Храмовые праздники в Центральной России в XIX –XX веках.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Храмовые праздники в Центральной России в XIX –XX веках.

 

Студента IV курса, з/о, гр. Б-19-1-08

Александра Александровича Абросимова

Научный руководитель:

старший преподаватель

Александр Анатольевич Лукашевич

 

Москва

2019

Оглавление Стр.
Введение. 3-6
Глава 1. Виды храмовых праздников и их место в церковной и государственной системе праздников. 7-11
1.1. Виды храмовых праздников. 7-9
1.2. Храмовый праздник в официальных государственных и церковных документах. 9-11
Глава 2. Структура храмового праздника и его основные элементы. 12-24
2.1. Описание общей структуры храмового праздника. 12-14
2.2. Организационная подготовка. 14-15
2.3. Сбор богомольцев. 15
2.4. Богослужение. 15-16
2.5. Торжественные мероприятия, приуроченные к храмовому празднику. 16-17
2.6. Народное празднование. 18-21
2.7. Ярмарка. 21-22
2.8. Благотворительность и дела милосердия. 22-23
2.9. Храмовый праздник после исчезновения храма. 23
Глава 3. Порядок богослужения храмового праздника. 24-33
3.1. Торжественность богослужения в храмовый праздник и его участники. 24-26
3.2. Особенности богослужения храмового праздника. 26-31
3.3. Храмовый праздник и причастие. 32
Заключение. 33-34
Список использованных источников и литературы. 35-38

 

Введение

В настоящее время актуальными являются вопросы, касающиеся обустройства приходской жизни. К примеру, в 2019 году тема ежегодного пастырского семинара во всех викариатствах Московской городской епархии обозначена как «Создание и обустройство приходской жизни в современных условиях». Продолжается научное изучение вопросов и проблем, связанных с положением православного прихода на рубеже XIX – XX веков. Такое изучение связано, в частности с публикацией наследия Пометного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов.

Храмовый праздник является важным элементом приходской жизни, в котором проявляются многие её особенности. Кроме того, широкое празднование престольных праздников получает сейчас всё большее распространение на приходах Русской Православной Церкви. Например, в Москве в 2018 году прошел ряд фестивалей, приуроченных к храмовым праздникам: «Фестиваль в честь Донской иконы Божией Матери» у Донского монастыря, «День святого Владимира в Новогиреево» при храме святого князя Владимира в Новогиреево, «Ильин день на улице Ильинка» при храме пророка Илии на Ильинке и т.д.

Каждый православный храм посвящен тому или иному событию или святому. Кроме того, в большом количестве храмов существуют почитаемые святыни: мощи, иконы и так далее. Существуют также события памятные для какой-то конкретной приходской общины. Всем этим святыням и святым дням ежегодно согласно богослужебному уставу должно совершаться особое торжественное празднование в конкретной местной общине.

Большáя часть приходских традиций и местных обычаев празднования храмового праздника остается за рамками уставных предписаний. Какие общие черты празднования храмового праздника можно выделить в практике приходских храмов и монастырей в Центральной России во второй половине XIX – начале XX веков? Насколько народное празднование остается проявлением христианского мировоззрения и насколько связано с тенденцией секуляризации культуры, суевериями или языческими пережитками? Как местные праздники влияют на понимание людьми своего места в приходской общине и в православной церкви в целом? Данное исследование призвано ответить на эти вопросы или подготовить базу для дальнейших исследований в этом направлении.

В настоящее время, существуют работы этнографического характера, рассматривающие храмовый праздник с точки зрения местных народных обычаев, традиций, бытовых ритуалов. Но до настоящего времени не существует работ, систематически описывающих все основные элементы празднования приходом храмового праздника с церковной точки зрения, когда смыслом празднования считается поклонение и почитание святыни или памяти об особом действии Божием, хранимой в данном конкретном приходе.

Объектом настоящего исследования является литургическая жизнь приходов русской православной церкви, а также связанных с ней обычаев. Предметом исследования является храмовый праздник, а также связанная с ним полемика и законодательство.

Цель работы - описать устоявшуюся структуру празднования храмового праздника в Центральной России во второй половине XIX - начале XX века в богослужебной и внебогослужебной частях.

