Экзистенциально - персоналистические характеристики человека. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Какой же смысл вкладывают философы-экзистенциалисты в термин "существование"? Они различают в человеке как бы несколько слоев, или уровней: природный, социальный, экзистенциальный. Экзистенция — это я сам, мир моих собствен­ных переживаний, неповторимость моего личного опыта. Согласно философам-экзистенциалистам, направленность индиви­да во вне, на мир означает не подлинное существование, "забро­шенность", а стремление заглянуть внутрь своей души — су­ществование подлинное.

Побуждение к подлинному существо­ванию содержится в таких феноменах, как "страх" (Ясперс, Хайдеггер), ''экзистенциальная тревога", "тошнота" (Сартр), "скука" (Камю). Страх в экзистенциальном смысле — это не малодушие, не физический страх, а некий метафизический ужас — потрясающее человека прозрение. По мнению экзистенциалистов, человек вынужден пребы­вать в истории и не может жить вне общества. Но в то же время он способен стойко перенести саму перспективу заката общес­тва, трагических поворотов истории, если перестанет искать в истории свое предназначение. История — это общность "вместе вынесенного", выстраданного. История есть обстоятельства че­ловеческой жизни, разросшиеся до размеров общества. Чело­век просто пребывает в ней, стихийно вовлеченный в данный процесс. Осознав это, он обретает стойкость, необходимую для того, чтобы не впадать в отчаяние даже при самом мрачном ис­торическом прогнозе. Экзистенция — это судьба-призвание, которой человек беспрекословно подчиняется. История же — это судьба-ситуация, которую он безропотно переносит. Такое противопоставление человека и истории, человека и

В 1939—1945 гг. центром экзистенциального движения ста­новится Франция. Как теоретик экзистенциализма атеистическо­го крыла, претендующего на философскую самостоятельность, выделяется известный писатель-драматург Жан-Поль Сартр. Его главный философский труд "Бытие и ничто". По Сартру, мир составляют два типа реальности, разде­ленные изначально: все то, что "есть", т.е. бытие, и нечто, не укладывающееся в понятие "есть" (движение, свобода, выбор, совесть и т.д.), т.е. "небытие". Человеческая экзистенция — это то, что "не есть". Человек обладает вещественностью — телом, однако он не тождествен своей фактичности. Фактичность при­суща всем, но она не делает нас людьми (тело, профессия, дол­жность и т.д.). К примеру, официант не есть официант, как чер­нильница есть чернильница. Кроме того, он не только офици­ант, но и человек со своими мечтами, желаниями и представле­ниями. Сартр заявляет — человек есть прежде всего то, кем он выступает в своих проектах, замыслах, к чему стремится. Вот главная специфика человека. Иными словами, человек — это постоянный полет перед "лицом небытия". Он всегда убегает от наличного, от первого мира. Человек, который ничего не жела­ет, есть "труп", так как он совпадает со своей вещественностью. Поскольку же человек по своей внутренней сути всегда высту­пает как проект-замысел, многозначный по своим вариантам, он вынужден из этих вариантов выбирать себя, свое будущее. Выбор — это свобода. Отказ от выбора — тоже выбор. Таким об­разом, человек обречен на свободу, ибо не выбирать он не мо­жет. Свобода фатальна и безгранична, мы не выбираем свободу, мы приговорены к ней. Смысл жизни — только в сфере свобо­ды, в сфере свободного поступка и собственной ответственности за него. "У человека нет алиби", — говорит Сартр, указывая на неразрывную связь свободы и ответственности Экзистенциализм оправданно исходил из того, что угроза смерти или ее близость чаще всего заставляют человека заду­маться о смысле и содержании прожитой им жизни, повернуть­ся от быта заурядной повседневности к самому бытию, к соб­ственной экзистенции — сущности, которая единая с существо­ванием.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 324.