Имеется в виду Вторая конференция по изучению проблем корпоративизма, состоявшаяся в Ферраре в мае 1932 г. с участием министра корпораций Д. Боттаи.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3 У. Спирито – профессор Римского университета, последователь итальянского философа‑идеалиста Д. Джентиле, главного теоретика фашистского режима. Спирито выдвинул концепцию, согласно которой труд в условиях фашистского строя не может производить частную собственность. Поскольку индивидуум как таковой в корпоративной системе не существует, рассуждал Спирито, переиначивая на свой лад тезис Джентиле об идентичности индивидуума и государства, корпоративная система неизбежно трансформируется в корпорацию‑собственника, а ее члены превращаются в своего рода «акционеров». Отправным пунктом этой концепции служил буквально понимаемый Спирито тезис Хартии труда, где говорилось, что «частная организация производства является функцией национального значения». Это положение Спирито интерпретировал как «смертельный удар либеральной концепции собственности». Хотя в конечных выводах Спирито расходился с официальной доктриной, его теоретические конструкции все же строились па фундаменте фашистской идеологии. Это усложняло фашистским иерархам задачу развенчания его построений. Симптоматично, что Боттаи, полемизируя с ним на конференции в Ферраре, вынужден был признать не только отвергаемую Спирито реальность классовой борьбы в условиях фашизма, но и ее неустранимость. «Мы исходим из этой реальности, стремясь держать ее в рамках дисциплины»,– заявил фашистский министр, дав ясно понять, что принуждение, осуществляемое в классовых конфликтах одной из сторон, составляет неотъемлемую функцию фашистского корпоративного государства.

* Национальная конфедерация профсоюзных корпораций была создана на учредительном съезде фашистских профсоюзов в январе 1922 г.

® Прудонизм – одно из распространенных во второй половине XIX в. течений мелкобуржуазного социализма, в основе которого лежали взгляды П. Ж. Прудона. Проповедуя «гармонию» между трудом и капиталом, прудонисты выступали против стачек, профессиональных союзов, экономической и политической борьбы рабочего класса. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли взгляды Прудона уничтожающей критике.

® «Rerum novarum» («О новых вещах») – энциклика папы Льва ΧIIΙ по социальным вопросам, изданная в 1891 г. в целях борьбы с социалистическим рабочим движением.

^ «Quadragesimo аппо» («Сороковой год») – энциклика папы Пия XI, изданная 15 мая 1931 г. Названием энциклики папа хотел отметить сороковую годовщину «Rerum novarum», а заодно дополнить ее новыми положениями сообразно изменившейся обстановке. В этой энциклике, в частности, восхвалялись преимущества корпоративного строя: «Достаточно хотя бы немного призадуматься, чтобы понять преимущества системы, о которой вкратце было рассказано выше: мирное сотрудничество классов, подавление социалистического движения и организаций, сдерживающее действие специального суда». В то же время в энциклике, относящейся ко времени, когда конфликт между церковью и фашизмом из‑за Католического действия достиг кульминационной точки, имеется несколько критических замечаний по адресу фашистской корпоративной системы, высказанных, правда, в предельно осторожной форме: «Мы все же должны сказать: кое‑кто опасается, что государство подменяет собой свободную инициативу, вместо того чтобы ограничиться необходимой помощью и поддержкой, что новая профсоюзная и корпоративная система носит слишком бюрократический и политический характер и что, несмотря на все свои преимущества, она может быть использована не столько для установления лучшего социального порядка, сколько в особых политических целях».

® п. Тольятти имеет в виду следующее место из речи Муссолини на площади Дуомо в Милане 6 октября 1934 г.: «Те, кто всегда более охотно взирает на прошлое, заговорили о кризисе. Речь, однако, не идет о кризисе в традиционном, историческом значении этого слова, речь идет о переходе от одной фазы цивилизации к другой. Экономика не делает больше ставку на индивидуальную прибыль; экономика озабочена коллективными интересами. Перед лицом очевидного и окончательного упадка напрашиваются два решения в целях поддержания необходимой дисциплины производства. Первое состоит в огосударствлении всей экономики страны. Такое решение мы отвергаем, в частности и потому, что не намереваемся умножать вдесятеро уже и без того внушительное число государственных служащих. Второе решение диктуется логикой и развитием вещей. Это корпоративное решение. Именно здесь заложено разрешение проблемы самодисциплины производства, вверенного производителям. Когда я говорю «производители», я подразумеваю не только промышленников или работодателей, я подразумеваю также рабочих. Фашизм устанавливает подлинное и глубокое равенство всех индивидуумов перед трудом и перед нацией. Разница лишь в уровне и масштабе ответственности каждого».

® П. Тольятти имеет в виду выступление главы фашистского правительства на Генеральной ассамблее корпораций 10 ноября 1934 г.

«Джераркия» («Gerarchia» – «Иерархия») – фашистский журнал, основанный в 1920 г. Муссолини.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 179.