Бытие – философская категория для обозначения всего, что существует материально и идеально. Она отражает именно обобщенно как саму действительность, реальность, так и посюсторонность ее существования. Бытию присущи атрибуты пространства и деления существования (несотворимости, вечности, конечного и бесконечного). Категорию бытия использовали в своих учениях как философы-материалисты, так и философы-идеалисты, подразумевая и число, и логос, и единое, и благо, и идеи, и монады, и материю.
Системно-структурная организация Универсума репрезентирована с помощью таких философских категорий, как «система», «элемент», «структура», «часть», «целое».
Категория «система» фиксирует отграниченную и организованную целостность, в которой связи между множеством взаимодействующих относительно самостоятельных частей (элементов) по ряду параметров превосходят связи с элементами других целостностей. Системы бывают «открытые» (присущи обменные процессы с внешней средой: вещественные, энергетические, информационные — обусловливающие их устойчивость и развитие) и «закрытые» (отсутствуют обменные процессы с внешней средой, для них характерны изменения в направлении прогрессирующего внутреннего хаоса, что ведет к дезинтеграции и гибели системы).
Категория «система» находится в содержательной корреляции с понятием «элемент». Элемент — первооснова вещи, из которой она слагается и которая не делима на другие виды. Элемент не существует вне системы. В динамике системы элементы образуют определенные относительно самостоятельные группы, называемые подсистемами.
Категория «структура» характеризует совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Под структурой понимается такой способ связи элементов в системе, благодаря которому она обнаруживает свойства характерные для нее как целостности и качественной определенности.
В основе современных научных представлений о материальном мире лежит идея ее сложной системно-структурной организации. В рамках современной естественнонаучной картины мира традиционно выделяются такие подсистемы Универсума как неживая и живая природа.
Множество уровней структурной организации материи, являют собой разнообразные виды материи. В области неживой природы к ним относятся: субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомарно-молекулярный, уровень макроскопических тел, уровни планет, звездно-галактических комплексов, галактики и Метагалактики. Виды живой материи представлены уровнем биологических макромолекул, клеточным и микроорганизменным уровнями, уровнями органов и тканей, организмов, популяций, биоценоза и биосферы.
1.системно-структурная организация неживой, неорганической материи (космоса).уровни: субмикроэлементарный, микроэлементарный,ядерный, атомарно-молекулярный,микроскопический,планетарный, звездно-галактический,метагалактический.Космос= микротела+макротела+мегатела. 2….живой, органической материи(биоса).Уровни:биологический мекромолекулы, клеточный и микроорганизменный уровни,ткани и органы,организмы, популяции, биоценозы, биосфера, Биос=микро и макро тела. 3….социально организованной материи (социума).Уровни: личность, семья, группы, общество, социосфера, техносфера, ноосфера.
28. Концепция процессуальности объективного мира о динамической организации бытия.
Динамический аспект организации материального мира обнаруживает важнейшее атрибутивное свойство материи — ее изменяемость. Эта характеристика Универсума может быть репрезентирована посредством таких категорий, как «взаимодействие», «движение», «развитие», обнаруживающих определенную семантическую общность. Все они находятся в отношении субординации к понятию «изменение». Так, взаимодействие следует понимать как изменение воздействующих друг на друга объектов. В свою очередь движение предполагает любое изменение материальных систем, рассматриваемых вне контекста конкретных условий их существования. Под развитием обычно понимают закономерные качественные изменения сложных системных объектов, отличающиеся направленностью и необратимостью. Развернутая концептуальная модель развития была разработана в классической философии.
Эволюция материалистической философии внесла существенные коррективы в трактовку движения как свойства материальных объектов. Диалектический материализм отказался от сведения движения к одной из возможных его форм и определил движение как любое изменение (Ф. Энгельс). При этом движение в философии марксизма понималось как важнейшее атрибутивное свойство материи, способ ее существования; утверждалось качественное многообразие форм движения и их неразрывная связь с материальным носителем.
Динамическая организация Универсума проявляет себя в различных формах. Вычленение этих форм зависит от учета ряда факторов: материального носителя изменений; проявления общих характеристик изменений, что позволяет установить генетическую связь между различными проявлениями движения; специфических особенностей изменяющихся систем, принадлежащих к определенному уровню структурной организации материального мира.
В качестве одной из широко известных версий классификации форм движения материи может быть названа модель, предложенная Ф. Энгельсом. Соответствуя уровню развития науки 2-й половины XIX в., она включала в себя пять основных форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.
Так же выделяют идеальные процессы(формы): эмоционально-чувственные, рациональные, волевые, духовные.
Структура движения: самодвижение (спонтанная жизненность), действие (преобразование), отражение.
Движение объективно, абсолютно, противоречиво. Покой относителен.
Осн.направления развития: прогресс, регресс, нейтральное развитие, круговорот, непредсказуемое (случайное).
Общей теории развития и всеобщим методом познания явл. диалектика. Современная ф. глобального эволюционизма включает в себя, наряду с диалектикой, идеи синергетики и теории эволюции биосферы и ноосферы.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 413.