Социогенез — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. В Греции во времена Платона и Аристотеля было полисное устройство – союз мелких государств. Там начала появляются борьба социальных сил. Платон считал, что идеальное общество должно состоять из 3 сословий: 1.низшее (ремесленники, земледельцы); 2.воины; 3.управляющие (мудрецы и философы). Эти три сословия комплектуются в связи с преимущественным складом души (три части души). У правителей доминирует разум. У воинов – эмоциональная составляющая души. Платон считал, что корень социальных неурядиц в обществе – это частная собственность на средства производства. Аристотель рассматривал вопрос о том, что лежит в основе общества. Он считал, что в его основе лежит социальная природа человека, так как человек – это общественное политическое животное. Он считал, что наилучшей формой власти является монархия, аристократия, полития. В средние века выработалась концепция о церкви. Здесь основной концепции происхождения общества считается теологическая, согласно которой человека создал по образу и подобию своему Бог. В новое время формируется представление, объясняющее существование общества естественными причинами. Одни философы считали, что люди раньше боролись между собой и, чтобы не уничтожить друг друга, объединились в общество. Государственные институты – это результат общественного договора между людьми. Возникли и другие концепции: общество понимается как определённый живой организм, в котором правительство выполняет функции разума. В немецкой классической философии разрабатывается идея закономерности. У Гегеля эта закономерность связана с развитием мирового разума. Возрастает степень свободы людей. На основе этих концепций сформировалась марксовская концепция развития социума. У Маркса общество развивается с помощью определённых материальных предпосылок. Общественное бытие является первичным по отношению к общественному сознанию. Общественное бытие – процесс жизни общества, ядром этого являются производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе производства. В зависимости от того, какие формы собственности преобладают в обществе, общество выглядит определённым образом. Парадигмы интерпретации общества: 1.Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями; 2.Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (общественный договор, Руссо, Жан-Жак); 3.Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером; 4.Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века. В основе социальных отношений лежит установление «смысла» намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения; 5.Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система. 6.Холистический подход. Общество рассматривается как целостная циклическая система, закономерно функционирующая на основе как линейного государственного механизма управления с использованием внутренних энергоинформационных ресурсов, так и внешней нелинейной координации определенной структуры (соборного общества) с притоком внешней энергии.
50.Общество как система. Структурно-функциональная модель общественной системы и современные концепции социальной стратификации. Типы социальных структур.
Общество – это система социальных институтов, общностей людей и форм их жизнедеятельности. Общество как система выделяется относительно других явлений, состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей.
В социальной философии есть 3 парадигмы интерпретации общества:
Позитивистская (Маркс). Предполагает экономический детерминизм и другие жёсткофиксированные основы общества.
Антипозитивистская = понимающая социология (Макс Вебер). По Веберу, общество определяется социальным действием, социальное действие всегда связано с действием других, всегда ожидаемо и имеет субъективный смысл.
Объективно-субъективная. Структурно-функциональный подход Парсонса. Общество базировано на деньгах, власти, влиянии, ценностных ориентирах.
1) Материально-экономическая подсистема (главное – собственность)
Способ производства материальных благ (определённый вид жизнедеятельности людей, определённый способ добывания средств к жизни. Представляет собой диалектическое единство произв. сил и производственных отношений )
2) Социальная подсистема (главное – личность и семья)
Социальные общности: Исторические (род, племя, народность, этнос, нация, народ); Классовые (рабы-рабовладельцы, крестьяне-феодалы, пролетарии-буржуа); новые классы: учёные, менеджеры, предприниматели и тд; Демографические (по возрасту, полу, миграции и тд); Поселенческие (городские и сельские); Профессиональные; Религиозные Социальные слои: По уровню дохода, образования, престижа, религии, по доступу к информации; Формы расслоения (стратификации): экономическая, политическая, профессиональная Социальные ячейки: Семья, Группа, трудовой коллектив.
3) Политическая подсистема (главное – государство и его отношение с гражданским обществом)
ППИ – политические и правовые институты: *Государство – организация власти экономически господствующего класса, необходим суверенитет, гос. аппарат, монополия на вооружённые силы и издание законов, аппарат принуждения – «Машина власти». *Партии (правые, левые, легальные, нелегальные, оппозиционные, консервативные, реформаторские). *Юридические институты (суд, прокуратора, карательная система). *Общественные организации (профсоюзные, молодёжные, творческие, женские, ветеранские, ООН, ЮНЕСКО). *Образовательные институты. *Научные. *Церковь
Политическое сознание: Политическая культура (однопартийная, плюралистическая); Политическая идеология (социализм, либерализм, национализм, консерватизм). Политический процесс = избирательная система Политические правовые отношения: Государственные; Гражданские; международные
4) Духовная подсистема (главное – абсолютные ценности). Формы духовной культуры: Мораль; Искусство; Религия; Наука; Философия; Политика; Право;тМифология
Культурная деятельность: творческая; жизнедеятельность
Культурные отношения: Общение; деятельность. Изучение социальных групп имеет особое значение для социологии. Это связано с тем, что, в отличие от иных типов общностей, они оказывают на человека неизмеримо более сильное воздействие, формируют микросоциальную среду нашего существования в обществе.
Под социальной группой в социологии чаще всего понимают объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Типология социальных групп:
1. По аскриптивному (предписанному от рождения) признаку: а) расовые; б) этнические; в) территориальные; г) родственные и т.п.
2. По статусному или профессиональному признаку: а) рабочие; б) служащие; в) предприниматели и т.п.
3. По целям деятельности: а) хозяйственные (трудовой коллектив); б) научно-исследовательские (коллектив ученых); в) политические (партия) и т.п.
4. По численности: а) малые, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга (5.3); б) большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы и т.д.). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).
5. По характеру внутригрупповых связей: а) формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение) (признаки формальной группы: 1) заданная чаще всего извне рациональная цель; 2) предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; 3) четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы); б) неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам. Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать. Внутри формальной группы нередко возникают неформальные группы (друзей, влюбленных, сообщников).
6. По различным признакам, которые определяют устойчивость данного группового образования: а) этнические (расовые); б) культурные (субкультурные); в) с теми или иными видами и структурами внутригрупповых связей; г) выполняющие те или иные функции; д) решающие те или иные задачи и т.д.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 238.