Задачи работы:

1. Проработать источники и литературу, выбрать все имеющиеся сведения, пригодные для реализации цели исследования;

2. Вычленить устоявшуюся структуру празднования храмового праздника.

3. Разбить все имеющиеся отобранные в пункте 1 сведения по разделам структуры.

4. Обобщить сведения в каждом разделе и составить описание каждого раздела, охарактеризовать каждый раздел, сделать выводы.

5. Сделать выводы о наличии исключений из общих правил празднования престольного праздника, если таковые встретятся во время проведения исследования.

6. Сделать выводы по итогам всей работы.

В рамках исследования изучены источники и литература о храмовых праздниках в Центральной России во второй половине XIX – начале XX века. В некоторых случаях в работе были использованы сведения и о других близлежащих регионах. Например, в случае изучения государственного и церковного законодательства о храмовых праздниках.

Важно отметить, что в работе не сравниваются подробно городская и сельская традиции празднования храмовых праздников. Такого рода сравнение может быть одной из задач дальнейшего исследования.

Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка литературы. В первую главу был выделен вопрос о видах храмовых праздников, а также их месте в государственном и церковном законодательстве. Вторая глава описывает структуру храмового праздника с подробным рассмотрением её элементов. Также, в отдельную главу выделено рассмотрение структуры богослужения храмового праздника. Данный вопрос является достаточно обширным и особенно важным с учётом того, что работа выполнена в богословском университете.

При проведении исследования была собрана информация из разного рода источников, а затем приведена в систему согласно наиболее характерным элементам, входящим в структуру празднования храмового праздника.

В качестве основной литературы на начальном этапе исследования были взяты «Настольная книга для священно-церковно-служителей» [1] и статья «Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного крестьянина» из сборника статей по этнографии «Православная жизнь русских крестьян XIX – XX веков» [16]. В дальнейшем, к исследованию была привлечена и другая этнографическая литература, приведенная в списке источников и литературы. Основной массив данных о церковном праздновании был получен из периодических изданий конца XIX - начала XX века: Московские епархиальные ведомости, Владимирские епархиальные ведомости, Церковные ведомости. В Московских епархиальных ведомостях изучено 20% от всех изданных номеров, Во Владимирских епархиальных ведомостях 40% номеров. Так как сведения начинают повторяться, и новой информации при продолжении исследования приходит крайне мало, такое количество изученного материала признано достаточным для объективной оценки реального положения дел.

 

Виды храмовых праздников.

Под названием «храмовый праздник» в данной работе объединены праздники в честь памятей посвящения храма или престолов храма, в честь святынь храма, а также памятных событий, произошедших в приходе данного храма. Объединяет все эти праздники их особое почитание в данной местности, где ежегодное торжественное празднование этих памятей является частью приходской традиции. «Храмовые праздники – это праздники православной общины, члены которой объединяются вокруг какого-то одного определенного православного храма» [16, с.125]

Обратимся к определениям «Настольной книги для священно-церковно-служителей»: «Храмовые или престольные праздники суть праздники местные, они празднуются в дни освящения храмов, а равно в дни воспоминаний тех событий и в дни памяти тех святых, в честь которых устроены храмы» [1, c.826]. «К местным праздникам относятся все праздники, совершающиеся торжественно только в некоторых местах; об этих последних в Уставе, обыкновенно, замечается: «Совершается собор... во обители..., идеже мощи... или храм» [1, с.807].

Празднование дня памяти святого или события, в честь которого освящен храм, а также празднование в честь особо чтимых икон было в рассматриваемый временной период повсеместным явлением. Дни освящения храмов отмечали реже. Церковные Ведомости называют забытым обычай праздновать годовщину освящения храма [12, 1875, № 44, с. 382], тем не менее, упоминания о таких празднованиях встречаются на страницах периодических церковных изданий того времени. Особо торжественным празднованием выделяются круглые даты – 100 лет [10, 1869 г., №5, с.13], 800 лет [11, 1913 г., №23, с.157] или один год со дня освящения [12, 1875, № 44, с. 382]. В некоторых приходах день освящения храма отмечался ежегодно. Например, в Троицкой Церкви на Шабаловке [12, 1875, № 44, с.382], в некоторых других московских приходах или в кафедральном соборе - Храме Христа Спасителя [12, 1875, № 44, с.382].

