Виды и периодичность технического обслуживания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Меры безопасности

 

Питание комплекта гирокомпаса «Курс – 10А» осуществляется током напряжением до 380 В, а приборов системы – до 127 В.

Во избежание поражения электрическим током при работе с гирокомпасом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

- действия по устранению таких неисправностей, как замена вышедших из строя электроэлементов, подпайка оторвавшихся концов монтажа, следует производить при отключенном питании;

- замену предохранителей при работающей системе допускается производить только специальными щипцами, имеющимися в ЗИПе;

- при работающей системе крышки всех приборов должны быть закрыты;

- к выгрузке чувствительного элемента прибора 1ПМ-М приступить не ранее, чем через 1 час 30 минут после выключения системы;

- загрузку и выгрузку чувствительного элемента должны производить 2 человека;

- все экранирующие оболочки кабелей внешнего монтажа должны быть надежно соединены с корпусами приборов, а последние должны быть заземлены; экранирующие оболочки внутриприборного монтажа должны быть соединены с корпусами приборов в соответствии с принципиальными схемами.

При эксплуатации системы необходимо помнить, что реактивы, используемые для составления поддерживающей жидкости, опасны для жизни.

Формалин представляет собой сильно действующий яд. После работы с ним необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Посуда, в которой хранился формалин или которая использовалась для приготовления или хранения поддерживающей жидкости, должна быть тщательно вымыта.

Техническая бура содержит вредные примеси, поэтому при работе с ней необходимо применять меры предосторожности, исключающие попадание ее внутрь организма.

Гидролизный спирт, используемый при обслуживании системы, предназначен только для технических целей, оговоренных в инструкцией, и содержит в своём составе ядовитые примеси, поэтому использование его не по назначению категорически запрещается.

Хранить формалин, буру, приготовленную поддерживающую жидкость и гидролизный спирт необходимо в закрытых и опечатанных ящиках, исключающих доступ к ним лиц, не знающих правил обращения с ними. Необходимо обращать особое внимание на меры безопасности при обучении обслуживающего персонала, как в учебных классах, так и на корабле.

К обслуживанию допускаются лица, полностью изучившие систему и техническую документацию.

Проведение тренировок и отработка нормативов по обслуживанию ГК, связанных с частыми пусками, на действующих комплектах ГК категорически запрещено; допускается проведение только на учебной технике.

 


2 Подготовка к включению и запуск ГК

ГК «Курс-10А» устанавливается в гиропосту так, чтобы со стороны кормы к прибору 1 ПМ-М обеспечивался доступ для обслуживания (более 550 мм). Вблизи ГК необходимо предусмотреть место (1,5-2,0 м2) для загрузки и выгрузки чувствительного элемента и других работ.

 

2.1 Осмотр и подготовка системы к пуску

 

Перед каждым пуском системы необходимо производить предварительный осмотр; особенно тщательно осматривать приборы системы после длительного перерыва в работе.

 

Осмотр системы производить в следующем порядке:

- убедиться в отсутствии питания в системе;

- проверить у каждого прибора наличие и целостность предохранителей, ламп, надежность посадки их в гнезда и патроны прикладыванием незначительного усилия от руки к предохранителю или лампе; предохранители и лампы должны иметь номиналы, соответствующие принципиальным схемам;

- для обнаружения грубых неполадок проверить легкость хода вращающихся частей всех приборов и механизмов, вращая рукой рукоятки ручного ввода;

 

Подготовить систему к пуску, для чего:

- замерить уровень поддерживающей жидкости в приборе 1ПМ-М, для чего отвернуть пробку (рис.32, 1) и опустить в отверстие деревянную палочку (должно быть 35мм от верхнего среза); при необходимости либо долить заранее приготовленную жидкость, либо отлить ее;

- проверить подачу в прибор 12М-Т охлаждающей воды из водяной магистрали объекта, либо из змеевика цистерны (рис.33, 1);

- проверить уровень дистиллированной воды в приборе 12М-Т (рис. 33, 2) и при необходимости долить до уровня, указанного риской на водомерном стекле;

- убедиться в том, что в системе автопрокладчика установлена широта места нахождения объекта; согласовать показания счетчика «ШИРОТА» прибора 34М-1 с помощью рукоятки согласования со шкалой автопрокладчика (рис. 34, 1);

- убедиться в том, что в системе лага установлено значение скорости, соответствующее скорости объекта (рис. 36, 1);

- проверить исходное положение тумблеров и переключателей на приборах в соответствии с табл. 1.

 

Таблица 1 - Исходное положение тумблеров и переключателей

 

Прибор

Переключатель или тумблер

№ переключателя или тумблера Исходное положение
1ПМ-М (рис. 32)

«ПРИЕМНОЕ УСТРОЙСТВО», 1

«ОСВЕЩЕНИЕ», 10

«ОХЛАЖДЕНИЕ», 6

«УСИЛИТЕЛЬ», 2

«ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН», 8

«ПУСК», 9

В1 В2 В3 В4 В5 В6 «ОТКЛ.» «ОТКЛ.» произвольное «ОТКЛ.» «ОТКЛЮЧЕНО» «ОТКЛЮЧЕНО»

26М

(рис.35)

«ССП- » (на механизме 2)  

«127 В 500 Гц»

«110 В 50 Гц»

«ОСВЕЩЕНИЕ»

«ПРОВЕРКА СИГНАЛИЗАЦИИ»,

В3 В8 В15 В18 В20 «ОТКЛ.»
«КИ» «Δ» « » «VЛ» « » « » «26 В»   На внутренней стороне нижней крышки   В9 В10 В11 В12 В14 В13 В17 При полностью исправной системе должны всегда находиться в положении «ВКЛ.»

«МАСШТАБ ВВОДА V»

В16 «2V»

«ВВОД СКОРОСТИ Vл»

В19 «АВТОМ»

«РЕЖИМ РАБОТЫ ГК»

В21 «С ЗАТУХ.»
19ПМ

S

  Выключено
23НМ

В

  Произвольно
           

Продолжение таблицы 1

Прибор Переключатель или тумблер № переключателя или тумблера Исходное положение

2

«ОСВЕЩЕНИЕ» «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН» В1 В2 «ОТКЛ.»
«УСТАНОВКА МОМЕНТА ПРИВЕДЕНИЯ» «КУРС ПРИВЕДЕНИЯ КП» «ГК-1 – ГК-2» В9   В10 В11 Произвольное

«127 В 500 Гц» «40 В 500 Гц» «=26В» В1 В2 В3 «ВКЛ.»
«ОСВЕЩЕНИЕ» В4 Выключено

 

Примечание. Перед пуском системы рекомендуется произвести проверку сопротивления изоляции.

 

2.2 Запуск системы

 

а) включить выпрямитель.

б) запустить преобразователь, нажав кнопку «ПУСК» прибора 26М, при этом должно загореться световое табло «ПИТАНИЕ ВКЛЮЧЕНО» прибора 26М; у статических преобразователей должны загореться световые табло «ВКЛЮЧЕНО».

