Верховенство законов в системе норм.актов. Виды законов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Закон-это нормативный акт, содерж правовые нормы общего хар-ка и постоянного действия. Верховенство закона означает:1)верховенство конституции; 2)особую процедуру принятия и изменения закона; 3)обязательное соответствие всех иных норм.актов закону;4) наличие механизма реализации и защиты закона; 5)конституционный надзор,обеспечивающий непротиворечивость всей законодательной системы. Верховенство закона означает, что закон принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур , не может быть отменён, изменён или приостановлен актами исполнительной власти.Виды законов: 1) по их юридической силе- Конст., федеральный конституционный з-н, федеральный з-н, з-н субъектов федерации; 2)по субъектам законотворчества- принятые в результате референдума или законодательным органом; 3) по предмету правового регулирования -конституционные, административные, гражданские ,уголовные и т. д.;4) по сроку действия-постоянные и временные и т. д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные и др.

 

Действие норм.актов во времени простран. и по кругу лиц.

Во времени- обусловлено вступлением в силу и утратой силы. Сроки определены Федеральным законом: федеральные конституционные, федеральные, акты палат федерального собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после опубликования, если самими законами не установлен другой порядок. Закон обратной силы не имеет,т.е. он не распространяется на те отношения, кот были урегулированы до его вступления.(исключение: если в самом законе об этом сказано и если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность).Утрачивают свою силу:1) по истечении срока, на кот он был принят; 2) в случае принятия нового акта, заменившего ранее действовавший(косвенная отмена); 3)на основе указания конкретного органа об отмене(прямая отмена акта).Действие в пространстве определяется территорией, на кот. распространяются властные полномочия органа, издавшего закон. Под территорией РФ понимается её сухопутное и водное пространство внутри гос. границ, воздушное пространство над ними, недра, территория посольств, военные и торговые суда под флагом РФ, воздушные корабли за пределами РФ. По кругу лиц: на территории РФ норм. акты действуют в отношении всех её граждан, гос. органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Но есть исключения: иностранцы не могут быть судьями, служить в армии, иностранные дипломаты не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству, А также некоторые законы распространяются на лиц , нах. за границей(закон о гражданстве, уголовный кодекс) 

 

 

Правотворчество в РФ.(ПР).

ПР-это деятельность прежде всего гос.органов по принятию, изменению и отмене юр.норм. Субъектами ПР выступают гос.органы, негосуд. структуры (местные органы, ,профсоюзы и др.), наделённые соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдуме. ПР характеризуется:1)представляет деятельность активную, творческую, государственную.2)основная продукция юр.нормы, воплощающиеся в нормативных актах (договорах,правовых обычаях, юр. прецедентах).3) важнейшее средство управления об-вом. 4) качество нормативных актов,уровень и культура ПР- показатель цивилизованности и демократии об-ва. Принципы: 1)научность (для принятия необходимо изучать социальноэкономическую, политическую и др жизнь общества). 2) профессионализм(занимаются юристы, управленцы, экономисты и др.)3)законность(ПР осуществляется в рамках Конст.) ; 4) демократизм (харак.степень участия граждан;5) гласность(открытость, прозрачность); 6) оперативность (своевременное издание норм.актов).Виды ПР в зависимости от субъектов:1)непосредственное народа на референдумах;.2)гос.органов(Дума,правительство);3)отдельных должностных лиц (Президент, министр); 4)органов местного самоуправления.5)локальное(на предприятиях); 6)общественных организаций(профсоюзы). В зависимости от значимости: 1) законотворчество(принятие законов высшими органами власти); 2) делегированное ПР (органами исполнительной власти, осуществляемое по поручению парламента); 3) подзаконное ПР(структуры не относящиеся к высшим представительным органам президентом.правительством, министерствами и др.)

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 186.