Торжественно, как и другие храмовые праздники, отмечались дни воспоминания особого действия промысла Божия в данной местности: избавление от набегов [16, с.131] [1, c.1485], спасение от эпидемий [1, с.1425] [10 1871 г. № 40 стр. 391] и другие. Например, в Москве ежегодно служились торжественные молебны в память избавления от холеры 1848 года [10, 1872 г., № 47, с. 500]. В крестьянском обиходе подобные праздники назывались также заветными и назначались по приговору сельского схода [16, с.133-134].

В связи с существованием на территории приходов часовен торжественно праздновались также часовенные праздники [16, с.129]. Особенно это было характерно для приходов в сельской местности, где в деревнях устраивали часовни, и за отдаленностью от приходского храма они становились литургическими центрами жизни местных крестьян. В часовнях служились молебны, панихиды и т.д. Крестьяне таких деревень праздновали дни посвящения часовен как свои храмовые праздники
[1, с.828].

Довольно распространенной традицией являлось почитание мест подвигов святых [16, с.130].

Надо сказать, что в народе почитались как местные праздники, не попадающие на какие-то праздничные даты в Церковном календаре, часто являющиеся пережитками язычества. Очень распространенным было, к примеру, празднование девятой и десятой пятниц после Пасхи [16, с.129]. Такие народные празднования подвергались критике со стороны церковных властей [1, с.817].

Известно достаточно много синонимов понятия «храмовый праздник» в народном обиходе: «престольный праздник», «съезжий праздник», «пивной праздник», «ярмарка», «годовой», «гулевой», «сборный» [16, с.135] [13, с.261].


Сбор богомольцев

Характерной чертой храмовых праздников являлось большое стечение народа. Это касается любых вариантов храмовых праздников – престольных, праздников в честь икон, в честь памятного события и т.д.

Стекались к храму, а потом на народное гуляние местные жители [16, с.129], съезжались из городов в свои села «отходники» - крестьяне, уехавшие в город на заработки [16, с.135], приезжали крестьяне со всей округи [16, с.152]. Особенно необходимым считалось участие в праздновании родственников, вышедших из этого села, где бы они ни жили [16, с.150], [11, 1870 г., № 22, с.1030].

В храмовый праздник церкви, как правило, были полны богомольцев [10, 1871 г., № 28, с.269]

Богослужение.

Подробнее порядок совершения богослужения в храмовый праздник будет обсуждаться в Главе 3 данной работы. Здесь же скажем, что богослужение являлось несомненным центром празднования. Совершалось оно в храмовый праздник с особой торжественностью. Можно сказать, что богослужение храмового праздника представляло собой одно из наиболее торжественных богослужений всего года или даже самое торжественное.

Согласно Введению к Приходскому уставу, принятому на Соборе 1917-1918 годов «Церковное празднование престольных праздников может продолжаться в согласии с местными обычаями и преданиями несколько дней» [18, с.715].

Посещение архиереем приходского храма, собора или монастыря, чаще всего было связано именно с храмовым праздником [10, 1872 г., № 40, с.319], [11, 1913 г., №8, с.202]

 Если в храме лишь один раз в год совершалось богослужение, то совершалось оно именно в храмовый праздник [11, 1875 г., № 23, с.202].

Для богослужения специально могли приглашать хороший хор [10, 1870 г., № 21, с.7], дьякона [10, 1875 г., № 26, с.227] и даже священника, чьё служение славилось в округе [10, 1871 г., № 32, с.306]. Кроме того, естественным было участие в храмовом празднике духовенства из церквей близлежащей округи и соборное служение [10, 1873 г., № 32, с.312]

Прихожане участвовали в богослужении в максимальном количестве. Исключение могли составлять женщины, готовящие праздничное угощение [16, 145], а в некоторых областях и мужчины могли пропустить, к примеру, утреню в связи с подготовкой к празднику [26, c.19]. Против такого поведения выступало священноначалие и духовенство [4, c.4].

 2.5. Торжественные мероприятия, приуроченные к храмовому празднику.

