www.philosophy.ru
3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru
4. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
5. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/
6. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
8. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/
9. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/
10. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) http://www.iep.utm.edu/
11. Новая философская энциклопедия http://iph.ras.ru/enc.htm
12. Сайт научной и учебно-методической литературы библиотеки кафедры философии КубГАУ http://kubsau.ru/chairs/philosophy/public.php
VII. Заочная форма обучения
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА для заочного отделения
«ФИЛОСОФИЯ» (ЛЕКЦИИ)
1 | Методология научного исследования, ее предмет и место в системе знаний | 2 часа |
2 | Проблема происхождения познания и сознания. Исторические формы познания | 2 часа |
3 | Язык и мышление. Роль языка в процессе познания | 2 часа |
4 | Эвристика и эвристические методы. Латеральное мышление. | 2 часа |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И
Темы контрольных работ, которые не указаны в шифре, не принимаются. Студенты, не выполнившие контрольных работ, к экзамену не допускаются.
Темы контрольных работ
26. Роль воображения и интуиции в познавательной деятельности.
27. Познание и творчество.
ЛИТЕРАТУРА, Рекомендуемая для написания
Контрольных работ
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
2. Андрос Е.И. Истина как проблема познания и мировоззрения. Киев, 1984.
3. Ахутин А.В. Экзистенция познания //Философия науки в историческом контексте. СПб., 2003.
4. Бегиашвили А.Ф. Концепция сознания современной западной философии// Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 1, Тбилиси, 1978.
5. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975.
6. Беркли Дж. Три разговора Гиласа с Филонусом // Беркли Д. Сочинения. М., 1978.
7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
8. Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1989.
9. Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.
10. Ильин В.В. Теория познания. М., 1993.
11. Жуков Н.И. Проблема сознания. Минск, 1987.
12. Жучков В.А. Кант и проблема сознания // Философия сознания: история и современность. М., 2003.
13. Когнитивный подход: Философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины /
Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Канон + Реабилитация. 2008.
14. Кондильяк Э. Трактат об ощущениях // Кондильяк Э. Соч. в 3-х тт. Т.2. М., 1982.
15. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
16. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х тт. Т.2. М., 1983.
17. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
18. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
19. Лекторский В.А. Объект, субъект, познание. М., 1980.
20. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., Едиториал УРСС. 2009.
21. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Локк Дж. Соч. в 3-х тт. Т.1. М., 1985.
22. Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1986.
23. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968.
24. Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002.
25. Милль Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной. Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования. М., 1899.
26. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2005.
27. Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.
28. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
29. Прист С. Теории сознания. М., 2000.
30. Проблема сознания с современной западной философии. М., 1989.
31. Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.
32. Рассел Б. Человеческое познание его сферы и границы. Киев, М., 2001.
33. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.
34. Сёрл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
35. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия. М., 1993.
VIII. Материалы для самостоятельной работы
Примерный тест по философии познания
1. Гносеология - это учение о:
a) человеке
b) бытии
c) ценностях
d) познании
e) природе
2. Синонимичным теории познания не является:
a) эпистмология
b) гносеология
c) когнитология
d) аксиология
3. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума,- утверждают сторонники…
a) солипсизма
b) рационализма
c) сенсуализма
d) интуитивизма
4. Главным средством познания мира является разум, считают...
a) сенсуалисты
b) рационалисты
c) интуитивисты
d) спиритуалисты
5. Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи…
a) Нового времени
b) Античности
c) Новейшего времени
d) Средневековья
6. Сторонники эмпиризма считают, что теоретическое мышление…
a) есть главный источник знания
b) способно выходить за пределы опыта
c) не связано с эмпирическим познанием
d) не может выходить за пределы опыта
7. Сторонники рационализма являются
a) Ф. Бэкон
b) Т. Гоббс
c) Р. Декарт
d) Дж. Локк
e) Б. Спиноза
8. Сознание новорожденного есть "чистая доска", которая постепенно "покрывается письменами разума", - считал...
