Данный термин охватывает прежде всего батраков, постоянных сельскохозяйственных рабочих, а также испольщиков и других мелких арендаторов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

® ИФРМ – Итальянская федерация рабочих‑метал‑листов.

® Фашистам удалось обезглавить туринскую профсоюзную организацию. Ночью 18 декабря 1922 г. они убили секретаря ИФРМ П., Ферреро и многих других видных руководителей этого профсоюза в Турине. В результате к руководству пришли реформистские лидеры, сотрудничавшие в то время с фашистами.

Имеется в виду заседание Руководящего комитета ВКТ совместно с Руководством социалистической партии и ее парламентской группой 29 октября 1921 г. Резолюция, представленная на этом заседании коммунистами, содержала ряд важных социальных и политических требований; 8‑часового рабочего дня, полной свободы организации трудящихся, контроля со стороны самих рабочих над вопросами приема на работу и увольнений. В ней имелось также положение о том, что борьба рабочего класса не может привести к его победе, если она ведется разрозненно и локально. Для координации предстоящих народных выступлений, преодоления их распыленности коммунисты предложили создать агитационный комитет. Их предложения, однако, были отвергнуты реформистским большинством.

" В начале января 1927 г. реформистское руководство ВКТ приняло решение о «самороспуске» этой организации. 20 февраля 1927 г. в Милане по инициативе коммунистов состоялась нелегальная профсоюзная конференция, признавшая это решение незаконным и вынесшая постановление о реорганизации ВКТ с целью приспособления ее к условиям нелегальной деятельности.

Речь идет о соглашении между фашистскими профсоюзами и Конфедерацией промышленников, подписанном в Палаццо Видонп 2 октября 1925 г. По этому соглашению фашистские профсоюзы признавались итальянскими промышленниками единственными представителями рабочих масс.

Закон от 3 апреля 1926 г. «О правовой организации трудовых коллективных отношений» послужил в известной мере законодательным оформлением соглашения в Палаццо Видони.

Хартия труда, принятая Большим фашистским советом 21 апреля 1927 г., стала основным законом, регулировавшим трудовые и социальные отношения. Она отменила самостоятельные классовые организации пролетариата и подчинила трудящихся интересам фашистского государства.

Католическое действие – созданное после первой мировой войны объединение различных массовых католических организаций, руководимое епископами и Ватиканом; со временем превратилось в мощную «группу давления» в руках католической церкви.

Имеется в виду столкновение, которое произошло в 1931 г. из‑за вопроса о социальной деятельности Католического действия и его работы среди молодежи. После ликвидации фашизмом католических профсоюзов, а также спортивных и бойскаутских организаций деятельность Католического действия свелась к морально‑религиозному воспитанию. Однако она все‑таки позволяла церкви оказывать известное влияние на массы, что вызывало недовольство фашистов. В фашистской печати началась резкая кампания против католиков, подкреплявшаяся нападениями фашистских отрядов на помещения католических организаций. 29 июня 1931 г. папа Пий XI издал энциклику, с тем чтобы ценой любых уступок добиться примирения с фашизмом, сохранив в неприкосновенности Католическое действие. Вскоре начались переговоры, завершившиеся заключением договора, на основе которого деятельность Католического действия была ограничена, а контроль за ней со стороны фашизма усилен. Лица, в прошлом примыкавшие к «партиям, враждебным фашистскому режиму», отстранялись от руководства этой организацией. Устранение конфликта привело к укреплению сотрудничества церкви с фашистским режимом.

В реформистских профсоюзах корпоративного характера, каким был профсоюз печатников, с их недемократическими нормами внутренней жизни, так же как и в пришедших им на смену фашистских профсоюзах, отсутствовала организационная связь между профбюрократией и рядовыми членами. Единственным связующим звеном на деле являлись сборщики взносов.

В марте 1934 г. состоялись выборы в фашистский парламент, проводившиеся на основании избирательного закона от 17 мая 1928 г. Согласно этому закону допускался только фашистский список из 400 имен, составлявшийся Большим фашистским советом. От избирателей требовалось лишь «утвердить» уже, по существу, избранных депутатов. Их участие в выборах ограничивалось ответом «да» или «нет» на вопрос «Одобряете ли Вы список депутатов, назначенных Большим фашистским советом?». Голосование по существу не было тайным, поскольку оба бюллетеня отличались расцветкой.

В Милане и Турине, например, фашистские профсоюзные чиновники, пытаясь привязать' рабочих к профсоюзной организации, принуждали их присутствовать на профсоюзных собраниях, запирая выходы с территории предприятий.

2° Глубокая нищета масс в этой южноитальянской области нередко приводила к бурным стихийным выступлениям. Это послужило одной из причин запрещения властями профсоюзных собраний. Дежурившие у дверей помещений профсоюзных организаций жандармы пропускали трудящихся (в основном батраков) поодиночке для краткого разговора, тщательно следя за тем, чтобы не было групповых сходок перед помещением.

