Какой же смысл вкладывают философы-экзистенциалисты в термин "существование"? Они различают в человеке как бы несколько слоев, или уровней: природный, социальный, экзистенциальный. Экзистенция — это я сам, мир моих собственных переживаний, неповторимость моего личного опыта. Согласно философам-экзистенциалистам, направленность индивида во вне, на мир означает не подлинное существование, "заброшенность", а стремление заглянуть внутрь своей души — существование подлинное.
Побуждение к подлинному существованию содержится в таких феноменах, как "страх" (Ясперс, Хайдеггер), ''экзистенциальная тревога", "тошнота" (Сартр), "скука" (Камю). Страх в экзистенциальном смысле — это не малодушие, не физический страх, а некий метафизический ужас — потрясающее человека прозрение. По мнению экзистенциалистов, человек вынужден пребывать в истории и не может жить вне общества. Но в то же время он способен стойко перенести саму перспективу заката общества, трагических поворотов истории, если перестанет искать в истории свое предназначение. История — это общность "вместе вынесенного", выстраданного. История есть обстоятельства человеческой жизни, разросшиеся до размеров общества. Человек просто пребывает в ней, стихийно вовлеченный в данный процесс. Осознав это, он обретает стойкость, необходимую для того, чтобы не впадать в отчаяние даже при самом мрачном историческом прогнозе. Экзистенция — это судьба-призвание, которой человек беспрекословно подчиняется. История же — это судьба-ситуация, которую он безропотно переносит. Такое противопоставление человека и истории, человека и
В 1939—1945 гг. центром экзистенциального движения становится Франция. Как теоретик экзистенциализма атеистического крыла, претендующего на философскую самостоятельность, выделяется известный писатель-драматург Жан-Поль Сартр. Его главный философский труд "Бытие и ничто". По Сартру, мир составляют два типа реальности, разделенные изначально: все то, что "есть", т.е. бытие, и нечто, не укладывающееся в понятие "есть" (движение, свобода, выбор, совесть и т.д.), т.е. "небытие". Человеческая экзистенция — это то, что "не есть". Человек обладает вещественностью — телом, однако он не тождествен своей фактичности. Фактичность присуща всем, но она не делает нас людьми (тело, профессия, должность и т.д.). К примеру, официант не есть официант, как чернильница есть чернильница. Кроме того, он не только официант, но и человек со своими мечтами, желаниями и представлениями. Сартр заявляет — человек есть прежде всего то, кем он выступает в своих проектах, замыслах, к чему стремится. Вот главная специфика человека. Иными словами, человек — это постоянный полет перед "лицом небытия". Он всегда убегает от наличного, от первого мира. Человек, который ничего не желает, есть "труп", так как он совпадает со своей вещественностью. Поскольку же человек по своей внутренней сути всегда выступает как проект-замысел, многозначный по своим вариантам, он вынужден из этих вариантов выбирать себя, свое будущее. Выбор — это свобода. Отказ от выбора — тоже выбор. Таким образом, человек обречен на свободу, ибо не выбирать он не может. Свобода фатальна и безгранична, мы не выбираем свободу, мы приговорены к ней. Смысл жизни — только в сфере свободы, в сфере свободного поступка и собственной ответственности за него. "У человека нет алиби", — говорит Сартр, указывая на неразрывную связь свободы и ответственности Экзистенциализм оправданно исходил из того, что угроза смерти или ее близость чаще всего заставляют человека задуматься о смысле и содержании прожитой им жизни, повернуться от быта заурядной повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции — сущности, которая единая с существованием.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 324.