a) Б. Спиноза
b) Дж. Локк
c) Дж. Беркли
d) Р. Декарт
9. Мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями, - утверждает…
a) идеализм
b) пантеизм
c) материализм
d) дуализм
10. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции…
a) субъективного идеализма
b) объективного
c) идеализма
d) дуализма
e) материализма
11. Классическое определение истины:
a) опытная подтверждаемость
b) соответствие знания действительности
c) полезность знания
d) свойство самосогласованности знаний
e) степень ложности
12. Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок:
a) абстрагирование
b) синтез
c) индукция
d) аналогия
e) дедукция
13. Метод познания, процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях:
a) синтез
b) индукция
c) дедукция
d) абстрагирование
e) аналогия
14. Направление, утверждающее, что существуют аспекты реальности, которые нельзя понять, опираясь только на логическое мышление:
a) релятивизм
b) агностицизм
c) рационализм
d) сенсуализм
e) иррационализм
15. Учение о «знании без слов» разрабатывалась в:
a) дзен буддизме
b) конфуцианстве
c) легизме
d) даосизме
16. Целью познания согласно философии дзен буддизма является:
a) счастье
b) истина
c) просветление
d) теория
17. Исследование творческого мышления называется:
a) эвристика
b) софистика
c) логика
d) схоластика
18. Стремление унифицировать язык науки характерно для философии
a) экзистенциализма
b) аналитической
c) психоанализа
d) неотомизма
19. Проблемы языка, науки, логика занимают центральной место в:
a) экзистенциализме
b) аналитической философии
c) фрейдизме
d) прагматизме
20. Социокультурный подход к языку и мышлению разрабатывал:
a) Л. С. Выготский
b) Э.де Боно
c) Дж. Серль
a) Г. Гарднер
b) А. Р.Лурия
c) Н. Хомский
21. Исследователь утверждающий, что язык является врожденной способностью:
d) Л. С. Выготский
e) Э.де Боно
f) Дж. Серль
d) Г. Гарднер
e) А. Р.Лурия
f) Н. Хомский
22. Теория латерального мышления была разработана:
a) Л. С. Выготским
b) Э.де Боно
c) Дж. Серлем
d) Г. Гарднером
e) А. Р.Лурия
23. Теория множественного интеллекта предложена:
a) Л. С. Выготским
b) Э.де Боно
c) Дж. Серлем
d) Г. Гарднером
e) А. Р. Лурия
Ведерников В. В.
В. фон Гумбольдт
Форма языков
Для успешного продвижения по намеченному выше пути необходимо, конечно, установить правильное направление в исследовании языка. Язык следует рассматривать не как мертвый продукт (Erzeugtes), но как созидающий процесс (Erzeugung). При этом надо абстрагироваться от того, что он функционирует для обозначения предметов и как средство общения, и вместе с тем с большим вниманием отнестись к его тесной связи с внутренней духовной деятельностью и к факту взаимовлияния этих двух явлений…
По своей действительной сущности язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее. Даже его фиксация посредством письма представляет собой далеко не совершенное мумиеобразное состояние, которое предполагает воссоздание его в живой речи. Язык есть не продукт деятельности (Ergon), а деятельность (Energeia). Его истинное определение может быть поэтому только генетическим. Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикулируемый звук пригодным для выражения мысли. В строгом смысле это определение пригодно для всякого акта речевой деятельности, но в подлинном и действительном смысле под языком можно понимать только всю совокупность актов речевой деятельности. В беспорядочном хаосе слов и правил, который мы по привычке именуем языком, наличествуют лишь отдельные элементы, воспроизводимые – и притом неполно – речевой деятельностью; необходима все повторяющаяся деятельность, чтобы можно было познать сущность живой речи и составить верную картину живого языка. По разрозненным элементам нельзя познать то, что есть высшего и тончайшего в языке; это можно постичь и уловить только в связной речи, что является лишним доказательством в пользу того, что каждый язык заключается в акте его реального порождения.
В. фон Гумбольдт
Освальд Шпенглер
Закат Европы
Природа и история – вот два крайних, противоположных способа приводить действительность в систему картины мира. Действительность становится природой, если все становление рассматривать с точки зрения ставшего; она есть история, если ставшее подчинять становлению. Действительность может быть созерцаема в ее образе – так возникает мир Платона, Рембрандта, Гёте и Бетховена – или может быть понимаема в ее элементах – и тогда это миры Парменида и Декарта, Канта и Ньютона. Познавание, если употреблять это слово в наиболее выразительном значении, есть тот акт переживания, результат которого называется "природа". Познанное и природа идентичны. Все познанное равнозначаще с механически ограниченным и установленным, как это было доказано на примере символа математического числа. Природа есть совокупность закономерно необходимого. Существуют только естественные законы. Ни один физик, понимающий свое назначение, не захочет переступить за эту границу. Его задача заключается в том, чтобы установить совокупность, упорядоченную систему всех законов, которые можно извлечь из картины природы, более того, которые исчерпывающе и без остатка изображают картину природы.
С другой стороны, созерцание – я напоминаю слова Гёте: "созерцать" очень следует отличать от "смотреть" – есть такой акт переживания, такой феномен, который в самом процессе своего осуществления есть история. Пережитое есть происшествие, есть история.
Все происходящее совершается один раз и никогда не повторяется. Оно подчинено принципу направления ("времени"), необратимости. Происшедшее, противостоящее становлению, как нечто ставшее, и живому, как нечто застывшее, неизменно, принадлежит прошлому. Чувствование этого явления есть боязнь мира. Все познанное вневременно, не принадлежит ни прошлому, ни будущему и обладает длительным значением. Таково внутреннее свойство законов природы. Закон, установленное – аисторичны. Они исключают случайность. Законы природы суть формы неорганической необходимости. Понятно, почему математика, являющаяся распорядком ставшего при посредстве числа, имеет отношение постоянно к законам и причинности, и только к ним одним.