в) установить переключатель «127 В 500 Гц» прибора 26М в положение «ВКЛ.», при этом должны загореться табло «127 В 500 Гц» и «40 В 500 Гц» прибора 26М; установить переключатель «110 В 50 Гц» в положение «ВКЛ», при этом должны загореться световые табло «110 В 50 Гц» и «26 В»; если во время включения питания какая-нибудь следящая система перейдет на резервный усилитель, ее необходимо перевести на основной усилитель, для чего в приборе 26М необходимо кратковременно отключить переключатель «110 В 50 Гц» или нажать кнопку «ПЕРЕХОД НА ОСН. УСИЛ.»; в приборах типа 9М – кратковременно отключить питание 26 В.

 

Примечание: При включении переключателя «127 В 500 Гц» возможна световая и звуковая сигнализации неисправности следящей системы, а также кратковременное загорание табло «ГК БЕЗ ЗАТУХ.» прибора 26М и «ГК БЕЗ ЗАТУХАНИЯ» прибора 34М-1.

 

г) установить переключатель «ПУСК» и тумблер «УСИЛИТЕЛЬ» прибора 1ПМ-М во включенное положение; стрелки амперметров будут находиться за верхними пределами шкал амперметров, т.к. пусковые токи будут превышать 3А, затем в течение 45-60 мин. ток должен снизиться до рабочих токов (от 1,0 до 2,5 А в каждой фазе); при этом в приборе 34М-1 (39М-П) должно загореться табло «РАБОТА ГК» («ГК-1» или «ГК-2»).

Если система не согласовывается и имеет безостановочное вращение, отключить тумблер «УСИЛИТЕЛЬ», включение усилителя произвести после спадания пусковых токов.

 

Примечание. При включении прибора 1ПМ-М должна наблюдаться световая и звуковая сигнализация в приборе 26М и световая сигнализация в приборе 34М-1 (34М-П) об отклонении токов питания ЧЭ и температуры поддерживающей жидкости.

 

д) проверить согласованность следящей сферы с ЧЭ путем сравнения курса по ЧЭ с показанием шкалы прибора 1ПМ-М и при необходимости, действуя кнопками «РАССОГЛАСОВАНИЕ СЛЕДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ», согласовать ЧЭ со следящей сферой.

е) включить систему охлаждения, для чего установить переключатель «ОХЛАЖДЕНИЕ» прибора 1ПМ-М в положение «АВАР. РАБ.», проверить открытие крана системы охлаждения, имеющегося в нижней части прибора 1ПМ-М и направление вращения ротора помпы, после чего переключатель «ОХЛАЖДЕНИЕ» установить в положение «АВТ. РАБ.».

ж) согласовать синхронную передачу курса в прибор 23НМ, для чего установить переключатель В прибора 23НМ в положение «СОГЛАСОВАНИЕ» и, вращая от руки валик сельсина Сс2, установить курсовое и четвертное перья в положения, соответствующие значению курса по шкале «КУРС» прибора 34М-1 (по соответствующей шкале «КУРС» прибора 34М-П); после этого установить переключатель В в положение «КУРСОГРАФ», при этом переключатели скоростей механизма курса и лентопротяжного механизма должны стоять в положениях «КУРСОГРАФ» и «10 мин».

и) согласовать прибор 23НМ по времени. Для согласования использовать поперечные линии, нанесенные на ленте. Расстояние между двумя соседними линиями лента проходит за 10 минут при положении переключателя лентопротяжного механизма «10 мин» и за 2,5 мин при положении переключателя «2,5 мин». Значения времени нанесены с левой стороны ленты через каждые 2 часа, т.е. 0, 2, 4 и т.д. часов.

к) после прихода ЧЭ в меридиан (через 6 часов после начала пуска) проверить угол разведения гироскопов по шкале « » прибора 1ПМ-М при помощи системы контроля угла разведения по шкале « » прибора 1ПМ-М.

л) при первом запуске произвести согласование «на стопорах» механизма выработки угла  прибора 26М с ЧЭ прибора 1ПМ-М согласно пункту 2.4.

м) после начала движения корабля и включения систем лага и автопрокладчика включить тумблер «ССП- » прибора 26М.

н) определить и ввести постоянную поправку системы.

 

2.3 Ускоренное приведение чувствительного элемента в меридиан

 

Сразу после пуска (включения) системы при экстренном приготовлении ЧЭ ускоренно приводится в меридиан.

Для ускоренного приведения в меридиан необходимо знать курс корабля с точностью 1-5°.

Ускоренное приведение в меридиан производится с помощью специального электромагнитного устройства – дугового статора АСД-005, расположенного в экваториальном поясе следящей сферы прибора 1ПМ-М.

Ускоренное приведение производится вручную или автоматически.

 

2.3.1 Ручное приведение ЧЭ в меридиан производить в следующем порядке:

- подготовить систему согласно подразделу 2.1;

- произвести запуск согласно подразделу 2.2 (пункты а - и);

- действуя переключателем «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН» прибора 1ПМ-М привести ЧЭ к меридиану, контролируя его движение по шкале прибора 1ПМ-М.

Во время ускоренного приведения следить за ЧЭ и при подъеме или опускании экваториальной линии ЧЭ более, чем на 7 мм «притормаживать» движение ЧЭ, устанавливая рукоятку переключателя в положение, противоположное предыдущему, до тех пор, пока экваториальная линия ЧЭ не займет положение, близкое к горизонту. Когда ЧЭ будет около меридиана, кратковременным включением питания обмоток электромагнитного устройства удерживайте ЧЭ в меридиане в течение 20-30 минут.

 

П р и м е ч а н и е.

1. Если переключатель стоит в положении «УМЕНЬШ.», то шкалы прибора 1ПМ-М должны вращаться на уменьшение отсчета, если переключатель стоит в положении «УВЕЛИЧ.», шкалы должны вращаться на увеличение отсчета.

2. Во время приведения ЧЭ в меридиан следить за изменением курса объекта, чтобы быть уверенным в правильности приведения.

 

2.3.2 Для автоматического приведения ЧЭ в меридиан необходим источник опорного направления (меридиана). В качестве последнего может быть использован датчик курса прибора 2, датчик курса другой курсовой системы или, для системы «Курс-10А-II», датчик курса второго прибора 1ПМ-М.

Приведение ЧЭ в меридиан по датчику курса прибора 2 из холодного состояния прибора 1ПМ-М производить в следующей последовательности:

1. Подготовить систему к пуску согласно подразделу 2.1.

2. внутри прибора 2 установить:

- переключатель «КУРС ПРИВЕДЕНИЯ » - в положение «ОТ ДАТЧИКА ПРИБОРА 2»;

- тумблер В11 – в положение «ГК-1» (в системе «Курс-10А-II» в положение, соответствующее приводимому компасу «ГК-1» или «ГК-2»);

- переключатель «УСТАНОВКА МОМЕНТА ПРИВЕДЕНИЯ» - в положение, соответствующее широте местонахождения объекта;

- по шкале «ТОЧН.ПРИВЕДЕНИЯ ГК» - значение зоны в зависимости от амплитуды рыскания объекта и точности определения курса приведения;

 

П р и м е ч а н и е. Положение переключателя «УСТАНОВКА МОМЕНТА ПРИВЕДЕНИЯ»допускается изменять, исходя из результатов предыдущей работы прибора в данном месте стояния.