Это произошло в 1933 г., после того как в этом промышленном центре коммунистам в ряде случаев удалось использовать созванные фашистами профсоюзные собрания, чтобы призвать рабочих к стачечной борьбе.

Национальный совет корпораций был создан в 1930 г. Согласно закону он объявлялся важнейшим органом фашистского государства, призванным осуществлять слияние экономики и политики. Совет формировался на основе паритетного представительства работодателей и работающих по найму. В него входили также министры и их заместители, представители фашистской партии, экономические и профсоюзные эксперты. Непосредственные представители производства составляли в Совете корпораций меньшинство.

23 После ликвидации внутренних комиссий только доверенные лица могли официально обращаться к предпринимателям с требованиями от имени рабочих. Действовавшее в то время законодательство предусматривало институт доверенных лиц, которые должны были избираться на общих рабочих собраниях. Однако в условиях фашистской диктатуры это положение либо полностью игнорировалось, либо применялось в урезанном виде, когда руководители фашистских профсоюзов назначали доверенных лиц с одобрения предпринимателей, не считаясь с мнением рабочих.

В ходе предыдущего изложения мы рассмотрели характерные особенности ряда массовых организаций фашизма. С учетом существующих между ними различий мы дифференцировано определяли нашу тактику, нашу политическую линию по отношению к ним, обосновывали формы партийной работы как внутри этих организаций, так и вне их. Свой лекционный курс мы начали с рассмотрения политической организации буржуазии – фашистской партии, стремящейся стать массовой. Затем мы говорили о военно‑пропагандистских формированиях, из которых наиболее типична организация «Молодые фашисты». Далее мы остановились на фашистских профсоюзах, которые, несмотря на свой принудительный характер, являются тем не менее более массовыми, нежели все предыдущие организации.

Теперь мы приступаем к рассмотрению самой массовой из фашистских организаций. Но предварительно сделаем оговорку. Термин «организация» я употребляю в данном случае в узком смысле, потому что есть организации досуга, охватывающие еще более широкие массы, чем дополаворо. Такова, например, ассоциация зимнего отдыха. Однако эта организация не имеет ни членских билетов, ни вступительных взносов, ни постоянного помещения.

* Дополаворо (dopolavoro) – от итал. dopo (после) и lauoro (работа) – буквально досуг, свободное время. В тексте употребляется в более узком смысле, для обозначения всей совокупности фашистских организаций, ведавших вопросами досуга трудящихся (полное наименование «Опера Национале Дополаворо»).– Прим. ред.  

 

По численности дополаворо не всегда являлась самой широкой организацией фашизма, но она была таковой именно по своим целям, происхождению, организационным формам. Фашизм бахвалится тем, что изобрел дополаворо еще во времена первых фашистских союзов борьбы. Это, однако, неверно. Верно то, что эти организации в то время ставили перед собой и задачу проведения спортивной и культурной работы. Но это еще не была организация свободного времени. Проблема создания подлинно массовой организации такого рода встала перед фашизмом позднее, только накануне издания чрезвычайных законов, в 1926 г.

Можно даже сказать – причем на датах я особенно настаиваю, ибо, только усвоив их, вы сможете понять динамику развития фашизма,– что эта организация была создана в начале 1926 г. Если вы вспомните все ранее сказанное о развитии фашизма, то легко убедитесь, что создание дополаворо означало одну из мер на пути организации корпоративного государства.

Дополаворо – составной элемент корпоративного государства.

Новой организации даже на первых порах не пришлось испытать конкуренции со стороны кого бы то ни было, хотя некоторым фашистским организациям в то время еще приходилось с этой проблемой считаться. Сказанное, правда, не относится к фашистским профсоюзам. К 1926 г. они ужё обладали полной монополией и не имели конкурентов. Что же касается дополаворо, то отсутствие соперничества в сфере деятельности этой организации объяснялось и другими мотивами. Дело в том, что централизованной классовой организации, призванной удовлетворять потребности масс в области образования, культуры, спорта, в Италии никогда не существовало. И в этом заключалась одна из серьезнейших слабостей итальянского рабочего движения, которая особенно сильно сказалась в послевоенный период. Действительно, если и имели место отдельные инициативы в этом направлении, то они неизменно носили чисто локальный характер (например, в Турине) либо были связаны с попытками возродить ранее сложившиеся организационные формы. Так, в Венеции‑Джулии* была широкая сеть культурно‑массовых организаций, кружков и пр. Но они, если присмотреться поближе, остались в наследство от австрийской социал‑демократии после присоединения Венеции‑Джулии к Италии.

Какие организационные формы существовали в сфере свободного времени? Наиболее характерным было то, что повсюду организации такого рода ставили перед собой самые элементарные цели. Нигде дело не шло дальше вечернего времяпрепровождения, открытия погребка, где можно было бы пропустить стаканчик вина, и др. В таком разрезе и следует рассматривать большинство организаций того периода. В Эмилии имелось изрядное число винодельческих кружков, ставивших перед собой именно такие цели. То же самое мы видим в Пьемонте и вообще во всех районах виноделия. Эти организации создавались самими массами для борьбы с кризисом виноделия. Любопытна в этой связи такая деталь: в Новаре члены этих кружков обязаны были в течение недели выпить определенное количество вина.