Становление "не имеет отношения к числу". Только безжизненное можно сосчитать, измерить, разложить. Чистое становление, жизнь не имеет границ в этом смысле. Оно лежит вне границ области причины и действия, закона и меры. Никогда глубокое и настоящее историческое исследование не будет доискиваться причиной законности, иначе это было бы равносильно непониманию его собственной сути…
Видимая внешность всякой истории, согласно этому, имеет то же значение, как и внешний облик отдельного человека, рост, выражение, манеры, походка, способ выражаться, деятельность. Все это материал для знатока людей. Тело, ограниченное, ставшее, преходящее, есть выражение души. Но быть знатоком людей – значит также знать и те организмы большего стиля, которые я называю культурами, понимать их выражение, их язык, их поступки, так же, как понимают эти проявления у отдельного человека. Писать историю с философской точки зрения – значит делать то же самое, что делал Шекспир, когда он писал свои трагедии отдельных людей.
Физиогномика есть перенесенное в духовную область искусство портрета. Дон Кихот, Вертер, Жюльен Сорель – вот портреты целых эпох. Фауст – это портрет целой культуры. Естествоиспытатель, морфолог, систематик знает портрет мира только как подражательную задачу. Это то же, что "верность оригиналу", "сходство" для живописца-ремесленника, в сущности работающего чисто математически. Настоящий портрет, в духе Рембрандта, есть физиогномика, есть история. Ряд его автопортретов есть не что иное, как чисто гетевская автобиография. Так должны быть написаны биографии великих культур. Подражательная часть, работа специалиста историка над датами и числами есть только средство, а не цель. Чертами лица истории является все, что до сего времени умели оценивать только по личному масштабу, по категориям пользы и вреда, добра и зла, приятного и неприятного, – любая государственная форма, так же как и экономическое состояние, сражения и искусства, науки и боги, математика и мораль. Вообще все, что стало, все, что проявляется, есть символ, есть выражение души. Нужно все это наблюдать взглядом знатока людей, нужно не приводить в законы, а прочувствовать это во всем его значении. И таким образом исследование поднимается к последней и высшей достоверности: все происходящее есть только подобие...
Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993.С.158–166
Прекрасный рассвет
Однажды ученик попросил Лао-цзы:
- Позвольте мне сопровождать Вас на утреннюю прогулку.
Лао-цзы сказал:
- Только с одним условием: не разговаривать.
Утром они пошли в горы. Целый час ученик молчал, сдерживая себя. Но когда начало подниматься Солнце, долина стала такой прекрасной, что ученик не выдержал и воскликнул:
- Какой прекрасный рассвет! Лао-цзы сказал:
- Ты все испортил.
Больше он никогда не брал этого ученика с собой.
Точная рука плотника
Плотник Чуй чертил от руки точнее, чем с помощью циркуля и угольника. Его пальцы следовали превращениям вещей и не зависели от его мыслей и желаний. Поэтому его сознание всегда было цельным и не знало никаких преград.
Мы забываем о ноге, когда сандалии нам впору. Мы забываем о пояснице, когда пояс халата не жмёт. Мы забываем о «правильном» и «неправильном», когда наш ум нам не мешает. И мы не меняемся внутри и не увлекаемся внешними вещами, когда нам не мешают наши дела. Не иметь помех с самого начала и никогда не иметь их потом - значит не создавать себе помех даже забвением помех.
Дзен буддийские притчи
Пустая лодка
Лин-чи рассказывал:
Когда я был молодым, мне нравилось плавать на лодке. У меня была маленькая лодка: в одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там.
Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударилась о мою. Во мне поднялся гнев! Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне было его выплёскивать? Мне ничего не оставалось делать, как вновь закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу. В тот момент, когда я увидел его, я сделал первый шаг на моём Пути.
В эту тихую ночь я подошёл к центру внутри себя. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил:
- Эта лодка тоже пуста.
Я закрывал глаза и направлялся внутрь себя.
Знать изнутри
Один человек пришёл к великому художнику и сказал:
- Я хочу научиться рисовать бамбук. Что мне нужно делать?
Учитель ответил:
- Сначала пойди в джунгли и живи три года среди бамбука. Когда ты начнёшь чувствовать, что ты стал бамбуком, возвращайся.
Человек ушёл и не вернулся. Прошло три года, учитель ждал, ждал, а потом был вынужден отправиться на поиски этого человека и посмотреть, что случилось, - потому что если вы стали бамбуком, то как же вы можете вернуться к учителю?
Когда учитель пришёл, то увидел, что человек стоит в бамбуковой роще. Дул ветер, бамбук раскачивался и танцевал, вместе с ним раскачивался и танцевал человек.
Учитель потряс его. Он сказал:
- Что ты делаешь? Когда ты собираешься рисовать?
Тот ответил:
- Забудь об этом. Оставь меня в покое! Не мешай мне.