Согласно введению к Приходскому уставу, принятому на соборе 1917-1918 годов к дням престольных праздников «приурочиваются, по возможности, важнейшие события общественно-приходской жизни: устраиваются общие и приходские собрания, открываются вновь учреждаемые приходом школы и т.п.» [18, с.715]

Некоторые из подобных мероприятий могли быть очень протяженными по времени, но начать и завершить их старались именно в престольный праздник.

Например, к престольному празднику приурочили освящение нового училищного корпуса во Владимирском училище [11, 1868 г., № 24, с.1173] По случаю храмового праздника был открыт склад духовно-нравственных книг Московского общества любителей просвещения при одной из приходских московских церквей [10, 1871 г., № 41, с.402]. Прихожане Липецкой Николаевской церкви по случаю храмового праздника решили принять меры и постановления против алкоголизма, табакокурения, сквернословия и нарушения святости праздничных дней. [10, 1869 г., № 7, с.14].

Таким образом, частью храмового праздника могли быть важнейшие события общественно-приходской жизни.

Во Владимирском училище девиц духовного звания к храмовому празднику был приурочен актовый день училища. После окончания богослужения проходила торжественная церемония с произнесением  речи, а также с выбором тех воспитанниц, которым будет выдаваться пособие при обучении [11, 1868 г., № 24, с.1173]

На Воскресенском погосте Владимирской епархии к храмовому празднику было приурочено освящение и открытие памятника Государю Александру II [11, 1914 г., № 2, с.30]. В селе Судогда специально к престольному празднику «храм был украшен новой живописью, позолота иконостаса была промыта и местами подновлена» [11, 1913 г., №44, с.909]. В другом приходе Владимирской епархии к храмовому празднику были приурочены проводы настоятеля в другой приход [11, 1914 г., № 20, с.400].

Народное празднование.

Богослужение и официальная часть храмового праздника плавно перетекали в неофициальную народную часть, регламентированную своими обычаями и традициями. Престольный праздник, как и всякий праздник, предполагал особую праздничную одежду [16, с.131], [10, 1871 г., №32, с.306] [16, с.150]. Часто к этому дню приурочивали первый выход в новой одежде [16, с.145-146]. 

После богослужения и официальной части чаще всего празднование продолжалось по домам [16, с.146], с обильным угощением, в том числе с употреблением алкоголя [16, с.147-149]. На праздник приезжало много родственников, которые часто не оставались на весь день в одном доме, а переходили из дома в дом, желая посетить всех родственников [16, с.151, 155], [10, 1871 г., № 38, с.361]. В некоторых местах существовал обычай всеобщих трапез на храмовый праздник – «братчин». В связи с этим у этнографов возникла даже гипотеза, согласно которой трапезная часть в северных храмах как раз и задумывалась как помещение для общей трапезы в престольный праздник [16, с.147].

Распространенным обычаем было угощение всех желающих, кто только заходит в дом, не важно, знакомый он или не знакомый. В связи с таким обычаем, поток гостей на храмовый праздник еще более увеличивался. Причем часто люди, приезжая в село на храмовый праздник, даже не ходили к Литургии [16, с.152-153].

Существовал также обычай, чтобы духовенство угощало прихожан в храмовый праздник вином, пивом и другими хмельными напитками [1, с.830] например в Вятской и Пермской епархиях. В Вятской епархии против этого обычая выходили запреты местных епархиальных властей то же в Пермской епархии. Кроме того, против этого обычая духовенство боролось и лично, без особой помощи сверху [1, с.830], [11, 1914 г., № 36, с.725].

Продолжали домашний праздник молодёжные гуляния, в которых принимала участия не только молодёжь [16, с.155], [11, 1873 г., № 21, с.641].

В дальнейшем празднование распространялось по всем деревням прихода. Часто эстафета народного гуляния переходила от деревни к деревне вместе с движением крестного хода вдоль границ прихода [16, с.143].

Представители Церкви часто негативно оценивали народные способы отмечать храмовые праздники, называя их днями разгула [1, с.810]. В иных местах «идёт поголовное, чрезмерное, продолжительное пьянство, сопровождаемое неприличными играми, плясками и всякаго рода безчинствами» [1, с.829].