В Южной Италии таких организаций не существовало или, в любом случае, они встречались гораздо реже. Это было связано с тем, что трудящиеся массы Юга вообще располагали крайне ограниченным арсеналом организационных форм.

Что касается спортивных организаций, то они получают некоторое распространение накануне войны и непосредственно после ее окончания. Социалистическая партия предпринимала определенные усилия в этом направлении с целью создания собственных организаций подобного типа. Однако практические результаты оказались более чем скромными вследствие укоренившихся в партии предрассудков в отношении занятий трудящихся спортом.

Лишь в последующие годы, в 1922–1925 гг., когда были полностью или почти полностью разрушены подлинно классовые организации трудящихся – палаты труда, классовые профсоюзы, кооперативы, намечается тенденция к созданию рабочих спортивных обществ в масштабе района или города, а иногда и на промышленных предприятиях.

Сказанное отнюдь не означает, что раньше вообще не существовало рабочих спортивных организаций. В Турине, например, действовало крупное альпинистское общество. В Милане насчитывалось множество мелких спортивных обществ. Немало их было и в Ломбардии. Но все они носили узкий, местный характер. Ни одной такой организации национального масштаба в Италии никогда не было, а существовавшие организации никогда не проводили своих съездов.

Изгнанные из своих кружков, кооперативов и т. д., массы стремятся сплотиться в этих организациях. Промышленники поддерживают это стремление и содействуют созданию на предприятиях спортивных групп. В это время спортивные ассоциации возникают на многих фабриках и заводах. Их главное занятие – football. Они пользуются определенным успехом. Значительное развитие получает, например, спортивное общество рабочих на заводах ФИАТ, но в его деятельности принимают участие и хозяева. По инициативе хозяев вблизи промышленных предприятий вырастают разного рода увеселительные общества, цель которых отвлечь рабочих от классовой борьбы.

я коснулся этого вопроса потому, что он имеет основополагающее значение для выработки нашей тактики. Фашистская диктатура создает дополаворо и принуждает массы итальянских трудящихся вступать в эту организацию, которая предоставляет им известные льготы, в какой‑то мере удовлетворяет их потребности.

Не пугайтесь этого утверждения: дополаворо удовлетворяет некоторые потребности итальянских трудящихся. Сейчас я поясню, что под этим следует понимать.

Учтите то обстоятельство, что еще совсем недавно в городах и деревнях Южной Италии только господа имели свой кружки. В настоящее время почти в каждой деревне существует секция дополаворо. Эти организации правомерно называть принудительными, но в их помещении труженик может провести вечер, найти тепло и уют, когда на дворе холодно, сыграть в карты, выпить рюмку вина, если есть на что, и пр. Дополаворо играет огромную роль в системе диктатуры именно потому, что располагает густой сетью низовых организаций, которыми фашизм опутывает итальянских трудящихся.

Каким путем фашизму удалось создать такую организацию? Ведь дополаворо – одна из крупнейших фашистских организаций. Она насчитывает 2 млн. членов, имеет разветвленную структуру с тысячами местных секций. Различные по своему характеру секции дополаворо проводят больший объем деятельности среди масс, нежели фашистская партия и даже фашистские профсоюзы. Каким же образом такая организация была создана?

Фашизм отчасти шел по пути создания совершенно новых организаций, отчасти использовал все средства, имевшиеся в его распоряжении, чтобы овладеть различными организационными формами в области досуга и культуры, созданными творчеством масс до возникновения доиолаворо. Одновременно он стремился прибрать к рукам те новые организации, которые складывались в тот период. По этой причине дополаворо следует отнести к числу наиболее сложных организаций в системе фашистской диктатуры. Дополаворо не представляет собой единой организации, как фашистская партия, она не однородна в организационном плане, как «Молодые фашисты», не строится по единому типу, как профсоюзы.

Перед нами сложная организация. Ее деятельность весьма многогранна, и это находит свое отражение даже на уровне низовых организаций, где мы находим секции самого различного типа, отличающиеся друг от друга и по своим целям, и по составу охваченных ими трудящихся, и по организационной структуре, сложившейся в данной местности в той или иной сфере общественной жизни.

Рассмотрим, какие различия существуют между организациями дополаворо в зависимости от направления и характера их деятельности. В системе дополаворо имеются организации, которые весьма условно можно отнести к массовым. Таковы, в частности, некоторые спортивные общества, которые примыкают к дополаворо, но носят профессиональный характер. Как правило, к этому типу принадлежат все организации, являющиеся по существу спортивными клубами, как, например, «Ювентус» Чтобы вступить в них, нужно быть либо спортсменом‑профессионалом, либо представителем высших классов. Это не массовые организации. Вся их деятельность сводится к тому, чтобы выявлять на местах лучших спортсменов и делать из них профессионалов. К тому же типу организаций следует отнести художественные коллективы, занимающиеся искусством профессионально. Таковы, например, театральные труппы «Повозка Феспида» Фашизм предпринял также попытку создания массового театра но она оказалась безуспешной. В прошлом году такая попытка была сделана во Флоренции, где фашизм хотел устроить представление, посвященное одному из эпизодов «похода на Рим».

