Данный способ обычно используется, когда корабль ошвартован в пункте базирования, где развернут теодолитный пост.
Сущность способа заключается в сравнении компасных пеленгов с корабля на теодолитный пост и пеленгов с теодолитного поста на корабль, последние представляют собой обратные пеленги с корабля на теодолитный пост, но измеренные относительно меридиана, проходящего не через место корабля, а через теодолитный пост. Поэтому для правильного сравнения их учитывают угол схождения меридианов:
,
где ИП – истинный пеленг с корабля на теодолитный пост; ОТ – (отсчет теодолитов) – азимутальное направление с теодолитного направления на корабль; g – угол схождения меридианов между меридианами корабля и теодолитного поста.
1. Между кораблем и теодолитным постом установить телефонную или радиосвязь, условиться о визируемых ориентирах и сигнализации для снятия отсчетов.
2. По команде «Товсь… Ноль!» одновременно с пеленгаторного репитера корабля снять компасный пеленг на теодолитный пост и отсчет азимутального направления с теодолитного поста на пеленгаторный репитер корабля и зафиксировать время замера . Последовательно произвести серию таких замеров для получения 3-5 отсчетов. По телефонной или радиосвязи отсчеты передаются на корабль.
3. Для каждой серии вычислить:
а) среднее значение компасного пеленга с корабля на теодолитный пост:
,
где – среднее значение компасного пеленга в данной серии; N – число измерений в серии.
б) среднее время замеров:
;
в) среднее значение азимутального направления с теодолитного поста на пеленгаторный репитер корабля:
,
где – единичное значение азимутального направления с теодолитного поста на пеленгаторный репитер корабля; N – число измерений в серии.
4. Рассчитать мгновенную поправку гирокомпасного курса для данной серии измерений по формуле
,
где g – угол схождения меридианов между меридианом корабля и теодолитного поста; – поправка за невыставку пеленгаторного репитера.
Угол схождения меридианов рассчитывается по формуле
,
где – долгота места корабля; – долгота теодолитного поста; – средняя широта;
,
g > 0, когда теодолитный пост расположен западнее корабля;
g < 0, когда теодолитный пост расположен восточнее корабля.
5. В течение двух часов с интервалом в 10-15 мин повторить наблюдения и расчет мгновенной поправки выходного курса гирокомпаса.
6. Дальнейшие расчеты и действия ничем не отличаются от пп. 5, 6, 7, 8 способа определения постоянной поправки гирокомпаса способом пеленгования берегового ориентира.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 315.