 

- согласовать шкалы «КУРС » прибора 26М, «РАЗНОСТЬ КУРСОВ » и «КУРС ПРИВЕДЕНИ » прибора 2, для чего:

- произвести запуск согласно пунктам а-в подраздела 2.2.

- установить по шкале «КУРС ПРИВЕДЕНИЯ » прибора 2 значение курса, равное курсу по шкале «КУРС » прибора 26М, а по шкале «РАЗНОСТЬ КУРСОВ » - нулевой отсчет;

- установить переключатель «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН» прибора 2 в положение «ПОДГОТОВКА», при этом точность согласования шкал должна быть не хуже ±0,1°;

- установить по шкале «КУРС ПРИВЕДЕНИЯ » прибора 2 значение курса, равное курсу приведения;

- включить прибор 1ПМ-М (пункты г,д,е подраздела 2.2);

- в случае, если в начальный момент приведения ЧЭ будет отклонен от меридиана на угол больше 10°, действуя переключателем «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН» прибора 1ПМ-М подвести его к меридиану;

- проверить согласование шкал «КУРС » прибора 26М, «РАЗНОСТЬ КУРСОВ » и «КУРС ПРИВЕДЕНИЯ » прибора 2 и, в случае необходимости, согласовать рукояткой , установив на это время переключатель «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН» прибора 2 в положение «ОТКЛ.»;

- установить переключатель «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН» прибора 2 в положение «ВКЛ.»;

- дальнейшие действия по запуску системы аналогичны нормальному приготовлению.

Контроль за ускоренным приведением ЧЭ производите по световому табло «УСКОРЕННОЕ ПРИВЕДЕНИЕ» прибора 2 и прибора 23НМ. Табло загорается только в том случае, когда к ЧЭ прикладывается момент приведения, то есть подается питание на электромагнитный статор АСД-005 прибора 1ПМ-М. Через 1-1,5 часа, независимо от положения ЧЭ, выключите ускоренное приведение, поставив переключатель «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИМН» прибора 2 в положение «ОТКЛ.».

 

П р и м е ч а н и е . Во время ускоренного приведения шкалой постоянной поправки курса « » прибора 26М не пользоваться.

 

Приведение ЧЭ в меридиан по датчику курса другой курсовой системы или второго прибора 1ПМ-М (для системы «Курс-10А-II») производится аналогичным образом при соответствующем положении переключателя «КУРС ПРИВЕДЕНИЯ » прибора 2 «ОТ ДАТЧИКА ГА» или «ОТ ДАТЧИКА ГК».

При этом необходимо согласовывать шкалы «КУРС » прибора 26М, «РАЗНОСТЬ КУРСОВ » прибора 2 и шкалу источника опорного направления (меридиана).

 

2.4 Согласование «на стопорах» механизма выработки угла разведения гироскопов

 

Определить угол разведения гироскопов по шкале « » прибора 1ПМ-М, запомнить отсчет по шкале « » прибора 26М при включенной следящей системе  и ввода в систему действительных значений скорости  и широты  (при  равной нулю значение угла « » должно ориентировочно соответствовать широте места), при отключенных тумблерах « » и «ССП- » прибора 26М вручную отвести шкалу « » прибора 26М на 10° дальше от стопора 15° или 83° (в зависимости от того, какой стопор ближе), чем значение по шкале « » прибора 1ПМ-М. Включить тумблер «ССП- » и, медленно вращая рукоятку , подвести шкалу « » к ближайшему отсчету 15° или 83°. К отсчету подходить осторожно, не допуская удара кинематической линии о стопоры. После этого, медленно вращая рукоятку в обратную сторону, установить по шкале « » прибора 26М нужный отсчет, включить тумблер « ». Снять период незатухающих колебаний согласно и при необходимости введите поправку .

 





Выключение ГК

 

Выключение системы производить в следующем порядке:

 

В приборе 1ПМ-М:

- поставить тумблеры «Усилитель» и «ОСВЕЩЕНИЕ» в положение «ОТКЛ.»;

- поставьте переключатель «ПУСК» в положение «ОТКЛЮЧЕНО»;

 

В приборе 26М:

- снять напряжение с системы, поставив переключатели «127 В 500 Гц» и «110 В 50 Гц» в положение «ОТКЛ.»;

- выключить преобразователь питания, нажав кнопку «СТОП»;

- выключить выпрямитель при работе с электромашинным преобразователем;

- выключить тумблер «ССП- ».

После выключения системы осмотреть приборы, протереть стол и нактоуз прибора 1ПМ-М чистой марлей.

В данном положении органов управления система готова к повторному пуску.

 



Режимы работы

 

Основной режим работы

 

Основным режимом работы системы является работа ЧЭ прибора 1ПМ-М с затуханием и автоматическим отключением затухания на маневрировании.

Основной режим работы обеспечивается следующими положениями органов управления прибора 26М:

а) после прихода ЧЭ в меридиан при запуске системы переключатель «РЕЖИМ РАБОТЫ ГК» установить в положение «АВТОМ.»;

б) переключатель «ЗОНА ВЫКЛЮЧЕНИЯ ЗАТУХАНИЯ» установить в положение «2».

При плавании в штормовую погоду при большом волнении моря для исключения ложного выключения затухания от больших углов рыскания по курсу и пульсации скорости переключатель «ЗОНА ВЫКЛЮЧЕНИЯ ЗАТУХАНИЯ» установить в положение «3».

Положению «1» переключателя соответствует наибольшая чувствительность устройства выключения затухания к действующему ускорению, вследствие малых углов рыскания объекта и пульсации скорости.

Резервные режимы работы

 

При выходе из строя автоматической выработки сигнала выключения затухания, выключение затухания при необходимости производить нажатием кнопки «МАНЕВР» в приборе 34М-1 (34М-П) или установкой переключателя «РЕЖИМ РАБОТЫ ГК» прибора 26М в положение «БЕЗ ЗАТУХ.».

В случае выхода из строя системы автоматического регулирования температуры поддерживающей жидкости прибора 1ПМ-М переключатель «ОХЛАЖДЕНИЕ» поставить в положение «АВАР. РАБ.». Регулирование температуры поддерживающей жидкости в этом случае производить изменением количества охлаждающей воды с помощью крана системы охлаждения. Температура поддерживающей жидкости при этом должна быть 40±2°С.

При неисправности лага или следящей системы скорости ввод скорости  в систему осуществлять вручную из прибора 34М-1 (34М-П), для чего:

- в приборе 26М установить переключатель «ВВОД СКОРОСТИ », расположенный на внутренней стороне верхней крышки, в положение «РУЧН.»;

- в приборе 34М-1 (34М-П), действуя кнопками «РУЧНОЙ ВВОД СКОРОСТИ », устанавливать необходимую скорость, контролируя по шкале «СКОРОСТЬ ПО ЛАГУ».

 

 



Определение зоны застоя

- нажимая кнопку «РАССОГЛАСОВАНИЕ СЛЕДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ», «УВЕЛИЧ.», расположенную на крышке прибора 1ПМ-М, рассогласовать следящую систему на угол 1-3°. Отпустить кнопку. После согласования следящей системы снять отсчет по шкале курса.

