Данный способ может быть использован на кораблях, штурманское вооружение которых включает инерциальную навигационную систему (ИНС). Способ применим как при нахождении корабля в базе, так и в море на ходу. Учитывая, что выходной курс ИНС (инерциальный курс) в 3-4 раза точнее выходного курса гирокомпасного, инерциальный курс можно отождествлять с истинным курсом корабля. Применение данного способа будет корректным, если сравнение гирокомпасного курса с выходным курсом ИНС будет осуществляться в течение 24 ч, что обусловлено периодом колебательной погрешности инерциального курса. Другими словами, достоверное определение постоянной поправки курса гирокомпаса требует сравнения курсов в течение 24 ч. Но этот способ является единственным, позволяющим определить постоянную поправку гирокомпасного курса без использования внешних ориентиров, например в подводном положении подводной лодки.
1 По команде «Товсь… Ноль!» одновременно снять показания выходного курса ИНС и гирокомпасного курса и зафиксировать момент времени замера.
2 Рассчитать разность курсов для данного замера.
Примечание: В некоторых навигационных комплексах предусмотрено автоматическое вычисление разности , полученное значение выводится на шкалу, высвечивается при запросе на цифровом табло или на самописце для автоматического ведения графика .
3 Снятие отсчетов и расчет разности курсов производить с интервалом в 1-2 ч в течение 24 часов (принимая во внимание суточный период колебательной погрешности инерциального курса). Полученные разности нанести на график (рис.7) и соответствующие точки соединить отрезками прямой линии.
4 Определить постоянную поправку гирокомпаса графическим осреднением графика линией, параллельной оси времени, или вычислить постоянную поправку гирокомпаса по формуле
,
где – значение мгновенной разности двух курсов в момент отсчета; N – число моментов снятия разности курсов за 24 ч.
Рис. 7. График определения постоянной поправки гирокомпаса способом сравнения гирокомпасного курса с курсом инерциальной навигационной системы
Примечание. Расчет разностей и построение графиков разностей курсов должно быть выполнено для разности , а не наоборот. В противном случае при использовании данного способа получается не поправка, а погрешность гирокомпасного курса.
5 Оценить точность работы ГКУ-1 в режиме ГК, для чего рассчитать СКП выработки курса:
,
где – значение мгновенной разности двух курсов в момент отсчета; N – число моментов снятия разности курсов за 24 часа; – постоянная поправка гирокомпасного курса.
Рассчитать предельную погрешность выработки курса:
,
где – коэффициент по заданной вероятности, выбирается из Руководства по точности кораблевождения в зависимости от заданной вероятности предельной погрешности согласно табл. 3:
Таблица 9
Р | 0,950 | 0,990 | 0,993 | 0,997 |
1,96 | 2,58 | 2,70 | 2,97 |
Для гирокомпаса «Курс-10» погрешность выработки курса в ТТХ указана с вероятностью Р = 0,950, то есть = 1,96.
6. Сравнить полученную величину с точностью работы гирокомпаса «Курс-10» в данных условиях, приведенную в ТТХ.
Если рассчитанная предельная погрешность меньше указанной в ТТХ точности выработки курса, то гирокомпас может быть использован по назначению.
Если рассчитанная величина больше указанной в ТТХ точности выработки курса, то необходимо проверить расчеты и разобраться в причинах большой погрешности гирокомпаса.
Если величина рассчитанной постоянной поправки не превышает ±0,5°, то компенсация постоянной поправки производится механически по шкале «ПОСТОЯННАЯ ПОПРАВКА », которая находится в приборе 26М.
Если же рассчитанная постоянная поправка превышает ±0,5°, то необходимо проверить выставку в ДП корабля основного прибора и пеленгаторного репитера.
Разворот корпуса основного прибора осуществляется в следующей последовательности:
- ослабить винты крепления основного прибора 1ПМ-М и развернуть корпус прибора вокруг вертикальной оси на нужную величину;
- по окончании работ закрепить прибор.
Аналогично разворачивается пелорус пеленгаторного репитера – прибор 20КМ.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 258.