Особенности богослужения храмового праздника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно Типикону, служба храмового праздника совершается «якоже великаго святаго, емуже бывает бдение» [8, храмовая глава 3].

Накануне храмового праздника могло совершаться заупокойное богослужение (заупокойная литургия и панихида) в память об усопших созидателях, благотворителях, священно- и церковнослужителях и всех почивших прихожанах [10, 1869 г., №5, с.13]. Заупокойные молитвы зачастую совершались и в сам день праздника, хотя согласно например, «Настольной книге для священно-церковно-служителя» заупокойных молитв не полагается в связи с праздничным днём [1, с.828]. Тем не менее, часто провозглашали вечную память на благодарственном молебне [10, 1869 г., №5, с.13] и совершали панихиду перед Литургией в сам день праздника [10, 1870 г., №44, с.6].

Начиналось богослужение храмового праздника часто с малой вечерни, с которой соединялось торжественное молебное пение в честь святого праздника [10, 1875 г., №20, с.85], [10, 1875 г., №41, с.357].

Всенощное бдение могло служиться вечером накануне храмового праздника [1, с.825], [12, 1875, №44, с.382] или утром, в сам день праздника «для удобства посещения» [4, c.4], [11, 1914 г., №2, с.30]. Такое утреннее служение всенощной, по видимому, было характерно и для других дней года. Всенощное бдение могло совершатся с чтением акафиста празднуемому святому [11, 1914 г., №5, с.117], [11, 1914 г., №23-24, с.480]. Также, как некая особенность богослужения, вызванная большим стечением народа, в источниках часто упоминается особо долгое помазанием предстоятелем богомольцев елеем [11, 1914 г., №23-24, с.480], [11, 1914 г., №31, с.582].

Утром, перед Литургией в храмовые праздники, как правило, совершали малое водоосвящение [1, с. 828], [16, с.134], [11, 1914 г., №2 с.30]. Иногда его мог служить и лично архиерей [11, 1868 г., №24, с.1173].

Во Владимирской епархии звон к Литургии в храмовый праздник должен был начинаться раньше, чем обычно [11, 1867 г., №9, с.397]. За Литургией говорилось всегда «слово, приличествующее дню» [11, 1913 г., №42, с.371].

 «По окончании литургии обыкновенно совершается молебен» с провозглашением многолетия и «бывает трезвон» [1, с.828]. Данный молебен имеет характер благодарственного [10, 1871 г., №27, с.63], [12, 1875, №44, с.382] и сопровождается коленопреклонениями [10, 1869 г., №5, с.13], [11, 1914 г., №2, с.30], часто на нем же провозглашается и вечная память устроителям храма и почившим прихожанам [10, 1869 г., №5, с.13].

Иногда благодарственный молебен служится до литургии [10, 1871 г., №40, с.391], [10, 1872 г., №28, с.207] или между ранней и поздней, особенно если после поздней Литургии была запланирована какая-то торжественная часть [11, 1914 г., №2, с.30].

Кроме того, в городах молебны в некоторые храмовые праздники служатся в течение всего дня. Например, в день памяти великомученика Пантелеимона перед его почитаемой иконой [10, 1873 г., №32, с.312] или в день памяти всех Московских святителей [10, 1875 г., №41, с.357]. Такие молебные пения очень похожи на те, которые в сельской местности служатся обыкновенно в домах прихожан.

Вечером на вседневной вечерне бывает отдание праздника [1, с.829], что соответствует указаниям Типикона «Тогоже дне вечера. Бывает отдание праздника за почесть храма» [8, храмовая глава 1]. То, что эта служба совершалась, следует, к примеру, из указа харьковского губернатора против ярмарок у церкви, т.к. они мешают вечернему богослужению в день храмового праздника [1, с.830] и предписание совершать богослужение вечером, дабы не было пьянства.

На погосте Воскресенском Владимирской епархии к храмовому празднику было приурочено освящение и открытие памятника Государю Александру II [11, 1914 г., №2, с.30]. После Литургии была отслужена Панихида по императору, затем крестный ход из храма последовал к памятнику с пением «Отверзу уста моя», у памятника перед иконами был совершен молебен Спасителю и Божией Матери с провозглашением многлетия.

Особой важной частью престольного праздника являлся Крестный ход. «Как в других местах нашего православного отечества, так и во Владимирской епархии, по городам и селениям, совершаются особые, сверх назначенных церковью, крестные ходы, учрежденные в разные времена и по разным обстоятельствам. Храмовые праздники, память об избавлении милосердием Божиим от эпидемических болезней и тому подобные обстоятельства вызывали в благочестивом нашем народе установление особых крестных молений» [11, 1867 г., №17, с.762].

