Краткая хар-ка постсоциалистических гос-в.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Краткая хар-ка постсоциалистических гос-в.

Это такие гос-ва кот.возникли в конце 20 в. в результате распада социалистич. гос-в Восточной Европы и СССР. Для возникновения их потребовался период революц. изменений, своеобразие заключалось в том, что эти революции происходили мирным путём. М.Горбачёв был избран президентом СССР в марте 1990г., к этому времени в об-ве созрело осознание необходимости перемен. Начав перестройку Горбачёв стремился не допустить раскол в об-ве, однако для успешного проведения эконом. реформ возникла необходимость создания правовой базы. Были приняты ряд указов, кот. расширяли права республик, начался «парад суверенитетов», возглавили его Украина и Прибалтийские республики. После провала августовского 1991г.путча 9 республик заявили о своём суверенитете, а 9 декабря 1991 г. главы России, Украины и Беларуссии подписали договор по которому СССР прекратил своё существование, все республики признавались суверенными гос-вами. Аналогичные процессы происходили в др.странах: Югославии, Чехословакии, Венгрии. В наст. время насчитывается около 30 постсоц. гос-в. Они характеризуются переходом от тоталитарной модели развития к современ. цивилизованному об-ву, опирающемуся на принципы рыночной экономики. Эти процессы в разных гос-вах идут по-разному, но везде идёт процесс реформирования об-ва, посредством права, создаются основы демократической правовой государственности. Социальные преобразования требуют проведения правовой реформы, возникает потребность в нормативной базе. 

 

 

Понятие и элементы форм го-ва.

Форма гос-ва- способ организации полит. власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства, политич. режим. Если сущность гос-ва определяет в чём заключается главное, закономерное в гос-ве, то  

Форма - кто и как правит в об-ве, как устроены и действуют государственно властные структуры, как объеденено население на данной территории, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приёмов. Форма гос-ва-это его строение, на него влияют как социально-эконом.факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень и др. ЭЛЕМЕНТЫ: 1)форма правления(характ.образование и организацию высших органов власти. Различают монархии(неограниченные монархии правит один монарх, царь и ограниченные- есть гос.органы, кот. ограничивают власть главы гос-ва -парламент Англии); республиканские(в зависимости от того кто формирует правительство различают президентские, парламентские, смешанные); 2)форма гос. устройства- отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между отдельными террит. различают: унитарные гос-ва(единое); федеративные(сдожное части котор. обладают признаками государственности Россия, США); конфедеративные (временный союз гос-в для достижения полит., военных и др целей);3)полит. режим: система методов,способов осуществления гос.власти. Различают демократич. и антидемокр.

 

 

Разделение властей.

Главное требование принципа разд. властей в том, что для обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы,учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос.власть на законод.(избранную народом),исполнител. (назначаемую представител.органом власти) и судебную(выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).Каждая из этих ветвей власти явл. самостоятельной, осуществляет свои функции посредством особой системы органов. Система «сдержек и противовесов» установленная в Констит.з-нах, представляет собой совокупность правовых ограничений. Для законодательной: жёсткая юр. процедура законодательного процесса, кот. регламентирует основные его стадии. Важную роль играет Президент, кот. имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Конституц. суд имеет право блокировать все не конституц. решения. Для исполнител.: ограничения ведомственного нормотворчества, запреты на принятие актов, затрагивающих такие отношения, кот. должны быть урегулированы законом; Сюда также можно отнести сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной: правоограничивающие средства, выражающиеся в Констит., процессуальном законод.,в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, право на защиту,равенстве граждан перед законом и судом . Запрещается осуществлять функции, принадлежащие по з-ну другому органу, «дозволено только то,что не запрещено з-ном».

 

 

Социальные и тех.нормы.