Затем рассогласовать следящую систему на угол 1-3° в другую сторону (кнопка «УМЕНЬШ.»). После согласования следящей системы снять второй отсчет. Разность значений двух отсчетов будет характеризовать зону застоя следящей системы. Зона застоя следящей системы не должна превышать 0°,1.

 

6.2 Время отработки угла 30°

- в приборе 1ПМ-М нажать одну из кнопок «РАССОГЛАСОВАНИЕ СЛЕДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ» и рассогласовать следящую сферу относительно ЧЭ.

Когда угол рассогласования (контролируется по шкале курса) достигнет значения 40-50°, кнопку отпустить, после чего следящая сфера начнет согласовываться с ЧЭ. При достижении следящей системой угла рассогласования 30° пустить секундомер и замерить время отработки.

Время отработки не должно превышать 2,5 сек.

Замерить время отработки при рассогласовании следящей сферы в другую сторону. Разность во времени отработки не должна превышать ±1 сек.

 

Затухающих колебаний

Разборка прибора 1ПМ-М

Разборка прибора 1ПМ-М производится при загрузке или замене ЧЭ, замене поддерживающей жидкости, а также при необходимости зачистки и промывки графитовых электродов ЧЭ и следящей сферы.

Производить разборку прибора в следующей последовательности:

- приготовить треногу и специальную подставку для ЧЭ (из ЗИПа);

- открыть крышку прибора 1ПМ-М;

- разъединить штепсельные разъемы на столе прибора 1ПМ-М;

- отвернуть крепежные болты, соединяющие стол с внутренним карданным кольцом;

- отдав гайки, надетые на ручки, одновременным вворачиванием обеих ручек отжать стол;

- поднять стол осторожно, не наклоняя, и держать до тех пор, пока поддерживающая жидкость не стечет из следящей сферы в резервуар;

- установить стол со следящей сферой на треногу;

- отвернуть шесть винтов, соединяющих нижнюю чашу с верхней чашей следящей сферы;

- отделить нижнюю чашу от верхней чаши, опускать без перекосов, и установить на имеющееся в гиропосту место;

- установить ЧЭ на подставку; если ЧЭ не подлежит повторной загрузке в прибор 1ПМ-М, убрать его в специальный ящик, предварительно потерев марлей, смоченной спиртом.

 

Сборка прибора 1ПМ-М

 

Перед сборкой прибора необходимо проверить правильность и надежность электрического монтажа следящей сферы прозвонкой коллектора с соответствующими токоподводами верхней следящей сферы.

 

Производить сборку прибора в следующей последовательности:

- вынуть ЧЭ из ящика и, сохраняя горизонтальность экваториального пояса, установить ЧЭ на специальную подставку, имеющуюся в ЗИПе при этом крайне осторожно обращаться с ЧЭ, не наклонять его на угол, больший 45°, не подвергать ударам, вибрации и резким поворотам;

- протереть ЧЭ марлей, смоченной в спирте (если загрязнены графитовые электроды, зачистить их мелкой шлифовальной шкуркой зернистостью не более № 20, сохраняя класс чистоты поверхности);

- вложить, не наклоняя, ЧЭ в нижнюю следящую чашу и соединить ее с верхней чашей;

- завернуть контактные винты;

- приподнять стол со следящей сферой над резервуаром и медленно отпустить его в резервуар так, чтобы за время опускания поддерживающая жидкость заполнила внутренний объем следящей сферы;

- посадить стол на установочные штифты и болтами скрепить с резервуаром, предварительно вывинтив ручки стола, законтрив их специальными гайками;

- соединить штепсельные разъемы на столе прибора;

- при установке нижней чаши на место необходимо обратить внимание на то, чтобы опорная поверхность головки прижимного винта фазы 28 не касалась поверхности нижнего кольца следящей сферы. В противном случае следует разжать витки пружины прижимного контакта, чем будет обеспечено надежное соединение нижней полярной шапки с фазой 28.

 

Проверка сигнализации

 

15.1 Проверка ламп сигнализации:

- изменяя поочередно положения переключателя «ПРОВЕРКА СИГНАЛИЗАЦИИ» (В20) прибора 26М, убедиться в исправности ламп сигнализации;

- при изменении положений переключателя должны загораться лампы прибора 26М за номером, соответствующим положению переключателя «ПРОВЕРКА СИГНАЛИЗАЦИИ», а также соответствующее световое табло прибора 34М-1 (34М-II);

- в положениях 7, 8 и 9 переключателя В20 загораются мигающим светом табло «НЕИСПРАВНОСТЬ ПРИБОРА 26М», «НЕИСПРАВНОСТЬ» прибора 34М-1 (34М-П) и подается звуковой сигнал ревуна.

В случае необходимости проверки ламп сигнализации на ходу объекта (при изменении значений курса, скорости и широты) следует предварительно отключить тумблеры « », « », « », « » прибора 26М.

 

15.2 Проверка сигнализации при отклонении температуры:

Установить переключатель «ОХЛАЖДЕНИЕ» в приборе 1ПМ-М в положение «ОТКЛЮЧЕНО» или «АВАР.РАБ.»; при отклонении температуры поддерживающей жидкости по термометру прибора 1ПМ-М от установившегося значения на +2 -0,5° или -2 +0°:

- загорается мигающим светом табло «ОТКЛОНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ» и подается звуковой сигнал в приборе 26М;

- загорается мигающим светом табло «НЕИСПРВНОСТЬ» в приборе 34М;

- после нажатия кнопки «ВЫКЛЮЧЕНИЕ РЕВУНА» прибора 26М прекращается звуковой сигнал ревуна, а световые табло начинают гореть ровным светом.

 

15.3 Проверка сигнализации при отклонении токов в фазах питания ЧЭ:

- подключить между двумя любыми фазами питания ЧЭ на коллекторе переменное сопротивление не менее 300 ом с пределом по току не менее 1а;

- уменьшать сопротивление до момента срабатывания токового сигнализатора, который должен срабатывать при изменении тока в каждой из двух фаз на 0,5±0,25 а;

- отключить одну фазу в линии питания ЧЭ, вынув один из предохранителей Пр14, Пр15 или Пр16 прибора 1ПМ-М и убедиться в срабатывании токового сигнализатора.

 

При срабатывании токового сигнализатора должно наблюдаться следующее:

- загорается мигающим светом табло «ОТКЛОНЕНИЕ ТОКА» в приборе 26М;

- возникает звуковой сигнал ревуна;

- загорается мигающим светом табло «НЕИСПРАВНОСТЬ» в приборе 34М-1 (34М-П);

- после нажатия кнопки «ВЫКЛЮЧЕНИЕ РЕВУНА» прибора 26М прекращается звуковой сигнал, а световые табло начинают гореть ровным светом;

- при отпускании токового сигнализатора световые табло приборов 26М и 34М-1 (34М-П) должны погаснуть.

