Понятие и стадии законотворчества РФ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Законотворчество-главная составная часть правотворческого процесса. Это сложный, неоднородный процесс, включает стадии: 1)законодательная инициатива- закреплённое в Конституции право субъектов внести предложение об издании закона. Право законод. инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету федерации и членам,депутатам Госдумы, Правительству, законод. органам субъектов федерации,Конституц.суду,Верховному,арбитражному судам.(ст 104 Констит.) 2) обсуждение законопроекта -начинается в гос.думе с заслушивания доклада субъекта, вынесшего законопроект.(это для того, чтобы довести проект закона до нужного качества) Наиболее важные выносятся на всенародное обсуждение. 3)принятие закона -голосованием(простое и квалифицированным большинством) -главная стадия, кот. распадается на три: а)принятие закона думой простым голосованием 50%+ 1 голос. принимаются федеральные, а не менее 2/3.от общего числа депутатов федеральные конституционные; б) одобрение Советом Федерации( считается одобрен если голосование также как в думе либо в течении 14 дней он не рассмотрен); в) подписание президентом(в течении 14 дней со дня подачи ему). 4)опубликование (как правило в течении 7 дней со дня подписания). Все эти стадии прописаны в Конституц. Ст.105,107,108.

 

 

30.Понятие системы права.

Система права- это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (новый акт должен вписываться в старые нормы), так и для правоприменителя(позволяет правильно истолковывать и применять норму права).Существенно влияние системности права и на процесс систематизации законодательства. Черты системы права:1)первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования -институты, подотрасли, отрасли.2) её элементы внутренне согласованны, взаимоувязаны, что придаёт ей целостность и единство.3)обусловлена социально-эконом., полит, религиозными и др. факторами.4) имеет объективный характер,зависит от объективно существующих отношений, не может создаваться по субъективному усмотрению людей. Понятие «система права» не равно понятию «правовая система».Последнее шире, включает кроме системы права, юр. практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом эти понятия соотносятся как часть и целое.

 

31.Предм. и метод прав. регулирования. Осн. деление норм права на отрасли.

Для деления норм права на отрасли используется 2 критерия: предмет (материальный критерий) и метод (формально-юридический) правового регулирования. Предмет -это те общест. отношения, кот. он регулирует. Он явл.основным критерием, т.к. общест.отношения объективно существуют, их определённый характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные- семейно-брачного права. Однако предмет не может быть единственным критерием, т.к. 1) общест.отношения весьма разнообразны; 2)нередко одни и те же отношения регулируются различными отраслями и разными способами. Поэтому второй критерий - метод правового регулирования- это совокупность юр. средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общест.отношений. Выделяют: методы: 1) императивный - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; 2) диспозитивный -метод равноправия сторон, основанный на дозволениях; 3)поощрительный- метод вознаграждения за определённое заслуженное поведение 4)рекомендательный - метод совета осуществления желательного для об-ва и гос-ва поведения и т.д. Каждая отрасль объединяет такие нормы права,кот. регулируют определённый вид общест. отношений. Нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями гос. власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в гос-ве. Каждая отрасль носит специфический метод правового регулирования: : административ.-предоставляет право требования властному органу, а другой участник должен неукоснительно выполнять; гражданское предоставляет равные права участникам отношений; уголовное –регулирует общественные отношения с помощью запрета, под угрозой уголовного наказания запрещается совершать опасные действия.

 

32.Краткая хар-ка осн.отраслей норм права.

Отрасль права- это упорядоченная совокупность юр. норм, регулирующих определённый род общественных отношений. Отрасль наиболее крупное подразделение системы права, специфика тех или иных общественных отношений вызывают к жизни соответствующую отрасль права. Выделяют следующие отрасли права: 1)конституционное;2)гражданское; 3) административное;4)уголовное;5)земельное;6)трудовое;7)семейно-брачное;8) уголовно-исполнительное; 9)аграрное; 10) экологическое; 11) финансовое; 12) уголовно-процессуальное; 13)гражданско-процессуальное. Среди формирующихся отраслей можно назвать предпринимательское, налоговое, муниципальное, компьютерное . Хар-ка основных: 1)конституционное- ведущая отрасль права, предметом регулирования кот.явл.основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и госуд. устройства; доминирующий метод- императивный. 2) гражданское право -регулирует имущественные и личные неимущественные  отношения; основной метод- диспозитивный; 3)Административное право- регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов гос-ва; преобладающий метод - императивный; 4)Уголовное право- охраняет от преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность. Основной метод- императивный.5)Финансовое- регулирует отношения в сфере финансовой деятел.6)Земельное-в области использования и охраны земли,недр, вод,лесов.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 141.