Однако она потерпела полнейшее фиаско, о чем вынуждены были написать даже фашистские газеты. Массы довольно скоро утомлялись и расходились. Между массовым театром и идеологической базой фашизма заложено противоречие. Подобные инициативы имеют шансы на успех только тогда, когда они обращаются к патриотическим, националистическим сюжетам. В таких случаях можно рассчитывать на участие в них по крайней мере элементов, охваченных националистическими чувствами. Но в этом плане немногого удается добиться. Глубоко чтимые народом герои Итальянского Рисорджименто^, например Гарибальди®, преданы забвению. От них фашизму одни хлопоты, одни неприятности. Поэтому указанные организации обращаются к слоям, обладающим более высоким уровнем культуры.

Большинство же организаций свободного времени носят иной, подлинно массовый характер. Они находятся в непосредственном контакте с трудящимися, удовлетворяют их определенные потребности. Значительный удельный вес среди них составляют ассоциации, созданные самими трудящимися и поглощенные фашистскими организациями досуга.

Мы уже отмечали, что помимо различий по роду деятельности существуют различия и по типу общества. Здесь мы также имеем несколько различных типов организаций. Основными для нас, однако, являются два следующих типа: прежние кружки трудящихся, включенные впоследствии в систему дополаворо, и новые кружки досуга, созданные фашизмом именно как таковые. В отношении типов этих организаций мы можем провести еще и такое различие – организации свободного времени но месту работы и по месту жительства.

Каково количественное соотношение между организациями различных типов? Что касается различия между старыми и новыми ассоциациями, на этот счет невозможно привести какие‑либо цифры. Фашизм всячески стремится затушевать такое различие. Однако некоторое представление об этом можно почерпнуть из сообщений, которые присылают наши инструкторы и низовые партийные организации. Из них видно, что в деревне большинство составляют старые кружки, в городе – новые. Старые кружки сохранились преимущественно в тех районах, где прежде существовала сеть культурных организации рабочего класса, которые в известный момент прекратили сопротивление и вступили в донолаворо. В провинции Новара, например, где имелась густая сеть рабочих кружков, руководители предпочли на определенном этапе пойти на их фашизацию, чтобы не дать разрушить организации и сохранить фонды, создававшиеся долгие годы. Массы вначале оказывали сопротивление, но затем вынуждены были подчиниться. В Турине против наступления фашизма боролись до конца. Фашисты уничтожили профсоюзы, кооперативы, разрушили один за другим все районные городские кружки. Здесь эти кружки носили ярко выраженный политический характер, поскольку состоявшие в них социалисты активно боролись за то, чтобы они имели именно такую направленность.

В отличие от Новары, где большинство организаций представлено в настоящее время старыми кружками, в Турине большая часть организаций доиолаворо практически создана заново. Однако даже в Турине сохранились некоторые старые организации. Речь идет об организациях, которые мы совершенно игнорировали в те времена, когда сами еще располагали красными организациями. Среди них имеются группки семейного, районного, спортивного типа и др., которые длительное время оставались независимыми. Организацией такого рода является, например, «Туринская семья», куда коммунисты начали вступать слишком поздно. Между тем эта организация и по сей день сохраняет свою традиционную структуру.

В Турине вы не найдете организаций допо‑лаворо на месте прежних районных кружков.

А в Новаре найдете. Вы найдете их также в Эмилии, Венето, и даже в Ломбардии они сохранились вплоть до предместий Милана.

Обратимся к другой особенности к различию между организациями на предприятиях и по месту жительства. В 1933 г, из 18 тыс. секций дополаворо лишь 3 тыс. действовали на предприятиях. Таким образом, они составляли абсолютное меньшинство. Это хорошо показывает и характер дополаворо. Если взять статистику членов этой организации, вы увидите, что социальный состав дополаворо имеет свои особенности. В 1930 г., когда численность дополаворо не достигала еще 2 млн. членов, как сейчас, а насчитывала от 1300 тыс. до 1400 тыс. членов, в ней состояло 600 тыс. промышленных рабочих, 260 тыс. крестьян и т. д. Данные о социальном составе свидетельствуют, таким образом, о преобладании в этой организации промышленных рабочих, составлявших примерно половину организованных ее членов. Если к ним добавить железнодорожников, а также другие категории транспортных рабочих, учитывающихся статистикой в других рубриках, то общая цифра превысит половину.