 

15.4 Проверка сигнализации о рассогласовании азимутальной следящей системы прибора 1ПМ-М:

- отключить обмотку возбуждения двигателя ДГ-2ТА (вынуть предохранитель Пр8 в приборе 1ПМ-М);

- вставить отвертку в шлиц вала шестерни редуктора и медленно отведите следящую систему на угол 0,8-1,5°. При достижении величины рассогласования 0,8-1,5° должно наблюдаться следующие:

- загорается мигающим светом табло «РАССОГЛАСОВ. СЛЕД. СИСТ. ГК» и подается звуковой сигнал ревуна прибора 26М;

- загорается мигающим светом табло «НЕИСПРАВНОСТЬ» в приборе 34М-1 (34М-П);

- после нажатия кнопки «ВЫКЛЮЧЕНИЕ РЕВУНА» прибора 26М прекращается звуковой сигнал ревуна, а световые табло начинают гореть ровным светом.

Производить проверку поочередно при рассогласовании на увеличение и на уменьшение отсчетов.

 

15.5 Проверка сигнализации о работе следящих систем приборов 26М и типа 9М:

Выключить соответствующим тумблером питание следящей системы, вручную отвести ее от согласованного положения на 10-15° или 10-15 узлов (для прибора 9М – на 20-30°) и включить этот же тумблер.

На время рассогласования следящей системы прибора 26М должно наблюдаться следующее:

- загорается мигающим светом табло «НЕИСПРАВНОСТЬ ПРИБОРА 26М» и подается звуковой сигнал ревуна в приборе 26М;

- загорается табло «РЕЗЕРВНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ» и соответствующие лампы «РЕЗЕРВНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ» и «НЕИСПРАВНОСТЬ» в приборе 26М;

- загорается мигающим светом табло «НЕИСПРАВНОСТЬ» прибора 34М-1 (34М-П).

После отработки следящей системой прибора 26М величины рассогласования звуковой сигнал и мигание световых табло прекращаются и остаются гореть табло «РЕЗЕРВНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ» и соответствующая лампа «РЕЗЕРВНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ» в приборе 26М.

 

На время рассогласования следящей системы прибора типа 9М должно наблюдаться следующее:

- загорается световое табло «Резервный усилитель» и «неисправность прибора» в приборе типа 9М;

- загорается табло «НЕИСПРАВНОСТЬ» прибора 34М-1 (34М-П).

После отработки следящей системой прибора типа 9М величины рассогласования сигнализация о неисправности должна прекратиться.

 

Проверку сигнализации о работе следящих систем с резервными усилителями производить аналогично изложенному.

 

15.6 Проверка сигнализации о неисправности предохранителей:

Последовательно с помощью щипцов, вынимая и устанавливая на место предохранители в приборе 26М, работа которых контролируется сигнализацией (т.е. те предохранители, под которыми установлены сигнальные фонари), убедиться, что:

- при вынимании предохранителя в приборе 26М загорается мигающим светом табло «НЕИСПРАВНОСТЬ ПРИБОРА 26М», подается звуковой сигнал ревуна и загорается соответствующая данному предохранителю лампа; в приборе 34М-1 (34М-П) загорается мигающим светом табло «НЕИСПРАВНОСТЬ»;

- при установке предохранителя на место световые и звуковой сигналы прекращаются.

 

 



Меры безопасности

 

Питание комплекта гирокомпаса «Курс – 10А» осуществляется током напряжением до 380 В, а приборов системы – до 127 В.

Во избежание поражения электрическим током при работе с гирокомпасом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

- действия по устранению таких неисправностей, как замена вышедших из строя электроэлементов, подпайка оторвавшихся концов монтажа, следует производить при отключенном питании;

- замену предохранителей при работающей системе допускается производить только специальными щипцами, имеющимися в ЗИПе;

- при работающей системе крышки всех приборов должны быть закрыты;

- к выгрузке чувствительного элемента прибора 1ПМ-М приступить не ранее, чем через 1 час 30 минут после выключения системы;

- загрузку и выгрузку чувствительного элемента должны производить 2 человека;

- все экранирующие оболочки кабелей внешнего монтажа должны быть надежно соединены с корпусами приборов, а последние должны быть заземлены; экранирующие оболочки внутриприборного монтажа должны быть соединены с корпусами приборов в соответствии с принципиальными схемами.

При эксплуатации системы необходимо помнить, что реактивы, используемые для составления поддерживающей жидкости, опасны для жизни.

Формалин представляет собой сильно действующий яд. После работы с ним необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Посуда, в которой хранился формалин или которая использовалась для приготовления или хранения поддерживающей жидкости, должна быть тщательно вымыта.

Техническая бура содержит вредные примеси, поэтому при работе с ней необходимо применять меры предосторожности, исключающие попадание ее внутрь организма.

Гидролизный спирт, используемый при обслуживании системы, предназначен только для технических целей, оговоренных в инструкцией, и содержит в своём составе ядовитые примеси, поэтому использование его не по назначению категорически запрещается.

Хранить формалин, буру, приготовленную поддерживающую жидкость и гидролизный спирт необходимо в закрытых и опечатанных ящиках, исключающих доступ к ним лиц, не знающих правил обращения с ними. Необходимо обращать особое внимание на меры безопасности при обучении обслуживающего персонала, как в учебных классах, так и на корабле.

К обслуживанию допускаются лица, полностью изучившие систему и техническую документацию.

Проведение тренировок и отработка нормативов по обслуживанию ГК, связанных с частыми пусками, на действующих комплектах ГК категорически запрещено; допускается проведение только на учебной технике.

 


2 Подготовка к включению и запуск ГК

ГК «Курс-10А» устанавливается в гиропосту так, чтобы со стороны кормы к прибору 1 ПМ-М обеспечивался доступ для обслуживания (более 550 мм). Вблизи ГК необходимо предусмотреть место (1,5-2,0 м2) для загрузки и выгрузки чувствительного элемента и других работ.

 

2.1 Осмотр и подготовка системы к пуску

 

Перед каждым пуском системы необходимо производить предварительный осмотр; особенно тщательно осматривать приборы системы после длительного перерыва в работе.

 

Осмотр системы производить в следующем порядке:

- убедиться в отсутствии питания в системе;

- проверить у каждого прибора наличие и целостность предохранителей, ламп, надежность посадки их в гнезда и патроны прикладыванием незначительного усилия от руки к предохранителю или лампе; предохранители и лампы должны иметь номиналы, соответствующие принципиальным схемам;

- для обнаружения грубых неполадок проверить легкость хода вращающихся частей всех приборов и механизмов, вращая рукой рукоятки ручного ввода;

 

Подготовить систему к пуску, для чего:

- замерить уровень поддерживающей жидкости в приборе 1ПМ-М, для чего отвернуть пробку (рис.32, 1) и опустить в отверстие деревянную палочку (должно быть 35мм от верхнего среза); при необходимости либо долить заранее приготовленную жидкость, либо отлить ее;

- проверить подачу в прибор 12М-Т охлаждающей воды из водяной магистрали объекта, либо из змеевика цистерны (рис.33, 1);

- проверить уровень дистиллированной воды в приборе 12М-Т (рис. 33, 2) и при необходимости долить до уровня, указанного риской на водомерном стекле;

- убедиться в том, что в системе автопрокладчика установлена широта места нахождения объекта; согласовать показания счетчика «ШИРОТА» прибора 34М-1 с помощью рукоятки согласования со шкалой автопрокладчика (рис. 34, 1);

- убедиться в том, что в системе лага установлено значение скорости, соответствующее скорости объекта (рис. 36, 1);

- проверить исходное положение тумблеров и переключателей на приборах в соответствии с табл. 1.

