Позитивизм — одно из наиболее влиятельных направлений западной философии. В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоял в утверждении, что все подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Позитивизм пережил 5 основных этапа своей эволюции. Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. (классический позитивизм). Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии — "наука сама себе философия". Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила вопрос о месте философии в системе знаний и отвергла ответ, предлагавшийся Контом. Возникает вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм, махизм (Э. Мах, Р. Авенариус). Принципы махизма: принципиальная координация субъекта и объекта при главной роли субъекта познания. «Приборный идеализм». Критика опыта как его очищение от понятия субстанции, закона, причины. Принцип "экономии мышления 2 (существую только я и мои ощущения). В 20-е гг. XX в. заявляет о себе неопозитивизм — третья историческая форма позитивизма-( Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Г. Райхенбах и др.). Первый и основной вариант неопозитивизма — логический позитивизм (логический эмпиризм). Его основания сводились к следующему:1.Положения "метафизики" (традиционной философии) есть псевдопроблемы, они лишены научного смысла. Философия вообще не имеет своего предмета.2. Научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики.3. Законы и правила логики и математики носят конвенциальный характер, представляя собою результат условного соглашения ученых.4. Философия не наука, а род деятельности, сводящийся к " анализу естественных и искусственных языков.Логический позитивизм обратился к реальным проблемам, поставленным развитием современной науки. Это прежде всего осмысленность научных утверждений; возможность опытной проверки абстрактных теоретических конструктов; проблема соотношения содержательных и формальных компонентов научной теории, остро вставшая в связи с возрастающей математизацией и формализацией научного знания.4 этап – постпозитивизм. Изучение истории науки, динамики научного знания, социокультурных осований науки. Осн.представители – К.Поппер (основоположник критического рационализма, выдвинул принцип фальсификации, метод проб и ошибок), Т.Кун (открыл понятие парадигма – совок. Знаний, методов и ценностей, разделяемых научным сообществом). 5 этап -
Аналитическая философия. Начало аналитической философии было положено в преддверии XX века немецким логиком, математиком и философом Г. Фреге. Отличительной особенностью аналитической стратегии стал отказ от субстанциализма классической философии. Философская рефлексия была заявлена как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а следовательно и мира. Центральной темой исследования была избрана проблема языкового значения, к концу XX века дополненная проблемами понимания, смысла, межличностной коммуникации, анализируемыми в разных аспектах. В своем развитии аналитическая стратегия прошла два этапа. Для первого, логико-аналитического этапа был характерен логицизм и ориентация на анализ научного знания (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский, ранний Л. Витгенштейн). На втором, позднеаналитическом этапе, последовавшем после прагматического поворота, произошло расширение проблемного поля анализа при сохранении внутреннего единства (поздний Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серл, У. Куайн, К.-О. Апель).
Неопозитивистская ветвь аналитической философии (М. Шлик, Р. Карнап), оформившаяся в 20-е гг. XX в., была обращена к логическому языку языка науки. В основе неопозитивистской доктрины лежали принципы верификации, физикализма и конвенционализма. Принцип верификации декларировал необходимость сравнения синтетических предложений в науке с протокольными предложениями, фиксирующими данные непосредственного опыта. Согласно принципу конвенционализма, в основе аналитических предложений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции), выбор которых регулируется критериями, не связанными с понятиями самой теории. Принцип физикализма утверждал, что теоретические предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют один и тот же общий базис – физику.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 326.