В начале XVIII в. в Европе зародилось Просвещение — прогрессивное в своей основе идейное течение, связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма. Из предшествующей эпохи Просвещением была унаследована фундаментальная идея европейских мыслителей — идея переустройства жизни на разумных началах. Это переустройство понималось как результат распространения в обществе положительных, практически полезных знаний. Особое внимание в данной связи уделялось правителям, так как просвещенные монархи Европы, по мысли философов, должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих государств. Поскольку же новые знания противоречили христианскому вероучению, то свою главную задачу просветители видели в борьбе с религиозными догматами, принимаемыми на веру, без опытно-рационального обоснования. Видным представителем английской эмпирической традиции был Джон Локк. Его историческая заслуга состояла в развернутой критике декартовой теории врожденных идей и в разработке материалистической гносеологии. Главное философское произведение Локка "Опыт о человеческом разумении" оказало огромное воздействие па развитие философской мысли и естествознания. Идеи и понятия, согласно Локку, не являются врожденными, они возникают в процессе взаимодействия человека и внешнего мира. Ребенок рождается без всяких идей. Его душа подобна "чистой доске, на которой лишь с течением времени под воздействием предметов внешнего мира появляются различные узоры. Локк полагал, что все люди рождаются с одинаковыми способностями к духовному развитию. В зависимости от конкретных условий у них возникают те или иные политические и религиозные идеи, понятия о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Все идеи и представления, по мнению Локка, человек черпает из внешнего и внутреннего опытов. Под внешним опытом философ понимал воздействие на человека, предметов объективного мира, которые вызывают у него соответствующие ощущения и восприятия, являющиеся первой и основной ступенью познания. Органы чувств доставляют простые идеи, которые не разлагаются, — например, идеи цвета, движения, протяжения, мышления и т. д. Мышление комбинирует, обрабатывает эти простые идеи и создает сложные, более или менее цельные понятия о телах и явлениях — например, красота, войско, Вселенная и т.д. Кроме внешнего опыта философ выделял внутренний (рефлексию), который дает человеку знания о состоянии его души и собственных переживаниях. Особенно сильно Просвещение заявило о себе во Франции, где мыслители-просветители идеологически подготавливали общество к революции. В центр своего внимания философы-материалисты Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д.Дидро, К.-А. Гельвеций ставили человека, его интересы и стремления, который рассматривался ими как часть природы, связанная с ней реальными физическими отношениями. Мыслители более обстоятельно развили положение о том, что от природы все люди равны — они одинаково стремятся к выгоде и личному благосостоянию, рождаются ни добрыми, ни злыми. В зависимости же от среды, в которой люди живут, развиваются хорошие или плохие инстинкты. Исходя из этих взглядов материалисты-просветители бескомпромиссно боролись за коренное изменение общественных отношений. Однако, когда речь заходила о том, чем определяется общественная среда, они забывали о своем материалистическом взгляде на человека как продукт среды и ошибочно утверждали, что общественные отношения людей зависят от их мнения, особенно от мнения людей, стоящих у власти. Материалисты-просветители понимали, что церковь является серьезным препятствием на пути преобразования общества, развития науки и культуры. Решительно выступая против клерикализма, французские мыслители призывали к познанию вечной, бессмертной природы, без знания законов которой человек не может быть счастливым.
8. Статус ф. и основные решаемые ею проблемы в эпоху Средневековья и Возрождения.
Средневековье — V — XV вв. Средневековое мышление по своему существу было теоцентричным. Идея творения лежала в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляла фундамент учения о познании. Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика. Патристика — этап в истории философии, охватывающий период со II по VIII вв. — совокупность теологических и философских доктрин Августина Блаженного, Василия Великого, Григория Нисского, Оригена и др. Для патристики характерно интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, развивавшейся под влиянием идей Платона. Главные проблемы патристики: сущность Бога, отношение веры и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла и т.д. Эпоху схоластики датируют VIII — XV вв. На этапе схоластики происходила систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля. Цель схоластической философии заключалась в оправдании веры посредством разума, т.е. в рациональном обосновании веры в Бога и христианского вероучения. Представителями средневековой схоластики являлись Пьер Абеляр, Уильям Оккам, Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. Поиск доказательства бытия Божия и толкование догмата о троичной сущности Бога в средневековой схоластике велись с позиций номинализма и реализма. Номинализм связывал общие понятия только со сферой мышления и трактовал их как имена реально существующих единичных объектов. В истории средневековой философии его представляли И. Росцелин, У. Оккам. Реализм, напротив, базировался на признании объективной реальности универсалий. Позиция средневекового реализма разделяли И. Дунс Скотт, Ансельм Кентерберийский. Концептуализм, развивавшийся П. Абеляром, пытался примирить номинализм и реализм. Их крайности были преодолены Фомой Аквинским, который, опираясь на учение Аристотеля, в XIII в. обосновал основные принципы христианской теологии. Выдвинутый им принцип гармонии веры и разума утверждал необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии.
Переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем (XIV —XVI вв.) носит название Возрождение (или Ренесанса). К числу отличительных особенностей философии Возрождения относятся антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм. В центре внимания в эпоху Возрождения оказался человек. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания являлся пантеизм, отождествлявший Бога и природу.
В качестве основных этапов в развитии философии Возрождения выделяют гуманистический, неоплатонический и натурфилософский. Гуманистическая традиция (сер. XIV в.) противопоставила средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку. Неоплатоническая традиция (с сер. XV в.) связана с постановкой и разработкой онтологической проблематики, со систематизацией и развитием учения Платона. Для натурфилософской традиции (2-я половина XVI века — начало XVII века) было характерно стремление сформировать научное мировоззрение, свободное от теологии, обосновать материалистический взгляд на мир, отыскать экспериментальные методы обоснования новой космологии.
Представителями философии Возрождения являлись: гуманисты А. Данте, Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Томас Мор и Мишень Монтень; неоплатоники Джованни Пико делла Мирандола и Николай Кузанский; натурфилософы Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 207.