Технические нормы-это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы.(например правила выполнения определённых строительных работ, нормы расходования сырья, гос. стандарты, технические условия и т.д.) Особенности тех.норм:1)предмет регулирования не сугубо социальный;2) «субъективный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром,природой,техникой. Социальные нормы-это правила поведения, используемые для регулирования общественныхотношений.К ним относятся правовые,моральные, религиозные, политические,эстетические и др нормы. Особенности:1)предмет регулирования сугубо социальный-общественные отношения;2) «субъективный» состав связан только с людьми как представителями социальной сферы.Технич. и соц.нормы взаимодействуют между собой.Важнейшие для об-ва техн.нормы поддерживаются правом и гос-вом, становясь уже технико-юрид.правилами поведения.Так,уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности на производстве, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта .

 

18.Соотношение права и морали.

Мораль-это система норм и принципов,регулирующих поведение людей с позиций добра и зла,справедливого и несправедливого. Право-система общеобязательных, формально определённых юр.норм, выражающих общественную волю,устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование общественных отношений. Единство между правом и моралью:1)они выступают универсальными,распространяются на всё об-во;2)у них единый объект регулирования-обществ.отношения;3)исходят в конечном счёте от об-ва. Различия:1)по происхождению(мораль возникает вместе с об-вом, право- с гос-вом);2)по форме выражения(мораль содержится в обществ. сознании, право в нормативных актах,в письменном виде);3)по сфере действия(мораль регулирует почти все обществ. отношения, право только наиболее важные,кот. в состоянии упорядочить);4)по времени введения в действие(моральные нормы-по мере их осознания,право-в конкретно установленные сроки);5)по способу обеспечения (мораль- мерами обществен. воздействия, право- мерами гос.воздействия);6) по критериям оценки(мораль- с точки зрения добра и зла,справедливого и несправедливого; право-законного и незаконного, правомерного и неправомерного).Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения обществен. отношений.Их требования совпадают: то, что осуждает и поощряет право,то же как правило осуждает и поощряет мораль.Но есть и противоречия: одно и тоже может регулиролваться по-разному со стороны права и морали.Причины как объективные(существующие различия между ними),и субъективные(право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется).

 

19.Понятие,струк.и виды провосознания.

Правосознание-совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание-реакция положит. или отриц. на вновь принятые законы,нормативные акты и др. Структура:1)правовая психология (переживания, кот. испытывают люди к праву;чувства, настроения, поверхностные, эмоциональные оценки права; 2)Правовая идеология(понятия,принципы, убеждения людей к действующему илижелаемому праву;более глубокое осмысление правовых явлений, более рациональный уровень оценки права).Правовая идеология-главный элемент в структуре правосознания.Виды:1)обыденное(массовые представлениялюдей по поводу права, возникающие под влиянием жжизненного опыта); 2) профессиональное(чувства, убеждения складывающиеся у юристов на основе юр.практики); 3) научное(идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права). Развитие правосознания обусловлено действующим правом, с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества(законодатель должен учитывать правосознание общества).так и на уровне правоприменения (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права).

 

 

Характеристика нормы права.

Норма права- общеобязательное, формально определённое поведение, установленное и обеспеченное гос-вом и направленное на урегулирование общественных отношений. Юр. норма- исходный элемент права. поэтому ей свойственны основные черты права как социального явления. Однако «право» и «норма права» соотносятся как целое и часть. Признаки: 1) общеобязательность(она представляет предписание гос-ва относительно возможного и должного поведения людей);2)формальная определённость(она выражается в письменной форме в официальных документах);3)связь с гос-вом(она устанавливается гос.органами и обеспечивается мерами гос.воздействия, принуждением и стимулированием); 4)представительно обязывающий характер (она не только представляет одним права, но и возлагает на других обязанности, реализовать право без обязанности, и обязанности без права нельзя); 5) микросистемность ( она состоит из взаимо-упорядоченных элементов как гипотеза, диспозиция и санкция).  

 

 

21.Структура прав.нормы.