Если, мы проанализируем данные о численном составе заводских секций дополаворо за 1933 г., то увидим, что из 2 млн. членов данной организации лишь часть их состоит в 3 тыс. заводских секций. Это означает, что не вся масса трудящихся состоит в организациях по месту работы. Многие входят в территориальные секции дополаворо. Указанная организация отличается большой разветвленностью. Что на деле представляет собой секция дополаворо? Очень часто рабочие, запятые на производстве, где имеется заводская секция дополаворо, предпочитают проводить свободное время в организациях по месту жительства. Там они могут найти те конкретные формы деятельности, которым они хотели бы посвятить свой досуг.

Между различными типами организаций дополаворо существуют также структурные различия. Они особенно заметны, если сопоставить старые и новые кружки. Старый кружок всегда пользуется в глазах масс большим престижем. В его деятельности сохраняется еще что‑то от демократических форм организации, что совершенно отсутствует в новых кружках. Что происходит, когда старый кружок вступает в дополаворо? Руководители этого кружка обсуждают различные стороны деятельности организации, планы работы и пр. Но сам характер обсуждения исходит из принятия контроля правительственных инспекторов над деятельностью организации. Появление такого инспектора в секции по идее должно было бы сопровождаться устранением демократических форд1. Однако так бывает лишь вначале. Проходит немного времени, и в большинстве случаев деятельность возобновляется в соответствии со старым уставом. По прошествии нескольких лет навязанные ограничения ослабевают, и жизнь возвращается в прежнее русло.

В новых кружках организация, наоборот, типично фашистская. Массы, которые в них состоят, либо находятся под влиянием идеологии фашизма, либо вынуждены вступать в дополаворо в результате прямого насилия или косвенных форм принуждения. Никаких демократических форм в структуре этих организаций не существует. Ведь сама постановка вопроса об избрании руководителей может привнести элемент разобщенности в ряды этих организаций. Но и в этих кружках под давлением масс прокладывает себе путь тенденция к более демократическим формам организации, требование избирать руководящие органы; появляются активисты, пользующиеся доверием масс, которые стремятся оттеснить фашистские элементы и занять руководящие посты.

Такая тенденция имеет место. С учетом этой тенденции, а также того, что данные организации удовлетворяют определенные потребности масс, мы и определяем нашу тактику.

Заводские кружки еще менее демократичны, контроль над ними жестче, работать в них сложнее. Мне не известно ни одного примера, когда бы нам удалось наладить практическую работу в заводской секции дополаворо. Такое положение связано с другим обстоятельством. В большинстве случаев вступление в заводскую организацию дополаворо обязательно в том смысле, что взносы удерживаются из заработной платы. Стало быть, теоретически все лица, работающие на предприятии, где имеется секция дополаворо, считаются ее членами. Бывают, правда, и исключения, но нас сейчас интересует другое. Кто принимает непосредственное участие в деятельности этой секции? Оказывается, не все рабочие. Пожилые рабочие туда не ходят. Заводскую секцию посещает только молодежь.

В Турине существуют районные кружки дополаворо, а наряду с ними имеются и соответствующие организации на промышленных предприятиях. Последние выглядят значительно привлекательнее, гораздо лучше оснащены. Но в них вы не встретите пожилых рабочих. Заводские организации дополаворо посещаются почти исключительно рабочими нового поколения, молодежью, которая пользуется предоставленными льготами для туристских экскурсий, занятий лыжным спортом, коньками и пр. Для пожилого рабочего все это непривычно, к подобным вещам он не испытывает никакой склонности. Рабочий старшего поколения чувствовал бы себя здесь не в своей тарелке. В кружках же по месту жительства он, напротив, находит привычную для себя атмосферу, где может пропустить стаканчик вина. Пребывание здесь не вызывает у него прежнего отвращения.

Другое отличие между двумя типами состоит в том, что наиболее активное руководящее ядро в организациях дополаворо на предприятиях составляют элементы, которым уже присущи все характерные черты мелких буржуа. Один наш товарищ сообщает, что самыми заядлыми посетителями секции доиолаворо при Кооперативном союзе ^ являются служащие, тогда как рабочих, которые ее посещают, немного. В организации доиолаворо на ФИАТе большинство активистов также составляют служащие.

В этом есть и определенная опасность. Вперед выдвигаются элементы, утрачивающие пролетарский характер; делается попытка привить трудящимся, которые входят в эти организации, мелкобуржуазные взгляды. Некоторые начинают рассуждать примерно так; если я налажу отношения с хозяином или хотя бы с цеховым начальством, я смогу улучшить свое положение. Встав на такой путь, они отходят от классовой борьбы.

Это реальная опасность, опасность, с которой нам надо бороться. Мы же боремся с ней недостаточно. И это серьезный пробел в нашей работе.

Чем занимаются секции доиолаворо? Они развивают деятельность в различных направлениях. Участвуя в ней, рабочие получают и некоторые выгоды. Им предоставляют различные льготы, скидки на билеты в театры и кино, возможность приобретения в определенных магазинах продовольственных товаров и одежды по сниженным ценам, оказывается помощь в организации туристских экскурсий. Здесь же следует сказать и о некоторых формах социального обслуживания. В отдельных случаях организации доиолаворо выполняют функции касс взаимопомощи, оказывая, например, материальное содействие нуждающимся семьям тружеников, получивших увечье, и т. д.

