Взаимная ответ. гос-ва и личности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это своеобразный принцип ограничения полит. власти, кот. Выражает нравственно-юридические начала в отношениях между гос-вом, как носителем полит. власти и гражданином как участником её осуществления. Посредством закона гос-во должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими гос-вами. Подчиняясь праву, гос.органы не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для гос.власти обеспечивается системой гарантий, кот. исключают произвол:1)ответственность правительства перед представительными органами;2)дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность должностных лиц любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и др.3)импичмент.. Формами контроля со стороны общественности могут быть референдумы, опросы, отчёты депутатов перед избирателями и т. д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед гос-вом. Применение гос. принуждения должно носить правовой хар-р,не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного преступления.

 

 

Социальные и тех.нормы.

Технические нормы-это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы.(например правила выполнения определённых строительных работ, нормы расходования сырья, гос. стандарты, технические условия и т.д.) Особенности тех.норм:1)предмет регулирования не сугубо социальный;2) «субъективный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром,природой,техникой. Социальные нормы-это правила поведения, используемые для регулирования общественныхотношений.К ним относятся правовые,моральные, религиозные, политические,эстетические и др нормы. Особенности:1)предмет регулирования сугубо социальный-общественные отношения;2) «субъективный» состав связан только с людьми как представителями социальной сферы.Технич. и соц.нормы взаимодействуют между собой.Важнейшие для об-ва техн.нормы поддерживаются правом и гос-вом, становясь уже технико-юрид.правилами поведения.Так,уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности на производстве, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта .

 

18.Соотношение права и морали.

Мораль-это система норм и принципов,регулирующих поведение людей с позиций добра и зла,справедливого и несправедливого. Право-система общеобязательных, формально определённых юр.норм, выражающих общественную волю,устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование общественных отношений. Единство между правом и моралью:1)они выступают универсальными,распространяются на всё об-во;2)у них единый объект регулирования-обществ.отношения;3)исходят в конечном счёте от об-ва. Различия:1)по происхождению(мораль возникает вместе с об-вом, право- с гос-вом);2)по форме выражения(мораль содержится в обществ. сознании, право в нормативных актах,в письменном виде);3)по сфере действия(мораль регулирует почти все обществ. отношения, право только наиболее важные,кот. в состоянии упорядочить);4)по времени введения в действие(моральные нормы-по мере их осознания,право-в конкретно установленные сроки);5)по способу обеспечения (мораль- мерами обществен. воздействия, право- мерами гос.воздействия);6) по критериям оценки(мораль- с точки зрения добра и зла,справедливого и несправедливого; право-законного и незаконного, правомерного и неправомерного).Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения обществен. отношений.Их требования совпадают: то, что осуждает и поощряет право,то же как правило осуждает и поощряет мораль.Но есть и противоречия: одно и тоже может регулиролваться по-разному со стороны права и морали.Причины как объективные(существующие различия между ними),и субъективные(право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется).

 

19.Понятие,струк.и виды провосознания.

Правосознание-совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание-реакция положит. или отриц. на вновь принятые законы,нормативные акты и др. Структура:1)правовая психология (переживания, кот. испытывают люди к праву;чувства, настроения, поверхностные, эмоциональные оценки права; 2)Правовая идеология(понятия,принципы, убеждения людей к действующему илижелаемому праву;более глубокое осмысление правовых явлений, более рациональный уровень оценки права).Правовая идеология-главный элемент в структуре правосознания.Виды:1)обыденное(массовые представлениялюдей по поводу права, возникающие под влиянием жжизненного опыта); 2) профессиональное(чувства, убеждения складывающиеся у юристов на основе юр.практики); 3) научное(идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права). Развитие правосознания обусловлено действующим правом, с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества(законодатель должен учитывать правосознание общества).так и на уровне правоприменения (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права).

 

 

Характеристика нормы права.

Норма права- общеобязательное, формально определённое поведение, установленное и обеспеченное гос-вом и направленное на урегулирование общественных отношений. Юр. норма- исходный элемент права. поэтому ей свойственны основные черты права как социального явления. Однако «право» и «норма права» соотносятся как целое и часть. Признаки: 1) общеобязательность(она представляет предписание гос-ва относительно возможного и должного поведения людей);2)формальная определённость(она выражается в письменной форме в официальных документах);3)связь с гос-вом(она устанавливается гос.органами и обеспечивается мерами гос.воздействия, принуждением и стимулированием); 4)представительно обязывающий характер (она не только представляет одним права, но и возлагает на других обязанности, реализовать право без обязанности, и обязанности без права нельзя); 5) микросистемность ( она состоит из взаимо-упорядоченных элементов как гипотеза, диспозиция и санкция).  

 

 

21.Структура прав.нормы.

Норма права- общеобязательное, формально определённое поведение, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование общественных отношений. Структура -это упорядоченное единство элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность, показывает из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Частей 3: 1)гипотеза-элемент нормы права, указывает на условия её действия (время, место); 2)диспозиция- определяет модель поведения субъектов с помощью прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы;3)санкция-элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными - меры наказания, так и позитивными- меры поощрения(премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей).Каждый элемент играет свою роль, юристы говорят, что без гипотезы норма бессмысленна. без диспозиции немыслема, без санкции бессильна.

