Философия как социокультурный феномен, ее образы в истории культуры, роль в жизни человека и современном цивилизационном процессе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия как социокультурный феномен, ее образы в истории культуры, роль в жизни человека и современном цивилизационном процессе.

Ф. (греч. Phileo-люблю, sophia–мудрость) - система знаний о фундаментальных принципах и основах бытия ч-ка, его отношениях к природе и культуре, обществу, дух.жизни. Возникла 3000 лет назад в культурах Индии, Китая, Греции. Автор термина – Пифагор (6 в. до н.э.) согласно Диогену Лаэртскому. Отец ф. – Сократ (5 в. до н.э.). Основоположник – Аристотель (4 в. до н.э.). С возникновением философии начался нескончаемый спор между философами о том, что представляет собой философия, какова её ценность в культуре и в чём состоит её предмет. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии и характеризует её как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. Философия, действительно, уникальна в том смысле, что она проблематизирует свой предмет и разные её представители предлагали различные интерпретации целей и задач философского познания. Платон полагал, что философия есть познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. По мнению Гегеля, философия есть мыслящее рассмотрение предметов. В современной философии разрабатываются принципиально новые интерпретации природного и социального мира, обосновываются новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, разрабатываются новые перспективы самого человека. Предпосылки для формирования этих новых мировоззренческих ориентаций создаются внутри самой техногенной цивилизации и связаны с процессами ее изменения от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. При этом особое значение приобретают следующие тенденции социодинамики: а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур и стилей жизни; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных на силовое преобразование природы и общества; в) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; г) радикальные изменения в сфере науки и научной рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления. В этих условиях происходят значительные изменения в реализации важнейших функций философии. Роль философии в жизни человека определяется ее функциями. Мировоззренческая функция состоит в выработке обоб­щенных представлений человека о реальности, образе его пове­дения и деятельности. Методологическая функция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации. Социально- критическая функция философии состоит в выявлении ее средствами заблуждений, догм и устаревших стереотипов мыш­ления и практической деятельности, направляющих их по лож­ному или неоптимальному пути. Философия как мировоззрение – это совокупность представлений о реальности, сис-ма принципов, эталонов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного чел-ка, соц. группы или общества в целом. Оно складывается из элементов, принадлежащих науке, философии, искусству, религии, нравственному сознанию, пра­восознанию, политической идеологии, т.е. не имеет присущих только ему форм выражения своего содержания, а "заимству­ет" их у названных форм общественного сознания, а также в сфере обыденного сознания и общественной психологии.

Два вида истины:

1) истина науки

2) истина откровения.

В науке есть 3 концепции истины:

Классическая (корреспондентская) показывает соответствие знаний действительности, практику, как критерий истины, показывает установки всякой теории (последовательность, непротиворечивость, обоснованность, ясность). В этой концепции – истина всегда процесс, в котором переплетаются абсолютное и относительное, объективное и субъективное.

Неклассическая. Истина лишается объективного статуса, значение имеет эффективность (прагматическая истина), конвенция, ценность, логика.

Постнеклассическая концепция отсылает к симулякрам, дискурсу и утверждает «Истина в том, что истины нет».

Критерием истины называют практику:

-верификация (проверка на истину)

-фальсификация (установление лжи).

 



Философия как социокультурный феномен, ее образы в истории культуры, роль в жизни человека и современном цивилизационном процессе.

Ф. (греч. Phileo-люблю, sophia–мудрость) - система знаний о фундаментальных принципах и основах бытия ч-ка, его отношениях к природе и культуре, обществу, дух.жизни. Возникла 3000 лет назад в культурах Индии, Китая, Греции. Автор термина – Пифагор (6 в. до н.э.) согласно Диогену Лаэртскому. Отец ф. – Сократ (5 в. до н.э.). Основоположник – Аристотель (4 в. до н.э.). С возникновением философии начался нескончаемый спор между философами о том, что представляет собой философия, какова её ценность в культуре и в чём состоит её предмет. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии и характеризует её как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. Философия, действительно, уникальна в том смысле, что она проблематизирует свой предмет и разные её представители предлагали различные интерпретации целей и задач философского познания. Платон полагал, что философия есть познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. По мнению Гегеля, философия есть мыслящее рассмотрение предметов. В современной философии разрабатываются принципиально новые интерпретации природного и социального мира, обосновываются новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, разрабатываются новые перспективы самого человека. Предпосылки для формирования этих новых мировоззренческих ориентаций создаются внутри самой техногенной цивилизации и связаны с процессами ее изменения от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. При этом особое значение приобретают следующие тенденции социодинамики: а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур и стилей жизни; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных на силовое преобразование природы и общества; в) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; г) радикальные изменения в сфере науки и научной рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления. В этих условиях происходят значительные изменения в реализации важнейших функций философии. Роль философии в жизни человека определяется ее функциями. Мировоззренческая функция состоит в выработке обоб­щенных представлений человека о реальности, образе его пове­дения и деятельности. Методологическая функция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации. Социально- критическая функция философии состоит в выявлении ее средствами заблуждений, догм и устаревших стереотипов мыш­ления и практической деятельности, направляющих их по лож­ному или неоптимальному пути. Философия как мировоззрение – это совокупность представлений о реальности, сис-ма принципов, эталонов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного чел-ка, соц. группы или общества в целом. Оно складывается из элементов, принадлежащих науке, философии, искусству, религии, нравственному сознанию, пра­восознанию, политической идеологии, т.е. не имеет присущих только ему форм выражения своего содержания, а "заимству­ет" их у названных форм общественного сознания, а также в сфере обыденного сознания и общественной психологии.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 185.