Основные концепции и учения, рассматривающие вопросы показателей нормального и нарушенного психического развития - три систематических блока: I блок – блок социально-психологических концепций, которые дают представление о генезисе, строении, развитии и нарушении (или несформированности) психической деятельности ребенка. II блок – блок нейропсихологических концепций, раскрывающие закономерности и взаимосвязи мозга и высших психических функций (ВПФ) в развитии в зависимости от возрастного этапа развития ребенка. III блок – блок психологических концепций, раскрывающие психологическое содержание, структуру ВПФ на разных возрастных этапах; выявляющие несформированность (девиацию, дефицит или дефект) в развитии ВПФ; обнаруживающие наличие (или отсутствие) связи девиации развития психического развития ребенка с морфологической или социальной составляющей строения ВПФ.
Тема II .2 Основные нейрофизиологические показатели нарушенного развития
Основные показатели деятельности ЦНС – маркеры нарушенного развития: скорость и эффективность обменных процессов. Основные показатели функционирования ЦНС на биоэлектрическом уровне – ритмы деятельности мозга (α-, β-, γ-, θ- и др. ритмы). Возрастные закономерности изменения основных показателей обменных и биоэлектрических процессов.
Тема II .3 Основные медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий
Основные медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий (механизмы нарушенного развития): слабая дифференцированность нервных клеток; малый размер нервных клеток; недостаточность верхних слоев коры, обеспечивающих связь клеток в единую функциональную систему; незавершенность проводящих путей нервной системы – слабая миелинизация нервного волокна; недостаточность межполушарного взаимодействия. Причины возникновения и условия реализации каждого механизма нарушения.
План лекций
План семинарских занятий
Лекция 3
Тема II .1 «Концептуальные медико-биологические подходы к проблеме нормального и нарушенного развития»
Кол-во часов: 2
План:
1. Концептуальный аппарат медико-биологического подхода к проблеме нормального и нарушенного развития:
· блок социально-биологических концепций;
· блок нейропсихологических концепций;
· блок психологических концепций.
2. Основные показатели нормального развития.
Список литературы:
[1; 5; 13]
Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация:
· «Понятия «норма» и «отклонение» в развитии».
Практическое занятие 2
Тема II .1 «Концептуальные медико-биологические подходы к проблеме нормального и нарушенного развития»
Кол-во часов: 2
Форма проведения: дискуссия
План:
1. Концептуальный аппарат медико-биологического подхода к проблеме нормального и нарушенного развития:
· блок социально-биологических концепций;
· блок нейропсихологических концепций;
· блок психологических концепций.
2. Основные показатели нормального развития.
Список литературы:
[1; 5; 13]
Информационное сопровождение:
Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами:
· «Социальное и биологическое в развитии психики в онтогенезе»,
· «Нейропсихологические подходы к пониманию нормального и нарушенного развития»,
· «Психологические концепции нарушенного развития ребенка».
Лекция 4
Тема II .2 «Основные нейрофизиологические показатели нарушенного развития»
Кол-во часов: 2
План:
1. Нейрофизиологический аспект содержания понятие нарушенного развития.
2. Основные показатели нарушенного развития: нейрофизиологический подход.
Список литературы:
[2; 3; 4; 8]
Информационное сопровождение:
Мультимедийные презентации:
· «Основные нейрофизиологические показатели нарушенного развития».
Практическое занятие 3
Дата: 2019-07-31, просмотров: 272.