По утверждению «Настольной книги для священно-церковно-служителей»,  только в Юго-Западных епархиях совершается крестный ход вокруг храма в храмовый праздник после литургии, а в других епархиях крестный ход совершать не было принято [1, с.831]. И действительно, например, в Орловской епархии священник специально обращается к архиерею с просьбой разрешить совершать крестный ход с литией при третьем обходе храма на каждой стороне храма [1, с.831]. Из этого можно сделать вывод, что в данной местности крестный ход вокруг храма в престольный праздник не был принят ранее. Однако есть сведения о том, что в ряде храмов такой крестный ход все-таки совершался, как местная традиция [10, 1869 г., №5, с.13], [16, с. 126]. В Центральной России характерным явлением были также крестные ходы в храмовый праздник вокруг монастырей [1, с.1426, 1427].

В Пензенской епархии на съезде духовенства в 1908 году было принято решение, чтобы богослужение на престольный праздник совершалось как можно более торжественно с крестным ходом [1, с.831].

Более распространенным можно назвать крестный ход по случаю престольного праздника из Кафедрального Собора в монастырь [1, с.1427], [1, с.1544], [10, 1871 г., №27, с.63], [11, 1874 г., №20, с.1015] или приходской храм [10, 1872 г., №44, с.468], [11, 1880 г., №15, с.450]. Такие крестные ходы были сопряжены, естественно, со служением архиерея, который чаще всего не сопровождал их, а встречал в храме, где совершалось богослужение [11, 1914 г., № 23-24, с.480].

В приходской практике, особенно сельской, распространены были обходы прихода с иконами и молебнами, иногда в течение нескольких дней. Могли обходить селение вокруг полей и по границам прихода [16, с.131]. [3, с.7]

Обычным вариантом крестного хода был обход духовенством домов прихожан с крестом и иконами. [11, 1871 г., №8, с.155] Это даже вменялось причту в обязанность [10, 1875 г., №41, с.362] Кроме того, в это время причт собирал «даяния» с прихода [11, 11, 1869 г., № 40, с.2], что повторялось также на Пасху и Рождество.

 В сельских приходах, которые состояли из нескольких деревень, вполне обыкновенным был обычай посещать в каждый день празднования храмового праздника одну из деревень [12, 1892 г. №10, с.94], [3, с.7]. По случаю такого посещения служился водосвятный молебен, а затем священники ходили по домам, служили «частные требы – крестины, свадьбы, панихиды по умершим, молебны и т. п.» [11, 1866 г., № 4, с.197].

Особым видом благочестивой традиции был приём икон в дом. Это было частью обхода духовенством своих прихожан, но воспринималось людьми именно как приём в дом святыни [16, с.159], [11, 1867 г., №13 с.97]. Бывали при таком обходе и злоупотребления. Народ стремился угостить пришедшего священника, в том числе и алкоголем. Кроме того, в некоторых местах был распространен обычай хождения священника по приходу не после, а перед Литургией, что побуждало прихожан начинать праздник после такого обхода и вообще не приходить к Литургии [1, с.828]

Крестный ход иногда выделялся, как второй после Божественной Литургии центр празднования. Это могло быть связано с перенесением какой-либо чудотворной иконы на поклонение [1, с.1425] или с воспоминанием каких-либо событий, например, избавления от осады [1, с.1500], избавления от эпидемии [1, с.1481] и т.д. Крестный ход в день Владимирской иконы по случаю храмового праздника и спасения от Мехмет-Гирея из Успенского собора к Владимирской Церкви у Никольских ворот сопровождал митрополит Пальмирский [10, 1872 г., №18, с.78]. В Смоленске из Спасо-Авраамиева монастыря крестный ход совершался на место подвигов преподобного Авраамия в первое воскресенье после 21 августа, дня памяти преподобного Авраамия Смоленского. То же самое можно сказать о крестном ходе на ладьях по реке Трубежу на Плещеево озеро в память об основании Российского Флота Петром I [11, 1913 г., №28, с.574]

Существуют также сведения из богослужебных указаний конца XIX века о вариантах согласования службы храмового праздника с другими днями. Если храмовый праздник случится в пятницу перед Богоявлением или Рождеством, то Царские часы не отменяются, а после них совершается литургия св. Иоанна Златоустого [1, с.827] В храмовый праздник в неделю (воскресенье) следует читать Евангелие храма [1, c.828], что соответствует указаниям Типикона [8, храмовая глава 1].

Если храмовый праздник случился во время Великого поста, устав предписывает совершать литургию Преждеосвященных Даров [8, храмовая глава 34]. В некоторых же церквах литургию совершают Иоанна Златоустаго по Благовещенской главе, что, по мнению Церковного Вестника, позволительно [1, c.829].

Интересной богослужебной закономерностью можно назвать то, что службу по торжественным случаям на приходе, которая попадала на будний день, отправляли храмовому, престольному празднику. Например в приходе с. Навашина Владимирской епархии, богослужение по случаю юбилея дьякона храма 10 июля совершалось храмовому празднику Покрова Пресвятой Богородицы [11, 1914 г., №35, с.693].

Дата: 2019-07-31, просмотров: 347.