Учителю пришлось силой тащить его домой. Он сказал:
- Теперь ты готов рисовать бамбук, потому что теперь ты знаешь изнутри, что такое бамбук.
Улитка на дереве
Мастера спросили, испытывал ли он когда-нибудь разочарование оттого, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы. В ответ Мастер рассказал историю об улитке, которая начала взбираться по вишнёвому дереву холодным, ветреным днём запоздалой весны.
Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на неё. Затем одни из них подлетел к ней и спросил:
- Эй, ты, разве не видишь - на этом дереве нет вишен?
Не прерывая своего пути, малютка ответила:
- Будут, когда я туда доберусь.
Дзэнский диалог
Дзэнские учителя обучали своих молодых учеников умению правильно беседовать.
В двух дзэнских храмах было по ученику-ребёнку. Один, идя каждое утро за овощами, встречал на пути другого.
- Куда ты идёшь? - спросил как-то один.
- Иду, куда ноги несут, - ответил другой.
Этот ответ изумил первого, и он обратился к своему учителю за помощью.
- Завтра, - сказал учитель, - когда ты встретишь этого мальчика, задай ему тот же вопрос. Он ответит тебе также, и тогда ты спроси: «А если бы у тебя не было ног, куда бы ты шёл?» Это поставит его в затруднительное положение.
На следующее утро дети снова встретились.
- Куда ты идёшь? - спросил первый.
- Куда ветер дует, - ответил второй.
Это снова привело в замешательство первого ученика, и он снова обратился к учителю.
- Спроси его, куда бы он пошёл, если бы не было ветра, - предложил ему учитель.
На следующий день дети встретились в третий раз.
- Куда ты идёшь? - спросил первый.
- На рынок за овощами, - ответил второй.
Источник: http://pritchi.ru
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абсолют (лат. - absolutus - безусловный) - философское понятие, используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного, которое не зависит ни от чего другого, само по себе содержит все существующее.
Абсолютная идея - категория философии немецкого философа Гегеля (1770 – 1831 гг.), трактующая абсолют (см. абсолют) как высшую силу, мировой разум.
Абсолютное и относительное - категории диалектики. Абсолютное -безусловное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее. Относительное - условное, зависящее от тех или иных условий и, следовательно, временное, преходящее.
Абстрактное и конкретное. Абстрактное (лат. abstractio - отвлечение) - односторонее, простое, неразвитое. Конкретное (лат.conkretus - сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное.
Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от некоторых свойств предметов и отношений между ними и вычленении какого-либо свойства или отношения.
Агностицизм (греч. а - отрицание и gnosis - знание) - учение, отрицающее возможность познания мира. Три основных этапа развития: скептицизм, юмизм, кантеанство.
Адаптация (лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды.
Аксиология (греч. axia - ценность и logos - учение) - область философского знания, занимающаяся исследованием природы ценностей ( см. ценностъ ).
Анализ и синтез (греч. analysis - разложение и synthesis - соединение) -процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.
Антропогенез (греч. anthropos - человек и genesis - происхождение) -теория, рассматривающая процесс возникновения и развития человека как общественного существа.
Апостериори (лат. a posteriori - из последующего) - знания, полученные из опыта.
Априори (лат. a priori - изначально ) - знания, полученные до или вне опыта.
Атеизм (греч. а - отрицание, theos - бог ) - учение, отрицающее существование Бога.
Атрибут (лат. attribuo - придаю, наделяю) - важнейшее, постоянное,
неисчезающее свойство предмета.
Верификация (лат. verificare - доказывать истину) - принцип логического позитивизма, философского направления XIX - XX вв., утверждающий истинность только тех знаний, которые можно проверить в непосредственном чувственном опыте. Исходя из этого принципа, все гуманитарные знания, в том числе и философские, провозглашались неистинными.
"Вещь в себе" - философская категория, обозначающая вещь существующей саму по себе, независимо от нашего сознания. Вещь, которую невозможно познать. Данная категория подробно рассматривалась И. Кантом (1724 – 1804 гг.) в его работе "Критика чистого разума".
Внешнее и внутреннее - стороны предмета или процесса, различающиеся своим местом и ролью в структуре целого. Внешнее непосредственно доступно, определяется внутренним. Внутреннее непосредственно не дано, познается через внешнее.
Восприятие - чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Гносеология (см.: "Теория познания").
Дедукция - метод исследования, предполагающий движение познавательного процесса от общего к частному.
Деизм (лат. deus – бог) - учение о Боге как безличной первопричине мира.
Детерминизм и индетерминизм (лат. determinare - определять) – противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Детерминизм признает всеобщую, закономерную связь явлений в мире. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме - отрицание причинности вообще).
Диалектика (греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю) - учение о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.
Дуализм ( лат. duo - два ) - философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами. Противоположно монизму.
Духовное производство - понятие, характеризующее систему учреждений и институтов, создающих духовные ценности.