Пора отказаться от мысли, будто рабочие не должны заниматься спортом. Даже мелкие радости вовсе не безразличны рабочим. Ведь рабочий всегда старается как‑то улучшить свое положение. И сама мысль, что вечером он может посидеть где‑то в помещении и послушать радио, доставляет ему удовольствие. Мы не можем обрушиваться на рабочего только за то, что он соглашается войти в помещение дополаворо, на двери которого висит фашистская эмблема.

Следует помнить, что дополаворосамая широкая массовая организация фашизма. И наша тактика здесь должна быть гибче, чем где бы то ни было, ибо, учитывая особенности дополаворо, мы можем наладить связь с более широкими слоями трудящихся, чем в других организациях.

Линия, которой придерживались Федерация молодежи и партия в отношении дополаворо, не всегда была такой, как сегодня. Первоначальная установка, сформулированная Федерацией молодежи, была следующей: «Вон из организаций дополаворо!» Так обстояло дело в 1926–1927 гг. На этот счет не было единого мнения. Некоторые товарищи доказывали неправильность подобной тактики, но она все же была принята. Эта линия подверглась критике со стороны партии и КИМа® и была заменена другой линией, которая означала известный шаг вперед, но в целом также являлась ошибочной: вступим в дополаворо с целью ее разложения.

В чем ошибочность такой позиции? Ошибочность такой позиции состоит в том, что, когда массы вступают в дополаворо ради льгот, которые им предлагает данная организация, наши попытки удержать их в стороне от этой организации бесперспективны, И уже к 1926 г. такая перспектива для нас была окончательно утрачена. А раз так, мы должны идти туда, куда идут массы. Имеются, однако, и другие мотивы, лишний раз подчеркивающие ошибочность указанной линии. Мы добивались разрушения дополаворо. Но что мы можем сами дать сегодня взамен рабочим, крестьянам, служащим? Ничего. Встать на такую точку зрения – значит сказать рабочим: вы не должны заниматься спортом, не должны тратить время на культурную деятельность, если она не является нелегальной, у вас не должно быть никаких мест для развлечений. Такие директивы немного отдают душком прежней линии социалистической партии, которая полностью игнорировала самые элементарные потребности масс.

Мы должны признать, что массы правильно поступают, идя в эти организации, поскольку с проблемой удовлетворения некоторых конкретных потребностей можно связать задачу борьбы с фашизмом, исходя из возможности превращения указанных организаций в центры сопротивления, в центры мобилизации трудящихся против диктатуры.

Далее необходимо также учитывать различия между отдельными секциями. Во многих районах имеются рабочие кружки, на которые массы смотрят с симпатией. Такие организации нельзя назвать принудительными.

Но даже оставив в стороне эти соображения, что произойдет, если мы встанем на путь абсентеизма, на путь разложения данных организаций? Тем самым мы отрежем себе все пути проведения организационной работы среди масс молодых тружеников, да и не только молодых, но вообще среди трудящихся, которые вступают в дополаворо потому, что для них библиотекаэто уже кое‑что, туристская экскурсиятоже кое‑что. Если мы встанем на такой путь, мы самоизолируемся от масс.

Нашей тактической линией должно быть вступление в дополаворо без излишних упреков и колебаний. В этих организациях мы должны наладить свою работу в плане развертывания классовой борьбы, которая и по формам и по целям была бы шагом вперед по сравнению с тем, что нам пока удается в фашистских профсоюзах.

Посмотрим, как ставится вопрос о вступлении в дополаворо. Мы встречали и все еще встречаем здесь значительное противодействие. Товарищам, оказывающим такое сопротивление, словно невдомек, что они не только отрезают себе пути ведения массовой работы, но и оказываются в неблагоприятных условиях и с точки зрения личной безопасности, с точки зрения полицейских преследований. Даже коммунист, которого полиция прекрасно знает, вступив в дополаворо, получает ряд дополнительных возможностей, чтобы как‑то ускользнуть из‑под ее контроля.

Показательно, что наши товарищи, которые выходят из тюрем, никогда не посещают кружки дополаворо. Мы опрашиваем их: по выходе из тюрьмы вы пытались сблизиться с кружками, в которые входили прежде? Оказывается, что почти ни один из них в указанных организациях никогда не бывает. Пойти туда считается безнравственным, равносильным грехопадению. По их мнению, участвовать в этих организациях не следует, поскольку они являются фашистскими. Поэтому наша задача – предельно ясно сформулировать свою линию: даже самый авторитетный, самый известный из коммунистов может и должен вступить в дополаворо и оставаться там, пока его не выгонят. А попытка выгнать его из этой организации при определенных условиях может сама по себе стать элементом борьбы. Во всяком случае, если они воспротивятся этому, заявят о своем желании остаться, будут настаивать на своих правах как члены организации, регулярно уплачивающие взносы и пр., им без сомнения удастся расшевелить массы в свою пользу и завоевать их симпатии. Такая ошибочная позиция отражает настроения людей старшего поколения, пожилых рабочих, которые с ненавистью взирают на фашистскую вывеску. Это чувство достойно уважения, поскольку оно свидетельствует о верности принципам. Тем не менее их линия поведения ошибочна, потому что не так выражается верность принципам. Иначе нам пришлось бы стать отшельниками, удалиться в леса и там поклоняться коммунизму.

