Данный способ можно использовать, если корабль ошвартован у пирса (стенки), точно известны его координаты и имеется обозначенный на морской навигационной карте или плане хорошо наблюдаемый с корабля ориентир.
1 Выбрать на местности хорошо наблюдаемый береговой ориентир, обозначенный на морской навигационной карте или плане, на удалении от корабля не менее 20 кабельтовых.
2 Зная точное место корабля (координаты пеленгаторного репитера) на карте или плане, снять с помощью протрактора или аналитически рассчитать истинный пеленг (ИП) на выбранный ориентир.
3 Используя оптический пеленгатор, установленный на пеленгаторном репитере, произвести пеленгование выбранного ориентира сериями (по 3-5 пеленгов в серии), фиксируя время замеров, с интервалами между сериями 10-15 мин в течение 2-2,5 ч (в течение 1,5 периода незатухающих колебаний чувствительного элемента гирокомпаса).
4 Для каждой серии вычислить среднее значение компасного пеленга:
,
где - единичное значение компасного пеленга в данной серии; N - число измерений в серии.
Среднее время замеров:
,
где - значение момента времени, соответствующего измерению .
Далее рассчитать мгновенную поправку гирокомпасного курса для данной серии измерений:
,
где - поправка за невыставку в ДП корабля пеленгаторного репитера.
5 Нанести рассчитанные для каждой серии мгновенные поправки на график (рис. 6), соединить точки, соответствующие значениям , отрезками прямой линии (нам неизвестно, как менялись значения между замерами и аппроксимируем их отрезками прямой линии).
Рис. 6 График определения постоянной поправки способом пеленгования берегового ориентира
6. Определить постоянную поправку гирокомпаса осреднением графика мгновенных поправок линией, параллельной оси времени, или вычислить постоянную поправку гирокомпаса по формуле
,
где – значение мгновенной поправки в каждой серии измерений; N – число серий.
7. Оценить точность работы гирокомпаса, для чего рассчитать СКП выработки курса:
,
где – значение мгновенной поправки гирокомпасного курса в каждой серии; – постоянная поправка курса; N – число серий.
Рассчитать предельную погрешность выработки курса:
,
где – коэффициент по заданной вероятности, который выбирается из Руководства по оценке точности кораблевождения, в зависимости от заданной вероятности предельной погрешности согласно табл. 2.
Таблица 8
Р | 0,950 | 0,990 | 0,993 | 0,997 |
1,96 | 2,58 | 2,70 | 2,97 |
Для гирокомпаса приведенные погрешности выработки курса в ТТХ указаны с Р = 0,950,то есть = 1,96.
8. Сравнить полученную величину с точностью работы гирокомпаса в данных условиях, приведенную в ТТХ.
Если рассчитанная предельная погрешность меньше указанной в ТТХ точности выработки курса, то гирокомпас может быть использован по назначению.
Если рассчитанная предельная погрешность больше указанной в ТТХ точности выработки курса, то необходимо проверить расчеты и разобраться в причинах большой погрешности гирокомпаса.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 320.