Единичное, особенное, общее и всеобщее - философские категории, выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания. Каждый объект предстает перед человеком сначала как нечто единичное. Общие черты, присущие некоторым объектам, выступают как особенное. Одинаковые характеристики многих предметов - общее. Другие, обнаруживаемые у всех без исключения объектов, рассматриваются как всеобщее.
Закон - внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.
Знание - идеальное выражение в знаковых системах объективных свойств и связей мира.
Идеализм – направление в философии, считающее духовное начало первоосновой мира, природы, сущего. Идеализм является философским материализма.
Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека. Сферу идеального образуют многообразные формы природного, социального, культурного и духовного бытия.
Идеология – социально-философская категория, обозначающая один из уровней общественного сознания, которая определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.
Индетерминизм – философское направление, отрицающее причинное обусловливание явлений в мире.
Индукция – вид умозаключения и метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщениям все более высокого порядка.
Инструментализм – взгляд на знание в целом и на научное знание в частности как на инструменты, орудия приспособительной деятельности человека, в наибольшей степени пригодные для систематизации и организации его опыта. Версия прагматизма, в котором понятия, идеи, теории – полезные инструменты приспособительной деятельности в той или иной конкретной ситуации.
Интенция – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.
Интроспекция – самонаблюдение, наблюдение человеком, за собственной внутренней осознанной психической жизнью.
Интуитивизм – философское направление, полагающее интуицию важнейшим источником познания.
Инь и ян – основные понятия древнекитайской натурфилософии. Инь и ян – два полярных первоначала: темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное. Весь процесс мироздания и бытия рассматривается как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу.
Иррационализм – 1. В онтологии – учение, по которому в мире нет устойчивых, фиксированных элементов и связей между ними. Следовательно, все в мире является уникальным, единичным, неповторимым, случайным и такую систему нельзя просчитать, она не поддается воспроизведению, ее нельзя оценить с позиции общепринятых норм. 2. В гносеологии – учение о непознаваемости многообразного мира с помощью логики, понятийного мышления, науки.
Истина – это соответствие субъекта объекту или адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания..
Категория – философский термин, обозначающий наиболее общее понятие, а также первоначальную и основную форму бытия в идеализме.
Когерентность – теория истины, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость.
Количество – категория философии, определяемая как совокупность несущественных характеристик предмета.
Концептуализм – одна из основных точек зрения в решении проблемы общих понятий. Концептуализм признает реальность общего в уме, а именно, отстаивает точку зрения, согласно которой, человеческий ум абстрагирует, отвлекает сходные признаки вещей и объединяет их в понятия ума.
Логика – (от греч. – «слово», «рассуждение») – учение о мышление в понятиях и о языке как средстве и форме его выражения; имеет множество направлений и интерпретаций.
Логический позитивизм – этап развития неопозитивизма как «философии науки», связанный с т.н. Венским кружком 20-30-х гг. XX в.
Логос – термин, обозначающий мысль, точно (правильно) выраженную в слове. В античности – мировой разум, в средневековье отождествлялся с И. Христом.
Ложь – это преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.
Майевтика – помощь в рассуждении и в философии Сократа – способность побуждать собеседника к мудрости.
Материализм – направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение всего сущего к материи. Иначе говоря, все, что существует – материально, хотя и не обязательно вещественно. Материализм является одной из форм философского мировоззрения, и отрицает существование каких-либо внеприродных начал (Бога, абсолютного духа, и т.п.).
Материализм вульгарный – материализм середины XIX в., получивший это название от Ф. Энгельса. Представители вульгарного материализма исследовали и пропагандировали упрощенные идеи о соотношении мышления и физиологии мозга. Впоследствии «вульгарным материализмом» стали называть всякую попытку объяснения духовных явлений путем сведения их к деятельности мозга.
Метод познания – система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Методология – 1) учение о научных методах познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.
Мировоззрение – это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение человека к действительности, общее понимание им мира, так и его жизненную позицию, жизненную программу деятельности.
Моделирование – метод научного познания, сущность которого заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной (или подобранной) его модели, на его «заменителе».
Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения и восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры.
Наблюдение – это эмпирический метод научного исследования, познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
Натурализм – философское направление, рассматривающее природу как универсальный принцип объяснения всего сущего. В широком смысле слова означает фундаментальную философско-мировоззренческую установку, предполагающую объяснение природы исходя из нее самой, а не из внешнего по отношению к ней начала.
Наука – это динамичная система объективно-истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу.
Номинализм – (от лат. – имя, название) философское учение, согласно которому всеобщие понятия (универсалии) всего лишь языковые обозначения, не выражающие никакой объективной действительности вне мышления.
Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором. Ноосфера – особая, связанная с развитием человека как мыслящего существа, облекающая земной шар оболочка, все процессы которой испытывают на себе определяющее воздействие человеческой активности.
Общественное сознание – категория для обозначения той духовной реальности, которая обуславливается общественным бытием и является в основном его отражением и воспроизведением.