Наш долгвступить в эти организации и организовать в них борьбу за наши принципы. Сейчас при налаживании борьбы мы должны исходить из самых элементарных потребностей трудящихся, и с этой точки зрения дополаворо дает нам возможность оказывать сопротивление фашизму по широкому кругу вопросов. Именно поэтому мы и должны идти в эти организации. В центре некоторые товарищи также высказывали ошибочные взгляды. Но им был дан отпор. Мы им сказали: вместо того чтобы помогать рабочим устанавливать связи с массами, вы потакаете политической ограниченности, созданной фашизмом путем постоянного давления на старые кадры рабочего класса и партии.

Итак, мы должны идти работать в эту организацию. Но как работать? Вот участок, где нам следует расширить арсенал тактических средств. Ведь мы вступаем в эту организацию не с целью ее разложения и не для того, чтобы работать в ней изолированно от широких масс. Некоторые товарищи предлагают, например, следующую формулу: вступать в дополаворо, но не смешиваться с нею, а организовывать свои собственные манифестации. Такая установка означает: пусть дополаворо устраивает свои мероприятия, а мы будем параллельно проводить свои. Во всем этом правильно только одно: товарищи должны организационно сплотиться, работать как фракция, как оппозиционная группа. Но делать это нужно всегда в гуще масс, без отрыва от масс. Было бы ошибкой не ходить на крупные манифестации, даже если они проводятся с националистическими целями. Скажем, готовится националистическая манифестация, например шествие к Памятнику павшим. Должны коммунисты участвовать в ней или не должны? Ясно, что должны. Лишь в тех случаях допустимо неучастие в такой манифестации, когда коммунисты располагают достаточной силой в данной организации, чтобы обеспечить открытую поддержку массами предложения бойкотировать фашистское мероприятие. Но такая перспектива предполагает, что массы уже завоеваны на нашу сторону. Если в какой‑то манифестации участвуют тысяча или 2 тыс. рабочих, то и 50 коммунистов обязаны идти вместе с ними, чтобы не отрываться от масс, в ходе манифестации они должны вести разъяснительную пропаганду, пробуждать сомнения, вызывать трения между организаторами манифестации и массами. Вот в чем состоит работа.

Основная задача, которую мы решаем в настоящее время, состоит в завоевании организаций дополаворо трудящимися. Как уже упоминалось, этот вопрос долго дискутировался. Лозунг «дополаворотрудящимся» был подвергнут справедливой критике, поскольку он мог посеять иллюзию, будто уже в нынешних условиях организацию дополаворо как таковую возможно отвоевать у фашизма и преобразовать в классовую организацию. Этого, однако, нельзя добиться без серьезного подрыва фашистской диктатуры. Но может ли быть отвоевана отдельная организация дополаворо? Бесспорно. Есть ли факты, свидетельствующие о таком стремлении рабочих? Бесспорно. Такая тенденция уже проявляется в низовых организациях дополаворо, но пока в простейших формах. Она находит выражение, в частности, в попытках трудящихся отвоевать помещение. В последнее время приходят сообщения об исполнении в некоторых кружках дополаворо революционных песен. Это уже шаг к восстановлению явочным порядком некоторых свобод. Делаются также попытки взять в свои руки руководство кружками. Правда, это проявляется в завуалированных формах: старый руководитель как бы соглашается на контроль инспектора, но в душе знает, что будет проводить прежнюю линию. Эта тенденция интересна, но опасна. Если мы не сумеем придать этой тенденции должной направленности, она не только не доставит хлопот фашизму, но породит в организациях стремление приспособиться, приноровиться к нынешней ситуации. Именно по этой причине фашизм не всегда открыто ведет борьбу с организациями, где такие явления имеют место. Он приспосабливается, точно так же как некоторые из старых руководителей, которые вначале полагают, что они не приспосабливаются к фашизму, а в конце концов приспособляются к нему целиком и полностью. В этом и состоит опасность – в приспособлении рабочих и старых руководителей к фашизму.

Такую опасность можно преодолеть лишь в том случае, если нам удастся возглавить оппозиционные выступления против фашизма, придать им классовое содержание. В то, что массы делают неосознанно, надлежит внести элемент сознательности, продвинуть дело борьбы вперед. Необходимо превратить организации допо‑лаворо в центры антифашистской деятельности, которая может принимать самые разнообразные формы.