Эта проблема усугублялась тем, что по обычаю в праздник съезжаются гости из разных соседних сел. На праздник собиралось очень большое количество людей [11, 1871 г., № 32, с.306].  Храмовый праздник требовал многих хлопот и расходов. Бедный домохозяин мог заложить вещи, нужные для хозяйства, брать в долг без надежды отдать.

Церковь, в лице высшего церковного руководства, вела борьбу с пьянством, излишними тратами, неприличными увеселениями, гуляниями в престольный праздник [1, с.810].

Но не только высшее церковное руководство, а и на местах епархиальные власти, благочинные и пастыри старались отучить народ от привычки проводить храмовый праздник неподобающим образом.

Вологодский епископ Никон предложил сельским священникам «располагать крестьян, желающих строить часовни, постановлять, что они будут проводить дни часовенных праздников трезвенно, не покупая вина и пива, что после молебна, остальное время праздника будут проводить по-христиански, не уклоняясь от трудов праведных». [1, с.830].

Не безосновательно причину разгула в храмовый праздник духовенство видело в большом стечении разного народа. Например, «благочинный из Саратовской епархии разослал по приходам бумаги с текстом: « мои прихожане вполне сознали, что приезжающие на праздник гости, в течение 3-х суток, лишь пьянствуют до безобразия и тем причиняют значительный убыток жителям, а себя этим пьянством только безчестят…» и т.д. Священники прочли это в церкви, а старосты на сходках. Благочинный в праздник в течение трех дней совершал торжественные богослужения (так у него было принято в предыдущие годы). Был достигнут результат - гостей на праздник почти не приехало, за исключением немногих пожилых женщин». [1, с.829].

Сами приходские священники также старались воздействовать на своих прихожан. В Псковской епархии священник убедил сельский сход сократить время празднования местных праздников и запретить ночные сборища молодёжи по этим дням [1, с.817].

В целом, на рубеже XIX – XX веков вышло достаточно много статей и проповедей в журналах и отдельными изданиями по данному вопросу [11, 1914 г., № 20, с.400], [15], [17]. Все эти статьи не имели в виду уничтожения самого обычая празднования престольного праздника, но предлагали меры по приведению этого празднования к приемлемому виду, предлагали альтернативы праздничного времяпрепровождения. Впрочем, с проблемой пьянства церковь сталкивалась и во все великие праздники. Храмовые праздники в данном случае были лишь особо показательными.

Особый порядок празднования местных храмовых праздников был установлен Святейшим Синодом для воспитанников церковно-приходских школ. Было предписано праздновать два дня, а на третий уже приступать к обычному учению. В день праздника после Литургии совершать молебствие в здании церковно-приходской школы. После обеда собираться для совместного назидательного чтения с хоровым пением и раздачи подарков. На второй день, после обеда, воспитанники должны были собираться в школу и проводить время в чтении, пении и играх [12, 1892 г. №10, с.94].

Ярмарка

Очень часто общественное празднование сопровождалось ярмаркой, которая являлась крупнейшим торговым и культурным событием в году в данном местности. Можно сказать, что все ярмарки цента Российской империи были непосредственно или исторически связаны с тем или иным храмовым праздником [10, 1871 г., №45, с.443]. Это видно и из названия большинства ярмарок [16, с.157]. Например, самая крупная ярмарка в России носила название «Нижегородская Макарьевская ярмарка». «Макарьевская» в честь Макария Желтоводского, ко дню памяти которого изначально была приурочена эта ярмарка. По всей видимости, причиной привязки ярмарки к храмовому празднику было ежегодное большое стечение народа и длительное празднование от нескольких дней до недели. Кроме того, крестьяне из окрестных деревень всегда посещали храмовый праздник, и обмен товарами в этот день мог быть удобен [16, с.130], [11, 1914 г., № 47, с.981].

Важно отметить, что ярмарка была не только местом торговли, но и местом развлечения, общения, развития отношений и т.д. [16, с.157]. Постоянными участниками храмовых праздников становились, таким образом, торговцы, артисты, фокусники [16, 160]. Существовали традиционные народные обычаи и увеселения, связанные с ярмаркой, такие как «выезд молодоженов», катание на каруселях, балаганы, представления в передвижных театрах и другие.