Отражение – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих структур особенности других систем. Основой и признаком отражения является взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след).
Панлогизм – синоним объективного, абсолютного идеализма (Г. Гегеля), фактически утверждающего тотальную разумность и логичность мира.
Пантеизм – учение, отрицавшее личного Бога, приближавшего его к природе и отождествлявшее их.
Парадигма – строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, а также как признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода. У Т. Куна, который ввел в научный оборот это понятие, парадигма – это не только теория, но и способ действования, модель, образец решения исследовательских задач.
Позитивизм – направление в философии XIX – первой половины XX вв., представители которого для решения проблем мироздания предлагали воспользоваться не философским (умозрительным) подходом, а методами естественных наук и данными конкретных опытов.
Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации полученной информации. Результатом познания является знание. Соответственно видов познания будет столько же, сколько и видов знания (обыденное, религиозное, мифологическое, художественное, научное, эмпирическое, теоретическое и др.).
Понимание – центральная категория философской герменевтики; определяется двояко: как поиск и выявление или как приписывание смысла. В универсальной герменевтике Ф. Шлейермахера понимание -выявление смысла текста, отождествляемого со скрытыми интенциями его автора. Понимание – результат «диалога» истолкователя и автора текста, в процессе которого истолкователь интерпретирует текст.
Понятие – мысль, выраженная словом, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительные признак. Понятие (наряду с суждением и научной теорией) представляет собой форму отражения и конструирования мира на рациональной, логической ступени познания.
Практика – это целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека в формах производства, научного эксперимента и изменения социальных отношений.
Причинность – причинная связь – это связь двух объектов, при которой один объект порождает изменение другого посредством передачи соответствующего количества вещества, энергии или информации.
Психика – способность организма к отражению внешней и внутренней среды. В психике выделяют конкретные способности: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, эмоции, чувства, волю. Психика возникла в эволюционном процессе как средство эффективного приспособления организма к окружающей среде, в том числе активного приспособление с помощью опережающего отражения.
Разум – ум, способность человеческого сознания не только устанавливать причины и следствия (для чего достаточно и рассудка), но постигать смыслы и ценности, формулировать принципы и понимать идеи, позволяющие не только судить о мире теоретически, а и целенаправленно действовать и поступать. В сфере познания разум выступает как высшая форма мышления, выражающая закономерные связи вещей в объективных структурах рационального знания.
Развитие – качественное изменение и появление новых форм бытия, сопровождаемые возникновением новых внутренних и внешних структур и связей. В обществе связывается с идеей прогресса и модернизации.
Рационализм – (от лат. – «разумный») – учение признающее приоритет разума по отношению к чувственным формам познания. Рационализм противостоит иррационализму, эмпиризму и сенсуализму
Рациональность – разумность, соответствие осмысленному и целесообразному.
Реализм – философский термин, употребляемый в двух основных смыслах: 1) средневековый реализм, противоположный номинализму и утверждающий объективное существование общего (универсального) вне сознания людей. 2) в XIX в. реализм – это такая позиция в философии, которая признает действительность, реальность вне и независимо от субъекта, от сознания, познаваемую через ощущения и мышление. Реализм в таком понимании выступает как противоположность субъективному идеализму.
Релятивизм – философское учение, представляющее собой развертывание принципа «все относительно». В онтологическом плане релятивизм утверждает, что вещи не существуют сами по себе, а всегда даны в тех или иных отношениях. В гносеологическом плане релятивизм, всячески подчеркивая изменчивость, условность, ограниченность знаний, использует эти аспекты мышления как аргументы против объективно-общезначимой истины, а также утверждает, что познание относительно и условно.
Рефлексия – (от лат. – «обращение назад») – процесс осознания человеком показаний органов чувств, собственного знания и осмысление своего внутреннего мира и себя как субъекта жизнедеятельности. В широком смысле философская рефлексия – необходимый момент всякого философствования, осмысление предельных оснований культуры, бытия и мышления, предметное рассмотрение знания, самопознание, раскрывающее строение и специфику духовного мира человека.
Самосознание – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего и деятельного субъекта. Самосознание – неотъемлемая сторона сознания, включающего в себя рефлексию и познание своего отличия от всего остального мира. Помимо познания себя, оно предполагает также эмоционально-ценностное и деятельно-регулятивное отношение к себе.
Семантика – раздел семиотики, изучающий отношения между знаками и репрезентируемыми (представляемыми) ими объектами. Исходными понятиями семантики являются понятия предметного и смыслового значения знака. Предметным значением знака называют тот объект, который представляется данным знаком. Смысловым значением называют информацию о репрезентируемом предмете, которую содержит сам знак или которая связывается с ним в процессе человеческого общения и познания.
Семиотика – общая теория знаковых систем. к знаковым системам относятся естественные и искусственные языки, системы сигнализации в человеческом обществе и животном мире, системы художественных, изобразительных средств в различных видах искусства, системе культовых действий и т.п. Эти разнородные системы исследуются в семиотике в аспекте выполнения ими знаковой, репрезентационной функции.