 

Таблица 1 - Исходное положение тумблеров и переключателей

 

Прибор

Переключатель или тумблер

№ переключателя или тумблера Исходное положение
1ПМ-М (рис. 32)

«ПРИЕМНОЕ УСТРОЙСТВО», 1

«ОСВЕЩЕНИЕ», 10

«ОХЛАЖДЕНИЕ», 6

«УСИЛИТЕЛЬ», 2

«ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН», 8

«ПУСК», 9

В1 В2 В3 В4 В5 В6 «ОТКЛ.» «ОТКЛ.» произвольное «ОТКЛ.» «ОТКЛЮЧЕНО» «ОТКЛЮЧЕНО»

26М

(рис.35)

«ССП- » (на механизме 2)  

«127 В 500 Гц»

«110 В 50 Гц»

«ОСВЕЩЕНИЕ»

«ПРОВЕРКА СИГНАЛИЗАЦИИ»,

В3 В8 В15 В18 В20 «ОТКЛ.»
«КИ» «Δ» « » «VЛ» « » « » «26 В»   На внутренней стороне нижней крышки   В9 В10 В11 В12 В14 В13 В17 При полностью исправной системе должны всегда находиться в положении «ВКЛ.»

«МАСШТАБ ВВОДА V»

В16 «2V»

«ВВОД СКОРОСТИ Vл»

В19 «АВТОМ»

«РЕЖИМ РАБОТЫ ГК»

В21 «С ЗАТУХ.»
19ПМ

S

  Выключено
23НМ

В

  Произвольно
           

Продолжение таблицы 1

Прибор Переключатель или тумблер № переключателя или тумблера Исходное положение

2

«ОСВЕЩЕНИЕ» «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН» В1 В2 «ОТКЛ.»
«УСТАНОВКА МОМЕНТА ПРИВЕДЕНИЯ» «КУРС ПРИВЕДЕНИЯ КП» «ГК-1 – ГК-2» В9   В10 В11 Произвольное

«127 В 500 Гц» «40 В 500 Гц» «=26В» В1 В2 В3 «ВКЛ.»
«ОСВЕЩЕНИЕ» В4 Выключено

 

Примечание. Перед пуском системы рекомендуется произвести проверку сопротивления изоляции.

 

2.2 Запуск системы

 

а) включить выпрямитель.

б) запустить преобразователь, нажав кнопку «ПУСК» прибора 26М, при этом должно загореться световое табло «ПИТАНИЕ ВКЛЮЧЕНО» прибора 26М; у статических преобразователей должны загореться световые табло «ВКЛЮЧЕНО».

в) установить переключатель «127 В 500 Гц» прибора 26М в положение «ВКЛ.», при этом должны загореться табло «127 В 500 Гц» и «40 В 500 Гц» прибора 26М; установить переключатель «110 В 50 Гц» в положение «ВКЛ», при этом должны загореться световые табло «110 В 50 Гц» и «26 В»; если во время включения питания какая-нибудь следящая система перейдет на резервный усилитель, ее необходимо перевести на основной усилитель, для чего в приборе 26М необходимо кратковременно отключить переключатель «110 В 50 Гц» или нажать кнопку «ПЕРЕХОД НА ОСН. УСИЛ.»; в приборах типа 9М – кратковременно отключить питание 26 В.

 

Примечание: При включении переключателя «127 В 500 Гц» возможна световая и звуковая сигнализации неисправности следящей системы, а также кратковременное загорание табло «ГК БЕЗ ЗАТУХ.» прибора 26М и «ГК БЕЗ ЗАТУХАНИЯ» прибора 34М-1.

 

г) установить переключатель «ПУСК» и тумблер «УСИЛИТЕЛЬ» прибора 1ПМ-М во включенное положение; стрелки амперметров будут находиться за верхними пределами шкал амперметров, т.к. пусковые токи будут превышать 3А, затем в течение 45-60 мин. ток должен снизиться до рабочих токов (от 1,0 до 2,5 А в каждой фазе); при этом в приборе 34М-1 (39М-П) должно загореться табло «РАБОТА ГК» («ГК-1» или «ГК-2»).

Если система не согласовывается и имеет безостановочное вращение, отключить тумблер «УСИЛИТЕЛЬ», включение усилителя произвести после спадания пусковых токов.

 

Примечание. При включении прибора 1ПМ-М должна наблюдаться световая и звуковая сигнализация в приборе 26М и световая сигнализация в приборе 34М-1 (34М-П) об отклонении токов питания ЧЭ и температуры поддерживающей жидкости.

 

д) проверить согласованность следящей сферы с ЧЭ путем сравнения курса по ЧЭ с показанием шкалы прибора 1ПМ-М и при необходимости, действуя кнопками «РАССОГЛАСОВАНИЕ СЛЕДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ», согласовать ЧЭ со следящей сферой.

е) включить систему охлаждения, для чего установить переключатель «ОХЛАЖДЕНИЕ» прибора 1ПМ-М в положение «АВАР. РАБ.», проверить открытие крана системы охлаждения, имеющегося в нижней части прибора 1ПМ-М и направление вращения ротора помпы, после чего переключатель «ОХЛАЖДЕНИЕ» установить в положение «АВТ. РАБ.».

ж) согласовать синхронную передачу курса в прибор 23НМ, для чего установить переключатель В прибора 23НМ в положение «СОГЛАСОВАНИЕ» и, вращая от руки валик сельсина Сс2, установить курсовое и четвертное перья в положения, соответствующие значению курса по шкале «КУРС» прибора 34М-1 (по соответствующей шкале «КУРС» прибора 34М-П); после этого установить переключатель В в положение «КУРСОГРАФ», при этом переключатели скоростей механизма курса и лентопротяжного механизма должны стоять в положениях «КУРСОГРАФ» и «10 мин».

и) согласовать прибор 23НМ по времени. Для согласования использовать поперечные линии, нанесенные на ленте. Расстояние между двумя соседними линиями лента проходит за 10 минут при положении переключателя лентопротяжного механизма «10 мин» и за 2,5 мин при положении переключателя «2,5 мин». Значения времени нанесены с левой стороны ленты через каждые 2 часа, т.е. 0, 2, 4 и т.д. часов.

к) после прихода ЧЭ в меридиан (через 6 часов после начала пуска) проверить угол разведения гироскопов по шкале « » прибора 1ПМ-М при помощи системы контроля угла разведения по шкале « » прибора 1ПМ-М.

л) при первом запуске произвести согласование «на стопорах» механизма выработки угла  прибора 26М с ЧЭ прибора 1ПМ-М согласно пункту 2.4.

м) после начала движения корабля и включения систем лага и автопрокладчика включить тумблер «ССП- » прибора 26М.

н) определить и ввести постоянную поправку системы.

 

2.3 Ускоренное приведение чувствительного элемента в меридиан

 

Сразу после пуска (включения) системы при экстренном приготовлении ЧЭ ускоренно приводится в меридиан.

Для ускоренного приведения в меридиан необходимо знать курс корабля с точностью 1-5°.

