Храмовый праздник и причастие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Источники говорят также о том, что в храмовый праздник причащались многие из прихожан [12, 1875, № 44, с.382], [1, с.807]. Т.к. в те годы причастие было редким явлением, можно предположить, что храмовый праздник ассоциировался в церковной среде с причастием Святых Христовых Тайн. Например, воспитанницы Владимирского училища девиц духовного звания причащались дважды в год: Великим постом и Рождественским постом в день престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Установление о причащении их в престольный праздник принадлежит основателю училища святителю Феофану Говорову [11, 1870 г., №11, с.482], что соблюдалось по крайней мере в первые годы существования училища [11, 1865 г., № 23, с.1309], [11, 1868 г., № 24, с.1173].

Исходя из сказанного в данной главе, можно сделать следующие выводы:

· Богослужение храмового праздника отличалось особой торжественностью, зачастую это была самая торжественная служба в году.

· В храмовый праздник приходской или монастырский храм  олицетворял собой центр епархии. К приходскому или монастырскому храму следовал крестный ход из кафедрального собора и богослужение возглавлял архиерей.

· Постоянные составляющие богослужения храмового праздника: Всенощное бдение (совершалось вечером или утром), водосвятие, Божественная Литургия (часто ранняя и поздняя), благодарственный молебен. Обычно богослужение совершалось соборно. Переменные составляющие богослужения храмового праздника: крестный ход и панихида. В некоторых случаях богослужение возглавлял архиерей.

· Храмовый праздник ассоциировался в среде прихожан с причастием Святых Христовых Тайн.

Заключение

В ходе исследования были получены следующие результаты:

· Проработаны и систематизированы источники разных типов. Определена их значимость. В ходе работы с периодическими изданиями определены направления для возможной дальнейшей работы и вероятность найти принципиально новые сведения с увеличением количества изученного материала. Произведено сравнение информации из различных источников для установления общей картины или принципиальных разногласий. 

· Предложена общая структура празднования храмового праздника, характерная для большинства таких праздников в рассматриваемый период времени.

· С помощью сведений из источников описан каждый пункт структуры храмового праздника, а также их взаимосвязь.  

· Раскрыты разнообразные противоречия и полемика возникавшие по поводу той или иной составляющей праздника. Как правило, данные противоречия возникали между устоявшимися в обществе традициями и взглядами Церкви.

· Во время изучения тех или иных составляющих храмового праздника, были сделаны выводы о том, насколько широко и повсеместно они были распространены, о наличии исключений, о возможных закономерностях при продолжении исследований.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

· В центральных епархиях Русской Православной Церкви во второй половине XIX – начале XX века празднование храмового праздника, как одного из центральных праздников года было повсеместно распространено.

· Храмовые праздники, праздновались, как правило, даже более торжественно чем двунадесятые. Это касается и богослужебного и внебогослужебного празднования.

· Празднование храмового праздника охватывает как пространство внутри храма, так и вне его.

· Существенных отличий в практике празднования храмовых праздников в разных епархиях или приходах обнаружено не было.

· Характерной особенностью храмового праздника является съезд большого количества людей. Присутствием же большого количества людей объясняются другие особенности храмового праздника: ярмарка, народные гуляния и даже торжественность богослужения.

· Храмовый праздник ассоциировался в среде прихожан с причастием Святых Христовых Тайн.

Изучение храмового праздника может быть одним из ключей к пониманию места человека в приходской общине и в Церкви в целом.

Возможными направлениями дальнейшего исследования может быть расширение рамок исследования и сравнение традиций разных регионов и эпох. Кроме того, важным для понимания отличий приходской жизни на селе и в городе видится сравнение порядка празднования престольных праздников в обоих случаях.

Источники и литература

Церковные источники и литература

1. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей, Москва: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 год.

2. Гурвич И.А. Ярмарки. К истории ярмарок вообще и к статистике ярмарок в Уфимской губернии. Уфа: Губернская Типография, 1884 г.

3. Левашев, А. свящ. О вреде водки и пьяного разгула в храмовые и другие местные праздники : Внебогослужебная беседа с прихожанами сел. свящ. Аркадия Левашева. - Кострома : Губ. тип., 1892. - 15 с.; 24.

4. Миловидов И. свящ. Как подобает православный христианам проводить дни престольных и нарочитых праздников. Простанародныя беседы. Москва: Издательство А.Д. Ступина, 1900 г.

5. Муравьев А.Н. Письма о богослужении восточной кафолической церкви. Чехов: Русский Духовный Центр, 1993 г.

6. Описание празднества в с. Казенном Майдане, Наровчатского уезда, й Мая 1866 года. Пензенские Епархиальные Ведомости №14. Пенза: Типография Пензенской Палаты Государственных Имуществ, 1866 год. стр. 471 – 477.

7. Очевидец (псевд.). Торжество в селе Таширове, Московской губернии, Верейского уезда, храмового праздника, с освящением и поднятием нового звона колоколов 1 октября 1885 года. Москва: типография М.Г. Волчанинова, 1885.

8. Типикон. Москва: Издательство Московской Патриархии, 2011 г.

9. Храмовой праздник в Казанском Феодоровском женском монастыре в честь и славу святой чудотворной иконы Костромской Феодоровской божией матери и возложение на сию икону новой сребропозлащенной украшенной драгоценными камнями ризы 14 марта 1901 года. Казань: типо-литография Университета, 1901

Периодические издания

10. Московские епархиальные ведомости. Москва, 1869–1879

11. Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1865–1919

12. Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Санкт-Петербург, 1888–1918

Источники и литература этнографического характера

13. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии – Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2005 г.

14. Новожилов, А.Г. СЕЛЬСКИЕ ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Стенограмма выступления на радиостанции «Град Петров» [Электронный ресурс] https://www.grad-petrov.ru/broadcast/selskie-prestolnye-prazdniki-trad/. (Дата обращения: 15.04.2019)

15. Розов А.Н. Сельский священник в праздничной культуре русской деревни XIX – начала XX в.//Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. Сыктывкар: ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина", 2016 г.

16. Тульцева Л.А. Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного крестьянина//Православная жизнь русских крестьян XIX – XX веков. Итоги этнографических исследований. Москва: Наука, 2001 г. 17. Энциклопедия Русский праздник 15. Шангина И.И. Престольный праздник. Ярмарка. Братчина. Гульянье//Иллюстрированная энциклопедия «Русский праздник». Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2002 г.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 311.