Сенсуализм – (от лат. – «чувство», «ощущение») – одно из основных направлений в философии, выводящее познание из чувственных восприятий, причинами которых называются внешние или внутренние ощущения.
Синтез – универсальный метод мышления; соединения множества элементов в единое целое, осуществляемое в познавательной и практической деятельности. Как познавательный метод, синтез имеет множество модификаций: восприятие есть синтез ощущений, представление есть синтез множества восприятий, теория есть синтез множества понятий и т.п.
Сознание – важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности. Сознание противоположно бессознательному и включает в себя самосознание. Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношения духа и природы, материи и сознания. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не зависящее от объективного мира и созидающее его. Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности.
Солипсизм – (от лат. – «один») – философское направление, утверждающее существование только субъективного «Я». Существование же всего другого, помимо моего сознания внешнего мира и других мыслящих субъектов остается проблематичным.
Структура – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы. В структуру входит общая организация предмета, процесса, пространственное и временное расположение частей и т.п. Структуру образуют не любые связи и отношения, а прежде всего закономерные, сущностные. Наиболее важные связи и отношения (среди сущностных) называются интегрирующими; они воздействуют на другие закономерные связи, обуславливая общую специфичность структур в пределах системы.
Субстанция – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.
Субъект и объект – в теории познания субъект – это источник познавательной активности, объект – это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Понятия субъект и объект соотносительны; одно без другого невозможно. В современной философии все большее значение для понимания субъективно-объективных взаимодействий приобретает анализ условий этого взаимодействия.
Сущность и явление – сущность – это глубинные отношения или свойства системы, от которой зависят другие ее отношения или свойства. Явление – это свойства, признаки и отношения системы, обусловленные ее сущностью. Все материальные системы, заключая в своем содержании причинно-следственные связи, имеют обусловленное и обуславливающее. Нет ни одной системы, которая имела бы одно и не имела бы другого; нет сущности без ее проявления, нет явления без сущности. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом.
Теория – высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой либо сфере реальности. Благодаря теоретическим знаниям человек может создавать то, что не существует в природной и социальной реальности, но возможно с точки зрения общей логики ее развития, представленной в теории.
Трансцендентный – (от лат. – «переступать», «выходить за пределы опыта») – понятие для обозначения того, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания и сознания вообще. Трансцендентное противопоставляется имманентному, как остающемуся внутри возможного опыта.
Факт – (от лат. – «совершившееся», «сделанное») событие или состояние дел. К фактам относят конкретные проявления, стороны, качества явления изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью. Факты составляют базис, фундамент науки, поэтому точность, строгая истинность их бытия должна, по возможности, исключать воздействие субъекта, хотя для их интерпретации всегда необходима та или иная теория.
Фальсификации принцип – проверка ложности теории в результате эксперимента или теоретического анализа. Этот принцип в научный оборот ввел К. Поппер. Данная процедура формально симметрична верификации. Согласно фальсификации, лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, т.е. которые способны доказать свою ложность.
Форма и содержание – под содержанием понимается все то, что представлено элементами той или иной системы. Сюда входят не только субстраты-элементы, но и отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Форма есть внешнее выражение содержания и способ его организации в те или иные структуры. Существуют различные типы содержания (существенное и несущественное, необходимое и случайное, материальное и идеальное и т.п.) и соответственно различные виды формы.
Целесообразность – соответствие поступка, поведения или деятельности определенной цели, вырабатываемой или самостоятельно, или предзаданной какой-то более высокой, чем организм инстанции.
Целое и часть – понятие целого близко к понятию «система», однако между ними имеется различие. Говоря «целое», мы ставим вопрос: целое чего? И отвечаем – целое частей. Части чего? – Части целого. Целое как бы транслирует, передает свою специфику частям. В каждой части есть специфика целого. Целое есть сумма частей в количественном отношении и целое больше суммы частей в качественном отношении. Целое и части не существуют друг без друга; одно целое порождает другое целое посредством общей части.
Целостность – высшая форма организованности, связности и упорядоченности предмета, содержащее в себе как бы матрицу всех его возможных проявлений в сфере материи и духа.
Цель – идеальный образ и предвосхищающая модель жизненных ситуаций человека; специфический способ детерминации человеческой деятельности. Цель как закон определяет сущностный характер жизнедеятельности человека, превращая ее из простого приспособления к окружающей среде в творчески активное преобразование мира. Целеполагание есть и в поведении высших животных.
Эволюция – философская и общенаучная теория, дающая обобщенное выражение совокупности концепций поступательного развития природы, общества, духа. В более узком смысле эволюция рассматривается как постепенное изменение и противопоставляется скачкообразному, качественному типу изменений.