 

Соотнош.эконом.полит.права.

Эконом.-совокупность производст. отношений, способ производства конкретного об-ва. Политика-искусство управления обществом, кот.характерезует отношения по поводу власти между классами, партиями; между гос-вом и народом. Право--система общеобязательных, формально определённых юр.норм, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществ.отношений. К соотношению данных понятий есть 2 подхода:1)нет какого либо приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общест.отношений выступают интересы людей. Бывает, что сначала принимаются законы, а затем на их базе формируются новые экономич. отношения. Так было в эпоху буржуазных революций в Европе. В этом случае можно говорить о приоритете права перед эконом. Но бывает и наоборот- интересы людей сначала претворяются в новые производ. отношения, а затем создаются з-ны. Здесь приоритет экономики перед правом. Политика выступает посредником между ними. 2)экономика определяет политику и право. Политика и право зависят от базиса(способа производства).Однако эта главная роль экономики проявляется лишь в конечном счёте, т.к политика и право ,опираясь на экономику могут оказывать и обратное воздействие на неё, стимулировать или сдерживать развитие производ. отношений. Политика здесь тоже выступает посредником. Соотношение между политикой и правом двояко:1)определяющим фактором выступает политика; 2)определяющим фактором выступает право.

 

 

23.Виды правовых норм.

Норма права- это общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование общественных отношений. Выделяют следующие основные виды правовых норм:1)в зависимости от функциональной роли они разделяются на : - исходные нормы, кот. определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы( наприм., декларативные, провозглашающие принципы); -общие нормы, кот. присуще общей части той или иной отрасли права и распространяются на большую часть институтов соответствующей отрасли; - специальные нормы, кот.относятся к отдельным институтам той или иной отрасли и регулируют какой-либо определённый вид родовых общественных отношений с учётом присущих им особенностей и т.д.(они детализируют общие, корректируют способы правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования(по отраслевой принадлежности)они разделяются на конституционные, гражданские, административные, земельные и т. д.; 3) в зависимости от их характера - на материальные(уголовные, аграрные, экологические и пр.); 4) в зависимости от методов правового регулирования на : а) императивные (содержащие властные предписания); б) диспозитивные( содержащие свободу усмотрения); в) поощрительные(стимулирующие социально полезное поведение);г) рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва и об-ва вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия- на постоянные(содержащиеся в законах) и временные( содержащиеся например в Указе президента о введении чрезвычайного положения в районе в связи со стихийным бедствием).

 

Источники права.

Под источником права следует понимать 3 фактора:1) источник в материальном смысле(условия жизни об-ва,форма собственности и т.д.);2) источник в идеологическом смысле(правовые учения,доктрины,правосознание);3)источник в формально-юридическом смысле_ это есть форма права, т.е. способ выражения во вне государственной воли, юридических правил поведения. Существует 4 основные формы права: 1) нормативный акт-это правовой акт, содерж. нормы права и направленный на урегулирование определённых обществен.отношений (Констит., законы и др.); 2) правовой обычай- это исторически сложившееся правило поведения, содерж. в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения (наприм.ст.5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота ); 3)юридический прецедент-это судебное или административное решение по конкретному делу,кот придается сила нормы права и кот. руководствуются при решении сходных дел( распространено в Англии,США.Канаде и др.) 4)нормативный договор_ соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.

 

 

Понятие и виды норм правовых актов.(НПА)

НПА-это правовой акт, принятый уполномоченным на то органом и содерж. правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. НПА издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме, явл. официальным документом, носителем юридически значимой информации. По юр. силе все НПА подразделяются на з-ны и подзаконные акты. Виды з-нов: 1)Конст.-основополагающий, учредительный прав.акт, закрепляющий констит.строй, права и свобод.человека, определяющий форму правления и гос.устройства, учреждающий федерал. органы гос.власти. 2)федерал.констит. з-ны принимаются по вопросам предусмотренным с Конст. 3)федерал.з-ны- акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам социальноэкономичес., политичес. и духовной жизни об-ва; 4)з-ны субъектов федерации- издаются их представительными органами распространяются только на данную территорию. Виды подзакон.актов:1) указы и распоряжения президента РФ; 2) постановления правительства; 3)приказы, инструкции, положения министерства, ведомства, гос.комитетов;4) постановления местных органов власти; 5) нормативные акты муниципальных (негосударст.) органов; 6)локальные нормативные акты-предписания,принятые на уровне конкретного предприятия (прав. внутрен. распорядка).В зависимости от субъекта правотворчества НПА делятся:1)норм.акты гос.власт;2) норм.акты иных социальных структур(профсоюзы, акционерные об-ва); 3) норм. акты совместного хар-ка 1 и 2.; 4)норм.акты,принятые на референдуме.От сферы действия: 1) общефедеральные; 2)субъектов Федерации;3)местного самоуправления;4)локальные норм. акты. От срока действия: неопределённодлительного и временные.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 141.