Храмовый праздник в официальных государственных и церковных документах.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственное законодательство выделяло храмовые праздники в ряду прочих и прописывало нормы для их проведения. Чаще всего эти нормы были общими для храмовых и великих церковных праздников. Например, полиции было предписано следить, чтобы в праздничные дни (в том числе в храмовые) прежде окончания литургии в районе приходской церкви не происходили общенародные забавы и увеселения, а также торговля (за исключением необходимой) [25, ст. 14].

Некоторыми уставами (торговым, промышленным и т.д.) предписывается местным органам власти особыми постановлениями устанавливать дополнительные гражданские праздники – праздничные дни в дополнение к принятым по всей России, на которые бы распространялись нормы воскресных и праздничных дней по ограничению торговли и труда. Эти выходные должны были устанавливаться исходя из местных традиций. [22, с.480] [20, с.225]. Так в Чернигове установлен наряду с церковным гражданский праздник 9 сентября в день обретения мощей св. Феодосия Черниговского [12, 1900, №33 302], в Иркутске установлен гражданский праздник 9 февраля в день перенесения мощей святителя Инокентия Иркутского [12, 1902, №49 371], в Витебске установлен праздник 23 мая, по-видимому, в день памяти прп. Ефросинии Полоцкой [12, 1910 г., №21 с 229]. В некоторых источниках говорится, что местные сельские сходы также вводили нормы поведения в храмовые праздники и налагали штрафы на крестьян, нарушающих «святость» храмового праздника, то есть занимающихся работами в этот день [16, с.128].

В церковном законодательстве местные храмовые праздники чаще упоминаются на ряду с двунадесятыми. Для тех и других  прописываются похожие нормы церковной дисциплины. Например, распоряжением по Московской епархии «под дни и в дни храмовых праздников, местно празднуемых приходом» не совершались венчания [10, 1871 г., № 35, с.336]. В семинариях отменялись занятия в воскресные, праздничные и некоторые другие дни, а также в дни местных, наиболее чтимых праздников [11, 1867 г. № 15, с.28]

Во введении к Приходскому уставу, принятому на Соборе 1917-1918 годов, говорится, что «в приходах особо чтятся дни праздников и дни памяти святых, в честь которых воздвигнуты приходские храмы и их престолы. Богослужение в эти дни совершается с особой торжественностью в присутствии и при возможном участии прихожан в их полном составе» [18, с.715].

Специальным определением Святейшего Синода 1892 года устанавливается порядок празднования местных храмовых праздников воспитанниками церковно-приходских школ [12, 1892 г., №10, с.94].

Церковные законодательные акты иногда упоминают о храмовых праздниках в связи со злоупотреблениями, происходившими в эти дни. Так, в постановлении Святейшего Синода приводится пример храмового праздника, как времени, «когда преимущественно обнаруживается наклонность к пьянству» [19, 1889 г., п.5]. Такой же неблаговидный пример - произвольное расходование настоятелями и настоятельницами монастырских средств  для устройства «в храмовые праздники роскошных обедов, с дорогими заграничными винами» [19, 1892 г., п.7].

В качестве одной из мер против отпадения в католичество было рекомендовано торжественное устройство храмовых праздников в юго-западных епархиях с крестными ходами, соборным служением, проповедью, участием в праздниках миссионера проповедника и местного епископа [1, с.831]. Кроме того, те же храмовые праздники в миссионерских целях Святейшим Синодом было рекомендовано приурочивать ко дню подобных католических празднеств [1, с.831]. Как кажется, Святейший Синод в данном случае, проявил достаточно утилитарное отношение к местным праздникам.

Исходя из сказанного в данной главе, можно сделать следующие выводы:

· Храмовый праздник в рассматриваемый период совершается в дни памяти посвящения храма, особого события в жизни прихода, святого, мощи которого находятся в храме и т.д. Объединяет все эти разнообразные памяти то, что они непосредственно связаны с жизнью местной приходской общины, через храм, святыню, событие.

· «Храмовый праздник» - устоявшееся юридическое понятие, содержавшееся в государственном законодательстве рассматриваемого периода.

· Церковные документы, подтверждая особую торжественность, с которой должно проходить празднование храмового праздника, говорили и о злоупотреблениях в связи с праздничными гуляниями.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 159.