Норма права- общеобязательное, формально определённое поведение, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование общественных отношений. Структура -это упорядоченное единство элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность, показывает из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Частей 3: 1)гипотеза-элемент нормы права, указывает на условия её действия (время, место); 2)диспозиция- определяет модель поведения субъектов с помощью прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы;3)санкция-элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными - меры наказания, так и позитивными- меры поощрения(премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей).Каждый элемент играет свою роль, юристы говорят, что без гипотезы норма бессмысленна. без диспозиции немыслема, без санкции бессильна.

 

Соотнош.эконом.полит.права.

Эконом.-совокупность производст. отношений, способ производства конкретного об-ва. Политика-искусство управления обществом, кот.характерезует отношения по поводу власти между классами, партиями; между гос-вом и народом. Право--система общеобязательных, формально определённых юр.норм, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществ.отношений. К соотношению данных понятий есть 2 подхода:1)нет какого либо приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общест.отношений выступают интересы людей. Бывает, что сначала принимаются законы, а затем на их базе формируются новые экономич. отношения. Так было в эпоху буржуазных революций в Европе. В этом случае можно говорить о приоритете права перед эконом. Но бывает и наоборот- интересы людей сначала претворяются в новые производ. отношения, а затем создаются з-ны. Здесь приоритет экономики перед правом. Политика выступает посредником между ними. 2)экономика определяет политику и право. Политика и право зависят от базиса(способа производства).Однако эта главная роль экономики проявляется лишь в конечном счёте, т.к политика и право ,опираясь на экономику могут оказывать и обратное воздействие на неё, стимулировать или сдерживать развитие производ. отношений. Политика здесь тоже выступает посредником. Соотношение между политикой и правом двояко:1)определяющим фактором выступает политика; 2)определяющим фактором выступает право.

 

 

23.Виды правовых норм.

Норма права- это общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование общественных отношений. Выделяют следующие основные виды правовых норм:1)в зависимости от функциональной роли они разделяются на : - исходные нормы, кот. определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы( наприм., декларативные, провозглашающие принципы); -общие нормы, кот. присуще общей части той или иной отрасли права и распространяются на большую часть институтов соответствующей отрасли; - специальные нормы, кот.относятся к отдельным институтам той или иной отрасли и регулируют какой-либо определённый вид родовых общественных отношений с учётом присущих им особенностей и т.д.(они детализируют общие, корректируют способы правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования(по отраслевой принадлежности)они разделяются на конституционные, гражданские, административные, земельные и т. д.; 3) в зависимости от их характера - на материальные(уголовные, аграрные, экологические и пр.); 4) в зависимости от методов правового регулирования на : а) императивные (содержащие властные предписания); б) диспозитивные( содержащие свободу усмотрения); в) поощрительные(стимулирующие социально полезное поведение);г) рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва и об-ва вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия- на постоянные(содержащиеся в законах) и временные( содержащиеся например в Указе президента о введении чрезвычайного положения в районе в связи со стихийным бедствием).

 

Источники права.

Под источником права следует понимать 3 фактора:1) источник в материальном смысле(условия жизни об-ва,форма собственности и т.д.);2) источник в идеологическом смысле(правовые учения,доктрины,правосознание);3)источник в формально-юридическом смысле_ это есть форма права, т.е. способ выражения во вне государственной воли, юридических правил поведения. Существует 4 основные формы права: 1) нормативный акт-это правовой акт, содерж. нормы права и направленный на урегулирование определённых обществен.отношений (Констит., законы и др.); 2) правовой обычай- это исторически сложившееся правило поведения, содерж. в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения (наприм.ст.5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота ); 3)юридический прецедент-это судебное или административное решение по конкретному делу,кот придается сила нормы права и кот. руководствуются при решении сходных дел( распространено в Англии,США.Канаде и др.) 4)нормативный договор_ соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.

