Выбор конкретного метода является одной из наиболее важных задач прогнозирования. Возрастание актуальности разработки формальных, в том числе логических процедур, при выборе метода прогнозирования отмечает в своих работах Глущенко В.В. [8,9]. При этом можно указать три основные группы причин, влияющих на необходимость выбора метода прогнозирования.
Первая группа состоит в увеличении числа методов прогнозирования, которое и в перспективе будет возрастать в связи с разнообразием практических задач прогнозирования (в настоящее время число методов прогнозирования приближается к двумстам).
Вторая группа причин заключается в том, что в современных неопределенных условиях (переходный период, экономический кризис) существенно возрастает сложность как самих решаемых задач, так и объектов прогнозирования (создание корпоративных групп, холдингов, объединений и других сложных организационно-производственных структур).
Третья группа причин связана с возрастанием динамичности (подвижности) рыночной среды, ускорением темпов инновационного процесса. Поэтому на выбор конкретного метода прогнозирования влияют:
• существо проблемы, подлежащей решению;
• динамические характеристики объекта прогнозирования;
• вид и характер информационного обеспечения;
• выбранный период упреждения прогноза (и его соотношение с продолжительностью цикла разработки товара или услуги);
• требования к результатам прогнозирования (точности, надежности и достоверности).
Следует иметь в виду, что названные факторы должны рассматриваться в системном единстве.
Для выбора наиболее подходящего метода прогнозирования на предпрогнозном этапе необходимо структурировать информацию об объекте прогнозирования, проанализировать ее (оценить полноту, непротиворечивость, сопоставимость и соизмеримость данных, точность и достоверность информации).
Первоначально необходимо выделить из числа общеизвестных методов прогнозирования как приемлемые для решения конкретной задачи, так и те, которые применить по тем или иным причинам нельзя. Последние следует исключить из числа рассматриваемых альтернатив.
Условно все существующие методы прогнозирования можно разбить на две большие группы:
• фактографические (формализованные), которые базируются на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом. Они условно подразделяются на
- статистические, основанные на построении и анализе динамических рядов, либо на данных случайной выборки;
- аналоговые методы, направленные на выявление сходства в закономерностях развития различных систем и процессов.
• экспертные (интуитивные) методы используют мнения специалистов-экспертов и применяются тогда, когда невозможно формализовать изучаемые процессы или имеет место неопределенность развития хозяйственной системы.
Рис.2.1. Методы экономического прогнозирования.
Обоснованность прогноза в значительной мере зависит от выбора метода прогнозирования(рис.2.1).
Особое место в классификации методов прогнозирования занимают комбинированные методы, которые объединяют различные методы прогнозирования. Использование комбинированных методов особенно актуально для сложных социально-экономических систем, когда при разработке прогноза показателей каждого элемента системы могут быть использованы различные сочетания методов прогнозирования. Разновидностью комбинированных методов можно считать эконометрическое моделирование.
Практическое применение того или иного метода прогнозирования определяется такими факторами, как объект прогноза, сложность и структура системы, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста. В таблице 2.1 приведена характеристика различных методов прогнозирования экономических систем и область их применения.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 253.