Начиналась ярмарка не ранее окончания богослужения. В одном из описаний говорится, что к вечеру храмового праздника к ярмарочным лавочкам собирался народ (преимущественно молодёжь), заводили песни, пляски. Часто это сопровождалось картёжной игрой, игрой на музыкальных инструментах и т.д. [1, с.830].

Существовали и богослужебные обычаи, связанные с ярмарками, которые часто вызывали негативную реакцию священноначалия. Например, священноначалие критически отзывалось об обычае совершать молебны в ярмарочных рядах [16, с.160], а также о хождении духовенства с крестом и со святой водой по базару в неблагоговейной обстановке [1, с.831].

Постановлениями уездных властей ярмарки в уезде распределялись равномерно по дням года. Наличие во многих церквях сразу нескольких престолов позволяло регулировать данный вопрос и при необходимости назначать ярмарку не в главный храмовый праздник, а в один из предельных [16, с.158].

Заключение

В ходе исследования были получены следующие результаты:

· Проработаны и систематизированы источники разных типов. Определена их значимость. В ходе работы с периодическими изданиями определены направления для возможной дальнейшей работы и вероятность найти принципиально новые сведения с увеличением количества изученного материала. Произведено сравнение информации из различных источников для установления общей картины или принципиальных разногласий. 

· Предложена общая структура празднования храмового праздника, характерная для большинства таких праздников в рассматриваемый период времени.

· С помощью сведений из источников описан каждый пункт структуры храмового праздника, а также их взаимосвязь.  

· Раскрыты разнообразные противоречия и полемика возникавшие по поводу той или иной составляющей праздника. Как правило, данные противоречия возникали между устоявшимися в обществе традициями и взглядами Церкви.

· Во время изучения тех или иных составляющих храмового праздника, были сделаны выводы о том, насколько широко и повсеместно они были распространены, о наличии исключений, о возможных закономерностях при продолжении исследований.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

· В центральных епархиях Русской Православной Церкви во второй половине XIX – начале XX века празднование храмового праздника, как одного из центральных праздников года было повсеместно распространено.

· Храмовые праздники, праздновались, как правило, даже более торжественно чем двунадесятые. Это касается и богослужебного и внебогослужебного празднования.

· Празднование храмового праздника охватывает как пространство внутри храма, так и вне его.

· Существенных отличий в практике празднования храмовых праздников в разных епархиях или приходах обнаружено не было.

· Характерной особенностью храмового праздника является съезд большого количества людей. Присутствием же большого количества людей объясняются другие особенности храмового праздника: ярмарка, народные гуляния и даже торжественность богослужения.

· Храмовый праздник ассоциировался в среде прихожан с причастием Святых Христовых Тайн.

Изучение храмового праздника может быть одним из ключей к пониманию места человека в приходской общине и в Церкви в целом.

Возможными направлениями дальнейшего исследования может быть расширение рамок исследования и сравнение традиций разных регионов и эпох. Кроме того, важным для понимания отличий приходской жизни на селе и в городе видится сравнение порядка празднования престольных праздников в обоих случаях.

Источники и литература

Церковные источники и литература

1. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей, Москва: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 год.

2. Гурвич И.А. Ярмарки. К истории ярмарок вообще и к статистике ярмарок в Уфимской губернии. Уфа: Губернская Типография, 1884 г.

3. Левашев, А. свящ. О вреде водки и пьяного разгула в храмовые и другие местные праздники : Внебогослужебная беседа с прихожанами сел. свящ. Аркадия Левашева. - Кострома : Губ. тип., 1892. - 15 с.; 24.

4. Миловидов И. свящ. Как подобает православный христианам проводить дни престольных и нарочитых праздников. Простанародныя беседы. Москва: Издательство А.Д. Ступина, 1900 г.

5. Муравьев А.Н. Письма о богослужении восточной кафолической церкви. Чехов: Русский Духовный Центр, 1993 г.

6. Описание празднества в с. Казенном Майдане, Наровчатского уезда, й Мая 1866 года. Пензенские Епархиальные Ведомости №14. Пенза: Типография Пензенской Палаты Государственных Имуществ, 1866 год. стр. 471 – 477.