 

 

Понятие и виды норм правовых актов.(НПА)

НПА-это правовой акт, принятый уполномоченным на то органом и содерж. правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. НПА издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме, явл. официальным документом, носителем юридически значимой информации. По юр. силе все НПА подразделяются на з-ны и подзаконные акты. Виды з-нов: 1)Конст.-основополагающий, учредительный прав.акт, закрепляющий констит.строй, права и свобод.человека, определяющий форму правления и гос.устройства, учреждающий федерал. органы гос.власти. 2)федерал.констит. з-ны принимаются по вопросам предусмотренным с Конст. 3)федерал.з-ны- акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам социальноэкономичес., политичес. и духовной жизни об-ва; 4)з-ны субъектов федерации- издаются их представительными органами распространяются только на данную территорию. Виды подзакон.актов:1) указы и распоряжения президента РФ; 2) постановления правительства; 3)приказы, инструкции, положения министерства, ведомства, гос.комитетов;4) постановления местных органов власти; 5) нормативные акты муниципальных (негосударст.) органов; 6)локальные нормативные акты-предписания,принятые на уровне конкретного предприятия (прав. внутрен. распорядка).В зависимости от субъекта правотворчества НПА делятся:1)норм.акты гос.власт;2) норм.акты иных социальных структур(профсоюзы, акционерные об-ва); 3) норм. акты совместного хар-ка 1 и 2.; 4)норм.акты,принятые на референдуме.От сферы действия: 1) общефедеральные; 2)субъектов Федерации;3)местного самоуправления;4)локальные норм. акты. От срока действия: неопределённодлительного и временные.

 

Правотворчество в РФ.(ПР).

ПР-это деятельность прежде всего гос.органов по принятию, изменению и отмене юр.норм. Субъектами ПР выступают гос.органы, негосуд. структуры (местные органы, ,профсоюзы и др.), наделённые соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдуме. ПР характеризуется:1)представляет деятельность активную, творческую, государственную.2)основная продукция юр.нормы, воплощающиеся в нормативных актах (договорах,правовых обычаях, юр. прецедентах).3) важнейшее средство управления об-вом. 4) качество нормативных актов,уровень и культура ПР- показатель цивилизованности и демократии об-ва. Принципы: 1)научность (для принятия необходимо изучать социальноэкономическую, политическую и др жизнь общества). 2) профессионализм(занимаются юристы, управленцы, экономисты и др.)3)законность(ПР осуществляется в рамках Конст.) ; 4) демократизм (харак.степень участия граждан;5) гласность(открытость, прозрачность); 6) оперативность (своевременное издание норм.актов).Виды ПР в зависимости от субъектов:1)непосредственное народа на референдумах;.2)гос.органов(Дума,правительство);3)отдельных должностных лиц (Президент, министр); 4)органов местного самоуправления.5)локальное(на предприятиях); 6)общественных организаций(профсоюзы). В зависимости от значимости: 1) законотворчество(принятие законов высшими органами власти); 2) делегированное ПР (органами исполнительной власти, осуществляемое по поручению парламента); 3) подзаконное ПР(структуры не относящиеся к высшим представительным органам президентом.правительством, министерствами и др.)

 

Объекты правоотношений.

Объект-это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу

чего они вступают в юр. связи. 2 подхода к пониманию понятия «объект»: 1)объектом могут

 выступать только действия субъектов, именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юр. нормами. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект (монистический). 2)объекты весьма разнообразны (плюралистический подход) и могут быть: а) материальные блага (вещи, ценности); б) нематериальные блага(жизнь, здоровье и др.) 3)продукция духовного творчества (произведения искусства, музыки и др.);4) результаты действий участников(подряд на строительство, договор на перевозки и др.) 5) ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипломы и т. д.) Второго подхода придерживается большинство учёных. Как многообразен мир, так многообразны и объекты правоотношений. Объект правоотношений влияет на содержание конкретного субъективного права(возможность чем-то владеть, пользоваться , распоряжаться), юр. обязанностей (обеспечивает осуществление права, т.е.нормальное функционирование правового отношения).

