Прав.статус личности.Понятие,струк.,виды.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, кот. осознает себя, свою роль и место в об-ве( «человек» биологический субъект, представитель животного мира, понятие гражданин характеризует человека с юр. стороны). Бывают случае когда человек не обладает качествами личности(признан судом недееспособным вследствие психического заболевания). Правовой статус-это юридически закреплённое положение субъекта в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий гос.органов и должностных лиц, с помощью кот. они выполняют свои социальные функции. Именно права и обязанности основа правового статуса. Его структура: 1)права и обязанности;2)законные интересы; 3) правосубъектность; 4)гражданство;5)юридическая ответственность;6)правовые принципы. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий статус-статус лица, как гражданина гос-ва, закреплённый в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный- фиксирует особенности положения определённых категорий граждан(студентов, участников войны, адвокатов и т.д.),обеспечивает выполнение их специальных функций. Индивидуальный статус-выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность) и представляет совокупность специфических прав и обязанностей личности.

 

 

Правовое гос-во и его принципы.

Правовое гос-во-такая организация политич. власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос.власти в целях недопущения злоупотреблений. Идея правового гос-ва возникла как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.2 основных принципа(2 стороны сущности)прав.гос-ва:1)наиболее полное обеспечение прав и свобод человека, создание для личности режима правового стимулирования(социальная, содержательная сторона);2)наиболее последовательное связывание с помощью права гос.власти ,формирование правового режима ограничения(формально -юр. сторона). Первый признак закреплён в Конст.ч.2. «человек, его права и свободы явл. высшей ценностью».Правовое гос-во должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности. Права человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. других междун. актах и признаются правовыми гос-вами. Второй принцип осуществляется разными способами, каждый из которых явл. самостоятельным принципом: 1)разделение властей; 2) федерализм. 3) верховенство закона; 4)взаимная ответственность гос-ва и личности. Кроме основных есть ещё высокий уровень правосознания, наличие гражданского общества. .Идея правового гос-ва предполагает разрушение монополии гос-ва на власть,с изменением соотношения свободы гос-ва и об-ва в пользу последнего и отдельной личности. 

 

Разделение властей.

Главное требование принципа разд. властей в том, что для обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы,учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос.власть на законод.(избранную народом),исполнител. (назначаемую представител.органом власти) и судебную(выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).Каждая из этих ветвей власти явл. самостоятельной, осуществляет свои функции посредством особой системы органов. Система «сдержек и противовесов» установленная в Констит.з-нах, представляет собой совокупность правовых ограничений. Для законодательной: жёсткая юр. процедура законодательного процесса, кот. регламентирует основные его стадии. Важную роль играет Президент, кот. имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Конституц. суд имеет право блокировать все не конституц. решения. Для исполнител.: ограничения ведомственного нормотворчества, запреты на принятие актов, затрагивающих такие отношения, кот. должны быть урегулированы законом; Сюда также можно отнести сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной: правоограничивающие средства, выражающиеся в Констит., процессуальном законод.,в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, право на защиту,равенстве граждан перед законом и судом . Запрещается осуществлять функции, принадлежащие по з-ну другому органу, «дозволено только то,что не запрещено з-ном».

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 141.