7. Очевидец (псевд.). Торжество в селе Таширове, Московской губернии, Верейского уезда, храмового праздника, с освящением и поднятием нового звона колоколов 1 октября 1885 года. Москва: типография М.Г. Волчанинова, 1885.

8. Типикон. Москва: Издательство Московской Патриархии, 2011 г.

9. Храмовой праздник в Казанском Феодоровском женском монастыре в честь и славу святой чудотворной иконы Костромской Феодоровской божией матери и возложение на сию икону новой сребропозлащенной украшенной драгоценными камнями ризы 14 марта 1901 года. Казань: типо-литография Университета, 1901

Периодические издания

10. Московские епархиальные ведомости. Москва, 1869–1879

11. Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1865–1919

12. Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Санкт-Петербург, 1888–1918

Источники и литература этнографического характера

13. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии – Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2005 г.

14. Новожилов, А.Г. СЕЛЬСКИЕ ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Стенограмма выступления на радиостанции «Град Петров» [Электронный ресурс] https://www.grad-petrov.ru/broadcast/selskie-prestolnye-prazdniki-trad/. (Дата обращения: 15.04.2019)

15. Розов А.Н. Сельский священник в праздничной культуре русской деревни XIX – начала XX в.//Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. Сыктывкар: ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина", 2016 г.

16. Тульцева Л.А. Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного крестьянина//Православная жизнь русских крестьян XIX – XX веков. Итоги этнографических исследований. Москва: Наука, 2001 г. 17. Энциклопедия Русский праздник 15. Шангина И.И. Престольный праздник. Ярмарка. Братчина. Гульянье//Иллюстрированная энциклопедия «Русский праздник». Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2002 г.

Храмовые праздники в Центральной России в XIX –XX веках.

 

Студента IV курса, з/о, гр. Б-19-1-08

Александра Александровича Абросимова

Научный руководитель:

старший преподаватель

Александр Анатольевич Лукашевич

 

Москва

2019

Оглавление Стр.
Введение. 3-6
Глава 1. Виды храмовых праздников и их место в церковной и государственной системе праздников. 7-11
1.1. Виды храмовых праздников. 7-9
1.2. Храмовый праздник в официальных государственных и церковных документах. 9-11
Глава 2. Структура храмового праздника и его основные элементы. 12-24
2.1. Описание общей структуры храмового праздника. 12-14
2.2. Организационная подготовка. 14-15
2.3. Сбор богомольцев. 15
2.4. Богослужение. 15-16
2.5. Торжественные мероприятия, приуроченные к храмовому празднику. 16-17
2.6. Народное празднование. 18-21
2.7. Ярмарка. 21-22
2.8. Благотворительность и дела милосердия. 22-23
2.9. Храмовый праздник после исчезновения храма. 23
Глава 3. Порядок богослужения храмового праздника. 24-33
3.1. Торжественность богослужения в храмовый праздник и его участники. 24-26
3.2. Особенности богослужения храмового праздника. 26-31
3.3. Храмовый праздник и причастие. 32
Заключение. 33-34
Список использованных источников и литературы. 35-38

 

Введение

В настоящее время актуальными являются вопросы, касающиеся обустройства приходской жизни. К примеру, в 2019 году тема ежегодного пастырского семинара во всех викариатствах Московской городской епархии обозначена как «Создание и обустройство приходской жизни в современных условиях». Продолжается научное изучение вопросов и проблем, связанных с положением православного прихода на рубеже XIX – XX веков. Такое изучение связано, в частности с публикацией наследия Пометного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов.

Храмовый праздник является важным элементом приходской жизни, в котором проявляются многие её особенности. Кроме того, широкое празднование престольных праздников получает сейчас всё большее распространение на приходах Русской Православной Церкви. Например, в Москве в 2018 году прошел ряд фестивалей, приуроченных к храмовым праздникам: «Фестиваль в честь Донской иконы Божией Матери» у Донского монастыря, «День святого Владимира в Новогиреево» при храме святого князя Владимира в Новогиреево, «Ильин день на улице Ильинка» при храме пророка Илии на Ильинке и т.д.

