Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 5 сентября 1995 года «Об обеспечении единства измерений» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., № 32, ст. 420) изменения и дополнения, изложив его в новой редакции:
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы обеспечения единства измерений в Республике Беларусь и направлен на защиту прав и законных интересов граждан и государства от последствий неточных и неправильно выполненных измерений.
Разделы:
1.ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ
3. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
4. МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМИССИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР
6. МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ИНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
8. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ. ОПЛАТА РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
• 5 Технический регламент Республики Беларусь ТР 2007/003/BY” Единицы измерений, допущенные к применению на территории Республики Беларусь“. Основные положения, разделы, принцип построения.
Техническим регламентом устанавливаются требования к единицам измерений, допущенным к применению на территории Республики Беларусь, к их наименованиям, обозначениям, соотношениям, правилам написания и применения, а также кратным и дольным значениям этих единиц измерений.
Технический регламент – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий обязательные для соблюдения технические требования.
Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни, здоровья человека, его имущества и охраны окружающей среды. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
В техническом регламенте должны содержаться:
– правила и формы оценки соответствия требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для оценки соответствия;
– правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту;
– требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов.
Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.
Сроки введения в действие технических регламентов устанавливаются с учетом времени, необходимого для осуществления мероприятий по обеспечению соблюдения требований технических регламентов, но не ранее чем через шесть месяцев со дня официального опубликования информации об их утверждении, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Технический регламент не может быть введен в действие, если отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в техническом регламенте. Требования, содержащиеся в технических регламентах, могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.
При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:
– национальной безопасности;
– защиты жизни, здоровья и наследственности человека;
– охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;
– предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.
О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.
6. Основные понятия, определения и области законодательной и прикладной метрологии.
Законодательная метрология – раздел метрологии, относящийся к деятельности, направленной на обеспечение единства и необходимой точности измерений, требующей регламентации и контроля со стороны государства.
Сфера законодательной метрологии – установленные Законом “Об обеспечении единства измерений” и иными законодательными актами Республики Беларусь сферы деятельности, в которых в целях обеспечения единства измерений осуществляются государственное регулирование и управление, а также государственный метрологический надзор.
Практическая (прикладная) метрология – раздел метрологии, предметом которого являются вопросы практического применения разработок теоретической метрологии и положений законодательной метрологии.
Тенденции развития прикладной метрологии:
1. сближение по точности эталонов единиц физических величин и рабочих средств измерений, используемых в новых технологиях.
2. сближение измерительных приборов со средствами вычислительной техники.
3. сближение процессов измерения и изготовления продукции.
4. стирание граней между метрологией и общефизическими исследованиями. Основные задачи прикладной метрологии:
1. Экспериментальные исследования физических явлений и процессов, способных составить основу новых эталонов, в большей степени отвечающих перспективным требованиям практики.
2. Экспериментальные исследования свойств эталонов физических величин с целью установления их метрологических характеристик и потенциальных возможностей
3. Экспериментальное изучение свойств измерительных приборов, датчиков, стандартных образцов.
4.Создание и совершенствование законодательных основ измерительной техники
5. Организация поверочных работ.
6. Организация работ по определению качества продукции и ее сертификации и оптимизация измерительного эксперимента, повышение точности измерений.
•
•
• 7 Единицы измерений. Международная система единиц (СИ). Основные и производные единицы СИ, действующие на территории РБ.
Единица измерения – величина, условно принятая за единицу, с которой сравниваются другие однородные величины для выражения их количественного значения по отношению к этой величине.
Основная величина – одна из величин, которая в данной системе величин принята условно в качестве независимой от других величин;
основная единица – единица измерения основной величины в данной системе величин;
производная величина – величина, определенная в данной системе величин как функция основных величин этой системы;
производная единица – единица измерения производной величины в данной системе величин;
Производные единицы СИ образуются из основных единиц СИ по правилам образования когерентных производных единиц СИ на основании законов, устанавливающих связь между физическими величинами, или математических формул. Производные единицы СИ, имеющие специальные наименования и обозначения могут быть использованы для образования других производных единиц СИ.
Система единиц – совокупность основных и производных единиц, образованная в соответствии с правилами, установленными для данной системы величин.
На территории Республики Беларусь применяются: единицы Международной системы единиц (далее – СИ), принятой на Генеральной конференции по мерам и весам (далее – ГКМВ); единицы, не входящие в СИ.
Допускаются к использованию на территории Республики Беларусь условные единицы, оцениваемые по условным шкалам.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 180.