Ускоренное приведение в меридиан производится с помощью специального электромагнитного устройства – дугового статора АСД-005, расположенного в экваториальном поясе следящей сферы прибора 1ПМ-М.

Ускоренное приведение производится вручную или автоматически.

 

2.3.1 Ручное приведение ЧЭ в меридиан производить в следующем порядке:

- подготовить систему согласно подразделу 2.1;

- произвести запуск согласно подразделу 2.2 (пункты а - и);

- действуя переключателем «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН» прибора 1ПМ-М привести ЧЭ к меридиану, контролируя его движение по шкале прибора 1ПМ-М.

Во время ускоренного приведения следить за ЧЭ и при подъеме или опускании экваториальной линии ЧЭ более, чем на 7 мм «притормаживать» движение ЧЭ, устанавливая рукоятку переключателя в положение, противоположное предыдущему, до тех пор, пока экваториальная линия ЧЭ не займет положение, близкое к горизонту. Когда ЧЭ будет около меридиана, кратковременным включением питания обмоток электромагнитного устройства удерживайте ЧЭ в меридиане в течение 20-30 минут.

 

П р и м е ч а н и е.

1. Если переключатель стоит в положении «УМЕНЬШ.», то шкалы прибора 1ПМ-М должны вращаться на уменьшение отсчета, если переключатель стоит в положении «УВЕЛИЧ.», шкалы должны вращаться на увеличение отсчета.

2. Во время приведения ЧЭ в меридиан следить за изменением курса объекта, чтобы быть уверенным в правильности приведения.

 

2.3.2 Для автоматического приведения ЧЭ в меридиан необходим источник опорного направления (меридиана). В качестве последнего может быть использован датчик курса прибора 2, датчик курса другой курсовой системы или, для системы «Курс-10А-II», датчик курса второго прибора 1ПМ-М.

Приведение ЧЭ в меридиан по датчику курса прибора 2 из холодного состояния прибора 1ПМ-М производить в следующей последовательности:

1. Подготовить систему к пуску согласно подразделу 2.1.

2. внутри прибора 2 установить:

- переключатель «КУРС ПРИВЕДЕНИЯ » - в положение «ОТ ДАТЧИКА ПРИБОРА 2»;

- тумблер В11 – в положение «ГК-1» (в системе «Курс-10А-II» в положение, соответствующее приводимому компасу «ГК-1» или «ГК-2»);

- переключатель «УСТАНОВКА МОМЕНТА ПРИВЕДЕНИЯ» - в положение, соответствующее широте местонахождения объекта;

- по шкале «ТОЧН.ПРИВЕДЕНИЯ ГК» - значение зоны в зависимости от амплитуды рыскания объекта и точности определения курса приведения;

 

П р и м е ч а н и е. Положение переключателя «УСТАНОВКА МОМЕНТА ПРИВЕДЕНИЯ»допускается изменять, исходя из результатов предыдущей работы прибора в данном месте стояния.

 

- согласовать шкалы «КУРС » прибора 26М, «РАЗНОСТЬ КУРСОВ » и «КУРС ПРИВЕДЕНИ » прибора 2, для чего:

- произвести запуск согласно пунктам а-в подраздела 2.2.

- установить по шкале «КУРС ПРИВЕДЕНИЯ » прибора 2 значение курса, равное курсу по шкале «КУРС » прибора 26М, а по шкале «РАЗНОСТЬ КУРСОВ » - нулевой отсчет;

- установить переключатель «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН» прибора 2 в положение «ПОДГОТОВКА», при этом точность согласования шкал должна быть не хуже ±0,1°;

- установить по шкале «КУРС ПРИВЕДЕНИЯ » прибора 2 значение курса, равное курсу приведения;

- включить прибор 1ПМ-М (пункты г,д,е подраздела 2.2);

- в случае, если в начальный момент приведения ЧЭ будет отклонен от меридиана на угол больше 10°, действуя переключателем «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН» прибора 1ПМ-М подвести его к меридиану;

- проверить согласование шкал «КУРС » прибора 26М, «РАЗНОСТЬ КУРСОВ » и «КУРС ПРИВЕДЕНИЯ » прибора 2 и, в случае необходимости, согласовать рукояткой , установив на это время переключатель «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН» прибора 2 в положение «ОТКЛ.»;

- установить переключатель «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИАН» прибора 2 в положение «ВКЛ.»;

- дальнейшие действия по запуску системы аналогичны нормальному приготовлению.

Контроль за ускоренным приведением ЧЭ производите по световому табло «УСКОРЕННОЕ ПРИВЕДЕНИЕ» прибора 2 и прибора 23НМ. Табло загорается только в том случае, когда к ЧЭ прикладывается момент приведения, то есть подается питание на электромагнитный статор АСД-005 прибора 1ПМ-М. Через 1-1,5 часа, независимо от положения ЧЭ, выключите ускоренное приведение, поставив переключатель «ПРИВЕДЕНИЕ В МЕРИДИМН» прибора 2 в положение «ОТКЛ.».

 

П р и м е ч а н и е . Во время ускоренного приведения шкалой постоянной поправки курса « » прибора 26М не пользоваться.

 

Приведение ЧЭ в меридиан по датчику курса другой курсовой системы или второго прибора 1ПМ-М (для системы «Курс-10А-II») производится аналогичным образом при соответствующем положении переключателя «КУРС ПРИВЕДЕНИЯ » прибора 2 «ОТ ДАТЧИКА ГА» или «ОТ ДАТЧИКА ГК».

При этом необходимо согласовывать шкалы «КУРС » прибора 26М, «РАЗНОСТЬ КУРСОВ » прибора 2 и шкалу источника опорного направления (меридиана).

 

2.4 Согласование «на стопорах» механизма выработки угла разведения гироскопов

 

Определить угол разведения гироскопов по шкале « » прибора 1ПМ-М, запомнить отсчет по шкале « » прибора 26М при включенной следящей системе  и ввода в систему действительных значений скорости  и широты  (при  равной нулю значение угла « » должно ориентировочно соответствовать широте места), при отключенных тумблерах « » и «ССП- » прибора 26М вручную отвести шкалу « » прибора 26М на 10° дальше от стопора 15° или 83° (в зависимости от того, какой стопор ближе), чем значение по шкале « » прибора 1ПМ-М. Включить тумблер «ССП- » и, медленно вращая рукоятку , подвести шкалу « » к ближайшему отсчету 15° или 83°. К отсчету подходить осторожно, не допуская удара кинематической линии о стопоры. После этого, медленно вращая рукоятку в обратную сторону, установить по шкале « » прибора 26М нужный отсчет, включить тумблер « ». Снять период незатухающих колебаний согласно и при необходимости введите поправку .

 





Выключение ГК

 

Выключение системы производить в следующем порядке:

 

В приборе 1ПМ-М:

- поставить тумблеры «Усилитель» и «ОСВЕЩЕНИЕ» в положение «ОТКЛ.»;

- поставьте переключатель «ПУСК» в положение «ОТКЛЮЧЕНО»;

 

В приборе 26М:

- снять напряжение с системы, поставив переключатели «127 В 500 Гц» и «110 В 50 Гц» в положение «ОТКЛ.»;

- выключить преобразователь питания, нажав кнопку «СТОП»;

- выключить выпрямитель при работе с электромашинным преобразователем;

- выключить тумблер «ССП- ».