Ясно, мы не можем сказать трудящимся: требуйте расстрела Муссолини. Это было бы ошибкой. Мы бы себя только раскрыли, дали повод изгнать нас из дополаворо, массы за нами не пошли бы, и все бы на этом закончилось. Мотивы для наших действий следует искать в самих организациях дополаворо. Свою работу мы должны строить на базе типичных для дополаворо требований спортивного, культурного характера, а также демократических требований.

На первом участке нами сделано еще очень мало. Федерация молодежи наметила лишь первые меры к активизации работы, выдвинув предложения, которые идут в указанном направлении. Кое‑что делается в области спорта, в плане борьбы с шовинизмом, но во многих других областях не предпринимается ничего или почти ничего. Мало, например, делается в сфере культурно‑просветительной работы. Немного отыщется наших товарищей, которые пытались организовать библиотеки, где были бы книги классового содержания. Но даже в тех редких случаях, когда что‑то и было сделано, все остановилось на полпути. Культурно‑массовой работе нужно придать должный размах, нужно распространять в массах книги Горького, Толстого и других писателей, разъяснять их произведения, которые в условиях сегодняшней Италии могут восприниматься как призыв к революционной борьбе, противопоставлять идеи, заложенные в этих книгах, идеям фашизма. Даже на этой почве можно создать классовые конфликты. Но это трудно. Причем особенно трудно добиться того, чтобы такая форма борьбы была бы поднята на более высокий уровень, приняла характер национальной манифестации. Трудно, но не невозможно.

Нужно требовать в библиотеках; книги о Советском Союзе (в Италии немало легальной литературы такого рода), устраивать беседы о жизни советского народа. «^Таким путем можно создать легальную и полулегальную формы ассоциации друзей СССР. Показателен в этом отношении опыт секции дополаворо в Триесте, которая организовала поездку трудящихся в Советский Союз. Группа побывала в Одессе, имела контакты с местными советскими организациями. Хотя по возвращении все участники поездки были арестованы, но кое‑что было сделано. И заметьте, что это произошло в Триесте, где наши товарищи до сих пор не могут понять, как же надлежит вести работу в организациях противника, и больше всех упорствуют, чтобы этого не делать.

Другое направление нашей работы в дополаворо состоит в выдвижении требований тина: долой фашистского инспектора, контроль над администрацией со стороны рядовых членов организации, выборность должностей. На этом специфическом участке нельзя рассчитывать на успех, не научившись использовать в своих целях пусть даже самый незначительный инцидент. Распространился, например, слух, будто из кассы организации что‑то похищено. Немедленно выдвигается требование проверить наличность денег в кассе.

Гораздо более сложным участком являются заводские секции дополаворо. Здесь требование выборности должностей членами самой организации носит очень передовой характер. Оно означает слом всей организационной структуры. Этого можно добиться лишь длительной работой. Как к этому прийти? Нужно ввести 200 рабочих в кружок и создать целый ряд, столкновений и конфликтов. Они должны носить характер массовых выступлений и проводиться дисциплинированно. Таково обязательное условие.

Наша задача – вырвать у фашизма отдельные секции дополаворо и удержать их в своих руках. Ее можно и нужно решить. Это не будет означать, что мы сразу же сорвем с них фашистскую вывеску. Но на деле эти организации будут работать в духе оппозиции фашизму и сохранят демократические формы организации. Мы обязаны вступать в дополаворо и создавать внутри этой организации коммунистические ячейки.

Не следует забывать, что организации дополаворо могут служить эффективным прикрытием для партийных ячеек, профсоюзных групп и т. д. Использование возможностей в этом плане, в свою очередь, зависит от нашей способности создать, где условия это позволяют, свои собственные организации дополаворо. Если только имеется возможность создать самостоятельную организацию, мы не должны упускать ее. Положительные примеры в этом отношении у нас уже есть, но их пока еще слишком мало.

В какой‑то момент такие организации вынуждены будут столкнуться с проблемой вступления в общенациональную организацию дополаворо. Как в таких случаях поступать? Здесь нужно конкретно видеть характер их связей с массами, нужно ставить этот вопрос на обсуждение трудящихся и сопротивляться такому решению до конца. Но если не будет иного выхода (либо вступление в дополаворо, либо угроза полной ликвидации), тогда придется вступить, чтобы сохранить постоянные связи с массами. Более того, в дальнейшем эти организации могут послужить для нас важными опорными пунктами для установления связей с другими ассоциациями свободного времени.

У меня нет времени касаться сейчас других вопросов, имеющих отношение к данной теме, но мы это сделаем в ходе обсуждения. Полагаю, однако, что мне удалось дать общую картину имеющихся у нас возможностей работы в организациях дополаворо, которые необходимо использовать как можно шире.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Венеция‑Джулия (Юлийская Крайна) – провинция, переданная Италии после первой мировой войны (до этого с 1797 г. принадлежала Австрии). После второй мировой войны большая часть Юлийской Крайны воссоединена с Югославией^ а оставшиеся за Италией территории составили область Фриули – Венеция‑Джулия.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 225.