 

 

Толкование норм права.(ТНП)

Это- это деятельность, направленная на установление содержания юр. норм. В процессе ТНП уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.д. ТНП необходимо в связи со специальной терминологией юр. норм, неясностью правотворческого процесса. Цель ТНП - правильно и единообразно понимать и применять предписания. ТНП состоит из двух сторон: 1)уяснение 2) разъяснение В зависимости от субъектов ТНП делят : 1) официальное (дается уполномоченными на то субъектами, выражается в актах);2) неофициальное(не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное бывает: 1) нормативным, распространяется на большой круг лиц и случаев; 2)казуальным, обязательным только для конкретного случая. Неофициальное бывает: 1) обыденным(не требует специальных познаний); 2)профессиональным( дают юристы); 3)доктринальным (научное разъяснение юр.норм).Способы ТНП- совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм грамматический ( язык,грамматика); логический (с помощью законов); систематический(анализ связей юр. нормы с другими нормами); историко-политический; идеологический (установление целей издания акта); специально –юридический (раскрытие юр. терминов).Есть 3 вида ТНП: 1) буквальное( смысл и текст совпадают) ; 2) ограничительное(действительный смысл права уже её текста); распространительное(смысл шире текста).Акт ТНП- правовой акт, кот. содержит разъяснение смысла юр. норм(не имеют самостоятельного значения). Виды актов:1) в зависимости от типов ТНП-нормативного и казуального токования; 2) в зависимости от органов-акты гос.власти,судебные, прокурорские ...,3) в зависимости от предмета- акты толкования уголовного, административно права;4) от характера - материальные и процессуальные; 5) от формы- указы, постановления, инструкции.

Понятие правопорядка.(ПР).

ПР. представляет собой систему общественных отношений, в кот. поведение субъектов явл. правомерным, это состояние урегулированности социальных связей. ПР.-результат действия права и законности.,его социальное назначение-развитие об-ва на основе справедливости, способность гарантировать основные права и свободы человека, возможность обеспечение и соблюдение групповых интересов. Особенности ПР.:1) он запланирован в нормах права; 2)обеспечивается гос-вом.3)делает человека более свободным, облегчает жизнь.4) возникает в результате реализации правовых норм; 5) выступает итогом законности. Следует различать понятие ПР. и обществен. порядок (это состояние упорядоченности общ. отношений, кот. достигается не только с помощью правовых норм-законности, но и социальных норм-дисциплины),это понятие более широкое, основой его явл.ПР. Законность, демократия и ПР. взаимосвязаны. Подлинная демократия невозможна без ПР. и законности, но и ПР. и законность не будут приносить людям пользу без демократии,, с помощью кот. можно изменять нормативную базу законности и ПР. Укреплению ПР. способствуют такие проявления демократии как демократичность законов, контроль об-ва за реализацией законов,и др.

 

 

 

Краткая хар-ка постсоциалистических гос-в.

Это такие гос-ва кот.возникли в конце 20 в. в результате распада социалистич. гос-в Восточной Европы и СССР. Для возникновения их потребовался период революц. изменений, своеобразие заключалось в том, что эти революции происходили мирным путём. М.Горбачёв был избран президентом СССР в марте 1990г., к этому времени в об-ве созрело осознание необходимости перемен. Начав перестройку Горбачёв стремился не допустить раскол в об-ве, однако для успешного проведения эконом. реформ возникла необходимость создания правовой базы. Были приняты ряд указов, кот. расширяли права республик, начался «парад суверенитетов», возглавили его Украина и Прибалтийские республики. После провала августовского 1991г.путча 9 республик заявили о своём суверенитете, а 9 декабря 1991 г. главы России, Украины и Беларуссии подписали договор по которому СССР прекратил своё существование, все республики признавались суверенными гос-вами. Аналогичные процессы происходили в др.странах: Югославии, Чехословакии, Венгрии. В наст. время насчитывается около 30 постсоц. гос-в. Они характеризуются переходом от тоталитарной модели развития к современ. цивилизованному об-ву, опирающемуся на принципы рыночной экономики. Эти процессы в разных гос-вах идут по-разному, но везде идёт процесс реформирования об-ва, посредством права, создаются основы демократической правовой государственности. Социальные преобразования требуют проведения правовой реформы, возникает потребность в нормативной базе. 

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.