После выключения системы осмотреть приборы, протереть стол и нактоуз прибора 1ПМ-М чистой марлей.

В данном положении органов управления система готова к повторному пуску.

 



Режимы работы

 

Основной режим работы

 

Основным режимом работы системы является работа ЧЭ прибора 1ПМ-М с затуханием и автоматическим отключением затухания на маневрировании.

Основной режим работы обеспечивается следующими положениями органов управления прибора 26М:

а) после прихода ЧЭ в меридиан при запуске системы переключатель «РЕЖИМ РАБОТЫ ГК» установить в положение «АВТОМ.»;

б) переключатель «ЗОНА ВЫКЛЮЧЕНИЯ ЗАТУХАНИЯ» установить в положение «2».

При плавании в штормовую погоду при большом волнении моря для исключения ложного выключения затухания от больших углов рыскания по курсу и пульсации скорости переключатель «ЗОНА ВЫКЛЮЧЕНИЯ ЗАТУХАНИЯ» установить в положение «3».

Положению «1» переключателя соответствует наибольшая чувствительность устройства выключения затухания к действующему ускорению, вследствие малых углов рыскания объекта и пульсации скорости.

Резервные режимы работы

 

При выходе из строя автоматической выработки сигнала выключения затухания, выключение затухания при необходимости производить нажатием кнопки «МАНЕВР» в приборе 34М-1 (34М-П) или установкой переключателя «РЕЖИМ РАБОТЫ ГК» прибора 26М в положение «БЕЗ ЗАТУХ.».

В случае выхода из строя системы автоматического регулирования температуры поддерживающей жидкости прибора 1ПМ-М переключатель «ОХЛАЖДЕНИЕ» поставить в положение «АВАР. РАБ.». Регулирование температуры поддерживающей жидкости в этом случае производить изменением количества охлаждающей воды с помощью крана системы охлаждения. Температура поддерживающей жидкости при этом должна быть 40±2°С.

При неисправности лага или следящей системы скорости ввод скорости  в систему осуществлять вручную из прибора 34М-1 (34М-П), для чего:

- в приборе 26М установить переключатель «ВВОД СКОРОСТИ », расположенный на внутренней стороне верхней крышки, в положение «РУЧН.»;

- в приборе 34М-1 (34М-П), действуя кнопками «РУЧНОЙ ВВОД СКОРОСТИ », устанавливать необходимую скорость, контролируя по шкале «СКОРОСТЬ ПО ЛАГУ».

 

 



Виды и периодичность технического обслуживания

Техническое обслуживание (ТО) - комплекс работ для поддержания исправного или только работоспособного состояния ТСН при их подготовке и использовании по назначению, хранении и транспортировании.

Основными задачами ТО МСН являются:

- поддержание постоянной боевой готовности МСН,

- сохранение ресурса ТСН,

- предупреждение и своевременное выявление отказов и неисправностей МСН.

Основными руководящими документами по организации ТО МСН являются:

- Правила штурманской службы по отдельным приборам и системам (ПШС),

- эксплуатационная документация (ЭД) МСН и другие документы.

Техническое обслуживание МСН включает контроль технического состояния МСН, регламентные работы и проверки, замену некоторых составных частей, проверку и доукомплектование ЗИП и другие работы.

При техническом обслуживании МСН работы следует проводить в строгом соответствии с эксплуатационной документацией, при этом запрещается:

- длительный перегрев ЧЭ при температуре поддерживающей жидкости свыше +45°С;

- производить замену ЧЭ ранее, чем через 1,5 часа после снятия электропитания с основного прибора;

- при замене и транспортировке ЧЭ наклонять на углы более 45°;

- при ручном ускоренном приведении ЧЭ в меридиан не допускать поднятия экваториальной линии ЧЭ относительно горизонтальной риски на смотровом стекле следящей сферы более чем на 7мм.

Основными видами ТО МСН являются:

 а) ежедневное,

 б) периодическое:

- еженедельное,

- ежемесячное,

- ежеквартальное,

- полугодовое,

- годовое,

- предпоходовое,

- межпоходовое (послепоходовое).

 

Результаты технического обслуживания заносятся в контрольный лист (в журнал контрольных листов), в который записываются конечные результаты ТО, а результаты всех наблюдений (измерений) навигационных параметров и расчеты заносятся в журналы электронавигационных приборов.( приложение  )

При обслуживании работающей системы гирокомпаса «Курс-10А» при заступлении на вахту проверить:

- напряжения, поступающие в прибор 26М; 127 В 500 Гц; 110 В 50 Гц на соответствующих гнездах прибора 26М;

- показания амперметров в приборе 1ПМ-М;

- показания термометра прибора 1ПМ-М;

- положение ЧЭ по высоте;

- уровень поддерживающей жидкости в резервуаре прибора 1ПМ-М;

- уровень воды в помпе охлаждения по риске на водомерном стекле;

- подачу воды для охлаждения помпы.

 

Перед каждым выходом в море:

- проверить угол разведения гироскопов;

- определить и ввести постоянную поправку ;

- проверить исправность ламп сигнализации;

- проверить выработку сигналов о неисправности приборов 1ПМ-М, 9М и 26М.

 

Через каждые 3000 часов наработки системы, но не менее 1 раза в 6 месяцев производить следующие профилактические работы:

- произвести замену поддерживающей жидкости (при потемнении жидкости замену производить немедленно);

- у контактных сельсинов протереть кольца коллектора чистой бязью, смоченной спиртом;

- одновременно с заменой поддерживающей жидкости произвести замер сопротивления изоляции между электродами следящей сферы, которое после промывки и просушки следящей сферы должно быть не менее 0,5 мОм, осмотр чистоты контактирующих поверхностей стержней и мест резьбовых отверстий, осмотр состояния графито-эбонитовых поверхностей и, в случае необходимости, их зачистку;

- после замены поддерживающей жидкости проверить следящую систему и отрегулировать положение ЧЭ по высоте;

- произвести проверку приборов, измерение параметров системы и, в случае необходимости, их регулирование и настройку;

- произвести смазку узлов системы.

Указанные работы производить при нахождении корабля в базе в базе.

 

После замены чувствительного элемента:

- отрегулировать положение ЧЭ по высоте;

- проверить азимутальную следящую систему;

- проверить систему обратного контроля;

- проверить период незатухающих колебаний;

- определить и ввести постоянную поправку .

 

При использовании ГК на корабле:

- систематически при первой возможности проверить постоянную поправку ;

- произвести сличение показаний репитеров как с основным прибором ГК, так и с главным МК. При наличии существенных расхождений репитеры согласовать с основным прибором и заново определить постоянную поправку ГК;

- проверять установку широты и скорости в приборе 34М;

- проверять согласование курсографа с основным прибором ГК и корабельным измерителем времени;

- не реже 1 раза в неделю проверять состояние контактов термореле, токосъемных колец следящей сферы и репитеров, положение элементов и состояние электрического монтажа.

 



Дата: 2019-07-31, просмотров: 353.