Каждый православный храм посвящен тому или иному событию или святому. Кроме того, в большом количестве храмов существуют почитаемые святыни: мощи, иконы и так далее. Существуют также события памятные для какой-то конкретной приходской общины. Всем этим святыням и святым дням ежегодно согласно богослужебному уставу должно совершаться особое торжественное празднование в конкретной местной общине.

Большáя часть приходских традиций и местных обычаев празднования храмового праздника остается за рамками уставных предписаний. Какие общие черты празднования храмового праздника можно выделить в практике приходских храмов и монастырей в Центральной России во второй половине XIX – начале XX веков? Насколько народное празднование остается проявлением христианского мировоззрения и насколько связано с тенденцией секуляризации культуры, суевериями или языческими пережитками? Как местные праздники влияют на понимание людьми своего места в приходской общине и в православной церкви в целом? Данное исследование призвано ответить на эти вопросы или подготовить базу для дальнейших исследований в этом направлении.

В настоящее время, существуют работы этнографического характера, рассматривающие храмовый праздник с точки зрения местных народных обычаев, традиций, бытовых ритуалов. Но до настоящего времени не существует работ, систематически описывающих все основные элементы празднования приходом храмового праздника с церковной точки зрения, когда смыслом празднования считается поклонение и почитание святыни или памяти об особом действии Божием, хранимой в данном конкретном приходе.

Объектом настоящего исследования является литургическая жизнь приходов русской православной церкви, а также связанных с ней обычаев. Предметом исследования является храмовый праздник, а также связанная с ним полемика и законодательство.

Цель работы - описать устоявшуюся структуру празднования храмового праздника в Центральной России во второй половине XIX - начале XX века в богослужебной и внебогослужебной частях.

Задачи работы:

1. Проработать источники и литературу, выбрать все имеющиеся сведения, пригодные для реализации цели исследования;

2. Вычленить устоявшуюся структуру празднования храмового праздника.

3. Разбить все имеющиеся отобранные в пункте 1 сведения по разделам структуры.

4. Обобщить сведения в каждом разделе и составить описание каждого раздела, охарактеризовать каждый раздел, сделать выводы.

5. Сделать выводы о наличии исключений из общих правил празднования престольного праздника, если таковые встретятся во время проведения исследования.

6. Сделать выводы по итогам всей работы.

В рамках исследования изучены источники и литература о храмовых праздниках в Центральной России во второй половине XIX – начале XX века. В некоторых случаях в работе были использованы сведения и о других близлежащих регионах. Например, в случае изучения государственного и церковного законодательства о храмовых праздниках.

Важно отметить, что в работе не сравниваются подробно городская и сельская традиции празднования храмовых праздников. Такого рода сравнение может быть одной из задач дальнейшего исследования.

Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка литературы. В первую главу был выделен вопрос о видах храмовых праздников, а также их месте в государственном и церковном законодательстве. Вторая глава описывает структуру храмового праздника с подробным рассмотрением её элементов. Также, в отдельную главу выделено рассмотрение структуры богослужения храмового праздника. Данный вопрос является достаточно обширным и особенно важным с учётом того, что работа выполнена в богословском университете.

При проведении исследования была собрана информация из разного рода источников, а затем приведена в систему согласно наиболее характерным элементам, входящим в структуру празднования храмового праздника.

В качестве основной литературы на начальном этапе исследования были взяты «Настольная книга для священно-церковно-служителей» [1] и статья «Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного крестьянина» из сборника статей по этнографии «Православная жизнь русских крестьян XIX – XX веков» [16]. В дальнейшем, к исследованию была привлечена и другая этнографическая литература, приведенная в списке источников и литературы. Основной массив данных о церковном праздновании был получен из периодических изданий конца XIX - начала XX века: Московские епархиальные ведомости, Владимирские епархиальные ведомости, Церковные ведомости. В Московских епархиальных ведомостях изучено 20% от всех изданных номеров, Во Владимирских епархиальных ведомостях 40% номеров. Так как сведения начинают повторяться, и новой информации при продолжении исследования приходит крайне мало, такое количество изученного материала признано достаточным для объективной оценки реального положения дел.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 195.