Эвристика – (от греч. – «открываю», «отыскиваю») – это метод нахождения нового с помощью интуиции, продуктивного воображения и гипотетического знания. В общем виде эвристика – искусство открытия, альтернатива алгоритму как технологии решения задач. Поэтому эвристика не гарантирует успех, а открывает путь к нему.
Эксперимент – термин, широко применяемый в философии и методологии науки; обозначает, как правило, исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования.
Экстраполяция – метод научного познания, заключающийся в переносе эмпирической и теоретической информации о данной содержательной области на другую содержательную область. При этом «другая содержательная область» оказывается либо еще не ставшей объектом прямого анализа вещью, либо недостаточно субъектом освоенной.
Эмпиризм – (от греч. – «опыт») – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. Эмпиризм всегда был тесно связан с сенсуализмом и обычно противопоставлялся рационализму, подчеркивающему преимущественную роль разума в происхождении и функционировании знания.
Язык - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности.
Учебное издание
Суховерхов Антон Владимирович
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие
В авторской редакции
Подписано в печать 04.02.13г. Формат 60×84/8
Тираж 100 экз. Печ. л. 5,2 Уч.-изд. л. 2,3.
Заказ № 125
Типография Кубанского государственного аграрного университета,
350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13
ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие для магистров
Очного и заочного обучения
Краснодар
2013
УДК 165 (076)
ББК 87.4
С91
Рецензент:
М. И. Данилова – д-р филос. наук, зав. кафедрой философии КубГАУ
Суховерхов А. В.
С91 Методология научного исследования: учеб.-метод. пособие / А. В. Суховерхов. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 42 с.
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначено для магистров очного и заочного обучения по направлению подготовки 080100.68 «Экономика».
УДК 165 (076)
ББК 87.4
© Суховерхов А. В., 2013
© ФГБОУ ВПО «Кубанский
государственный аграрный
университет», 2013
Оглавление
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 4
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ.. 6
III. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 7
V. Вопросы для зачета.. 13
VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины... 13
6.1 Основная, дополнительная и нормативная литература. 13
VII. Заочная форма обучения.. 15
Темы контрольных работ. 16
VIII. Материалы для самостоятельной работы... 18
8.1 Примерный тест по философии познания. 18
8.2 Фрагменты текстов первоисточников для самостоятельного изучения. 22
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.. 35
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Учебно-методическое пособие составлено на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров 080100.68 «Экономика» утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2010 г. № 543 и рабочего учебного плана, утвержденного ученым советом университета от 26.03.2012г. № 6.
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – дать необходимые знания по основным проблемам и достижениям в философии познания и их практическим применениям.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- предмет философии познания;
- место философии познания в системе наук;
- историю развития идей в области философии познания, основные современные тенденции и направления в исследовании познания;
- основные области применения философии познания;
Уметь:
- методологически грамотно проводить эмпирические и теоретические исследования, выработанные в ходе развития философской мысли;
- практически применять философские знания в области избранной специальности и связанных с ней творческих подходов в решении профессиональных задач;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных фактов и явлений, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии социальных тенденций.
Владеть:
- методами научно-исследовательской работы.
- целостным и системным представлением о принципах и законных мышления;
- навыками восприятия, интерпретации и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Иметь представление:
- о сущности познания, уровнях познания, культурных и индивидуальных особенностях познания;
- о ключевых проблемах и достижениях современных исследований в области теории познания и их практического применения.
Виды и задачи профессиональной деятельности по дисциплине:
- обеспечить формирование у магистров потребности повышения уровня своей профессиональной подготовки путем постоянного обновления полученных знаний, способностей совершенствованию своего профессионального мастерства;
- формирование философского, теоретически выраженного мировоззрения;
- развитие интереса к фундаментальным знаниям;
- стимулирование потребности к философским оценкам событий и фактов действительности.
Задачами по дисциплине является:
- дать представление о предмете философии познания и значении философского знания в современной культуре;
- изучить структуру предмета философии познания, познакомить с категориальным и понятийным аппаратом данной области знания;
- раскрыть существо основных проблем современной философии познания;
- определить специфику и закономерности развития представлений о познании;
- содействовать подготовке научных работ и публикаций.
Данная дисциплина является базовой частью общенаучного гуманитарного, социального и экономического учебного цикла М.1 ООП.
В качестве исходных знаний, умений и компетенций студента необходимо освоение курсов «Философия» и «Логика».
Дисциплина не является предшествующей для других специальных философских дисциплин магистратуры.
2. Примерные требования к формируемым компетенциям
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК):
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
№ |
П/п
Название раздела
дисциплины
Объем часов
III. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Методология научного исследования, ее предмет и место в системе знаний
Научное познание как предмет философского анализа (естественнонаучные и философские подходы к проблеме познания). Эпистемология, гносеология, когнитивные науки. Проблема исследования субъективного начала. Понятие рефлексии. Интроспекция и самонаблюдение. Самоанализ. Понятие феноменологической редукции. Исследование познания в других областях знания.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 226.